Национальность сада

Характеры у садов не менее разнообразны, чем у людей. Так чем же отличается итальянский сад от английского, а японский сад от китайского?

Национальность сада FOTObank/Robert Harding Synd. Национальность сада FOTObank
Боскеты - самостоятельные зоны в регулярном парке, обрамленные изгородью из кустарников Национальность сада FOTObank
Этот удивительно пластический ландшафт сложно отнести к какому-либо конкретному стилю. Это может быть и часть английской романтической усадьбы, и элемент сдержанного модерна Национальность сада FOTObank
При создании пейзажного сада используются композиции с отражающимися растениями. Яркие краски указывают на восточное "происхождение" этого ландшафта Национальность сада FOTObank
Стриженые "подушки" из декоративных кустарников и почвопокровных растений на каменном склоне- один из возможных элементов китайского сада Национальность сада FOTObank
Арка, увитая виноградом куанье, приоткрывает дорожку в секретный садик итальянской виллы Национальность сада FOTObank
Строгий прямоугольный водоем- только один из элементов итальянского рукотворного пейзажа Национальность сада FOTObank
Для создания оригинальных стриженых форм рекомендуется использовать барбарис, тую западную, некоторые виды сосны и ели Национальность сада FOTObank
Строгая геометричность французского регулярного парка противопоставля-
ется непринужденности естественного ландшафта Национальность сада FOTObank
Итальянская вилла. Характерный элемент террасных садов- переносные горшки с цветами Национальность сада FOTObank
Архитектор, работающий в стиле модерн, часто использует малофункциональ-
ные элементы. Вданном случае- круглые каменные шары Национальность сада FOTObank
Выставка в Челси. Современный вариант сада в стиле модерн Национальность сада FOTObank
Немецкий сад- это соединение сразу нескольких стилей: яркое восточное разноцветье и английский способ формирования ландшафта Национальность сада FOTObank
В Японии давно существует традиция создания моносадов из мха. Считается, что только разноцветье мхов способно по-настоящему передать все многообразие природы Национальность сада FOTObank
Цукубай- японская чаша для омовения лица и рук Национальность сада FOTObank
"Сухой" водоем, дорожка из камней и красные листья клена создают неповторимый образ японского сада Национальность сада FOTObank
Идти по "сухому" ручью нужно очень осторожно, ступая только по каменной дорожке Национальность сада FOTObank
"Золотые рыбки" в китайском саду не редкость, тем более что желтый цвет очень почитаем- он издавна ассоциируется с императорской семьей Национальность сада FOTObank
Современная эклектика объединила интимность голландского сада и тонкий вкус стиля модерн. Перед стеной дома уютно расположились стриженые кубы самшита Национальность садаФото В.Нефедова
Настоящая избушка на курьих ножках, статуя Бабы Яги и деревянная изгородь делают этот уголок сада похожим на иллюстрацию к русской сказке

Сад - это подобие Вселенной, книга, по которой можно
"прочесть" Вселенную... Книга особая: она отражает мир
в его доброй и идеальной сущности.
Д. С. Лихачев

Садовая архитектура, подобно любому искусству,- это способ выразить мироощущение человека. Поэтому и характеры у садов не менее разнообразны, чем у людей. Каждый сад- дитя определенной исторической и культурной эпохи. Он отражает темперамент и быт создающей его нации и испытывает влияние личного почерка ландшафтного архитектора.

Незабытая история

Первые из сохранившихся упоминаний об организованных ландшафтах относятся к VI-II вв. до н. э. Вто время на территории Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии садоводство уже сформировалось как отдельная область деятельности. Чуть позднее в Персии появились так называемые "парадизы" для царской охоты, в Древней Греции стали популярными общественные сады при гимнасиях, а во внутренних двориках древнеримских домов возникли небольшие перистили. Суровая эпоха Средних веков способствовала очень замкнутой жизни людей, сады "спрятались" за монастырскими стенами и стали выполнять, в основном, утилитарную функцию. Именно тогда получили распространение "кухонные" и аптекарские огороды при больницах и богадельнях, сады лекарственных трав. Всовременном понимании сад- это совокупность растений, дорожек, водоемов, построек, малых архитектурных форм, организованных на определенной территории.

