Дом российского самурая

Угловая «коробка» общей площадью 105 м2 стала трехкомнатной квартирой. Аскетичный, подчеркнуто геометричный интерьер, спокойная цветовая гамма.

Дом российского самураяВид из кухни на гостиную. Деревянные поверхности делают даже подчеркнуто геометричный интерьер неожиданно теплым и уютным Дом российского самураяЗа внешней простотой интерьера скрывается неоспоримый вкус, четкость прорисовки всех элементов и кропотливая работа Дом российского самураяПолки и шкафы, кажется, придумывались вовсе не для того, чтобы быть заполненными "вещественными доказательствами" быта. Перед нами полноценные участники архитектурного действа Дом российского самураяС этой точки зрения контраст насыщенного коричневого, преобладающего в гостиной, и серебристо-серого, царящего на кухне и в прихожей, особенно заметен. Его усиливает разница в системах освещения Дом российского самураяКолористическая гамма интерьера может быть названа земляной лишь условно. Ито из-за преобладания в ней коричневых оттенков. Сиреневый, оранжевый и оливковый выступают как дополнительные цвета Дом российского самураяЯрким синим пятном сияет на бежевой стене аквариум с подсветкой. Вопрос, кто же будет через него заглядывать в ванную комнату, так и остался без ответа Дом российского самураяГраница между гостиной и кухней обозначена более чем конкретно: подвесной потолок с цепочкой светильников на еле заметных подвесах, невысокая стенка с темно-коричневой линейкой деревянной столешницы Дом российского самураяКухня и прихожая связаны не только единообразием решения потолка, но и лаконичной простотой и функциональ-
ностью. Ничего лишнего, только самое необходимое. Иплюс серовато-стальная гамма Дом российского самураяФрагмент гостиной. Мягкий свет пластикового торшера предназначен, разумеется, не для торжественных обедов, а для тихих романтических вечеров в тесном, как видите, кругу Дом российского самураяИнтерьер ванной комнаты прост и изящен. Часть стены возле раковины отделана не керамической плиткой, а фактурной декоративной штукатуркой Дом российского самураяКруглый аквариум пока пустует. Суета его возможных разноцветных обитателей показалась хозяину неуместной в строгом интерьере Дом российского самураяКабинет навевает легкие ассоциации с пресловутым стилем hightech. Функционально это вполне оправданно- только высокие технологии и современные материалы Дом российского самураяХороший пример мужского интерьера. Никаких рюшечек и оборочек. Спальня проста настолько, насколько это вообще возможно. Хотя нет. Еще проще- матрас на полу, но это уже не интерьер Дом российского самураяПлан до перепланировки Дом российского самураяПлан после перепланировки

В пору осенних тайфунов и грозных цунами
Есть у нас дело- косим бамбук мы
Для икебаны.

Ироническая имитация японской поэзии

Сегодня очень многие дизайнеры увлекаются при оформлении интерьеров японскими мотивами. Татами, ширмы, имитации рисовой бумаги прочно обосновались в арсенале оформителей, тем более что производство подобных вещей давно поставлено на поток. Меж тем россияне- лишь наполовину европейцы, а на вторую половину- "скифы мы", "азиаты мы с раскосыми и жадными очами". Ине так уж непонятна для нас философия Востока. Во всяком случае, если судить по интерьеру квартиры, о которой пойдет речь.

Душа в душу

Считается, что "традиционная" японская культура сложилась в XVI-XVII вв., когда в стране шел процесс централизации верховной власти и появлялись зачатки капитализма. Искусство того времени имело четкую "целевую аудиторию"- формирующийся класс городского населения, прежде всего богатых купцов- ростовщиков. Они хорошо ориентировались в предметах роскоши, прибывавших из Китая и Кореи, но вместе с тем сохраняли верность простоте и минимализму национального жилища. Аналогичную позицию занимают сейчас и некоторые российские бизнесмены.

В начале разговора с дизайнерами предприниматель, хозяин описываемой квартиры, высказал пожелание «сделать достаточно современное, но уютное жилище». Из трех предложенных вариантов перепланировки и оформления он выбрал самый спокойный, «домашний».

"Наверное, это первый заказчик, с которым мы работали душа в душу,- рассказывает один из авторов проекта Антон Атлас.- Возможно, потому, что мы практически одного возраста (около 30лет). Обсуждали проект в непринужденной обстановке: встречались в кафе по субботам, беседовали за чашечкой кофе и плавно переходили к выбору предметов интерьера. При этом владелец квартиры меня не "напрягал", то есть разрешал делать то, что я хочу. Акогда начали вырисовываться основные черты интерьера и заказчик понял, что это ему нравится, он стал беспрекословно мне доверять. Врезультате получилась квартира, в которой, честно говоря, я бы и сам жил».

