Монументы и миниатюры

Садовая скульптура способна украсить любой сад, главное, чтобы она гармонировала с окружающим пространством по стилю, масштабу и настроению

Садовая скульптура- не столько функциональный, сколько декоративный элемент, придающий рукотворному пейзажу завершенность и наполняющий его эмоциями. Это один из самых "говорящих" компонентов любого ландшафта, способный ярче других раскрыть характер и вкусовые пристрастия владельца садового участка, рассказать о его отношении к искусству, да и вообще- к жизни.

Монументы и миниатюры
Скульптура- уникальная составляющая сада, поскольку является самостоятельным произведением искусства и одновременно частью общей ландшафтной композиции. Сегодня она "забредает" в самые разные уголки: статуи могут сидеть на садовых скамейках, фигуры птиц- "отдыхать" на заборе, а стрекозы- "парить" над листьями кувшинок. Палитра материалов, используемых для создания садовой скульптуры, очень широка: она включает камень (как натуральный, так и искусственный), металл, дерево, керамику, стекло, пластик. Разнообразны и приемы работы с каждым из них. Изделия производят серийно и на заказ (авторские работы, конечно, дороже). Ксожалению, засилье пластмассовых гномов и бетонных ангелов на садовых рынках приводит к безвкусице в оформлении участков- ведь далеко не на каждом из них уместны миловидные младенцы с крыльями за плечами. Наша статья расскажет о том, какой это сложный и тонкий процесс- подбор скульптуры.

Монументы и миниатюры Фото 1 Монументы и миниатюры Фото 2 Монументы и миниатюры Фото 3
Монументы и миниатюры Фото 4 Монументы и миниатюры Фото 5

1-5. Садовая скульптура бывает совсем крошечной, как миниатюрная керамическая улитка (1), а может соперничать в росте с деревьями- как кактус, сделанный из металлических листов (4). Каждой из них подходит свое "место прописки"- улитка поселилась на полке среди садовой утвари, а кактус- на лужайке рядом с настоящими зелеными насаждениями. Гармоничное окружение необходимо любой скульптуре- только тогда она полностью раскрывает свою выразительность. Каменную бабочку, отдыхающую на цветке (2), хорошо поставить на гравийной площадке- зрителю будет интересно сравнивать разные фактуры камня. Металлических птиц, слетевшихся к поилке (3), размещают рядом с садовым водоемом, среди огородных грядок или цветников. Авот каменный ангел (5), тяготеющий по стилистике к классике, более капризен в вопросах местожительства- его можно расположить рядом с парадной лестницей, на лужайке с регулярными цветниками.

Монументы и миниатюры Скульптор В. Виглина
Монументы и миниатюры
Монументы и миниатюры
Монументы и миниатюры
Монументы и миниатюры

Стиль и чувство меры

Иногда обустроенный и обжитой ландшафт вызывает ощущение, что в нем чего-то не хватает, и тогда владельцы решают дополнить его скульптурой. Бывает и по-другому: прогуливаясь по садовому рынку, хозяйка увидит обворожительных бабочек, сделанных из ажурного металла, не устоит и купит, а потом думает, в каком же цветнике их поселить... Не столь важно, как именно в ваш сад попадает та или иная фигура. Важно, чтобы она гармонировала с окружающим пространством по стилю, масштабу и настроению. Вдвух словах, конечно, не передать всех законов сочетания; многие из них постигаются интуитивно или от рождения заложены в генах у людей с художественным вкусом. Однако несколько общих правил все же существует. Так, классические статуи и вазоны предполагают стилевое родство архитектуры дома, ландшафта и скульптуры как его части. Любое несоответствие стилей при работе с классикой выглядит смешно и претенциозно. Классическая скульптура, выполненная чаще из камня или металла, быстро покрывающихся патиной, рождает ощущение, что сад имеет свою историю, а реальную или вымышленную- не очень важно. Ктому же она придает ландшафту солидность, поэтому в частных садах ее нередко используют при оформлении парадного партера перед окнами дома.

Универсальны реалистические изображения животных, птиц или вымышленных сказочных существ- они уместны практически в любом саду. Но надо помнить о том, что они создают эффект присутствия живого существа в ландшафте. Пернатые или собака мало кого устрашат, а ощущение, что рядом находится человек либо кто-то похожий на него (например, садовое пугало в виде Страшилы), для многих будет некомфортным.

Монументы и миниатюры Фото 6 Монументы и миниатюры Фото 7 Монументы и миниатюры Фото 8
Монументы и миниатюры Фото 9 Монументы и миниатюры Фото 10

6-10. Декоративных техник работы с металлом множество, и они почти все применяются при создании садовой скульптуры. Одни мастера работают с листовым металлом разной толщины, другие отдают предпочтение ковке или литью, а кто-то творит волшебство из металлической проволоки. Из проволоки можно создавать готовые скульптуры, а можно- каркасы, которые затем наполняют мхом сфагнумом и сажают в них растения: эта технология пришла к нам из Европы. Чем неожиданнее, парадоксальнее придуманный автором образ скульптуры, тем интереснее она будет выглядеть в саду. Глазастые курочки поселились на газонной лужайке (6), изящные металлические цветы (7)- рядом с клумбой, человек-кресло (8)- на площадке для отдыха, дерево с райскими птицами (9) украшает водоем, в безветренную погоду хорошо видно его отражение в воде. Дощатый настил обрамляют цветочные посадки: живые цветы здесь растут вперемежку с творениями скульптора (10).