Что удивительно, в каждую эпоху сады играли свою особую роль: вСредние века их устраивали для молитв и благочестивых бесед, в эпоху Возрождения- для собраний ученых и художников, приемов знати, в садах музицировали, танцевали и проводили игры. Парк периода романтизма запомнился как место для меланхолических прогулок и интимных свиданий. На протяжении многих веков создание парков было привилегией знатных и очень богатых людей. Сады занимали площадь в несколько гектаров и обслуживались десятками садовников. Сегодня ситуация сильно изменилась: многие горожане владеют небольшими участками земли и стремятся создать на них свой собственный "райский уголок". Иесли десять лет назад российские дачи поголовно напоминали средневековые «кухонные» огороды, обеспечивающие своих хозяев необходимыми овощами, то сегодня появляется все больше чисто декоративных ландшафтов.

Стилевые направления

В среде ландшафтных архитекторов обычно выделяют два главных стилевых направления: пейзажный и регулярный сад. Первый создается по принципу подражания природным ландшафтам, второй- противопоставляется им.

Регулярный сад- это сад прямых линий, клумб правильной формы и подстриженных деревьев. Воснову его решения положен прием геометрической, формальной планировки. Растения, дорожки, водоемы и другие элементы расположены симметрично относительно основной оси (осей может быть и несколько). Деревья и кустарники постоянно формируются и подстригаются, а перед домом-дворцом высаживается партерный газон. Овощные культуры, пряные и лекарственные растения оформляются небольшими геометрически правильными грядками (квадратными, прямоугольными, круглыми), образующими своеобразную мозаику. Подчеркнутые строгость и рукотворность противопоставляются хаосу естественных природных ландшафтов. Стиль являлся определяющим при создании французских, средиземноморских и ближневосточных (например, иранских) садов.

Пейзажный принцип организации сада зародился еще в Древнем Китае, в Европе же наибольшей популярностью пользовался в Англии и Франции XVIII-XIX вв., в эпохи классицизма и романтизма. Также пейзажный принцип характерен для японского сада, сада русского модерна и "кантри". Отличается живописным, свободным стилем планировки. Архитектор наслаждается красотой естественной непрямой линии, стремится воспроизвести увиденные в природе формы и сделать их более выпуклыми, яркими и отчетливыми. Впейзажном саду отсутствует геометрическая правильность, живописные группы деревьев свободно размещаются на полянках и лужайках, извилистая дорожка напоминает зарастающую тропинку в диком лесу. Водоемы максимально приближены к природным: маленький пруд, спускающийся по камням водопад или ручеек, бегущий вдоль деревьев и огибающий беседку. Вместе его пересечения с дорожкой устраивается небольшой мостик. Втаком саду цветущая лужайка как будто запущена, хотя деловитый садовник ежедневно навещает ее со своими ножницами. Пейзажный сад может ввести в заблуждение относительно своей «культурности» зарастающими уголками, заброшенными прудами, заболоченными участками и «дикими» скалами. Хотя о присутствии человека забыть сложно: нет-нет да и появится за поворотом деревянная скамейка, мостик или беседка.

Столь жесткое деление на стили очень условно, ведь даже «самые пейзажные» английские парки очень часто включали в свой состав огромный цветник перед домом, разбитый в регулярном стиле.

Если же рассматривать семантику сада, то есть его смысловое наполнение, более разумным покажется деление на европейский и восточный ландшафт. Европейские парки создавались исключительно для наслаждения красотой "рукотворной" природы, для эстетического любования. На Востоке (Япония, Корея, Китай и т.д.) у людей развито совершенно другое отношение человека к природе, корни которого можно найти в восточных религиях. Не случайно появилась легенда о пилигриме, который перестал звенеть в свой колокольчик, чтобы случайно не потревожить цветы сливы. Для жителя Востока сад- та самая книга, о которой писал Лихачев, способ передачи философской информации о мире. Через сад человек познает глубину Вселенной, глубину самого себя, поэтому красота ландшафта часто стоит на втором месте после идейного содержания.

