Мизансцена с гардинами

Украшение внутреннего пространства дома с помощью тканей — совершенно особый вид искусства. В качестве примеров — несколько вариантов декорирования окон.

Мизансцена с гардинами FOTObank/Robert Harding Synd.
Пример сложного трехсекционного декорирования оконного пространства Мизансцена с гардинами FOTObank/Robert Harding Synd.
Грубо застроченные по краю темно-синие шторы с кожаными сердечками- пример неустанных поисков текстильных дизайнеров Мизансцена с гардинами FOTObank/E.W.A.
Оригинально выглядят занавеси с индейским орнаментом Мизансцена с гардинами FOTObank/Robert Harding Synd.
"Секционный" ламбрекен- новое слово хорошо забытой английской традиции Мизансцена с гардинами FOTObank/Robert Harding Synd.
Эстетический поиск: комбинация "волочащихся" штор из прозрачного алого и насыщенно-желтого шелка Мизансцена с гардинами FOTObank/Robert Harding Synd.
Прихват в виде позолоченной пряжки на металлическом шнуре уместен со шторами только из дорогих тканей Мизансцена с гардинами FOTObank/Robert Harding Synd.
Комбинирование светлых тяжелых штор с экраном, выполненным в цветовой гамме обоев очень,- удачное решение Мизансцена с гардинами FOTObank/Robert Harding Synd.
Ламбрекен, расположенный над штангой со шторами Мизансцена с гардинами FOTObank/
Camera Press
Комбинация колец и бантов наиболее уместна на окнах гостиной Мизансцена с гардинами FOTObank/Robert Harding Synd.
Композиция занавесей светло-кремового оттенка с ламбрекенами цвета кофе с молоком- изысканно, достойно Мизансцена с гардинами FOTObank/Robert Harding Synd.
Темный, насыщенного тона бархат сборчатого прихвата имеет аристократический вид Мизансцена с гардинами FOTObank/E.W.A. Решение интерьера в единой цветовой гамме подчеркивает эксклюзивность дизайна Мизансцена с гардинами FOTObank/Robert Harding Synd.
Нарочитая небрежность "наброшенного" на штангу ламбрекена- дань современным требованиям "демократического" дизайна Мизансцена с гардинами FOTObank/Robert Harding Synd.
Роскошно выглядят петли с бантами Мизансцена с гардинами FOTObank/Robert Harding Synd.
Петли с бантами одного цвета неплохо смотрятся с разнофактурными шторами

На заре цивилизации первобытное человечество, ютившееся в ту пору в каменных пещерах, настойчиво стремилось оградиться от внешнего мира неким подобием портьеры. До настоящей двери пращуры еще не дозрели, и шкура мамонта или саблезубого тигра выполняла функцию утилитарную- быть защитой от ветра и холода. Летели века и тысячелетия. Ивот сначала в Древнем Египте, а затем в Греции и блистательном Риме появился совершенно особый вид искусства- украшение внутреннего пространства дома с помощью тканей.

Необходимо учесть, что в древности ткани ценились наравне с драгоценными камнями, золотом и специями и составляли важную часть военной добычи. Историки отмечают, что в Индийском походе войском Александра Македонского было захвачено "несметное число голубого и крученого пурпурного шелка". Ткани, наряду с рабами и драгоценностями, являлись весомой составляющей богатого приданого. История не сохранила для нас имени первого художника, озаренного идеей декорировать тканями стены и оконные ниши, но то, что благодарное человечество сразу ею воспользовалось, не вызывает сомнений. Императорские дворцы и виллы сановников украсились тончайшим газом и всевозможных оттенков тяжелым шелком. Эти материи привозились из Индии и Китая, славившихся великолепным ткацким мастерством, пока еще недоступным европейцам. Не имевшие стекол окна драпировались легкими занавесями, в основном из шелка, в несколько рядов. Каждый из них предназначался для определенного времени суток, например, для "встречи утренней зари, полуденного зноя и вечерней прохлады". Ночью от холода защищали тяжелые ширмы- прообразы ставен- из толстой грубой ткани местного производства. Постепенно ширмы уступили место шторам из «благородного» материала, что на долгие века, вплоть до наших дней, определило эстетику декорирования оконных проемов.

