Скандинавский дизайн мебели. История и современность

Сравнительный анализ мебельного дизайна по странам Скандинавского полуострова.

Скандинавский дизайн мебели. История и современностьЛаконичное, современное решение совсем небольшого пространства, в котором имеется комфортное спальное место, рабочая зона и плетеное кресло из тростника для отдыха и мечты. IKEA, Швеция. Скандинавский дизайн мебели. История и современностьОригинальное решение комнаты подростка: спальня (раскладной диван с символом северного оленя), она же - гостиная. IKEA, Швеция. Скандинавский дизайн мебели. История и современностьДетская комната декорирована в сочных сине-зеленых, желтых тонах с применением разнородных материалов, украшена игрушками, создает радостное, оптимистичное настроение. IKEA, Швеция. Скандинавский дизайн мебели. История и современностьВ интерьере спальни светлые шкафы с рифленым стеклом хорошо дополняются "мятой" прозрачной тканью на окне и абажуре и плетеным креслом ручной работы. IKEA, Швеция. Скандинавский дизайн мебели. История и современностьКабинет-гостиная в стиле постмодерн. Строгое и комфортное кресло с гнутыми элементами и пуфиком для ног. IKEA, Швеция. Скандинавский дизайн мебели. История и современность"PRAIMIO" 1936 г.
Гнутое кресло Алвара Аалто с ремнями, Финляндия. Скандинавский дизайн мебели. История и современность"Е60" 1935 г.
Табурет Алвара Аалто из чистого светлого дерева, Финляндия. Скандинавский дизайн мебели. История и современностьНабор мебели для гостинной Ruutu:
Мебельная плита в сочетании с деревом, мягкие глубокие кресла на колесиках, ножки и стенки из металла. ISKU, Финляндия. Скандинавский дизайн мебели. История и современностьФирма FAGUN, Финляндия. Скульптурное кресло. Высокая обработка способна отлично передать рисунок структуры дерева. Скандинавский дизайн мебели. История и современность"Tulip chair"
Знаменитый стул "Тюльпан" - на все времена. Ээро Сааринен, Финляндия. Скандинавский дизайн мебели. История и современностьПример интерьера «кантри». Набор «Koivu», мягкая мебель в сочетании с предметами из теплого дерева. IsKU, Финляндия.

Страны Скандинавского полуострова близки друг к другу не только географически; их объединяет общность культур, традиций и национальной психологии. В то же время каждое из этих государств имеет свою специфику.

Бурное развитие дизайна началось в Скандинавии приблизительно в 1880 году и охватило довольно большие географические районы, включая Данию, Финляндию, Швецию, Норвегию и Исландию. В результате здесь сложилась особая дизайнерская философия, повлиявшая на остальной мир. Шведская модель общества гласила: равные возможности благосостояния для всех социальных слоев. Еще до 1917 года скандинавы научились создавать «больше красивых вещей для каждого дня» — девиз, которым они руководствуются и по сей день. Особый интерес в северных странах всегда проявлялся к убранству жилища: из-за погодных условий люди проводят большую часть своего времени под крышей (в отличие от жаркого юга, где вся жизнь разворачивается на улицах и площадях). В 20-30-х годах уходящего столетия ручной и промышленный способы производства мебели стали соперничать друг с другом; так возник тот стиль обстановки интерьера, который теперь и называют «скандинавским». Вскоре он распространился на другие обиходные предметы — от чайной ложки до электротехники. Скандинавские дизайнеры говорили: «Форма должна идти рука об руку с функцией». Официально термин «скандинавский дизайн» появился в популярной и специальной литературе с 1950 года — после выставки, прошедшей в США и Канаде.

В чем же особенность скандинавского дизайна в мебельном искусстве и его отличие, скажем, от итальянского и испанского? Во-первых, это лаконичность, легкость, умение сосредоточить и организовать в небольшом пространстве разнообразные функции. Во-вторых, традиционная любовь к природным материалам (в данном случае — к дереву; применяется оно и обработанным разными способами, и необработанным, и в чистом виде, сохраняющем естественный цвет и фактуру), пристрастие к неярким, приглушенным тонам, цветам прибрежного песка, скал и холодного голубовато-серого северного моря... И хотя на последней ярмарке-выставке в Кельне шведские дизайнеры Иоханес Фоерсон и Петер Херт-Лоренсен из LAMMHULTS представили великолепную софу Newport модного красного цвета, для северян это совсем не характерно. В типично скандинавском интерьере, как правило, также присутствуют прозрачное стекло и керамика с голубой кобальтовой росписью — это символы, олицетворяющие многоводье, те тысячи озер, которыми так славится Скандинавия.

