Почти каждый загородный дом, построенный в течение
последних 5 лет, имеет гараж. Наша статья о проблеме выбора надежных, эстетичных и дешевых ворот для этой столь необходимой постройки.
Типы ворот
Гараж в коттедже стал его неотъемлемой составной частью, а гаражные ворота- элементом архитектурного оформления дома. Ктакому повороту событий наша промышленность оказалась совсем неподготовленной. Еще 8-10 лет назад ничего, кроме угрюмых, топорно-сварных тяжеловесов кустарного производства, распахивающихся с грохотом и скрипом, она предложить не могла. Сначалом бума в загородном строительстве на рынке появились ворота многих зарубежных фирм. Проза российской жизни сразу же внесла коррективы в требования к этим изделиям. Конечно, элегантность, удобство пользования и долговечность среди них остались в неприкосновенности. Но не менее важными оказались обеспечение хорошей теплоизоляции дверей и проема, защита от промерзания в шарнирах, надежное открывание при снежных заносах, ну и конечно, защита от взлома.
На сегодняшний день на рынке сформировались три основные группы фирм. Первая- фирмы, торгующие воротами импортной сборки, вторая- фирмы, собирающие или дорабатывающие в России изделия из импортных комплектующих (изНидерландов, Испании, Италии, США, Канады, Германии) и третья группа- производители отечественной продукции.
Из продукции западных производителей на рынке пользуются устойчивым спросом ворота фирм NORMSTAHL (Швейцария, Германия), HORMANN (Германия), CLOPAY (США), MESWAC (Финляндия) и др. Западные технологии успешно осваивают такие фирмы как "РАДИАЛ", "ОВЕН", ROLL STYLE, "ЭЛЬВИНА+», SIMPLEX и другие.
Отечественную продукцию производят фирмы "ВЕСТА", "ЛЕПТА", "ЭРИН", ROLCLASSIC и др. Ворота российской сборки на 20-30% дешевле импортных. Конструкция отечественных изделий попроще, но зато они сделаны из более толстого металла (до4мм) и стоят на порядок дешевле. Но эти ценовые оценки носят скорее качественный характер, чем количественный, поскольку не относятся к строго однотипным конструкциям.
Что же предлагают фирмы? Всовокупности покупателю предоставляют на выбор 7разновидностей бытовых гаражных ворот. Это: распашные, отодвижные (раздвижные), складывающиеся, рулонные, подъемно-перекатывающиеся, подъемно-поворотные и секционные ворота. Некоторые их характеристики даны в таблице.
Наибольшим спросом пока пользуются подъемно-поворотные и секционные ворота. Распашные и отодвижные конструкции нам были хорошо знакомы и раньше, они до сих пор производятся, в основном, отечественными фирмами. Практичный западный потребитель эти модели почему-то не воспринял.
Распашные ворота требуют жесткой рамы и сдвоенного привода, а также большого свободного пространства перед ними, тщательно очищенного от снега и мусора.
Отодвижные нуждаются в дополнительной ширине гаража для размещения полотна вне проема. Поэтому эти два типа ворот применяют чаще всего как въездные в ограде.
Для складывающихся ворот гараж должен быть чуть больше по объему. Нужен запас длины и ширины помещения, чтобы вертикальные створки полотна могли свободно складываться "гармошкой". Кроме того, для размещения механизма привода створок тоже требуется запас ширины или высоты. Это удорожает строительство на 500-1000у.е.
Рулонные ворота- сравнительно новая для нас современная конструкция. Они состоят из узких (до150мм) профилированных горизонтальных полос (ламелей), шарнирно соединенных друг с другом в гибкое полотно. Оно наматывается на вал, закрепленный над проемом ворот. Полотно поднимается вертикально, поэтому воротам не страшны снежные заносы, и автомобиль к ним может подъезжать почти вплотную. Но толщина двустенных ламелей с теплоизолирующим наполнителем во внутренней полости не может превышать 25мм. Иначе рулон, в который сматывается полотно, становится большим по диаметру, полотно изгибается и застревает в боковых вертикальных направляющих. Вкоттеджах такие ворота применяют для невысоких проемов и часто оснащают ручным приводом, что обходится примерно на 500-700у.е. дешевле.
Подъемно-перекатывающиеся ворота, предложенные недавно нашему потребителю фирмой HEROAL (Германия), похожи на рулонные, но над проемом полотно перекатывается по приводной звездочке, как в цепной передаче, и размещается под потолком при открытом положении ворот. Для этого по проему и под потолком по бокам полотна устанавливают направляющие рельсы, а каждую ламель снабжают двумя опорными роликами. Чем уже ламели, тем лучше гнется полотно, может быть меньше высота притолоки, но возрастает количество стыков между ламелями и роликами, а значит- ухудшается тепло- и гидроизоляция, а также упрощается доступ для взломщика.