Справедливости ради отметим, что обилие ткани в дверных и оконных проемах использовалось во все века и в злонамеренных целях. За портьерой до поры до времени прятались сотоварищи Брута перед тем, как убить Цезаря. Недоброжелатели, шпионы, любовники, убийцы, слуги, прекрасные дамы и отважные герои- кто только не находил укромный и надежный приют в пышных складках штор и портьер! При желании можно было бы написать многотомный приключенческий роман, главным героем которого стал бы обыкновенный кусок ткани...

На рубеже второго и третьего тысячелетий мнения ведущих текстильных дизайнеров кардинально разделились. Одни утверждают, что навешивание (официальный термин) занавесей, гардин, штор и портьер- завершающий этап оформления интерьера. Материал, цвет и фактура ткани должны определяться, в первую очередь, стилем и цветовой гаммой мебели. Тут трудно не согласиться. Просто нелепо выглядит помещение, выдержанное в традиционном классическом стиле, со шторами в желтых бегемотиках на блекло-голубом фоне. Если копать вглубь, выясняется, что мебелью дело не ограничивается. Абсолютно любая деталь имеет здесь немаловажное значение: расположение окон относительно сторон света, этажность дома, тень от окружающих зданий и деревьев, вид извне и изнутри (многие ткани выглядят совершенно по-разному при дневном и искусственном освещении), форма и размер окна, цвет пола и стен, психологическое восприятие общего интерьерного ансамбля... Для создания «грамотного» текстильного дизайна интерьера советуют обращаться к специалистам, что правильно, но сулит и немало трудных минут и часов поиска оптимального решения. Потому что история знает немного случаев, когда бы заказчик безоговорочно согласился с предложениями декоратора.

К сторонникам противоположного взгляда на текстильный интерьер принадлежат ведущие мировые кутюрье- ИвСен-Лоран, Кельвин Кляйн, Унгаро. Они считают, что в доме все должно быть прекрасно: и шторы, и мебель, и посуда. Более того, их непреклонная позиция нашла отклик у многих всемирно известных производителей. Те не только тесно сотрудничают с законодателями мод, но и воссоздают "ремейки" знаменитых гобеленов и художественных полотен с использованием золотой, жемчужной и серебряной нитей. При этом все производство осуществляется вручную, что делает ткань баснословно дорогой (несколько тысяч долларов за квадратный метр жаккардового штофа или бархата). На обвинения в элитарности производители резонно замечают, что должна существовать вершина, идеал, к которому необходимо стремиться. Ипризывают к использованию натуральных тканей взамен заполонивших мировой рынок искусственных. Основной аргумент- экологичность, позитивное человеческое восприятие, экономичность, потому что срок «жизни» натуральных материалов исчисляется десятилетиями.

По мнению представителей второй группы, работу над интерьером следует начинать именно с оформления окон, а все остальное должно выстраиваться и логически сообразовываться вокруг них. Что ж, российская история в каком-то смысле подтверждает идею Сен-Лорана и Унгаро. Ведь, прорубая "окно в Европу", император Петр заложил один из красивейших городов мира- Санкт-Петербург, а уж потом принялся обустраивать Россию...

В эпоху раннего Средневековья шторы крепились на металлических крюках, вбитых над оконным проемом, и оставались статичными, не неся в себе никакой драматургии. Их функция была утилитарной- как и в каменном веке, они защищали помещения от ветра и холода. Только в годы Ренессанса, когда творили Леонардо да Винчи, Рафаэль, Челлини, шторы стали навешивать на массивные деревянные штанги, используя выточенные из дерева кольца и металлические крючки. На крючки набрасывались шнуровые петли, пристроченные к верхнему краю ткани. За шесть столетий эта технология мало изменилась. Современному потребителю предложат те же самые штанги для штор, только теперь, кроме дерева, используются еще металл и синтетические материалы.

Главным украшением штанг по праву считаются наконечники, и даже самое изощренное воображение не в состоянии представить себе все разнообразие их форм и материалов. Фигурки зверей и людей, химер и чудищ из слоновой кости, черной бронзы, нефрита, мрамора, конского волоса, хвостов экзотических животных, сердолика, обсидиана; наконечники копий, деревянные шары, модели космических челноков из легированной стали, кокосовые орехи и засушенные кактусы... Каждый может проявить себя как желает, тем более что наконечники легко заменимы. Помимо штанг, для навешивания штор используются карнизы (пластиковые или алюминиевые) и детища двадцатого столетия- проволочная струна и леска.