Итальянскую же и испанскую мебель отличают эклектичные золоченые барочные детали, прочие вычурные формы — слишком сильны здесь традиции Римской империи XI-XIII веков нашей эры. Даже авангардистский стиль итальянских дизайнеров с первого взгляда отличается от сдержанного элегантного шведского, датского или финского.

Сохраняющие крестьянские традиции скандинавы тяготеют к стилю «кантри» — бревенчатой отделке стен в сочетании с гладкими деревянными поверхностями мебели. При этом для обивки мягкой мебели они применяют ткани на основе натурального хлопка или льна неярких тонов, с клетчатым рисунком или в мелкий цветочек (например, серия Koivu фирмы Isku).

Швеция

Основу-фундамент в мебельном искусстве этой страны заложили талантливые дизайнеры, некоторые из которых в прошлом были мастерами-краснодеревщиками. Таким потомственным столяром был Бруно Матссон, создавший целое стилистическое направление в мебели 60-х годов, используя многослойное, гнутое дерево. Он разрабатывал ножки, прикреплявшиеся к столу посредством металлических деталей. Его изделия легко разбирались и собирались и были настолько изящны, что создавали впечатление парящих в воздухе.

В 70-е годы дизайнеры Ян Дрангер и Йохан Хульдт разработали способ производства мягкой мебели, который состоял в том, что масса вспененного пенопласта за несколько минут заполняла форму-обивку из искусственной кожи, увеличивая ее объем до необходимых размеров. На основе разработанной ими технологии впоследствии стали выпускать дешевую мягкую мебель со съемной декоративной обивкой.

Но, пожалуй, самую широкую, известность в настоящее время приобрела шведская фирма IКЕА, открывшая в начале 2000 года свой магазин в подмосковных Химках. Фирма была организована в переломный момент Второй мировой войны, в 1943 году, на юге Швеции, в Эльмхульте. Создатели IКЕА исповедовали принцип «пространство в пространстве», где ручной и промышленный способы изготовления мебели сочетались друг с другом в диапазоне от ретро до постмодернизма. Она имеет богатую историческую основу достижений, разработок в мебельном дизайне Скандинавии и окружающих ее европейских стран. В последние годы у них наметился отход от богатой, так называемой престижной обстановки, доступной только обеспеченным потребителям, и началось производство мебели для людей со средним достатком; при этом качество и стиль строго соблюдаются на прежнем уровне. Гарнитуры, характерные для прошлых эпох, или современный авангард выпускаются здесь ограниченными тиражами.

Предлагаемые IKEA функциональные решения интерьера отличаются большой дизайнерской культурой и элегантностью, созвучны именно с российским современным темпом жизни и учитывают небольшие порой площади нынешнего жилья. Мебель предлагается в комплексе с различными светильниками, декоративными тканями, посудой и другими предметами быта.

Основные материалы, применяемые в производстве мебели фирмой IKEA: массив сосны, клееная березовая фанера, буковый и березовый шпон, МДФ для кухонь и офисной мебели, сталь и алюминий, ткани на основе хлопка и льна с примесью акрила для износостойкости, натуральная и искусственная кожа.

Финляндия

За сравнительно короткое время — примерно три последних десятилетия — сложился такой феномен, как «финский мебельный дизайн». Движущей силой в нем стали произведения таких талантливых художников, как Ээро Сааринен и Альвар Аалто. Последний из них утверждает: искусство — это непрерывный процесс облагораживания дерева, меди, стекла и других материалов для раскрытия их свойств, но не ради самодавлеющей формы, а для удовлетворения человеческих потребностей. Согласившись с ним в принципе, заметим, что сам Аалто вошел в историю именно как новатор в работе с деревом. Посредством личного авторитета он мог создавать архитектурное сооружение или любое изделие, как исключительно индивидуальное художественное творение. Его кресло Paimio стало поистине легендарным и заняло первые ряды классических моделей ХХ века: оно необычайно комфортно, слегка пружинит, а изогнутые спинка и сиденье крепятся к каркасу из гнутовыклейной светлой древесины. Ведущие финские фирмы ASKO (основанная в 20-е годы нашего века), ISKU и ARTEK до сих пор выпускают мебель из гнутовыклейной многослойной фанеры, внедренной Аалто.

Ээро Сааринен (для фирмы KNOLL INTERNATIONAL) еще в 1956 году создал свой знаменитый стул «Тюльпан» из коллекции «Пьедестал». Пластиковое основание, на котором закреплены мягкое сиденье и спинка, он поместил на изящную ножку-колонну из литого алюминия, амортизирующего давление.

Модерн и авангард, умение работать с деревом в сочетании с разными материалами воплощают в своих креслах такие финские дизайнеры, как Юрье Куккапуро, Симо Хейккиля, Ева Кокконен и многие другие. Творчество Антти Нурмесниеми также интересно: в его изделиях отражается так называемый «свободный стиль».