Подъемно-поворотные ворота у нас переживают "вторую молодость", и в последнее время объем их продаж резко увеличился. Они удачно сочетают прочность и легкость открывания в ручном и автоматическом режимах с относительной дешевизной. Их ведущими производителями являются фирмы NORMSTAHL и HORMANN. Ворота имеют цельное плоское полотно на всю площадь проема (не более 62,2м). Оно поднимается и укладывается под потолком с помощью шарнирно-рычажного механизма. Вес полотна уравновешивается пружинами, установленными по бокам в защитных чехлах. Полотно изготовляется из оцинкованной и окрашенной стали толщиной 0,8мм. Из-за отсутствия направляющих у ворот есть ряд дополнительных достоинств. Они открываются практически беззвучно. Полотно можно плотно прижимать к раме, что улучшает герметичность ворот. Высота притолоки (от верха проема до потолка) может быть снижена до60мм.
Однако используемая схема движения (кинематика) полотна создает ряд неудобств владельцу. Первое- при въезде автомобиль не может подъезжать к воротам ближе, чем на 1м, иначе поднимающееся полотно может задеть машину. Второе- со стороны въезда надо делать порожек, чтобы можно было вплотную прижимать к нему полотно при закрывании. Порог невысокий (до30мм), но несильный толчок на нем машина все же испытывает. Третье- невозможность заменить часть полотна при ремонте. Четвертое- форма проема должна быть прямоугольной: арочные и сегментные проемы в данном случае неприменимы, что ограничивает архитектора в оформлении всего жилого ансамбля. Но предлагаемая производителями ворот палитра отделочных материалов и рисунков (до50вариантов) немного компенсирует этот недостаток. Ктому же в плоское полотно можно встраивать окна, смотровые щели из армированного стекла и двери-калитки. Установка такой двери потребует дополнительных расходов (600-700 у. е.), но приблизительно столько же стоит и отдельная боковая дверь в гараж, тем более, что ее необходимость иногда диктуется местными условиями.
Для установки теплоизолирующего покрытия лучше и дешевле пользоваться услугами не фирмы-производителя, а российских фирм. Так, фирма "Гаражные ворота 2000"- дилер фирмы NORMSTAHL- устанавливает пенополиуретановый утеплитель толщиной 40мм, что заменяет кладку в полтора кирпича, с защитным алюминиевым листом и дополнительные боковые резиновые уплотнители. Это позволит вам сэкономить около200у.е.
Секционные ворота пока остаются наиболее распространенными. Вих конструкции разработчики попытались использовать достоинства других типов ворот. Их полотно сделано составным из горизонтально расположенных секций (створок). Поэтому при открывании оно перемещается вертикально вверх и убирается под потолок, как и у подъемно-перекатывающихся ворот. Секции при этом сделаны широкими (до500мм) и на полотно их требуется всего 4-6 шт. Это уменьшает количество стыков между секциями, повышает жесткость конструкции и улучшает их теплоизоляционные свойства. Фирма NORMSTAHL также предлагает ворота всего из двух секций. Для прочности секции соединяют петлевыми шарнирами, а чтобы полотно невозможно было насильственно поднять при взломе, для верхней секции делают отдельные боковые направляющие. Секции сделаны из оцинкованной и грунтованной листовой стали толщиной 0,8-1мм и бывают одностенными, для холодных гаражей, и двустенными утепленными, толщиной 42мм. Особенно важно, чтобы утеплитель обладал малым водопоглощением, иначе конденсат, образующийся на границе раздела потоков тепла и холода внутри него, зимой может нарушить работу ворот. Хорошим, если не самым лучшим, утеплителем для ворот считается пенополиуретан.
Наши рекомендации
При выборе типа и модели ворот проследите, чтобы:
Профиль составных частей полотна у складывающихся, рулонных, подъемно-перекатывающихся и секционных ворот обеспечивал защиту от защемления пальцев.
Электропривод был снабжен автоблокировкой на случай попадания инородного тела под полотно (створки).
В конце хода привод замедлял скорость движения ворот. Это позволяет снизить ударную нагрузку и шум.
При отсутствии в гараже боковой двери с замком проверьте наличие или купите устройство деблокировки привода при отключении электропитания, если конструкция ворот допускает его установку.
При осмотре образцов обязательно убедитесь, что на стыках секций (собеих сторон) ваши пальцы не защемляются, иначе беды, особенно с детскими пальчиками, не миновать. Это зависит от профиля сопряжения секций между собой, который различается у ворот различных фирм. Например, фирмы HORMANN и NORMSTAHL гарантируют полную защиту от защемления пальцев створками. Вес ворот уравновешивается регулируемыми торсионными пружинами, поэтому обязательно уточните, есть ли в предлагаемых вам воротах блокировочное устройство на случай обрыва пружины.