В принципе карниз- это демократическая модель традиционной штанги, возникшая совсем недавно. Конструкция позволяет скрыть верхний край ткани занавесей. Шторы навешиваются на роликовые крючки, которые обычно изготавливаются из легкого пластика. Крепятся карнизы непосредственно к стене над оконным проемом или же к потолку и боковым стенам, если расстояние между верхним краем окна и потолком невелико. Так же, как и наконечники штанг, современные карнизы способны стать своего рода произведением искусства. На их лицевой панели, в основе которой металл или пластик, могут находиться изображения античной охоты, инкрустированные знаки зодиака, горельефы батальных или пасторальных сцен, силуэты "летучих голландцев", магические письмена. Карнизы предоставляют художнику более широкий простор для творчества, нежели самые экзотические наконечники штанг. Иперечень материалов здесь, несомненно, богаче: мраморная крошка, гипс, металл, пластик, кость, кожа, раковины, ткани, драгоценные металлы, керамика, различные породы дерева, останки антикварных вещей, папирус, камень, глазурь и даже голография. Карнизы, находящиеся в разных комнатах, могут составлять единую логически-визуальную композицию на ту или иную тему- все опять же зависит от фантазии заказчика и исполнителя.

В нарочито аскетичных интерьерах, выдержанных в стиле современного минимализма, незаменимы проволочные струны. Прозрачность и воздушная легкость не очень дорогих проволочных конструкций, возможность самостоятельного регулирования натяжения струны, чтобы избежать провисания штор, неуклонно повышают спрос на эти изделия.

Напомним любителям самостоятельного домашнего творчества, что для помещений с высотой потолков 2,5-2,7м карниз, струну или штангу лучше укреплять почти у самого потолка. Так оконный проем будет казаться больше, а комната выше.

К выбору штор необходимо относиться, как справедливо заметил один юморист, не менее внимательно и ответственно, чем к поискам спутника жизни. Тем более что современная промышленность предлагает широчайший ассортимент изделий. Правда, многие из них уже на момент изготовления не соответствуют тенденциям интерьерной моды.

Вотечественных магазинах практически не встречаются ткани из натуральных волокон- восновном, полиэстер, который, как выяснилось, экологически небезупречен. Вэтой ситуации лучше обратиться в салон, специализирующийся на производстве и реализации тканей для занавесей. Взависимости от пожеланий клиента здесь можно подобрать оптимальный вариант.

Для штор используются плотные непросвечивающие хлопчатобумажные или шелковые ткани, стеклоткани, репс. Теоретически можно использовать шерсть и бархат- если есть желание создать из кабинета или зала маленький филиал НКВД или приемной товарища Сталина. Почему бы и нет?

Разнообразие цветовой и фактурной гаммы практически безгранично. Шторы могут быть любого цвета: черные, серебристо-серые, зеленые, алые, пурпурные, синие, бирюзовые и т.д. Набивные и гладкие, с аппликацией и комбинированные (сшитые из разных материалов). Лучше, конечно, не поскупиться и приобрести дорогую материю, ибо исторический опыт человечества подсказывает, что «богатые» ткани штор служат значительно дольше всех иных предметов интерьера. Именно из штор, уцелевших в ходе опустошительной войны между Севером и Югом, сшила Скарлетт О' Хара свое знаменитое платье для поездки к Баттлеру в Атланту.

Шторы вообще играют в интерьере довольно значительную роль. Их трудно выбрать и еще труднее заменить, ведь появление штор в доме- результат именно вашей творческой деятельности. Невозможно привнести что-то личностное в готовые ковры, мебель, технику. Но шторы... Сам процесс их создания- это роман, повесть, поэма. Здесь все очень непросто. Чтобы ткань хорошо драпировалась, ее ширина должна, как минимум, в полтора-два раза превышать ширину оконного проема или стены. Если интерьерное решение того требует, нижний край занавеси может не касаться пола, находясь от него на расстоянии 5-10см. Аможет, наоборот, величественно ниспадать на пол, драпируясь скульптурными складками. Те же 5-10 см надо прибавить на подшивку верхнего края.

