О штучном паркете
Высший уровень мастерства укладки - 16 деталей сходятся в одной точке. Паркет со светлыми прожилками из нижней трети ствола дуба, где много минералов. Паркет из камбалы долговечен, хорош для загородных домов, не боится ни жара камина, ни открытых в сырую погоду окон. Тиковый паркет со вставками из венге. Вишня подходит к любому стилю интерьера - от изысканной роскоши до уютного кантри. Паркет из оливы чрезвычайно декоративен, что обязывает особенно тщательно подбирать для интерьера мебель и аксессуары. Пол из древесины грецкого ореха со вставками из гуатамбу. Паркет из дуссии со вставками из дуба и грецкого ореха. Такой паркет выдерживает любые скачки микроклимата, поскольку содержит много маслянистых душистых веществ. Пол из мербау со сложными мелкими вставками из лапачо и гуатамбу. Экстравагантный паркет из мутении впечатляет своей "тигровой" мастью. Африканский падук — дерево плотное, твердое (3,8 HB), устойчивое к давлению и трению. Благодаря прямоволокнистой структуре легко обрабатывается.
Прочный, теплый, красивый и долговечный, он — сама природа, сама жизнь. И он же — произведение искусства, роскошь, достойная королей, но вполне доступная и простым смертным. Имя ему — штучный паркет.
Первоначально паркетом во Франции называли огороженный загон или маленький парк (parque, parquet). В XIV веке паркет — это уже часть большого зала, предназначенная для аудиенций и застеленная ковром. Постепенно ковер уступил место обнаженной поверхности пола, набранной из деревянных брусков (или «дубовых кирпичей», как их называли в России). Оформленный подобным образом пол также стали называть паркетом. Излюбленной укладкой паркетных планок сделалась «елочка». Этот рисунок, сохраняющий свою популярность и в наши дни, прусский король Фридрих Великий считал «королевским».
В России, где дерево издревле было основным строительным материалом, изготовление и укладка паркета достигли высочайшей степени совершенства. В XVIII столетии, в эпоху расцвета дворянской культуры, при Петре Великом паркетные полы сделались неотъемлемым признаком богатого жилища. Безукоризненно исполняя свою функцию, они одновременно являлись произведениями высокого искусства.
Прекрасные художественные паркеты сохранились в Останкинском дворце в Москве, Зимнем и Михайловском дворцах в Санкт-Петербурге, в летних резиденциях русских императоров — Петергофе, Царском Селе, Гатчине, Павловске, Ораниенбауме. Эти сложные и изысканные полы, набранные по проектам знаменитых архитекторов из отечественных и экзотических пород дерева (палисандрового, красного, эбенового, розового и др.), напоминают роскошные ковры. Искусные мастера, используя свойство древесины отражать свет в зависимости от направления волокон, добились при изготовлении паркетов удивительного многообразия тональной игры. Художественное впечатление, производимое этими шедеврами декоративного искусства, грандиозно. Кажется, что в них природа и человек, глубоко познавший ее законы, достигли идеальной гармонии.
Современные паркетчики-профессионалы продолжают великие традиции старых мастеров и готовы сегодня решить любую, даже самую сложную задачу. Для этого им требуется лишь две вещи: время и деньги.
Откуда дровишки?
Для паркета традиционно берут древесину лиственных, а не смолистых хвойных пород — она более износостойка и тверда. Но и среди листвен-ных одни породы — стабильные и твердые, другие — капризные и мягкие; одни — знакомые с детства, другие — экзотические, как райские птицы.
При этом практика создания паркетов регулярно обогащается историями о заказчиках, которые (придя в "ПАРКЕТ ХОЛЛ", "ИНТЕГРАФ", "КОВЧЕГ", CONTI
Как правило, выбирая паркет, исходят из понравившегося цвета и рисунка древесины. В цветах и рисунках разных пород древесины (где глаз обывателя едва различит десяток желто-коричневых оттенков) профессионалы видят огромное колористическое и структурное разнообразие. Сделать правильный выбор, сообразуясь с физико-механическими свойствами того или иного дерева, непросто.
По цвету профессионалы условно разделяют палитру паркетных пород на 6 групп: светлые, желтые, розовые, красные, коричневые, темные.
Количество пород действительно велико. Есть — созданные из одних достоинств, есть — из достоинств вперемешку с недостатками, но имеются и такие, что... Впрочем, судите сами.