Итальянский сад

Горная местность Апеннинского полуострова способствовала созданию особого итальянского стиля ландшафтной архитектуры. Он сформировался еще в Древнем Риме и получил широкое распространение в XVв., в эпоху Возрождения. Итальянским называется террасный сад, организованный ступенями на склоне холма. Кульминация пейзажа- возведенная на самой вершине холма вилла, которая "парит" над окрестностями и из которой открывается вид на море или долину. Террасный сад имеет относительно регулярное планирование. Правая и левая части сада обычно имеют лишь приблизительную симметрию относительно основной оси. Индивидуальный стиль итальянского ландшафта создают вечнозеленые пирамидальные кипарисы (вроссийских климатических условиях их можно заменить узкоколонновидными формами туи и можжевельника обыкновенного) и оливковые деревья (вРоссии- облепиха и лох серебристый). Скамейки и каменные балюстрады полускрыты вьющимися растениями. Дикие горные речки оформляются как водопады. Итальянцам с их живым темпераментом по душе большие объемы воды- ее буйство, шум, брызги и всплески.

Средиземноморский стиль удобно копировать на холмистых участках со значительными перепадами высот и открытыми пространствами. Апоскольку море для большинства жителей России редкость, из окон «дворца» должно быть видно хотя бы бескрайнее поле.

Французский сад

Французский величественный "сад-праздник"- это классический пример регулярной планировки ландшафта. Такой принцип сформировался в XVIIв., в эпоху абсолютистского правления монархов, и был призван отражать идею всеобщего порядка: здесь есть главный элемент и целая иерархия подчиненных. Обычно главным элементом, основной осью парка была центральная дорожка, проходящая через весь участок и заканчивающаяся скульптурой, фонтаном, водоемом или скамейкой. Дорожки, расположенные перпендикулярно центральной, делят сад на небольшие участки геометрических форм. Дорожки имеют четкие границы, их края обычно обрамляются низкорослыми или среднерослыми подстриженными кустарниками- вроссийских условиях для этой цели можно использовать кизильник, барбарис, спиреи, тую западную. Перед домом разбит парадный цветник-партер, яркий и помпезный. Величие французского сада легче всего оценить с верхней просмотровой точки, например с балкона.

Во французских садах XVII-XVIII вв. было модно «угощать» гостей различными диковинками: один из боскетов оборудовался как вольер с дикими заморскими животными, в другом строилась оранжерея с необыкновенными растениями или размещались клетки с экзотическими птицами. Для увеселения публики создавались также зеленые лабиринты. Хозяин увлекал гостей интересной беседой и заводил в глубь такого лабиринта, а потом неожиданно исчезал, оставляя посетителей в недоумении. Расцвет французского сада совпал с периодами распространения стилей барокко и рококо. Пышность и причудливость этих направлений в искусстве отразились в нарочито неестественной вычурной стрижке деревьев, в вензельных рисунках цветников, в изящных каменных рамах бассейнов, экспрессивной скульптуре.

Самый известный из французских садов- Версаль, спроектированный архитектором Ленотром. Знаменитая трехлучевая композиция парка- это не просто архитектурный прием, но и определенный символ. Аллеи лучами расходятся от площади "солнечного" бога Аполлона, своего рода ипостаси "короля-солнца" ЛюдовикаXIV. Версаль развивается с востока на запад, и в утренние и вечерние часы солнце отражается в ровной глади водоема- вэто время посетитель может увидеть знаменитую «золотую ось» Версаля.

Английский сад

От английского парка остается ощущение свободы и естественности, непринужденности и нерегулярности. Но он обманчив в своей простоте: на самом деле его композиция строго продумана, стиль выдержан очень тонко. Прогулка должна успокаивать, создавать умиротворенное настроение- это самый романтический парк. Ванглийском ландшафте нет средиземноморского простора, здесь весь объем заполнен растительностью. Разноцветные декоративно-лиственные деревья обычно преобладают над хвойными породами, распространены цветущие кустарники (чубушник, который у нас часто именуют жасмином, гортензия и сирень), миксбордеры (подбираются растения с листьями разнообразных форм и оттенков- барбарис, свидина, бузина). Английский цветник не блещет яркими контрастами и не так эффектен, как французский,- он нежен и ненавязчив. Предпочтение в нем отдается полевым и лесным многолетникам. Впейзажных парках архитекторы умело используют отражающую способность воды. И если в саду присутствует пруд, то при посадке деревьев обязательно учитывается точка обзора на противоположном берегу. Мосты над ручьями и речками имеют форму арки, которая вместе со своим отражением создает гармоничную круговую фигуру. Характерный элемент английского парка- прогуливающиеся овцы. Они не только добротно «подстригают» газон, но и играют декоративную роль: подвижные белые пятна на фоне статичной зелени добавляют в композицию движение.

