Введение в дизайн

Теория дизайна: художественные и технические понятия, этапы дизайнерской работы.

Введение в дизайнВ этом интерьере дизайнер применил уникальную комбинацию световых и пластических ритмов. Свет здесь формирует пространство, зрительно его увеличивая. Можно отметить также игру линий, плоскостей и разноосвещенных поверхностей. Введение в дизайн FOTObank/E.W.A.
Главный ритм этому интерьеру задает столешница интенсивного зеленого цвета, самая большая и яркая плоскость. Ейвторят книжные полки, занавески и обивка кресла того же тона. Введение в дизайн FOTObank/E.W.A.
Холодный колорит этой комнаты построен на нюансах: мягких, изысканных переходах белого, оттенках светло-серого- отстального до блекло-голубого. Благодаря этому создана единая цветовая гамма. Введение в дизайн FOTObank/E.W.A.
В этом кабинете главенствует функциональность, ане отвлеченная красота. Руководствуясь соображениями удобства и уюта, автор создал среду и творческую, ирабочую. Введение в дизайн FOTObank/E.W.A.
Симметричная композиция этого жилища сделана просто: пространство уравновешивают два ярко-красных кресла и две большие декоративные картины схожего цвета. Такие эффектные цветовые акценты позволят вам обозначить центр композиции минимальными усилиями. Введение в дизайн FOTObank/E.W.A.
Благодаря массивным потолочным балкам в спальне создана атмосфера старинного замка. Первоначальное несоответствие маленького окна большой высоте помещения с появлением этих балок исчезло. Введение в дизайнУзкий коридор старой квартиры свысокими потолками после реконструкции превратился вготическую капеллу. Декоративные металлические арки и балкончики акцентируют верхнюю часть помещения. Введение в дизайнДля сравнения приведен подлинный исторический интерьер. На снимке- красная спальня НаполеонаI в замке deCompiеgne. Согласитесь, воспроизвести сейчас стиль ампир во всей его благородной чистоте невозможно и нецелесообразно. Введение в дизайн FOTObank/E.W.A.
Четкий ритм черно-белой графики и симметрия создаются противопоставленными друг другу большими плоскостями и мелкими деталями меблировки и даже сервировки. Дизайнер включил в ритмическую игру и тени от лестницы. Строгое пластическое построение интерьера основано на контрасте черного и белого, острых углов, прямых линий и мягких овалов. Введение в дизайн FOTObank/E.W.A.
В центре свободного пространства столовой поставлен плотный тяжелый объем- стол черного цвета. Будучи центром композиции, стол и ковер сгеометрическим рисунком контрастируют сокружающим их пространством, легкость которого подчеркнута большими оконными проемами и зеркальной стеной. Введение в дизайн FOTObank/Robert Harding Synd.
Изысканное сочетание природной зелени и синего цвета ваксессуарах и окраске стен образует холодный колорит столовой, приближая интерьер кприроде. Введение в дизайн FOTObank/E.W.A.
Колорит помещения в золотистых тонах становится еще более теплым благодаря контрастным деталям в холодной голубоватой гамме (картина на стене, коврик у двери).

Можетли каждый стать "сам себе дизайнером"? Мы непризываем к этому, дизайн- дело сложное и требует специальных знаний и опыта. Однако нестоит исключать и такую возможность. Все зависит от ваших собственных способностей и желаний. Тем, кто предпочитает работать спрофессионалами, после нашей "школы" будет легче найти сними общий язык. Если же вы хотите поработать со своим интерьером лично, то найдете здесь теорию и практические советы.

Мы живем вокружении природы. Видим облака, звездное небо, море и называем это естественной средой, дизайнером которой был сам Творец. Однако сейчас речь пойдет осреде искусственной, созданной человеком. Возможны два пути ее возникновения. Первый- когда она появляется стечением времени, врезультате бытовой и социальной деятельности людей. Воснове второго пути- разумная воля человека, который выстраивает для себя комфортную среду обитания.

Приглядимся повнимательнее кпредметам, сопровождающим наше бытие. Вещественное окружение человека- мебель, посуда и т.д.- представляет собой хранилище информации, передаваемой через тысячелетия. Причем эта информация может быть сосредоточена на площади и в 30, и в 200 м2. Когда вы садитесь за стол, вам врядли приходит вголову, что форма и назначение этого предмета мало изменились современ Древнего Египта или Греции. Вовсе эпохи человек стремился коптимальной среде обитания. Ируководствовался всвоем стремлении не только личным вкусом и модой, но и последними требованиями комфорта.

Еще несколько лет назад наш соотечественник вкладывал в понятие комфорта чисто техническое оснащение среднестатистической квартиры (добротная сантехника, кухонное оборудование, стиральная машина и т. д.). То, что составляющие комфортабельной жизни перешли из категории «удобств» в категорию «красоты» и «самовыражения в интерьере», говорит о заметном развитии наших взаимоотношений с дизайном.