Светлые
Дуб — классическая, традиционная для России и Европы паркетная порода. Существует около 200 его разновидностей, есть даже красный дуб с древесиной цвета кумача (например, в фирме «МАСТЕР-ФЛО»). Древесина дуба — одна из тех, что «дышит» очень сдержанно, расширяясь и сжимаясь минимально (аналогично «экзотам» — тику и мербау). Материал красив как в светлом (классическом) и беленом вариантах, так и черный, мореный.
Граб — родственник березы, имеет скрученные волокна (свилеватость), что мешает его обработке. Паркет из этой тяжелой и «вязкой» древесины — блестящий, жемчужно-белый (или цвета тающего снега), с тонкими песочными нитями.
Ясень тверже бука и дуба. Ясеневый паркет — мягкого сливочного тона, очень упруг, поэтому его часто заказывают для спортивных объектов. Твердость — 4,0-4,1 HB. Ясень растет не только в средней полосе, его разновидности встречаются в Америке и даже Японии.
Бамбук, который заполонил тропики и субтропики, — прекрасный паркетный материал. Это не дерево, а злак, его стебель — жесткая соломина, достигающая 40 м в высоту и 30 см в диаметре. Такой паркет очень прочен, хорошо держит нагрузки, стоек к переменам климата. Плотная и однородная, словно эмалевая, поверхность бамбуковых планок цвета льна оживлена редкими размытыми полосами (в местах расположения узлов стебля) и украшена дождем темных коротких стрел-капилляров. Шлифовка бамбука требует виртуозного мастерства, но игра стоит свеч.
Желтые
Каштан, родина которого — Азия, постепенно распространился по всему миру. Особенно культивируется на юге Европы и в Средиземноморье. Текстурой напоминает дуб, однако в прожилках каштана нет тонких углубленных срединных лучей, поэтому его рисунок мягче и равномернее. Цвет каштана — желто-коричневый, живописный и, что называется, «вкусный». Паркету из этого материала требуется постоянная влажность.
Тик, или сиамский тик, с древнейших времен любим судостроителями. Им выложены палубы всех дорогих современных яхт. Этот материал практически не гниет (кстати, как и лиственница, на сваях из которой стоит вся Венеция). А все из-за того, что волокна тика насыщены маслянистыми веществами. В результате дерево почти не впитывает влагу и не деформируется.
Камбалой (итальянское название — ироко) часто заменяют тик, поскольку она так же стойко переносит скачки микроклимата и высокую влажность. Видимо, причина выносливости дерева — в его происхождении: камбала растет во всех зонах тропической Африки и «приучена» к экстремальным условиям сырой жары. По цвету похожа на тик, но чуть желтее. Своим измельченным ритмично-волнистым рисунком, переливчато-янтарными смазанными границами слоев действительно ассоциируется с одноименной рыбой.
Олива доставляется с юга Европы и из прилегающих районов Азии. Зрелая древесина имеет бледно-янтарную окраску, иногда с красноватым отливом. Изрисована темно-оранжевыми зигзагами невероятно витиеватых, как будто бы шевелящихся, прожилок, похожих на солнечные блики, отраженные морем на брюхо яхты. Поскольку материал очень плотен (850-950 кг/куб. м), а текстуру имеет тонкую, он хорошо шлифуется, давая в результате красивую гладкую поверхность.
Розовые
Груша принадлежит к семейству розоцветных. Имеет нежный, но насыщенный розоватый оттенок древесины. Тончайшая текстура груши едва заметна. Рисунок годовых колец слаб и прозрачен. Твердость средняя.
Вишня тоже из семьи розоцветных. Розовый цвет имеют и изделия из нее (иногда кофейно-розовый, иногда — розово-жемчужный). Благодаря всем этим свойствам вишня — любимый материал мебельщиков и декораторов. Все, что из нее получается, — мебель, обшивка стен, двери, паркет — просто загляденье.
Бук темный прекрасно режется и шлифуется, хорошо поддается выравниванию тона в процессе специальной тепловой обработки, которая меняет тон на теплый коричнево-розовый (дымчатый бук). Более бледную разновидность этой древесины относят к светлым породам, так и называя: бук светлый.
Ольха растет не только в наших краях, но и в Малой Азии и Северной Африке. Мало деформируется при сушке, благодаря чему паркет из нее стабилен к перепадам влажности. Эта порода не слишком тверда и, к сожалению, поддается вредному воздействию насекомых и грибков, но все же очень ценится за свой элегантный, неповторимый цвет — бледный апельсиново-земляничный. Имеет очень тонкую структуру, которая ничуть не мешает ровному золотисто-розовому сиянию паркета. Оно не угаснет, даже когда дерево со временем потемнеет.
