Принципиальная планировочная схема, основанная на круге, дополнена ортогональными пространственными формами. Этот прием позволил архитектору добиться особой эмоциональной выразительности интерьера Ступенчатая фальшстенка отделяет гостиную от прихожей. Сквозные проемы не только визуально облегчают конструкцию, но и позволяют естественному свету проникать в дальние уголки квартиры Просторная круглая гостиная четко делится на две смысловые зоны: обеденную со стеклянным столом и диванную группу напротив телевизора Присутствие в интерьере экзотических аксессуаров - примета любимого стиля архитектора. В стиле "фьюжн" шкура зебры на полу и африканские статуэтки в проемах фальшстенки посреди априори созданного стилистического хаоса в современной городской квартире вполне уместны Вид из кухни на гостиную. В полном соответствии с канонами постмодернизма, в оформлении квартиры широко используются классические планировочные и декоративные приемы: круглые залы, рельефные плафоны на потолке и, конечно, колонны Небольшая кухня практически незаметна за широким стволом колонны, стилизованной под древнееги-петские образцы Обилие скругленных элементов и светло-коричневый оттенок стен зрительно увеличивают пространство гостевой зоны. Немаловажную роль играет и обилие света, как искусственного, так и естественного Над кроватью создана пространственная композиция, объединяющая вертикальную часть с пунктиром квадратных ниш и горизонтальную с цепочкой встроенных светильников. Использование стилизованной формы пологой арки - один из самых характерных приемов постмодернизма Кабинет хозяина временно расположился в будущей детской. На гипсокартонных полках сейчас стоят фотографии и безделушки, а потом выстроятся машинки, плюшевые мишки и т. д. Цвет стен - светло-зеленый, фисташковый, одинаково подходит как для нынешней, так и для будущей роли этой комнаты В отделке ванной комнаты использована та же гамма, что и во всей остальной квартире. Светло-бежевый, коричневый и терракотовый легко заменяют традиционную сине-белую палитру. Для тех, кто предпочитает тепло и уют, психологический комфорт важнее стереотипов План до реконструкции План после реконструкции
Объект, о котором пойдет речь, интересен, прежде всего, тем, что архитектору Ольге Слезкиной пришлось решать достаточно сложные планировочные и дизайнерские задачи. Изначально квартира задумывалась как двухкомнатная. В ней три окна: по одному для гостиной, спальни и кухни. Но состав семьи заказчиков (муж, жена и грудной ребенок) требовал трех комнат. Кроме того, чтобы удовлетворить вкус хозяев, надо было определиться со стилистикой интерьера- достаточно актуальной, но без малейшего намека на агрессивность и эпатажность.
Ольга Слезкина- архитектор со своим авторским стилем. Причем в последнее время она все больше увлекается направлением "фьюжн", которое подразумевает соединение на первый взгляд несочетаемых вещей. Стиль же описываемой квартиры правильнее назвать близким к постмодернизму. Основание для этого дают, во-первых, процитированные в декоративных элементах классические формы, во-вторых, простота и ясность композиционного решения и, в-третьих, колористика, традиционная для памятников архитектуры с конца XVIII и вплоть до последней четверти XIXв. Правда, для настоящего постмодернизма, особенно для творений его идеолога Майкла Грейвза, характерны более смелые сочетания цветов, откровенно контрастирующие с используемыми каноническими формами. Но психологический комфорт был для заказчиков принципиален, так что по-настоящему постмодернистскими в этой квартире могут считаться лишь планировка и декоративные формы.
В 1977г. вышла книга Чарльза Дженкса "Язык архитектуры постмодернизма" (переведена на русский язык Стройиздатом в 1985г.), прозванная "библией постмодернизма" и справедливо поставленная русскими редакторами в один ряд с книгами Ле Корбюзье "К архитектуре" и Р. Вентури "Сложности и противоречия в архитектуре". Вней провозглашалась смерть модернизма, критиковалась его антигуманность, невыразительность художественного языка архитектуры «современного движения», ошибочность модернистской теории и практики. Эта книга ознаменовала начало почти десятилетнего торжества постмодернизма в мировой архитектуре. Постмодернизм цитировал исторические источники, как правило, весьма иронично. Рэм Коолхаас и Бернар Чуми вспоминали советских конструктивистов. Заха Хадит и Даниэл Либескинд находились под очевидным влиянием работ супрематистов, в частности Эль Лисицкого. Майкл Грейвз превращал свои здания в наглядные пособия по классической архитектуре. Наконец, группа Architectonica с большим юмором переваривала функционалистские декоративные идеи шестидесятых годов.