Монументы и миниатюры
Монументы и миниатюры
Монументы и миниатюры
Монументы и миниатюры
Монументы и миниатюры

Абстрактная скульптура нефигуративна: она не изображает ничего конкретного и представляет собой композицию из линий, геометрических фигур и объемов. Многие любят именно такие работы, считая, что они в большей степени являются искусством, нежели все остальное. Подобные изваяния могут иметь разнообразные размеры: они бывают и совсем небольшими, высотой до 50см, и гигантскими- что называется, "ростом до неба". Последние, конечно, подходят скорее для городских парков. Кстати, скульптуру различной высоты нужно рассматривать с разного расстояния: работу высотой 1м лучше созерцать, отойдя примерно на 3м, а высотой 2,5м- на 6-10м. Восприятие сильно зависит также от цвета поверхности (чем она светлее, тем больше дистанция, с которой можно хорошо разглядеть все детали) и от степени ее шероховатости. Глянцевые, бликующие фигуры, как правило, создают впечатление холодности, отстраненности от зрителя и в то же время словно кричат: «Смотрите на меня! Я тут!» А матовые, шероховатые поверхности притягивают к себе и выглядят спокойнее.

Место «прописки»

Скульптура может быть доминантой сада, его энергетическим центром- в этом случае ее устанавливают на виду: посреди газонной лужайки, на пересечении дорожек, в конце обсаженной кустарниками или деревьями аллеи, под увитой розами аркой, на фоне стены дома или забора. "Задник" не должен быть слишком ярким или пестрым, чтобы не отвлекать внимание от изваяния. Часто фигуру ставят на возвышении- специально возведенном постаменте или просто на холме.

Монументы и миниатюры Фото 11 Монументы и миниатюры Фото 12 Монументы и миниатюры Фото 13
Монументы и миниатюры Фото 14 Монументы и миниатюры Фото 15

11-15. Камень- материал долговечный, поэтому все каменные изделия, в том числе и скульптуры, человек воспринимает как надежные, прочные, созданные на века. По сравнению с металлом или деревом этот материал менее пластичный и гибкий. Декоративность камня- в его цвете, рисунке и структуре, а также фактуре лицевой поверхности. Фигуру собаки (11) и каменный цветок-поилку (13) создают по той самой технологии, о которой писал еще Микеланджело: взять глыбу и отсечь все лишнее. Шляпа (12) создана из глины, но кажется сплетенной из веревок- за счет умелого исполнения орнамента. Как будто случайно оставленная на столе, она привнесет очарование в любую композицию. Керамические изделия визуально в чем-то родственны каменным: обычно они тоже сначала "прочитываются" как масса, и только потом зритель обращает внимание на детали- петушиные гребешки (14) или миниатюрную лягушку на шаре (15).

Монументы и миниатюры
Монументы и миниатюры
Монументы и миниатюры
Монументы и миниатюры

Мнение специалиста

Во всем многообразии металлической скульптуры я бы выделила пять стилистических групп: классика, натурализм, "обитаемый мир", авангард и "хлам-арт". Кпервой, классической, относятся любые подражания античному наследию. Такую скульптуру изготовляют из бронзы или меди либо из силумина, тонированного под них. Натурализм - это изображения реальных или фантастических созданий, "прорисованные" с точностью до мельчайших деталей. Тема работ из группы "обитаемый мир" та же - все живое. Однако «вылеплены» эти фигуры не натуралистически точно, а с определенной степенью абстракции. Авангардные скульптуры нужно вписывать в ландшафт осторожно, чтобы они не диссонировали с окружением. Сегодня очень популярны мотивы «звучания быта» и желание дать вторую или даже третью жизнь практически любому обиходному предмету. Однако артистический хлам рекомендую размещать лишь в ухоженном пространстве, чтобы не возникало ощущения присутствия в саду выброшенных ненужных вещей.

Наталья Зайцева, ландшафтный дизайнер, преподаватель Центра садового искусства «Гертруда»

Но скульптура не всегда доминирует в саду- иногда это приятный "сюрприз", спрятанный среди растений и открывающийся только очень внимательному глазу. То в пруду на одном из листьев кувшинки вдруг увидишь лягушку, а на другом- стрекозу, то среди вьющегося винограда разглядишь ползущего паучка... Кстати, фигуры животных, птиц и насекомых лучше "расселять" с учетом природного ареала их прототипов: цаплю, пеликана и уток- среди прибрежных камышей у водоемов, кошку- на выступе стены или между грядками, кролика- в траве, ящерицу- на камнях, а порхающих бабочек- в цветниках.