Красные
Дуссия, дитя тропиков Западной Африки, на редкость устойчива ко всем внешним воздействиям. Бывает желтая и красная дуссия. Красная соблазнительна своей светлой соболино-розовой гаммой. Даже маленькие вставки в паркет этого или другого «экзота» сделают пол значительно более нарядным, несущественно повысив его стоимость.
Кемпас происходит из Юго-Восточной Азии. Довольно тверд (около 4,0 HB). Имеет яркие, сочные цвета — от золотисто-красного до «смуглого» темно-оранжевого. Равномерная и плотная (800 кг/куб. м) структура дерева устойчива к истиранию и нагрузкам, но от сырости легко деформируется — нужен ровный микроклимат.
Африканский падук для России — «экзот из экзотов», под сенью его листвы нежатся жители Камеруна, Нигерии, Анголы, Испанской Гвинеи и Заира. Эстетическая ценность материала — в ярком кораллово-красном тоне, который с течением времени красиво темнеет, приобретая глубину и насыщенность.
Ярра — не что иное, как одна из 500 разновидностей эвкалипта. В промышленных масштабах разводится на побережье Австралии. Впечатляют яркие цвета древесины — красный всех оттенков: от клубничного до темно-вишневого. Постепенно паркет из ярры темнеет, его тон становится еще глубже и сочнее. Очень твердая (6,0 HB!) и плотная (820-850 кг/куб. м), эта древесина «не по вкусу» насекомым-вредителям. Ярра отлично шлифуется и полируется, как всякое твердое, плотное дерево.
Махагони растет в Центральной Америке, а его африканская разновидность именуется зипо. Цвет зрелой древесины — красновато-коричневый, с вольным, разнообразным рисунком волокон. Поверхность паркета стабильная и плотная, средней твердости, хорошо поддается обработке (шлифовке, полировке).
Коричневые
Мербау привозят из Малайзии, Индонезии, с Филиппин. Тон этой экзотической породы — красная охра с коричневыми и желтоватыми прожилками. В паркете мербау отлично сочетается с дубом (по цвету и физико-механическим свойствам). Со временем светлые прожилки на поверхности «гаснут», и общий тон паркета выравнивается.
Сукупира изобильно покрывает берега Амазонки. Вредным насекомым она «не по зубам». Обрабатывается тоже тяжело, зато легко шлифуется и полируется. Цвет древесины зрелой сукупиры — шоколадно-малиновый, испещренный охристыми и желтыми прожилками.
Джакаранда в паркетном производстве представлена своей южноамериканской разновидностью — палисандром. Он издревле вырубался для мебели, музыкальных инструментов и цветного паркета. И все из-за редкого цвета ядра древесины — от темно-красного до шоколадно-бурого с лучами оттенка спелой сливы. Палисандр тяжел и прочен, отлично полируется. Однако не незаменим: для его имитации вполне успешно используют мореный клен, тонированную ольху и березу.
Орех, где бы ни произрастал, меняя в зависимости от климата и почвы структуру и цвет древесины, во все времена оставался желанным для отделки интерьеров. При сушке — никаких трещин или деформаций. Плотность — 600-650 кг/куб. м. Быть отделанной под орех-честь почти для каждой древесины.
Мутения растет в тропиках Западной Африки. Словно специально создана для того, чтобы стать паркетом или мебелью: блестящая, эффектная. Цвета — от бледно-кофейного до оливково-коричневого с яркими лиловыми лучами.
Кумару, коим поросла Южная Америка и бассейн Амазонки, тяжелее и тверже не только дуба, бука и дуссии, но и своей соседки сукупиры. Набирает до 1100 кг/куб. м плотности и 5,9 единиц по Бринеллю. Паркет из кумару — оттенка червонного золота, с темными продольными волнами-гипнотически красив. Однако материал не слишком устойчив к нагрузкам и «шалостям» микроклимата.
Лапачо (или ИПЕ) имеет единственный недостаток: коробится при сушке. Но неприятностей можно избежать, соблюдая в помещении режим влажности. Это дитя субтропиков (900 кг/куб. м (!) и 5,9 HB) хорошо ложится в паркет. Правда, привозить его приходится из Южной и Латинской Америки, отнимая у обезьян Бразилии, Колумбии и Венесуэлы. Словно в память о них, лапачо сохраняет цвет обезьяньей масти-серебристо-оливковый, с чередованием темных полос и светлых подпалин.