Комфортность жилища в большой степени обусловлена спокойной цветовой гаммой стен, потолков и мебели. Вначале предполагалось, что интерьер будет более ярким, насыщенным, включающим оранжевые и фиолетовые поверхности, "тертый" под бетон потолок и т.д. Однако заказчик предостерег дизайнеров от экспериментов: "Мне здесь жить". Врезультате во всех помещениях остановились на землистых оттенках. "Мы везде использовали плитку PERONDO одной расцветки,- говорит архитектор Федор Арзаманов.- Не очень хорошо, когда в одной квартире применяется сразу несколько видов плитки. Аполки и мебель по цвету настолько нейтральны, что на них можно расставлять предметы самых разных стилей, практически все что угодно».

Человек идет на свет

Планировка создавалась фактически с нуля- строители пришли в почти пустую "коробку" с легкими перегородками и двумя несущими колоннами. Но жилище все же диктовало свои условия. Вквартире 4окна, которые позволяли сделать большую гостиную, кухню, скромную спальню и комнату для будущего ребенка. Был вариант устройства гардеробной, однако на ее месте возник гостевой санузел. Хозяин часто принимает гостей, но не хочет пускать их в свое "личное пространство"- ванную комнату.

Главный организующий элемент интерьера- стеклянный витраж, разделяющий спальню и гостиную. Витраж зрительно расширяет пространство каждой из комнат, так как сквозь него виден свет из дальнего окна. Одновременно стеклянная стена вызывает ассоциации с восточным жилищем- она напоминает японскую раздвижную перегородку из непрозрачной бумаги.

В копилку идей

Дом российского самурая
Миражи на матовом стекле

Современный интерьер нередко строится на объединении нескольких помещений. Причем в качестве основных декоративных элементов выступают "пограничные столбы"- более или менее функциональные вертикальные и горизонтальные конструкции. Этот прием хорош для демонстрации немаленькой площади квартиры на страницах интерьерных журналов. Но для ее обитателей такая глобализация не всегда удобна. Стены и перегородки лишены ореола "модности", скорее, их удел- традиционная практичность. Тем не менее и для них в арсенале современных дизайнеров есть неожиданные решения. Сегодня речь пойдет не о вариантах отделки, а о возможных альтернативных материалах для возведения новой стены. Итак, в фокусе нашего внимания- стекло. Целиком прозрачные стены- явление настолько редкое и экстравагантное, что в нашей рубрике они вряд ли появятся. Авот стеклоблоки и матовое стекло- ее частые гости.

В этой квартире перегородка между гостиной и спальней щеголяет Г-образной вставкой из матового стекла в деревянной раме. Вертикальная и горизонтальная линии рассекают светло-лиловую стену, лишая ее монументальности и элементарной скучности. Но самая главная функция матовой вставки- создание светового мостика между двумя комнатами. Днем холодноватый свет из лоджии при спальне окрашивает стекло в нежный голубовато- фиолетовый оттенок. Авечером зажженные торшеры и лампы раскидывают по матовой поверхности белые и желтые блики.

P.S. Да простят нас почитатели культуры и быта Японии, но вместо столь очевидной ассоциации с раздвижными перегородками из рисовой бумаги (фусума) мы позволим себе сравнение этой стеклянной стены с экраном в индонезийском театре теней. Разнообразные источники света создают на матовом стекле причудливую игру холодных и теплых пятен, которую легко принять за движение силуэтов героев старинных эпосов.

С витражом перекликается расположенная прямо напротив входа, в конце коридора, дверь с рисунком на белом матовом стекле. Здесь замысел таков: человек идет из гостиной по темному коридору на свет из кабинета (он же будущая детская). Реализовать идею оказалось несложно, но вот рисунок на стекле (напоминающий роспись на рисовой бумаге) удался далеко не сразу и потребовал двухмесяцев работы. "Нас предупреждали, что выполнять рисованные фигуры на матовом стекле трудно. Но это было делом принципа",- комментируют Антон Атлас и Федор Арзаманов.

В квартире множество подвесных систем освещения. По признанию авторов, это своего рода дань моде (например, ниши с подсветкой в спальне). Подвесные светильники и шины играют основную роль в композиционной связке "прихожая-кухня". Как ни странно, выделенная для квартиры нагрузка на электросеть не была превышена. Электрощит работает нормально, без перебоев. Никаких дополнительных технических приборов также не потребовалось. Иэто несмотря на присутствие в жилище сразу нескольких систем подогрева пола.

