Окончание. Начало читайте в статье
«Памятка для серьезного заказчика» прошлого номера.
9. Далее идут малярные работы- одни из самых дорогостоящих и трудоемких, требующих высококвалифицированных специалистов. "Малярку" условно можно разделить на два этапа: 1-подготовка поверхности: разделка швов гипсокартона с заполнением их специальным составом (непутать с обычными шпаклевками), выравнивающая и финишная шпаклевки, шлифование и грунтовка; 2-собственно окраска (обычно за 3-4 раза), которую также приходится разделить во времени. Сначала- предварительная окраска в 2-3 слоя, до укладки полов с плинтусами и установки стационарных элементов интерьера. Окончательно "освежают" квартиру перед непосредственной ее сдачей. Маляры оставляют хозяевам небольшие (0,5-1л), герметично закрытые и подписанные банки с красками для всех помещений, чтобы можно было «подправить» небольшие дефекты, появляющиеся при эксплуатации квартиры.
Подготовить поверхность под оклейку обоями раза в два проще (и,соответственно, дешевле), чем под окраску матовыми составами. Подготовка под глянцевую высококачественную окраску еще сложнее и дороже. Большинство мастеров и строительных фирм за нее вообще предпочитают не браться, предлагая клиентам взамен венецианскую штукатурку и другие "блестящие" финишные покрытия, стоимость которых вместе с материалом начинается от $30 за 1м2.
Особенно тяжело дается подготовка потолков, примыкающих к так называемым карнизным светильникам- люминесцентным лампам, спрятанным за коробом из гипсокартона под самым потолком. Как бы ни старались маляры, как бы ни светили своими прожекторами, а все равно приходится «доводить до ума» эти места после монтажа и подключения светильников. Раньше же ни арматуру, ни лампы монтировать нельзя, чтобы их не испачкать и не вывести из строя.
Для защиты от трещин перед шпаклевкой проклеивают либо все поверхности, либо только стыки гипсокартона укрепительной сеткой или стеклотканью "паутинка". Но опыт показывает, что такой способ спасает лишь от микротрещин. Разломы же между листами гипсокартона, вызванные нарушением технологии их монтажа, или в стенах- из-за смещений при оседании дома не удается удержать никакой тканью. Также не поможет проклейка и при изменении влажности- с 50-60% во время проведения строительных работ до 30-40% после сдачи квартиры в эксплуатацию. Внутренние напряжения, возникающие при этом, тоже «рвут» материалы по слабым местам.
Интересно, что чем больше жильцов на квадратный метр площади, тем ближе влажность в помещениях к нормальной (50-60%). Прошлой зимой, например, в 140-метровой квартире, где проживают (скорее- ночуют) всего два человека, даже с помощью двух приборов удалось поднять влажность лишь до33%, без увлажнителей же она составляла всего25%. Снаступлением весны ситуация заметно улучшилась- влажность поднялась до42%. Произошло это, видимо, потому, что начали открывать окна, и отопление перестало «сушить» воздух. Несколько щелок, появившихся было в деревянных полах и на стыках гипсокартона, снова «схлопнулись».
Чтобы уменьшить последствия падения влажности для отделанных поверхностей квартиры, по окончании предварительной окраски хорошо бы сделать технологический перерыв 1,5-2месяца, в течение которых влажность опустится до своих естественных границ не только в воздухе, но и в материалах. За это время проявится большинство "потенциальных" трещин, устранив которые можно приступать к окончательной окраске. Частично такой технологический перерыв получается естественным образом, без остановки строительного процесса,- это время, в течение которого кладут паркет и собирают мебель.
Не дают проявиться микротрещинам во внутренних и внешних углах специальная металлизированная лента, пластиковые или металлические уголки. Только после их установки придется вышпаклевывать появившуюся «толщинку», иначе, например, при монтаже плинтуса между ним и стеной останется зазор. Вообще, прямолинейность стен в местах установки плинтусов, наличников, примыкания мебели после шпаклевки лучше еще раз проверить с помощью двухметровой рейки.