Кинематика движения секционных ворот одинаково хороша для помещений разных размеров, формы ската крыши и вида проема, т. е. эти ворота более универсальны с точки зрения архитектуры. Существуют десятки вариантов отделки ворот с применением красок, пластиков, термостойкого стекла, алюминиевых сплавов. Встроенные двери- тоже возможный элемент таких ворот (хотя и довольно дорогой). Кстати, цветные ворота стоят дороже (на 50-60 у. е.), чем ворота белого базового цвета.
Автоматический привод гаражных ворот
Верхняя часть ворот при помощи рычажной тяги и приводного зубчатого ремня, троса или цепи соединяется с редуктором электропривода. Приводы разных фирм конструктивно различаются, но для всех характерна небольшая мощность (от150 до450Вт). Стоят они от450 до1000у.е. При работе привода «на открытие» замки автоматически открываются и полотно ворот втягивается под потолок гаража, а «при закрытии» все происходит наоборот. Применение тяговых ремней избавляет вас от заботы об их смазке, имеющей обыкновение капать на крышу автомобиля.
Электропривод можно включать вручную, от стационарной кнопочной станции или с помощью радиосигнала от пульта дистанционного управления с расстояния до 30-50м, т.е. не выходя из машины. Ну а если вы закрыли ворота с помощью пульта, а по возвращении обнаружили, что дом обесточен? Ведь в этом случае электропривод на ваш радиоприказ не отреагирует. Как в таком случае открыть ворота? Торгующие фирмы о такой деликатной ситуации часто умалчивают. Из подобного положения существует три возможных выхода. Первый выход- иметь в гараже боковую дверь, лучше из дома, которую можно открыть ключом. Второй- оснастить ворота устройством, которое отсоединит тяги привода от полотна при отключении электропитания (деблокирует привод). Тогда ворота можно открыть ключом снаружи, даже если вы их и не запирали на ключ. Но такое устройство надо покупать и монтировать отдельно. Не всякая конструкция ворот позволяет это сделать, а например, в воротах фирмы NORMSTAHL такое устройство уже встроено в привод. Подобные нюансы надо уточнять при покупке. Третий выход самый простой- надо всего лишь подождать, пока подадут электропитание.
Конструкция и состав устройств привода и системы автоматического управления воротами сильно влияют на стоимость ворот в сборе. Обычно вам называют цену базового комплекта, включающего раму, полотно, ручной привод и запоры. Будьте готовы к тому, что за каждый дополнительный элемент необходимо доплачивать отдельно.
Надежность ворот
Обычно производители гарантируют надежную работу ворот в течение 5-10 лет. Уход за ними сводится к профилактической смазке подвижных соединений, личинок замков и защелок. Автовладельцам это знакомо и не доставляет больших хлопот.
Более серьезным является вопрос о стойкости ворот при попытках взлома. Попытки найти красивые, элегантные и прочные как броня ворота- безуспешны! Так, по данным немецкой федеральной полиции, в Германии рост краж со взломом за последние 10лет удвоился. По их же данным самые прочные ролеты (ламели для оконных ставней), рассчитанные на статическую нагрузку до тонны (классER6), выдерживают "напор" хорошо оснащенного взломщика в течение всего лишь 20мин, а обычные, рассчитанные на нагрузку 3кН (300кг) при наличии у вора гидравлических клещей и лома- всего 7мин. Впечатляет? Вывод можно сделать следующий. От серьезного вора никакие ворота не спасут (исейфы ведь вскрывают). Но они должны как можно дольше сопротивляться попытке вскрытия, хотя бы 10мин, чтобы по тревожному сигналу успела приехать милиция. Ворота должны быть включены в общую охранно-сигнальную систему безопасности дома. Полезна установка нескольких замков-защелок и засовов в разных местах ворот.
Монтаж ворот
Монтировать ворота можно в любое время года, при любом состоянии отделки помещения гаража. Важна при этом лишь подготовленность проема и точность его размеров, которые должны быть на 20-25мм больше внешних размеров рамы ворот. При установке ворот за проемом его ширину обычно делают на 30-50мм меньше ширины ворот. Для размещения привода типовая высота притолоки составляет 400-500мм, но при необходимости можно найти ворота, требующие наличия притолоки высотой 60-100мм. Непрочные проемы могут быть дополнительно усилены при помощи сварных конструкций. Нижнюю кромку полотна обычно устанавливают на уровне чистого пола (исключение составляют подъемно-поворотные ворота).