Английский парк всегда полон сюрпризов. Один из них- это «хо-хо»: парковые ограждения в виде скрытых от глаз широких траншей с изгородью на дне, которые совершенно неожиданно пересекают ваш путь и заставляют поменять маршрут прогулки.

Существует и второе направление английского стиля- усадебные сады. Они организуются в строгом закрытом пространстве с прудиком и несколькими ярусами растительности (высокие деревья, декоративные кустарники, цветы). Регулярность здесь более ярко выражена. На чугунных фонарях и калитках почти всегда присутствует изображение родового герба хозяев.

Сад в стиле модерн

Основной планировочный прием в этом саду- принцип подобия. Композиция с одним мотивом обыгрывается во множестве различных вариаций. Например, за домом разбивается пруд с кувшинками, и его же рисунок используется в витражном оформлении окон. Для архитектуры модерна очень характерно использование витражей с растительными мотивами. Пейзажная, на первый взгляд, планировка подчинена центричной композиции: по аналогии с центром мироздания- солнцем, в парке выделен дом. Кстати, и усадебный дом, и окружающий его пейзаж обязательно спроектированы в едином стиле. Надо всем господствует изящная линия: она определяет границу между светом и тенью, водной поверхностью и берегом, она направляет взгляд и задает траекторию движения по парку.

Растений в таком саду немного, но их размещение тщательно продумано. Деревья с красивым рисунком ветвей располагаются по отдельности (солитерами) или небольшими группами. Из лиственных форм предпочтительны породы с крупными и оригинальными по окраске листьями (например, клен Drummondii, листовая пластина которого имеет белое окаймление). Непременные атрибуты стиля модерн- ирисы, пионы и лианы (кирказон, каприфоль), в цветовом оформлении сада также участвуют примулы, розы, лилии и нарциссы. Для архитектурных элементов- беседок, скамеек, ограды и фонарей- характерно использование кованого металла. Модерн отличается простотой и одновременно изысканностью и экспрессивностью форм, для создания парка в таком стиле нужен безупречный вкус.

Голландский сад

Такого понятия в официальной архитектурной науке нет, но вообще упоминания о голландском сельском саде встречаются довольно часто. Первое впечатление стороннего наблюдателя обычно связано с его интимностью, уютностью и обилием цветов. Земля в Голландии ценится дорого, из-за чего участки у сельских жителей небольшие, всего несколько соток. Сад, разбитый позади дома,- это группа подстриженных деревьев и кустарников плюс огород на солнечном месте. Внебольшом "партере" перед парадными окнами дома- море тюльпанов, нарциссов, гиацинтов и крокусов, без которых Голландия просто немыслима. Для «упрочения» сельского стиля в качестве украшений используются деревянные тачки с цветами, старинная чугунная водопроводная колонка, игрушечная мельница.

Мусульманский сад

В странах арабского Востока, в Иране, Индии человек с древних времен бережно относился к воде как самой большой драгоценности. Поэтому центром мусульманских садов часто становились небольшие капельные водопады- полная противоположность буйных средиземноморских каскадов. Не менее важным символом сада служит священное дерево жизни: согласно легендам, в Египте это сикаморовая фига, в Палестине- гранат, вИране- миндаль.

Мусульманские сады легко узнаются по отчетливой геометричности плана. Так называемая структура «чор-бак» («четыре сада») формируется из нескольких квадратов. Большой делится на четыре маленьких, которые, в свою очередь, могут дробиться на еще более мелкие. Это членение создается не только дорожками и высаженными в ряд растениями, но и при помощи узких и неглубоких каналов с водой, используемых для орошения сада.

Японский сад

Восточным народам свойственно особое уважение к природе, ее красоте, разумности и одухотворенности. По мнению японцев, все "рукотворные" ландшафты человек создает в соавторстве с природой: она дает художнику сада свои "слова", он пользуется ими и выражает новое, человеческое содержание. Композиция японских садов отличается сдержанностью и лаконизмом, как и характер их создателей. Каждый элемент, будь то растение, вода или камень, наполнен символическим смыслом. Так, сосна олицетворяет долголетие, бамбук, который гнется, но не ломается даже при самых жутких непогодах,- стойкость и благородство. Впочете многовековые камни и мхи- согласно синтоистской религии, распространенной в Японии еще до принятия буддизма, они являются жилищами различных духов. Для японца сад- это уменьшенная модель мира, своего рода микрокосм, который, кроме внешнего содержания, наполнен еще и очень глубоким философским смыслом. Сад предназначен для спокойного созерцания, раздумий, медитации и создания безмятежного настроения.