Нормативные требования к высококачественной окраске таковы: "Окрашенные поверхности после высыхания должны быть однотипными, без полос, пятен, подтеков, брызг, истирания (омеловывания). Не допускаются просвечивания нижележащих слоев краски, отслоения, неровности, морщины, видимые крупинки краски, сгустки пленки, следы кисти, валика и тампона. Местные исправления, выделяющиеся на общем фоне (кроме простой окраски), не должны быть заметны на расстоянии 3метров от поверхности" (СНиП 3.04.01-87). Последнее положение очень ценно для строителей, ведь некоторые клиенты требуют от них такого же качества покраски стен квартиры, как у автомобиля, буквально под лупой изучая их работу. Адефекты, оказывается, надо искать с расстояния трех метров, и если их не видно- претензии заказчика не обоснованы. Далее тот же СНиП гласит: "Вместах сопряжения поверхностей, окрашенных в различные цвета, искривления линий... не должны превышать для простой окраски 5мм, для улучшенной- 2мм, высококачественной- 1мм.
При оклейке обоями поверхности должны быть выполнены: скромками нахлесток полотнищ, обращенных к световым проемам, без теней от них (при наклейке внахлестку); из полотнищ одинакового цвета и оттенков; с точной пригонкой рисунка на стыках. Отступления кромок должны быть не более 0,5мм (незаметными с расстояния трех метров). Воздушные пузыри, пятна, пропуски, доклейки и отслоения, а в местах примыкания к откосам проемов перекосы, морщины, заклейки обоями плинтусов, наличников, розеток, выключателей и т.п. не допускаются».
10. Закончив "малярку", можно приступать к монтажу сантехприборов, радиаторов отопления, внутренних блоков кондиционирования, электроустановочных изделий, датчиков и приборов охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения и т.д. При этом специалистов надо обеспечить исполнительной документацией на разводку коммуникаций во избежание их повреждения.
При подключении сантехприборов необходимо иметь в виду, что рекомендуемый срок службы обычной гибкой подводки составляет 3года, потом ее придется менять, во избежание неприятностей. Сделать это, например, для вмурованной гидромассажной ванны или унитаза со скрытой инсталляционной системой крайне затруднительно. Лучше сразу подключить сантехприборы, например, хромированной медью (срок службы 50лет) там, где подводка видна, или гофрированными трубками из "нержавейки" (срок службы 25лет), если они скрыты под ванной. Только покупать подводку желательно в специализированных магазинах и сохранить чек. Если нет особых требований к внешнему виду гибкой подводки (например, в прачечной), можно использовать обычный металлопластик с хромированными фитингами (срок службы не менее 20лет). Оставлять гибкие оплетенные подводки рекомендуется, только если они куплены вместе со смесителем заводской комплектации. Вэтом случае изготовитель гарантирует, что они прослужат не меньше смесителя.
11. Устройство паркета, деревянных полов и монтаж столярных изделий в принципе можно производить параллельно с монтажом и подключением всего вышеперечисленного. Если же «сроки терпят», то, конечно, лучше «не толкаться». Тут нам еще раз пригодится исполнительная документация на разводку коммуникаций, которая должна быть выдана паркетчикам.
Следует помнить, что начинать паркетные и другие связанные с деревом работы можно не ранее чем через 2-3 дня после ухода маляров. Не разрешайте строителям даже фанеру на объект завозить, не говоря уже о паркете, до тех пор, пока там продолжаются какие-нибудь влажные работы. Такие методы ускорения процесса обязательно приведут в будущем к возникновению щелей между клепками штучного паркета или досками деревянного пола.
Требование норматива по этому поводу предельно ясно: "Перед устройством полов, в конструкции которых заложены изделия и материалы на основе древесины и ее отходов, синтетических смол и волокон, ксилолитовых покрытий, в помещении должны быть выполнены штукатурные и другие работы, связанные с возможностью увлажнения покрытий. При устройстве этих полов и в следующий период до сдачи объекта в эксплуатацию относительная влажность воздуха в помещении не должна превышать 60%. Сквозняки в помещениях не допускаются. Влажность досок, паркетных клепок штучного паркета, паркетных досок и щитов не должна превышать 10%" (СНиП 3.04.01-87). Дорогой паркет обычно поставляется в герметичных упаковках, и влажность его составляет 8%. Чем дешевле паркет, тем тщательнее надо проверять его влажность и геометрию при покупке, «россыпью» лучше вообще не покупать.