Идеи всех выдающихся мастеров живут, постоянно воплощаясь разными фирмами в многовариантные и многоформные мебельные изделия, и порой трудно понять, какая продукция какой скандинавской стране принадлежит — так все переплелось!

В настоящее время в России, в том числе в Москве, появилась возможность познакомиться с финской мебелью, а также приобрести ее — например, «Никси», «Ако», ASKO, ISKU, PUUSTELLI. Более 75 лет финская фирма PUUSTELLI развивает лучшие традиции дизайнерского мастерства, основанного на натуральных качественных материалах, профессионализме, современных технологиях. Постоянная экспозиция фирмы содержит: офисную мебель с наборами шкафов, ящиков для хранения, столы, стулья, обстановку холлов, передвижные перегородки, раздвижные двери, кухни классические и в современном стиле, гармонирующие с интерьерами остальных помещений. Интересные коллекции мебели и кресел в стиле постмодерн создают фирмы INNO и KALLEMO.

Фирма ASKO предлагает наборы в разных стилях — от ретро до авангарда, органично вписывающиеся как в интерьер большой площади, так и в малогабаритные комнаты.

Норвегия

Норвежская мебель представлена на нашем рынке очень ограниченно, но тем не менее заслуживает отдельного рассказа. Норвегия — страна, наиболее приверженная старым традициям и упорнее других Скандинавских стран сопротивляющаяся модным веяниям. На создание предметов быта десь всегда в большой степени влияли ремесла, так как развитие промышленности происходило медленнее, чем в остальной Европе. Для норвежского жилого интерьера типичны нарочитая функциональность и одновременно демократическое отношение ко всем членам семьи. Доказательство тому — обычай предоставлять самую большую комнату детям (в других странах она чаще принадлежит взрослым).

Норвежская мебель охватывает широкий диапазон — от сельской и дачной для загородных домов и коттеджей до исключительно элитарной с обивкой из натуральной кожи. Общая характерная ее особенность — стандарт высококачественной обработки поверхностей, включая мельчайшие детали.

В первую очередь необходимо сказать о коллекции, разработанной Торстейном Нильсоном, в которую вошла новаторская выдумка — стул с регулируемым сиденьем и подголовником. Его можно легко складывать, транспортировать.

Широкую известность завоевала мебель для отдыха, сконструированная норвежским дизайнером Ингемаром Реллингом еще в 1965 году, но не утратившая популярности и сегодня. Это кресла из гнутой многослойной фанеры с применением шнурков в качестве крепежных элементов и натуральной или искусственной кожи в качестве обивочного материала.

В 1979 году на скандинавской ярмарке мебели появилась сенсационная модель сиденья «Баланс», предусматривающая двенадцать различных положений, в частности сиденье, наклоненное вперед, и подушечку для поддержки коленей, которые образуют прямой угол между торсом и ногами сидящего человека; такое естественное положение тела снимает напряжение спины, шеи, бедер и ног, — а значит, модель остается актуальной и по сию пору.

Дания

Своим путем шло развитие датского мебельного дизайна. Наиболее яркой и интересной личностью здесь был Арне Якобсен (1902-1971), которого иногда называют одним из первых проводников функционализма в Дании, хотя это весьма спорное утверждение. В целом рационалистический функционализм был чужд датским дизайнерам, они расценивали его как догматический, мало учитывающий потребности человека. В 1929 году Якобсен стал лауреатом конкурса «Жилище будущего». Его стул Ameise («Муравей») до сих пор вызывает восхищение. Модель (изготовленная фирмой FRITZ HANSEN) получилась удивительно изящной, она сочетала металлический каркас с единой гнутовыклейной формой, совмещающей спинку и сиденье. Сейчас знаменитый стул можно увидеть среди экспонатов Музея современного искусства в Нью-Йорке и Музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Видным дизайнером мирового уровня был и Кааре Клинт (1888-1954). Его лозунг «Начинаем снова и работаем в геометрическом стиле» подхватили и развили верные последователи — Финн Юл, создавший легкие, почти «летящие» стулья, которые были не просто скульптурной мебелью, а удобным местом для сидения, и Ханс Вегнер. Последний из них выступает за возрождение типических форм народной мебели. Его знаменитое кресло «Павлин» считают шедевром скандинавского дизайна. В 1944 году он создал также кресло China (производитель PP MOBLER) — замечательное сочетание восточного и скандинавского стилей, — адаптировав для восприятия среднего европейца деревянный стул времен китайской династии Минг. Дизайнер много экспериментировал с многослойным деревом, для его почерка характерны простая конструктивная схема, усложненная несколькими декоративными элементами.