Островное расположение и горный рельеф Японского государства способствовали определению главных элементов национального садового искусства. Это камень ("скелет" природы, символ светлого мужского начала янь) и вода ("кровь" природы, символ темного женского начала инь). Вода очищает, наполняет ручьи и реки, обрушивается водопадами или заключена в специальное водное устройство цукубай. Оно представляет собой каменную чашу с выдолбленной в верхней части нишей, где скапливается вода, падающая из расположенной выше бамбуковой трубочки. Для омовения рук и лица, для приготовления чая воду зачерпывают специальным бамбуковым ковшиком. Другое водное устройство, соцу, напоминает водные качели. Стекающие с гор капли ручья наполняют бамбуковый стебель, полый с одной стороны. Он тяжелеет и медленно опускается, а противоположный конец стебля поднимается вверх. Это происходит до тех пор, пока вода резко не выльется из трубочки и "качели" не вернутся в исходное положение. Периодический стук бамбука о лежащий внизу камень способствует отпугиванию диких зверей- вот почему устройство назвали «оленьим пугалом». Кстати, в европейской литературе вместо названия «соцу» чаще встречается «шиши-одоши».

Для японских садов характерны символические "сухие" водоемы из гальки или песка. При обустройстве "сухих" водопадов подбирается контрастная по цвету галька, которая в лучах закатного и рассветного солнца блестит как живая вода. При создании "сухих" ручьев и рек имитируются круги на воде- для этой цели используют инструмент, напоминающий грабли. Кстати, пройти по реке из гальки для японца так же невозможно, как для европейца- ходить по водной глади.

Не менее важная составляющая японского сада- камни, заменяющие скульптурный декор. Они подбираются по форме (статуя, низкая вертикаль, плоский, лежачий, изогнутый), цвету, фактуре и соответствию всех этих качеств общему характеру сада. Существует целое искусство расположения камней- сутэ-иси. Камни подчеркивают изгибы береговой линии, акцентируют острова, формируют дорожки. Последние намеренно делают «разрывными», чтобы злые духи (в соответствии с древним синтоистским преданием) не смогли пройти по пустоте. Из камня изготавливаются фонари и скамейки.

Традиции японского сада во многом заимствованы из более древнего китайского пейзажного сада. Так, окружающий ландшафт активно вовлекается в создание образа сада. Иесли с его главных точек видна горная цепь, мастер непременно превратит ее в естественную ограду.

В японских садах сравнительно мало цветов, преобладают вечнозеленые деревья и кустарники (сосна черная, вечнозеленые дубы, азалии), которые символизируют вечное постоянство рая. При выборе других растений учитывается время их цветения и изменения окраски листьев, чтобы сад был красив в каждое время года. Весна- пора беззаботной радости и наслаждения цветущей сакурой. Как известно, это не конкретная порода дерева- сакурой называют любые косточковые цветущие растения: сливы, вишни, абрикосы и даже яблони. Летом зреют травы и распускаются камелии и рододендроны. Красоту увядающей осени оттеняют красные листья японского клена (всредней полосе зимуют клен Веерный, Приречный, Гинала) и нежные хризантемы ("кику"- цветок печали, очень любимый японцами, изображен на императорском гербе). Суровой зимой (символ седой старости) настоящее наслаждение испытываешь, созерцая причудливый рисунок ветвей деревьев и мужественную красоту бамбуковых стеблей. Ксожалению, высокие бамбуки выживают только в южных районах России, в условиях Москвы применимы лишь невысокие виды филостахиса и сазы.

Из всех разновидностей стиля японского сада россияне больше всего тяготеют к имитации чайного сада. Чайный домик служит своеобразной заменой беседки.

Китайские сады

По определению создателей древнейших пейзажных ландшафтов, китайских садов, они похожи на картину, в которой гармонично сочетаются цветы, деревья, камни и вода. Если японский сад- это, прежде всего, место для раздумий и философствования, то китайский создан и для развлечений. И, в противоположность японскому, созерцаемому отстраненно, со стороны, в китайском человек погружается в пространство сада, ощущает его вокруг себя и наслаждается ландшафтом «изнутри».