При укладке полов на лаги надо озаботиться звукоизоляцией, иначе замучат соседи снизу. Всоответствии со СНиП 3.04.01-87, «лаги должны касаться звукоизоляционного слоя, плит перекрытия или песчаного выравнивающего слоя всей нижней поверхностью, без зазоров. Подбивка деревянных клиньев или подкладок под лаги для их выравнивания или опирание лаг на деревянные подкладки запрещается». Оптимальная технология устройства паркетного пола на сегодняшний день такова.
Фанера толщиной 12-15мм, каждый лист которой распилен на 4части, приклеивается и крепится к стяжке саморезами с пластмассовыми дюбелями (неменее 16штук на лист 750750мм). Вместах дефектов стяжки используют более мощные анкерные винты, заходящие в плиту перекрытия. Дают высохнуть полученной подложке примерно неделю (уточняется измерением влажности, которая должна быть не более 10%).
Затем укладывают паркет, приклеивая каждую клепку к фанере и прибивая ее не менее чем на 2гвоздя. Требования норматива в этом случае таковы: «площадь приклейки паркетной планки должна быть не менее 80%».
По окончании укладки еще неделю дают паркету "отстояться" и шпаклюют щели между клепками (если они есть), а также прибивают плинтус. После этого необходимо еще раз "прозвонить" всю электрику и слаботочку на предмет сохранности после крепежа фанеры, паркетин и плинтусов. Когда высохнет шпаклевка, приступают к шлифовке, по старой памяти часто называемой циклевкой. Шлифовка происходит в два этапа. Сначала барабанной машиной с грубой наждачной лентой убирают провесы и выравнивают поверхность, постепенно меняя "наждачку" на более мелкую. При исчерпании возможностей барабанной машины ее заменяют на плоскошлифовальную, с помощью которой полируют поверхность паркета, доводя ее практически до мебельного качества. Удовольствие это отнюдь не дешевое. Только суточная аренда хорошей импортной плоскошлифовальной машины с комплектом расходных материалов обходится примерно в $100, стоимость самой машины- от $5000. Втруднодоступных местах мастера работают специальными углошлифовальными машинками.
За шлифовкой следует покрытие грунтовочным лаком, который при высыхании "поднимает" несошлифовавшиеся волокна. Их повторно шлифуют и только потом покрывают лаком в 2-3 слоя, с интервалами для высыхания.
Примерно через неделю лак окончательно полимеризуется ("наотлип" он высыхает гораздо быстрее) и его можно будет накрыть специальной бумагой, а сверху еще слоем оргалита с проклейкой швов скотчем. Вместо бумаги часто используют дешевые бумажные обои. Считается почему-то, что полиэтиленом накрывать готовый паркет нельзя, якобы под ним образуется "парниковый эффект", который может привести к неприятным последствиям. Не все строители в это верят, но дать однозначный совет по этому поводу затруднительно- бывали случаи появления дефектов в паркете, накрываемом как бумагой, так и полиэтиленом. Абывало и наоборот.
12. После укрывочных работ можно приступать к сборке мебели, установке облицовочных панелей металлической двери и готовых элементов интерьера, подключению кухонной техники, стиральной машины и монтажу домашнего кинотеатра. Производится также наладка и регулировка системы кондиционирования и охранно-пожарной сигнализации.
13. По окончании всего перечисленного устраняют дефекты и загрязнения стен, если они появились. При необходимости стены покрывают последним слоем краски. Затем снимают с пола оргалит, бумагу и проводят генеральную уборку.
Этой статьей мы заканчиваем цикл «Памятка для серьезного заказчика» и надеемся, что наши материалы помогут читателям правильно сориентироваться в непростых вопросах ремонта и реконструкции квартиры.
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!