Всоветские времена слово "дизайн", ввиду своей яркой "западности", не одобрялось и заменялось выражением "художественное проектирование" (между прочим, довольно точным). Сегодня мы говорим о дизайне по самым разным, порой несусветным поводам- от оформления дамской сумочки до внешнего вида межконтинентальной баллистической ракеты. Существенную роль в развитии понятия сыграла промышленная эстетика. Этасфера дизайна уникальна тем, что поднимает до высокого эстетического уровня массовую продукцию. Ивот уже наш современник смакует совершенство форм компьютеров, автомобилей и телевизоров последних моделей.

В нашей рубрике мы будем говорить как о дизайне интерьера, так и о дизайне вещей. Например, мебели, посуды, бытовой техники. Однако все эти немаловажные предметы будут интересовать нас, прежде всего, как составная часть дизайна интерьера.

Вначале был... эскиз

Если вы хотите сразу, не откладывая, перейти к практике дизайна, вам необходимо знать, что работа дизайнера сколь интересна и многообразна, столь и сложна. Постараемся обозначить ее основные этапы.

Между замыслом, существующим только в вашем воображении, и конкретным интерьером- "дистанция огромного размера". Начать следует с эскиза. Далее последует проект, в который могут входить план, расчеты, перспектива, развертка стен, макет или компьютерная модель. Следующий этап- рабочий чертеж, адресованный исполнителям в комбинезонах.

Первая фаза- это, по сути, оформление идей в предметы, формулирование замысла для себя. Эскизов следует сделать несколько, чтобы обдуманно выбрать лучший. Обычно опытный дизайнер незаметно навязывает заказчику свой вариант, не разрушая иллюзию выбора. На этапе эскиза идея пока еще остается отвлеченной от вашей конкретной комнаты с ее длиной, шириной и высотой.

Задача проекта- дать представление о реальном результате, скорректировать детали и создать основу для воплощения задуманного.

Рабочий чертеж непосредственно переводит идеальное в материальное. На ваших глазах, по заданным планам и параметрам, рушатся стены и возводятся новые, пробиваются дверные и оконные проемы. Изэтого следует, что рабочий чертеж должен быть предельно точным. Ведь, что вы начертите, то прораб вам и выполнит- снесет, прорубит, построит. И последствия неправильных или приблизительных расчетов сделаются трудно обратимыми.

Надеемся, что вышеперечисленное не испугало вас, а вызвало живейший интерес. Иначе не стоит и начинать. Попробуйте осуществить один или несколько из описанных этапов применительно к вашей квартире или хотя бы одной комнате. Практическое занятие будет хорошим тренингом для развития вашего пространственного мышления.

И все же, прежде чем приступить к практике, необходимо ознакомиться с теорией. Часто люди одной профессии говорят на своем, понятном только им одним языке. К примеру, программисты так и сыплют компьютерными словечками. Обычному пользователю не всегда понятно, о чем они говорят. Теория дизайна тоже изобилует специальными понятиями и терминами. Поэтому прежде всего надо договориться о языке.

Два источника и 43составные части дизайна

Дизайн существует одновременно в двух измерениях, двух мирах- вобласти чистого искусства и в области техники. Соответственно, и язык понятий делится на две группы. Первую можно обозначить как "художественную", которая пришла из "старших" видов искусства- живописи, скульптуры. Это понятия общие и, что важно отметить, фундаментальные для всех искусств и архитектуры: стиль и стилизация, пространство и среда, композиция, пропорции, пластика, ритм, объем, цвет, свет, контраст и нюанс, поверхность и фактура.

По мере углубления в предмет приведенный список будет слегка расширен. Некоторые из перечисленных понятий мы определим как данность, присущую изначально любой среде,- например пространство и свет, пропорции, объем и поверхность. Ихможно по желанию изменять, для чего необходимо овладеть специальными приемами работы. Ритм, цвет, контраст и нюанс, фактура, отчасти свет- это и есть приемы и принципы преобразования среды.

Вторая группа понятий пришла в дизайн из области техники, конструирования и строительства, поэтому назовем ее "технической". Ктехническим понятиям имеет смысл отнести реконструкцию, перепланировку, кубатуру, перспективу, зонирование, масштаб, эскиз, проект, чертеж, выкраску, инсоляцию, декорирование, модуль, план.