Китайский сад наполнен цветом- мостики, черепица на крышах и беседки окрашены в яркие оттенки оранжевого, красного или "императорского" желтого. Еще один популярный цвет- лазурь. Дорожки выложены цветной галькой с изображениями животных- драконов, павлинов, осьминогов, рыб. Вкитайском ландшафте много воды, спокойной и тихой,- буйство фонтанов средиземноморского водопада здесь заменяет плоская, ровная гладь озера. Основные видовые точки часто расположены на воде и подразумевают путешествие на лодке- от острова к острову, от одного залива к другому. Заливы и острова имеют свое символическое значение, например, остров черепахи ассоциируется с древней легендой о сотворении мира. Наиболее характерные для китайского сада растения- астры, хризантемы, глицинии, ивы, кипарисовики и яблони. На севере страны также распространены кедры и березы.

Китайские архитекторы увлекались созданием пейзажей настроения. "Смеющийся" построен на умелой игре на контрастах: из темной мрачной пещеры попадаешь на солнечный берег живописнейшего озера. Строгая вертикаль остроконечного кипарисовика здесь соседствует с нежными плакучими ивами, архитектор постоянно использует игру тени и света. Впейзаже «очарования» растения подобраны так, чтобы создавать романтическое настроение и навевать легкую грусть.

Китайские архитекторы также увлекаются рукотворными лабиринтами из камня. Они возвышаются в несколько «этажей» и совсем не похожи на зеленые, плоскостные лабиринты французов.

Сад в стиле «кантри»

Кроме уже упомянутого голландского сельского стиля, можно назвать еще три «национальных» сада «кантри»: русский, скандинавский и американский.

Русское «кантри» предполагает деревянную избушку за высоким забором. Здесь посажены яблони, груши и лещина, принесенная хозяином из леса. Подсолнухи опираются на плетеную изгородь, а в слегка позеленевшем пруду обитают карпы. Большое внимание уделяется огороду, который можно разнообразить грядкой с лекарственными растениями. Из декоративных пород следует выбирать мелкоцветковые (многолетняя астра, мальва). Авот любимые многими крупноцветковые сорта ирисов, роз и клематисов- жильцы не из этого сада. Скамейки изготавливаются из необработанного куска древесины, неказистого штакетника или соломенных матов.

В финском «кантри»-саду преобладают деревья хвойных пород. Здесь нет слишком яркого разноцветья, а основными декоративными элементами служат замшелые многовековые камни. Избушка напоминает дом русского севера. Только не стоит огораживать ее двухметровым забором- это чисто русская выдумка.

Американское «кантри» ориентировано на случайного прохожего: за полуметровым декоративным заборчиком обнаруживаются пластиковые скульптуры, глядящие на улицу. Лужайка раскрыта взору прохожего, а вот хозяевам приходится смотреть на свои владения "соспины". Но, кажется, американская психология так устроена, что любование собственным садом- не самоцель...

Современная эклектика

Большую часть современных садов, создаваемых в России, невозможно отнести к какому-то одному стилю, это всегда смешение нескольких направлений или "вариации на тему". Большой популярностью пользуются английский и японский сады, хотя последний обычно копируется только внешне и не несет никакого идейного содержания. Доступная сегодня многим возможность путешествовать по всему миру способствует более тесному общению различных культур. Впечатлившись буйством средиземноморской природы, хозяин будущего сада задумывает создать его маленькую копию и начинает "изготавливать" террасы из привезенной грузовиками земли. Хорошо, если участок изначально расположен на склоне холма,- вэтом случае работы проводить быстрее и дешевле. Поклоннику французского сада придется запастись терпением, ведь создание регулярной аллеи, парадного партера или сети дорожек с боскетами- очень трудоемкий процесс. Для поддержания формы стриженых деревьев и кустарников не обойтись без умелого садовника. Монастырские сады, реализованные сегодня, покажутся слишком строгими- вних нет места для игр детей или праздничного веселья взрослых. Поэтому в современных садах более популярно деление пейзажа на различные функциональные и стилевые зоны.

Задумав создать свой собственный «рай» самостоятельно или в сотрудничестве с ландшафтным архитектором, вспомните одну банальную истину: каждый сад уникален и не похож ни на какой другой. Главное, чтобы он содержал идею, завораживал, интриговал и был близок вашему мироощущению.

Редакция благодарит главного ландшафтного архитектора ГБС РАН Елену Голосову и ландшафтного архитектора фирмы BRUNS Александра Сапелина за помощь в подготовке материала.

Рекомендуем