Первоначально квартира была строго симметрична, с четырьмя несущими колоннами и двумя блоками коммуникаций, со стояками и вентиляционными коробами по обе стороны от входной двери. Напротив входа- три окна, широкое посередине и два поуже по бокам. Исходная схема уже изначально несла в себе концепцию пространства с основным парадным помещением в середине и жилыми комнатами справа и слева. Подсобные помещения относились в глубь квартиры. Далее требовалось развить схему до полноценной планировки, учитывающей все пожелания и привычки хозяев, да еще привнести в нее стиль, индивидуальность и декоративную выразительность.
С точки зрения звукоизоляции, кирпичная стена толщиной 12см ненамного лучше гипсокартонной перегородки. Решающее значение здесь имеют обшивка кирпича дополнительными звукоизолирующими материалами или заполнение каркаса гипсокартонной перегородки каким-либо звукопоглотителем. По действующему сейчас СНиПу II-12-77, часть II "Защита от шума" от 14 июня 1977г., норма звукоизоляции межквартирных стен и перекрытий Rw = 52дБ. На сегодняшний день самый распространенный способ увеличения звукоизоляции стен и перегородок от воздушного шума без существенного увеличения нагрузки на перекрытия- это устройство дополнительной стены на металлическом или деревянном каркасе с облицовкой так называемыми "гибкими" тонкими плитами из гипсокартона, ДВП и т. п. Пространство между листами и существующей стеной заполняется звукопоглотителем (как правило, стекло- или минеральной ватой). При этом каркас жестко крепится к стене, а облицовка жестко крепится к каркасу на гвоздях или шурупах. Врезультате звуковые вибрации при ударном шуме передаются от стены через обрешетку или профиль непосредственно на облицовку и успешно переизлучаются ею в смежное помещение.
Центром жилища и в прямом, и в переносном смысле была сделана гостиная, имеющая форму круга. Ее границы обозначены полукруглой фальшстенкой, переходящей в симметричные, очерченные по тому же радиусу межкомнатные перегородки. Возле окна они смыкаются с участками, перпендикулярными наружной стене. Место этого перелома привязано к скрытым от глаз несущим колоннам. Фальшстенку сделали ступенчатой, не доходящей до потолка и, кроме того, "перфорированной", поскольку кухня, которую отнесли в глубину квартиры, нуждалась в каком-то количестве естественного света. Теперь человек, входящий в квартиру, не "упирается" взглядом в глухую плоскость- навстречу, через окно гостиной и фальшстенку, льется поток света, так что гостиная как будто распахивается навстречу гостю.
В копилку идей
«Стенной шкаф», новое прочтение
Старый добрый стенной шкаф, занимавший, в полном соответствии со своим названием, практически всю стену комнаты, канул в прошлое. Ему на смену пришли шкафы-купе, формально, при кардинальной смене «лица» и усовершенствовании системы открывания высоченных дверных створок, сохранившие прежнюю конструктивную схему и функцию. Теперь появился предвестник нового поколения «стенных» шкафов — шкаф, окончательно слившийся со стеной. Причем настолько, что его уместнее было бы назвать «шкафной стеной».
Поставить шкаф возле стенки несложно. Достаточно легко и встроить его в нишу. Нужно только заранее побеспокоиться о ее размерах или суметь найти мебель с заданной геометрией. Значительно сложнее создать стену, одновременно являющуюся шкафом. Речь идет не о распространенных нишах или полках, обшитых по металлическому каркасу гипсокартоном. Все намного интереснее. Часть стены наделяется всеми атрибутами и функциями шкафа. Глухие и прозрачные дверцы, полки и декоративные накладки — все крепится к конструкциям перегородки, возведенной ради надежности из кирпича и затем оштукатуренной и окрашенной. При изготовлении данного конкретного представителя поколения next основная сложность заключалась в производстве стеклянных дверей. Верхние их кромки должны были вырезаться по радиусу, заданному скругленным проемом. Идеальной точности сопряжения проема и дверей удалось добиться от мастеров-стеклорезов не сразу.