Кухня и гостиная

Стиль, в котором оформлено пространство гостиной, авторы сравнивают с направлением "фьюжн" (смешение разнородных элементов, используемое в дизайне, музыке, кулинарии и другом), но при этом считают, что правильнее говорить о современной эклектике. "Эклектика или "фьюжн" дают возможность насытить интерьер любыми предметами,- рассуждает Федор Арзаманов.- Безразлично, нравятся тебе африканские статуэтки или картины Пикассо,- стиль позволяет поместить в пространство все что угодно. Он совершенно ни к чему не обязывает. Важно просто соблюдать некую тональную цветовую гамму и определенную направленность дизайна».

Помимо витража в гостиной, некоторый налет японского стиля присутствует в мебели (низкий диван, низкий же европейский столик на колесиках) и светильниках. Столик можно откатить в удобное место и пить за ним чай, сидя на подушках на полу. «Коробчатые» лампы напоминают китайские или японские фонарики, но отличаются еще большей простотой: на них отсутствуют какие-либо рисунки, и это не случайность. Центральный потолочный светильник FLOS скорее похож на НЛО (из-за крепежа на шарнире его даже можно наклонять под разным углом) и привносит в интерьер футуристические мотивы. Тем не менее лампа вполне гармонирует с «этнографическими» фонарями.

В силу выбранной стилистики в гостиной очень много предметов обстановки, выполненных из дерева. Своими теплыми тонами оно нейтрализует аскетичность интерьера и добавляет ему уюта. Особенно много ореха: ореховым шпоном отделаны полки на стене с витражом, из массива ореха изготовлен стол. На полу- немецкий дубовый паркет. Мебель в квартире представлена функциональными трансформерами не самых элитных фабрик (FORMER и BIANCA), но при этом стоит довольно дорого. Таким образом, как в гостиной, так и в кабинете и спальне все диваны и кровать раскладываются.

Пространство кухни отделено от гостиной с помощью сразу нескольких приемов. Кроме бросающегося в глаза барьера с цепочкой фонарей, деление обозначено на полу границей между паркетом и плиткой, а на потолке- прямоугольными нишами. Различны и группы освещения. Для кухни используется карнизная подсветка на металлических стержнях, которые служат каркасом для натяжного потолка. Изначально предполагалось выкрасить нишу в темный цвет- тогда бы эта зона «читалась» более явно. Но, как и в остальных случаях, остановились на достаточно нейтральном варианте.

Стенка-тумба, отделяющая коридор от гостиной, как и многие деревянные элементы этого интерьера, выполнена в отечественной столярной мастерской. Для тонких деталей использован массив дуба, прочие части отделаны шпоном ореха. Стенка производит впечатление мебели, собранной из конструктора от IKEA (на виду нарочито оставлены соединительные винты), и поддерживает общее настроение квартиры- несколько простоватого жилища, расчерченного вертикальными и горизонтальными линиями. Кроме того, тумба создает уютный закуток, в который углом задвинут диван.

В выбранной модели кухни тоже явно присутствуют "японские" штрихи. Особенно характерны такие детали, как матовые стекла в дверцах, стилизованные под рисовую бумагу. Архитекторы хотели приобрести более "уютную" кухню с деревянными элементами, но от нее пришлось отказаться. Когда же остановились на теперешней модели, хозяин квартиры даже обрадовался и заверил авторов проекта, что ему с самого начала понравилась именно она. Стол и стулья заказывались в столярной мастерской и продолжают восточную тему, которую по идее должна дополнять посуда с соответствующей росписью. Картина на стене- работа художника Александра Ширяева. Первоначальный вариант произведения выглядел более «офисно», так что его пришлось дорабатывать: с помощью скребка и масла была создана грубая фактурная поверхность.

Если от гостиной кухня отделена, и достаточно явно, то с прихожей она зрительно составляет одно целое. Сама входная зона минималистична и еще более проста, чем другие помещения. Ее обстановка- это корпусная мебель и встроенные алюминиевые шкафы. "Главное здесь- предельная функциональность, которая и была достигнута",- говорит архитектор Антон Атлас.

За стеклом

В интерьере спальни главную роль играет уже знакомая нам полупрозрачная стена. Востальном оформление этой комнаты для сегодняшнего дня достаточно стандартно: раскладывающаяся кровать FORMER, небольшой центральный светильник, стена с подсвеченными нишами и встроенный шкаф. Светильники в изголовье кровати куплены в IKEA- по мнению авторов, они хорошо вписываются в интерьер. Вбудущем картину дополнят две китайские картинки на папиросной бумаге- их предполагается разместить на стене с витражом.