"Техническая" группа неслучайно занимает место после "художественной". Онапредставляет собой перевод абстрактных и отвлеченных понятий на практический язык. Так,философское понятие "пространство" в переводе на технический язык становится "кубатурой" с конкретным количеством метров, а "цвет", которому искусствоведы всего мира посвятили тома исследований, соответствует терминам "выкраска" и "колор". Очевидно, что, перейдя в своем дизайнерском творчестве к этапу технических понятий, вы вплотную приблизились к реальному воплощению замысла в жизнь. Аведь в конечном счете усилия дизайнера направлены как раз на то, чтобы идея превратилась в проект, а проект- в живое индивидуальное пространство, пригодное для подлинно комфортной жизни.

Разделив круг понятий на две основные группы, откроем собственно словарь терминов. Начнем с художественных понятий.

Русско-дизайнерский разговорник

Среда- это организованное дизайнером или архитектором предметно-пространственное окружение человека. Например, анфиладное пространство с парадным чередованием залов и золоченой мебелью создает "дворцово-показательную" среду. Апространство офиса с экономной и рациональной расстановкой мебели и соответствующим освещением характеризует среду деловую, располагающую к работе. Впроцессе дизайнерской деятельности вы должны четко и обоснованно ставить перед собой задачи и представлять себе образ будущей среды- интимнаяли это обстановка спальни, уютно-деловитая- кабинета или располагающая котдыху атмосфера гостиной.

Пространство можно назвать "оформленной пустотой". Попытаемся представить ее себе через наши ощущения: вмаленьком замкнутом параллелепипеде лифта- и в чистом поле, во дворце эпохи барокко- и в петербургском дворе-колодце. Пространство всегда окрашено эмоцией, оно послушно воле дизайнера и в то же время, визвестной мере, формирует личность и настроение человека. Дизайнер, как правило, имеет дело с внутренним пространством. Вотличие от архитектора, создающего внешнюю городскую среду. Пространство для дизайнера значит приблизительно тоже, что инструмент для музыканта. Тысячи мелодий рождаются из семи нот. Поскольку наше пространство трехмерное- длина, высота и ширина,- значит, у дизайнера всего три ноты.

Композиция "держит" ваше пространство, организует его и подчиняет так называемым законам композиции. Кним можно отнести деление на зоны, вычленение главного и второстепенного. Чаще всего встречается центрическая композиция жилища. Вдоисторической пещере центром, вокруг которого сосредотачивалась жизнь рода, был очаг, в Элладе и Древнем Риме- внутренний дворик-атриум, в средневековье- камин, и, наконец, всовременной "sitting-room" смысловым и композиционным центром стал друг семьи- телевизор. Если вы строите дом или перепланируете квартиру, постарайтесь внимательно продумать и заранее выделить смысловой центр композиции жилого пространства. Чаще всего таким центром является гостиная или столовая. Композиционный центр столовой или гостиной- обеденный стол, камин, телевизор, журнальный или карточный столик- вы назначаете лично, или он определяется сам собой, в соответствии с традициями и образом жизни семьи.

Анфиладной, осевой, лучевой композициям будет посвящена отдельная статья. Заметим лишь, что оригинальные композиционные решения всегда интересны в плане.

Пропорции знакомы нам еще из учебников математики как соотношение частей между собой и отношение каждой части к целому. Пропорции наиболее полно выражали представление людей о гармонии. Найденное в Древней Греции идеальное соотношение пропорций получило название «золотого сечения» и считается наиболее совершенным.

В дизайне интерьера к отвлеченным математическим понятиям добавлено еще одно, конкретное- человек.

Выражение "человек- мера всех вещей" буквально означает следующее: свысотой роста среднего человека, сдлиной его рук и ног соизмеряется высота помещения, ширина оконных и дверных проемов, размеры ступеней лестниц. Недаром до появления метрической системы все мерили "частями тела"- локтями, саженями.

Пропорции нужны нам для достижения максимального комфорта. "Правильные" и "неправильные" пропорции- понятия вприменении к интерьеру достаточно условные. То, что красиво для стиля high-tech, чудовищно уродливо для готики, и наоборот. Создавая нужную вам среду или образ жилища, вы можете использовать абсолютно неправильные пропорции. Кпримеру, имеется намерение воспроизвести готическое пространство. Для этого значительно увеличьте высоту стены по отношению к площади комнаты (раз этак впять), добавьте вытянутый дверной проем, крепко нарушив соотношение его ширины и высоты, "вытяните" окно- вот вам и "готика". Если еще поработать сосветом, декором и мебелью, то получится эффектная стилизация под готический стиль. Иными словами, пропорция может стать одним из стилеобразующих элементов.

И все же упражнения с пропорциями лучше проводить на бумаге! Различные системы пропорций мы видим в любом стиле- от барокко до минимализма. Новсегда пропорции меняются, во-первых, с оглядкой на человека и, во-вторых, с учетом друг друга.