Можно сказать, что круглая гостиная играет в данном случае ту же роль, которую играли гостиные дворянских усадеб, запомнившиеся литературными и музыкальными салонами. Впрочем, присутствие в общей зоне круглой колонны, напоминающей древнегреческие или, скорее, древнеегипетские образцы, может навести на мысль об атриуме. Одна из характерных черт постмодернизма заключается как раз в том, что он охотно заимствует декоративные детали из разных эпох и сочетает в удобной для себя форме. Вданном случае композиция из трех смежных зон сориентирована вокруг колонны, замыкающей перспективные виды из прихожей, кухни, гостиной и даже, при открытой двери, из кабинета. Уже в процессе строительных работ стало ясно, что, вследствие дефицита площади, излишние декоративные акценты здесь не нужны. Так что оставили лишь принципиально важные. Врезультате в пространстве между гостиной, кухней и прихожей была сохранена только одна колонна, и еще одна полуколонна "выглядывает" из стены в спальне. Это посчитали достаточным. Две оставшиеся колонны скрыли в стенах (для лучшей звукоизоляции возведенных не из гипсокартона, а более капитально- из кирпича).
Сама гостиная делится на две части: в одной находятся диван и кресла с журнальным столиком, а также домашний кинотеатр, в другой- обеденная группа со стеклянным столом. Зоны «соревнуются» друг с другом за дополнительные метры. Впрочем, это не создает ощущения тесноты, так как плавные обводы гостиной расширяют пространство и создают мягкую игру светотени.
Круг, подчеркивающий центр гостиной, повторен акцентами подвесных конструкций на потолке и месторасположением светильников. Лампы разделены на функциональные группы: отдельные источники есть над обеденным столом; геометрический центр основного круга фиксирует люстра с многочисленными подвесами; наконец, перепад гипсокартонных конструкций потолка подчеркнут скрытой подсветкой. Взависимости от настроения, можно менять цвет освещения гостиной- от мягкого синевато-фиолетового до желтоватого. Что касается цвета стен, то хозяева сразу же остановились на мягких пастельных тонах, поскольку считали важным, чтобы в квартире не было бросающихся в глаза, кричащих оттенков.
Колонна, украшающая объединенное пространство гостиной и кухни, декорирована с помощью гипса и гипсокартона. Стилизованные формы ствола и капители напоминают образцы, характерные для храмовой архитектуры Древнего Египта. При известной доле воображения даже в современной реминисценции можно узнать в капители священный для египтян распускающийся цветок лотоса. Редкие каннелюры на самой колонне изображают перевязанный сверху (пояс капители) и снизу (база) пучок стеблей лотоса. Впервые колонны с растительными капителями в форме бутонов лотоса и папируса, а также пальмовидные колонны с гладким стволом появились в храме фараона V династии Сахура в Абусире. Лотос уходит корнями в землю, его стебель преодолевает воду, а цветок распускается на воздухе и раскрывается под лучами солнца. Основное и, видимо, исходное значение этого мифопоэтического символа- творящая сила, связанная с женским началом. Отсюда- более специальные символические значения лотоса: плодородие, процветание, здоровье, слава; земля как космическая, самопорождающая суть; спонтанное творение, вечное рождение (божественное, сверхчеловеческое); бессмертие и воскрешение к вечной жизни; чистота, духовность. Как эмблема Верхнего Египта, лотос противопоставлялся папирусу- эмблеме Нижнего Египта.
В дальнейшем развитии проекта важную роль сыграли соображения функциональности. Вот что говорит владелец квартиры Артур: "Ядумаю, при работе над нашим жилищем перед Ольгой стояла непростая задача. Сейчас очень у многих дизайнеров принято просто создавать эффектный антураж, не заботясь о практичности. Для нашей семьи практичность была не менее важна, чем внешний вид. Красота красотой, но ведь надо предусмотреть и элементарное бытовое удобство". Вданном случае речь не в последнюю очередь идет об удобстве для хозяйки квартиры. Жене Артура была нужна не только комфортная кухня, но и отдельная прачечная-кладовка со стиральной машиной и сушилкой. Для этого выделили небольшой чуланчик справа от входа в квартиру, между прихожей и кухней. Свнешней стороны прачечную обыграли уже упоминавшейся круглой колонной.