Монументы и миниатюры Фото 16 Монументы и миниатюры Фото 17 Монументы и миниатюры Фото 18
Монументы и миниатюры Фото 19 Монументы и миниатюры Фото 20

16-20. Деревянная скульптура подходит для пейзажных ландшафтов, садов в стиле кантри- она "теплая", очень дружественная человеку. Ее поверхность раскрашивают, если того требуют сюжет и окружение (танцующая пара среди ярких цветников) (16) или оставляют натуральный отте-нок, обрабатывая только защитными составами. Шедевры можно создавать из самых, казалось бы, неподходящих материалов: лошадь сделана из корявых веток (17), водокачка- из бревнышек и плашек (18). Иногда достаточно одного пикантного штриха- и скульптура становится уникальной и удивительной, авторской: у спрятав-шейся в камышах утки (19)- это оперение из веток. Емеле (20), сидящему у клумбы с сельскими цветами (примулами, геранями), волосы сделали из камыша, а на голову вместо шляпы надели старую ненужную корзину- и человечек из неказистых грубоватых бревен преобразился и как будто ожил.

Монументы и миниатюры
Монументы и миниатюры
Монументы и миниатюры
Монументы и миниатюры
Монументы и миниатюры

Размещая скульптуру над водой или рядом с ней, часто "играют" с отражениями. "Играть" можно также с тенями и пятнами света. Например, в саду, достигшем зрелости, в гуще посадок кустарников или деревьев всегда остаются "световые окна"- уголки пространства, свободные от листвы. Взависимости от расположения солнца на небосклоне в конкретный момент проникающие сквозь эти "окна" лучи расставляют то одни, то другие акценты- солнечное пятно медленно "ползет" по саду. Упадет свет на скульптуру- и она засияет, а потом пятно переместится- и изваяние снова «прячется» в тень.

Мнение специалиста

Деревянные скульптуры вырезают из цельного полена (как папа Карло - Буратино), плетут из веток, собирают из сучков или сбивают из досок. Вразличных зонах сада уместны разные по характеру и настроению изделия. Так, у входа в лесные заросли можно поставить сучковатую скульптуру, силуэт которой напоминает сказочного лесного персонажа или животное. Рядом с площадкой для барбекю развешивают или расставляют деревянные чаши либо черпаки, любую кухонную утварь. Детская площадка - тоже подходящий "полигон": здесь селят зверей и героев сказок, ставят развивающие мобили из дерева - экологичного и приятного на ощупь материала. Если хозяин приватного "зеленого кабинета" - мужчина, в этой "комнате" будут неплохо смотреться солнечные часы или циркуль, а для женщины предпочтительны более романтичные образы. Декоративный огород украшают символами плодородия, например большой тыквой. Классика жанра - пугало, для сотворения которого тоже часто используют дерево. Оригинальная идея - шахматное поле (размером, например, 1010м) с деревянными фигурами.

Яна Коробова, ландшафтный дизайнер

Материальная сторона вопроса

Часто материал, из которого сделана скульптура, определяет место ее расположения. Так, стеклянные работы лучше размещать вдали от детской площадки или лужайки для выгула собаки, даже если стекло прочное. Специфика ухода, требующегося тому или иному изделию, тоже обусловлена особенностями материала. Деревянные фигуры обрабатывают антисептиками сразу после их изготовления, а затем обновляют покрытие каждые 1-2 года. Иногда их также красят или тонируют в зависимости от того, какой эффект хотят получить: прозрачные тонировки проявляют текстуру дерева, тогда как краски ее скрывают. Красят не только дерево, но и, например, черный металл. Каменные и металлические скульптуры часто оказываются привлекательными для птиц, поэтому время от времени их придется очищать от помета. Нередко камень покрывается мхом и лишайником. Если "заросшая" скульптура не кажется вам очаровательной, ее поверхность можно обрабатывать специальными химическими составами (тороклир, тороглейз идр.).

Монументы и миниатюры Фото 21 Монументы и миниатюры Фото 22 Монументы и миниатюры Фото 23

21. Романтическую скульптуру влюбленных размещают в уголке сада, недоступном постороннему глазу,- в зеленой "комнате отдыха" или уединенном тенистом скверике. Такая скульптура должна стать неожиданным открытием для человека, гуляющего по саду впервые.
22. Техника исполнения скульптуры, изображающей лежащего на земле человека, необычна: на расстоянии друг от друга и параллельно друг другу размещены металлические листы разной формы, которые только издали "прочитываются" как единое изображение.
23. Ветряные мельницы давно вышли из употребления, но попрежнему притягательны для романтиков и мечтателей. Небольшую по размерам мельницу можно поставить даже в саду, сделав ее одновременно кормушкой для птиц или хранилищем для инструментов.

Редакция благодарит скульпторов Веру Виглину, Оливера Торше и Анн-Селин Хесс, ландшафтных дизайнеров Наталью Зайцеву и Яну Коробову, а также «Торговый дом европейского интерьера Арт» и Центр садового искусства «Гертруда» за помощь в подготовке материала.

Рекомендуем