Технология монтажа зависит от конструкции ворот и проема и имеет шесть этапов: установка направляющих или рамы; проверка положения полотна; установка привода; соединение привода с полотном; монтаж системы автоматики и общий контроль с регулировкой. Главная трудность монтажа- выставить раму и направляющие, избегая при этом перекоса полотна. Для этого приходится регулировать положение опорных кронштейнов (анкеров). Кстроительным конструкциям эти кронштейны крепятся дюбелями или бетонируются в них.
Вфоторепортаже мы показали процесс монтажа подъемно-поворотных ворот фирмы NORMSTAHL. Весь процесс монтажа занял всего лишь 2часа. Но не обольщайтесь простотой работы- это следствие продуманной конструкции ворот и технологии работ. Не проконсультировавшись со специалистами, не начинайте ставить ворота самостоятельно: в результате работать они, конечно, будут, но «со скрипом».
Прикрепив предварительно болтом кронштейн крепления (анкер) в середине левой стойки рамы, установите ворота с рамой в проеме на нужном расстоянии от лицевой плоскости проема и с порогом на уровне отметки чистого пола. Для безопасности работ подоприте их снаружи досками.
Просверлите в стене отверстие диаметром 12мм и глубиной 120мм под дюбель, по месту через отверстие в анкере.
Проверив еще раз положение рамы, зафиксируйте средний анкер дюбелем (диаметр 8мм, длина 80мм).
Закрепите верхний левый анкер на раме, выставьте раму вертикально и прикрепите этот анкер к стене дюбелем окончательно.
Выставьте раму горизонтально по уровню, затем установите правую стойку рамы на таком же расстоянии от лицевой плоскости проема, как у левой стойки и закрепите раму в правом верхнем углу с помощью анкера аналогичным образом.
Слегка опрокинув полотно, проверьте плотность его прилегания к раме по величине световой щели между полотном и порогом. При необходимости, двигая раму внизу, добейтесь равномерного прилегания и прикрепите раму к полу по нижним углам.
Закрепив раму на анкерах, расположенных по серединам ее стоек, полностью откройте ворота и отрегулируйте натяжение пружин, зацепляя их за разные отверстия подвеса.
С помощью карандашных "засечек" от углов ворот на потолке проведите перпендикуляр к середине ворот.
Расположите вдоль построенной линии стрелу привода и прикрепите ее сначала к стене над воротами, а затем к потолку с помощью подвесок и дюбелей.
Закрепив тяги привода на верхней части полотна болтами, соедините их тросиками с механизмами автоматического открывания замков и аварийного открывания ворот.
Отрегулируйте положение концевых выключателей привода в положениях "открыто" и "закрыто" с помощью регулировочных винтов на корпусе электропривода.
Проверьте работу ворот вначале в ручном режиме, затем проделайте те же самые операции при помощи пульта дистанционного управления.
Подлейте бетонный раствор под порог рамы. После его затвердевания строители могут приступить к чистовой отделке откосов, порога, пола и зазора над воротами.
Общие сравнительные признаки ворот разных типов
Признаки
|
Распаш- ные
|
Отодвиж- ные
|
Складыва- ющиеся
|
Рулон- ные
|
Перекаты- вающиеся
|
Подъемно-
поворотные
|
Секцион- ные
|
Установка в проеме
|
+
|
+
|
+
|
+/-
|
—
|
+
|
—
|
Установка за проемом
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Можно ли ставить авто близко к воротам
|
—
|
+
|
—
|
+
|
+
|
—
|
+
|
Дополнительная ширина
гаража
|
—
|
+
|
+
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Высокая притолока, более 200мм
|
—
|
—
|
—
|
+
|
—
|
—
|
+/-
|
Направляющие рельсы под потолком
|
—
|
+
|
+
|
—
|
+
|
—
|
+
|
Дистанционное управление
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Цельность полотна
|
+
|
+
|
—
|
—
|
—
|
+
|
—
|
Допустимая толщина теплоизоляции, мм
|
Более 50мм
|
Более 50мм
|
Не более 25мм
|
Не более 25мм
|
До 50мм
|
Более 50мм
|
До 50мм
|
Стоимость**), у.е.
|
250
|
300
|
1300
|
1600
|
1900*
|
1500*
|
2400*
|
Примечания. Знак "+" означает "Да", " - " означает "Нет";
*) - для ворот импортной сборки;
**) - усредненные данные для ворот размером 25002125мм с электроприводом и пультом управления; доставка и работа- еще 15-20% от стоимости.
Редакция благодарит сотрудников фирмы "ГАРАЖНЫЕ ВОРОТА2000» за помощь в проведении фотосъемок.
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!