Наиболее распространенный способ "эксплуатации" штор- руками раздвигать полотна или сдвигать в одну сторону. Популярны и прикрепленные к верхнему краю штор ведущие стеки- тонкие металлические, деревянные или пластиковые пруты с легкой петлей или наконечником. Исторический пример: взагородном доме Штирлица были шторы со стеками. Более современный вариант- система раздвижных шнуров. Ее можно изготовить и самостоятельно, но лучше доверить это профессионалам.

Как ни старались изобретатели, на сегодняшний день существует лишь два вида штор- подъемные и раздвижные. Подъемные шторы шьют из тонких хлопчатобумажных или шелковых тканей белого или кремового цвета. Из шелка создают «французские» шторы. Ткань, ширина которой равна полуторной ширине окна, а длина вдвое превышает его высоту, собирают волнообразными складками и «разбивают» шнурами на секции.

В раздвижных шторах многое зависит от тесьмы, настроченной на верхний край ткани. Именно она определяет количество и толщину складок на занавеси. Наиболее распространенными считаются прямые, трубчатые и бантовые складки. Обычно их создают при помощи продернутой в ленту нити, концы которой завязываются по краям узелками. Развязав узелки, штору можно спокойно стирать или чистить, не опасаясь, что какой-либо ее участок останется загрязненным. Некоторые виды тесьмы имеют специальные кармашки с зажимами, помогающие драпировать шторы сборками и складками. Модная альтернатива классическому варианту на присборенной тесьме- занавеси на завязках или шлевках. Очень элегантно смотрятся шторы, прикрепленные к штанге бантами, матерчатыми цветами, пластиковыми имитациями древнеримских щитов- тут границ для фантазии нет. На уровне подоконника или чуть ниже шторы иногда прихватываются лентами разной фактуры и цвета, кожаными ремнями, декоративными цепями со всевозможными застежками и пряжками.

Если позволяет высота потолка и ширина окна, весьма оригинальным станет использование фасонного или гладкого ламбрекена, закрывающего систему крепления занавесей и ведущих шнуров. Совершенно необязательно выбирать для ламбрекена ту же ткань, что и для штор, но эстетическое восприятие требует все же избегать цветового и фактурного диссонанса. Та же традиция настаивает, что, если штора подшита подкладкой, ее же необходимо использовать для ламбрекена.

Мизансцена с гардинами FOTObank/E.W.A.
«Театр»: жатый шелк штор и закрывающий все окно батист занавесей

Технология навешивания гардин, то есть легких, прозрачных, светлых занавесей, ничем не отличается от навешивания штор. Разница лишь в том, что штанги, естественно, должны быть ажурнее. Материалы, используемые для гардин: прозрачная или легкая набивная ткань, тюль, батист, вуаль, шифон, кружевное полотно. Но шторы уже диктуют жесткие условия своему более легковесному собрату, который, к тому же, лишен права перемещения (гардины в большинстве случаев не раздвигаются и остаются в том положении, как их прикрепили).

Портьеры в квартирах не так распространены, как в загородных домах, и в наше время представлены в значительно меньшем объеме, чем, например, до революции 1917года. Возможно, это связано с нежеланием «перегружать» современный интерьер обилием ткани или со стремлением к открытости пространства.

Мизансцена с гардинами FOTObank/Robert Harding Synd.
Легкая светлая занавесь гармонируют с коричневой металлической штангой и наконечниками ажурного литья

До Петра I на Руси не знали штор, как, впрочем, и гардин, и занавесок. Но даже в начале XXIвека занавески не утратили своей непонятной притягательности и самобытной прелести. Для многих занавески- неотъемлемая часть интерьера кухни. Можно повесить ткань во всю длину окна, но интереснее закрыть лишь его часть («бриз-биз»).

Сравнительно недавно на нашем рынке появились жалюзи и, благодаря простоте конструкции, насыщенной цветовой гамме и демократичности исполнения (золотые жалюзи закажет разве что сумасшедший!), быстро завоевали популярность. Но как ни хороши жалюзи, пластик вряд ли заменит живое тепло натуральной ткани.

Мы все включены в интересную, захватывающую игру под названием жизнь. Вплоть до момента, когда невидимый режиссер скомандует: "Занавес!" Ав каждом доме есть свой занавес. Итолько мы можем проследить, чтобы он не превратился в истертую пыльную тряпку, а остался на долгие годы любимой вещью, в которую мы вложили частицу воображения и мечты.

Рекомендуем