Стоит отметить, что вначале думали расширить спальню за счет лоджии, полностью снеся отделяющую ее стену. Но дело ограничилось застекленной лоджией и установкой системы теплого пола по всей ее площади. Комната словно «перетекает» в лоджию, что, в общем, продолжает идею условных границ между помещениями.

В пространстве, прилежащем к лоджии, и непосредственно на ней предполагается расположить туалетный столик и спортивный тренажер. Пока же их место занимает кресло-матрас, при желании трансформирующееся в лежанку. Кресло обтянуто грубой тканью, напоминающей мешковину, и, несмотря на свою "периферийную" позицию, входит в общую "семью" мебели квартиры- минималистичных функциональных трансформеров.

Ванная в иллюминаторе

Общая идея аскетичности предопределила членение всех поверхностей и объемов квартиры горизонтальными линиями. Они "вылезают" в самых неожиданных местах. Например, по стене гостиной проходит функционально излишняя горизонтальная шина из металла. "Это мой пунктик",- смеется Антон Атлас. (Кстати, по образованию он градостроитель, и его приверженность к "перпендикулярности" вполне объяснима). Геометризм надо было чем-то оттенить, отсюда возникла мысль проделать между гостиной и ванной круглое окно. Авторы предложили вставить в образовавшийся иллюминатор аквариум с двумя рыбками, черной и красной. Прагматичный хозяин вначале отказался и от окна ("Кто и зачем будет смотреть в ванную?"), и от рыбок ("За ними надо ухаживать!"). Компромисс был найден в виде аквариума с фиолетовой подсветкой, искусственными губками и камнем внутри. Особенно надо подчеркнуть, что конструкция предусматривает простоту обслуживания: встав на стул, можно открыть аквариум, помыть его и т.д.

Сантехника в ванной итальянская, спокойных плавных очертаний. Заказчик сразу предпочел ванне с гидромассажем простую модель из акрила. С"итальянцами" несколько диссонирует жесткого вида немецкий смеситель DORNBRACHT, который и по цене, и по уровню дизайна стоит немного выше прочего оформления помещения.

Если не считать агрессивной подсветки аквариума, освещение в ванной комнате спокойное. Здесь используется лампа фабрики SLAMP, конструкция которой позволяет вставлять обрамление с различными рисунками. Впомещении еще хотели смонтировать зеркало во всю стену, но этому воспротивился заказчик («Неудобно мыть!»), хотя с таким зеркалом было бы намного эффектнее.

Итальянские лампы SLAMP пока не получили широкого распространения в России, так как некоторые заказчики считают, что эти светильники выглядят чересчур дешевыми. Азря: фирма выпускает около 60моделей, разработанных разными дизайнерами. По цене, качеству и удобству монтажа светильники как раз подходят для квартир, подобных этой. Воформлении ламп широко используется пластик (но есть даже меховые варианты!), на который накладываются различные рисунки (вплоть до фотографий хозяев). Они становятся видны, когда светильник включают. При схожей конструктивной основе всех моделей лампы могут располагаться на полу, стене, прикроватных тумбочках и т.д.

В кабинете

Эта комната напоминает осовремененную келью. Нейтральный фон стен и штор, простое кресло перед компьютерным столом, почти незаметный светильник, "параллелепипедный" диван-трансформер (подбором мебели руководил заказчик, спрашивая авторов проекта только о подходящем цвете). Практически единственное, что было создано в кабинете,- это ниши под стол и встроенный шкаф BIANCA. Архитекторы считают, что хозяин получил здесь все возможности для наполнения интерьера по своему усмотрению: ниши, стены, полки и т.д.

В принципе в комнате должны были висеть фотографии, снятые в Японии. Причем не видовые пейзажи, а бытовые жанровые сценки, «подсмотренные» другом архитекторов во время путешествия в Страну восходящего солнца. Однако владельца квартиры фотографии не впечатлили. Видимо, картина изменится, когда комната будет превращена в детскую.

Пройденный путь

По признанию архитекторов, интерьер еще нуждается в доработке, а именно- вдекорировании. Нужно добавить посуду, салфетки, вязаные чехлы на подушки, подумать, что сделать с достаточно грубыми стульями в гостиной, и т.д. Квартира получилась «мужской», или холостяцкой, что неудивительно, если вспомнить, что в разработке проекта не участвовала женщина. Как считает Антон Атлас, у представителей разных полов разный подход к интерьерам и вообще к процессу проектирования: женщины больше вдаются в детали (цвет, фактура), а мужчины, если им дать концепцию, просто контролируют ее реализацию, но от изначального плана не отходят. Так было и в этом случае. Хозяин и авторы прошли свой небольшой «путь воина» (бусидо), не отклоняясь от главной линии.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.
Рекомендуем