Стиль складывается, как правило, из ряда устойчивых приемов и форм, присущих только ему. Повторение в реальном интерьере какого-либо исторического стиля во всей его чистоте невозможно и нецелесообразно, каждый существует в своем времени. Творческое воспроизведение исторического стиля в современном варианте называется стилизацией. Сегодня стилизация- тонкая и сложная игра со стилем, придающая облику интерьера особый шарм. Вэтом случае не повторяют заученные формальные приемы, а неназойливо, взяв лучшие и характерные черты стиля, включают их в современное жилище. Совсем не обязательно воспроизводить на седьмом этаже блочного дома залы Зимнего дворца, это затея неперспективная. Если вы захотели создать атмосферу барокко на сорока квадратных метрах, лучше обратиться к стилизации. Подробный разбор методов стилизации дома мы отложим до статьи, посвященной именно стилям в интерьере.

Ритм - это равномерное чередование действий или элементов, бессознательное или организованное, совершаемое человеком, машиной, в природе и т.д. Первые ритмы, которые мы ощущаем с рождения,- биение нашего сердца и смена дня и ночи. Живым существам ритм присущ органически. Вархитектуре и дизайне его используют как выразительный прием, чтобы придать внешнему виду здания или интерьеру эмоциональность, обозначить четкий порядок или, наоборот, "сломать" одноообразие и монотонность пространства. Ритм может подчеркнуть предельную официозность и чопорность- вспомним упорядоченный строй колонн периода классицизма. Сбивающийся, прерывистый, как джазовая импровизация, ритм характерен для пространства постмодернизма.

Ритм бывает пластический (линейный), световой, цветовой, ритм объемов и пространств.

Пластический, или, иначе, линейный ритм, как правило, задается формой основного, специально подчеркнутого предмета или конструкции. Таким выделенным элементом может стать необычной формы окно, рельеф стены или потолка. Если у вас треугольный или округлый оконный проем, считайте, что пластический ритм треугольника или овала вам задан, и смело подчиняйте ему остальной интерьер, фантазируя на тему геометрии. Эффектная или редкая мебель тоже хороша как источник пластического ритма. Если вы отважны в области моды и сделали центром композиции комнаты авторское кресло, повторяйте ритм рисунка спинки, ножек, подлокотников в вещах менее заметных. Линия или форма, неоднократно повторенная в пространстве, и образует пластический (линейный) ритм.

Если в качестве ведущего цветового ритма выбран, скажем, желтый, то он становится цветовым акцентом интерьера. Желтый цвет, начавшись в прихожей, ритмически движется и повторяется в цвете ковра гостиной, абажуре, диванной подушке и т.д. Этомогут быть вещи из разного материала, с различной фактурой поверхности, но их цвет, если мы добиваемся именно ритмических отношений, должен точно воспроизводить один и тотже оттенок. Приблизительность погубит стиль.

Ритмическая организация пространства- высший пилотаж дизайна. Однако можно стать мастером и в этом деле.

Цвет - один из важнейших элементов интерьера (бесцветный интерьер просто невозможен). В качестве рабочего приема при оформлении пространства используют цветовой контраст, нюанс и акцент. Первый шаг в выборе будущей палитры сделайте, руководствуясь стилем жилища. Например, интерьер в стиле high-tech может быть построен на цветовом контрасте ("родителеями" high-tech были минимализм и поп-арт; последний как раз позволяет использовать яркие, открытые цвета). Синий, желтый, фиолетовый, красный располагаются по правилам авангардной живописи, тогда композиция комнаты будет напоминать полотно поп-арта.

В классическом интерьере пространство раскрывается, перетекая из одного объема в другой. Если вы предпочитаете классику, избегайте контрастов- резкой смены объемов, ритмов, света и цвета. Здесь ваш рабочий прием не контраст, анюанс. Осторожно и сдержанно «нанизывайте» цветовые объемы один на другой. Сделайте так, чтобы пространство раскрывалось постепенно, плавно разворачиваясь к зрителю и переходя в другое без резких поворотов, перепадов уровней пола и высоты потолков, без случайных, непродуманных смен ракурса.

Все составляющие интерьера не могут быть одного цвета и тона. Из взаимодействия цветов рождается колорит. Его можно подобрать для всего жилища в целом и для каждой комнаты в отдельности. Колорит, как известно, бывает теплый и холодный. Ктеплым мы отнесем все цвета и оттенки огня- от золотисто-желтого до коричневого, кхолодным- цвета воды и неба: голубые, зеленые, серые и т.д. Более подробно о проблемах цвета в интерьере, о моде на различные цвета мы поговорим в наших следующих публикациях.

Итак, вы сделали первые шаги в профессии дизайнера и, надеемся, приблизились к пониманию ее законов. Неважно, займетесь ли вы интерьером лично, доверитесь ли профессионалу или просто начнете создавать свои интерьерные фантазии на бумаге подобно некоторым художникам прошлого. Главное- вам уже будут открыты секреты дизайна.

Рекомендуем