Геометрически правильная форма гостиной и изначальная симметрия планировки "ломаются" автором проекта в полном соответствии с традициями постмодернизма. Плавная линия стены, отгораживающей прачечную, задает траекторию движения входящего: от двери- направо к кухне, к гостевому санузлу или в гостиную. Волнистая линия перегородки акцентируется расположением светильников на потолке и сменой материалов на полу (паркет/плитка). При этом вход в гостиную смещается вправо, и путь в нее выглядит не прямой линией, а частью синусоиды. Постмодернистский интерьер не должен точь-в-точь следовать нормам "золотого сечения", здесь важнее переосмыслить классические образцы, внести в них свою лепту, приспособить к конкретным условиям. Ктому же принятое планировочное решение позволило зрительно отгородить от гостей спальню и санузел хозяев, находящиеся слева от входа. (Понятно, что расположение санузлов жестко привязывается к местонахождению стояков, но в данном случае планировочная и технологическая стороны проекта удачно совместились.) Таким образом разделены хозяйственная часть жилища и зона отдыха.
Кухню вписали в довольно тесное пространство в глубине квартиры, между несущей стеной и прачечной. Врезультате "статус" помещения оказался чисто утилитарным, без примеси того смысла, который оно традиционно имеет во многих российских жилищах (место, где собирается вся семья и ведутся "душевные" разговоры). Решение кухни нашлось не сразу. Вначале предполагалась угловая планировка. Но при таком варианте терялась полезная площадь- негде было разместить дополнительные шкафы. И лишь со временем родилась, возможно, единственно верная идея- расположить все оборудование по двум параллельным линиям, а столик поставить посередине, у стены. Водну линию "уложилась" постмодернистская кухня ELT с подсветкой над рабочим столом и металлической вытяжкой, а в другую- шкаф, внушительных размеров нестандартный холодильник MIELE (Германия) с внешними панелями из «нержавейки», микроволновая печь и телевизор. Функциональный стол, покрытый ламинатом, и стулья приобрели сами хозяева. Для большего удобства на кухне, как и по всей квартире, оборудовали систему теплого пола. Минимальное количество элементов декора подчеркивает чисто функциональную суть помещения, так как все внимание в жилище отдано общей зоне гостиной.
В спальне хозяйка квартиры пожелала создать какой-нибудь оригинальный дизайнерский объект. Ольга Слезкина предложила возвести здесь, как и в гостиной, круглую полуколонну. По словам автора проекта, колонны в гостиной и спальне получились "разными, но родственными". Та из них, что находится в спальне, имеет более низкую капитель и горизонтальное членение, в то время как ее "сестра" в гостиной расчленена вертикально. "Еще предстояло как-то интересно оформить стену, к которой приставлена кровать,- говорит Ольга.- Просто вешать в изголовье картину не хотелось". Применение гипсокартона позволило сделать в плоскости несколько ниш. Сама же стена, благодаря полукруглой подшивной конструкции, напоминающей балдахин, плавно "перетекает" в потолок. Кслову: эта конструкция выкрашена в тот же цвет, что и стены спальни, и дополнительно украшена по краю цепочкой встроенных светильников.
В правой половине квартиры находится будущая детская. Пока ребенок еще слишком мал, она используется как кабинет главы семейства. Поскольку смежная с гостиной перегородка полукруглая, основные предметы обстановки комнаты (шкаф и кровать) пришлось расположить у противоположной стены. Сама же перегородка оснащена несколькими горизонтальными плоскостями. Они выполнены из гипсокартона и могут использоваться как полки для книг. Рядом, у окна, в настоящее время находятся письменный стол и кресло хозяина. Но задорный салатовый оттенок стен и разноцветная люстра не дают забыть об истинном предназначении комнаты.
Напоследок добавим, что весь проект реализован в рекордно короткие сроки- 60 дней. За это время были не только проведены строительные работы, но и закуплена вся необходимая обстановка. Оперативность принятия решений- не менее важный фактор при реконструкции квартиры, чем стремление к красоте и практичности. То, что в данном случае счастливо соединились все три момента,- заслуга не только архитектора Ольги Слезкиной, но и хозяев квартиры. Сейчас трудности и перипетии строительства позади, и для них начинается новая жизнь в новом доме.
Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!