Руд Тюгесен (1932) и Джонни Серенсен (1944), «две датские улитки», по их собственному определению, — приверженцы утонченного ручного труда. Они много работали над изготовлением лущеного шпона, получая плоские плиты, досуха высушивая дерево. Влага присутствовала только в клее при соединении деталей. Также Тюгенсен и Серенсен экспериментировали с многослойным буком и дубом, придумывая легкие и очень прочные конструкции. Еще ни одно изделие, разработанное ими, не снято с производства. Создавая очередную коллекцию мебели, авторы придумывали в дополнение к ней уникальные предметы быта: солонки, ступки, перечницы...

Другие датские дизайнеры Линдау и Линдекрантц, работающие для компании INNOVATION RANDERS A/S, сконструировали гибкую мебель, выгодно отличающуюся от всего, что было до них. Это многообразные мебельные формы из дерева в сочетании с металлом и искусственными материалами.

Материалы и технологии

Мы увидели, как скандинавские дизайнеры перенимают идеи друг друга, и это взаимопроникновение очень хорошо дополняет и совершенствует их индивидуальное мастерство.

Какие технологии и материалы они применяют в своем производстве?

Основной материал для производства мебели — финская береза (мореный массив, фанера), которая обладает вязкостью, податливостью, красотой фактуры. Реже берется сосна — из-за ее дороговизны. Массив дерева высушивают, проводят соответствующую обработку — ручную или механическую, — превращая его в декоративные плиты. Объединяющими элементами служат вставки из бука или березы натурального цвета. Эта же порода дерева, покрашенная или тонированная под бук, идет на изготовление ножек для мебели. Иногда сочетают дерево с МДФ и металлом.

В мягкой мебели для набивки сидений и спинок, в зависимости от конструкции и стоимости, берется крученая вата, пенопласт, поролон, пенорезина.

Каркасы из черного металла, трубчатой стали в сочетании с деревом прослеживаются в разных конструкциях диванов, кресел, стульев.

В настоящее время одно из интересных решений производства многофункциональных кроватей President и Fantasy нашли финская фирма ISKU и шведско-финская фирма ASKO. Конструкция этих кроватей имеет наклонный механизм внутри матраса с двойными пружинами на шарнирных соединениях. Самое главное: нагрузки падают таким образом, что шарнирные соединения не изнашивают пружины на протяжении многих лет. Благодаря встроенному механизму пружины всегда находятся перпендикулярно к спине спящего и в любых положениях сохраняют свою эластичность, поэтому позвоночник лежащего человека не проваливается в матрас, а остается прямым. На пружинный матрас кладется тюфяк, внутри которого проложена мягкая пенорезиновая пластина Dunlopillo Soft толщиной 33 мм (этот логотип указывает на использование натуральных материалов). Тюфяк на молнии - съемный, его можно подвергать стирке. В качестве обивочного материала применяется ткань из 67% хлопка и 33% вискозы. Она подходит даже больным аллергией. Помимо кроватей налажено производство матрасов. В "Dunlopillo Green Lux" применяются качественные двойные пружины, каждая из которых находится в отдельном мешочке. В верхнем слое 195 пружин на 1 м2 , в нижнем — 105. Среднерасположенные пружины изготовлены из наиболее толстой проволоки, что упрочняет основу и сохраняет эластичность. Для чехла используется ткань из 100% хлопка. Таким образом, к изготовлению пружинных матрасов подход вполне ювелирный.

Фирма ISKU со знаком UniGold выпускает сравнительно новые конструкции кроватей President с матрасами на основе разных пружин: круглых, зигзагообразных, плотных LFK. Поверх пружинных слоев в матрасе, а также в тюфяке используются пенорезиновые пластины различной толщины. Тюфяк имеет съемный наматрасник на молнии, который можно стирать. В качестве обивочного материала нередко используются ткани, состоящие из 67% хлопка и 33% вискозы; или из 50% вискозы и 50% полиэстера. Эти кровати и матрасы не облегают спину, как обычные, а поддерживают ее, чтобы позвоночник оставался прямым.

В Скандинавии выпускается разнообразная мягкая мебель с обивочными тканями цветочных, клетчатых и других расцветок, а также плетеная мебель из тростника. В сочетании с деревянными поверхностями применяется закаленное стекло — матовое, молочное, декоративное. Широкое распространение получили меламиновые плиты в сочетании с деревом.

Для всего Скандинавского полуострова характерен интерес к старым традициям и одновременно поиск новых идей и функциональных форм. На фоне средне- и южно-европейского дизайна работы северных мастеров выгодно отличаются новизной и оригинальностью. Скандинавы воспитывают в нас чувство экономии, хорошей формы, показывают пример успешной торговли, а их дома заполняются не просто предметами нового стиля: обстановка подбирается с учетом индивидуальности каждого человека.

Рекомендуем