Темные
Венге сейчас — большая редкость, поскольку растет в сельве Западной Африки, в Заире, а вывезти древесину из воюющей страны непросто. Запасами этого материала гарантированно располагает «ПАРКЕТ ХОЛЛ». Венге имеет цвет африканского загара или густого какао с черными прожилками. Очень крепок (850-950 кг/куб. м и 4,2 HB), стойко держит давление и изгиб. Поры маслянистые, насыщены минералами, что мешает обработке и лакировке дерева. Темный паркет из венге дарит интерьеру таинственность, словно взятую из глубины джунглей.
Эбеновое дерево, как известно, черное. Но лишь некоторые его разновидности имеют темноокрашенную древесину — от зеленой (!) до черной. Эбен — родственник нашей кавказской хурмы. Столь же темная, она способна заменить тропического брата как в паркете, так и в мебели. Древесина обеих пород практически однородна: ни годичные кольца, ни срединные лучи неразличимы.
Мореный дуб глубокого тонирования, словно обугленный, веками ценился за свой антикварный «чернокожий» лоск. В этом благородном материале словно спрессованы время, тепло и каменная твердость.
Размеры планок
Считается, что если длина планок штучного паркета (строители их называют еще клепками или плашками) более 350 мм, а толщина превышает 16 мм, то происходит снижение упругости и стабильности материала. Это вступает в противоречие с требованиями эстетики: чем планки крупнее, тем пол красивее. Решить проблему помогают современные способы сушки, сортировки и обработки древесины, совершенствование технологий укладки (с использованием новых клеев, паст, мастик, грунтов и лаков) и уход за паркетом. Увеличить размер планок позволяет и применение особо твердой, стабильной древесины. Например, паркет марки "Элита" фирмы "ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ" имеет планки с такими параметрами: длина 1200 мм, ширина 95 мм и толщина 22 мм. И это не предел. Скажем, в "ПАРКЕТ ХОЛЛЕ" есть массивные немецкие паркетные доски
Чем толще планка, тем выше ее рабочий (изнашиваемый) слой и тем большее количество шлифовок и циклевок паркет имеет шанс вынести. Следовательно, тем он долговечнее. В зависимости от толщины клепки рабочий слой колеблется от 5 до 10 мм. Самый большой рабочий слой может быть у паркета толщиной 22 мм.
Селекция паркета
Под селекцией паркетных планок понимают их сортировку по определенному набору показателей. Как правило, отбор осуществляется либо по внешнему виду (та или иная цветовая гамма, наклон древесных волокон, наличие или отсутствие сучков, заболони и т. д.), либо по направлению распила дерева — радиальному, тангенциальному.
Стандарт Германии (DIN 280, Teil 1) предусматривает три группы качества (от высшего к низшему): Natur (N), Gestreift (G) и Rustical (R). В частности, Natur предполагает отсутствие заболони, резких изменений окраски и нерегулярности текстуры древесины. Допускаются одиночные здоровые сучки: темные диаметром до 1 мм и светлые — до 8 мм. Стандарт Австрии (B3000, Teil 2) вводит еще одну, более высокую категорию Exwisit (E) — улучшенное качество.
По виду распила древесины паркетные планки подразделяются на тангенциальные и радиальные.
Тангенциальный — паркет высшего качества. Изготавливается из планок, полученных в результате распила ствола по касательной к годичным кольцам. Текстура древесины получается более живой, насыщенной, рисунок — более волнистым, напоминающим стрельчатые готические арки. Ни пороки, ни повреждения, ни сучки не допускаются.
Радиальный — отборный паркет высшего качества только радиального распила (разрез проходит через радиус ствола). Все клепки имеют одинаковый рисунок текстуры — прямые параллельные лучи. Никаких пороков древесины не допускается. Паркет очень устойчив к внешним воздействиям, но и дорог, так как выход планок не превышает 10-15% от общего объема древесины.
Многие производители вводят дополнительно собственные (внутрифирменные) критерии сортировки паркета. Таким образом, даже при одинаковом названии внешний вид и качество паркетных планок у двух разных производителей может существенно различаться.
Заметим, что самые дорогие сорта не всегда предпочтительнее. Возьмем, например, отборный дуб радиального распила с прямыми линиями текстуры на всех планках (одинаковых, как близнецы). Вместо ожидаемой сдержанной элегантности такой материал может привнести в интерьер скучное однообразие. А пол, в котором перемешаны планки с разнообразным рисунком и даже сучками, будет смотреться естественно и живописно.
- Источник: Журнал «Идеи вашего дома»№39
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!