В круге постмодернизма

Квартира общей площадью 100 м2. Стилистика интерьера достаточно актуальна, но без малейшего намека на агрессивность и эпатажность.

В круге постмодернизмаПринципиальная планировочная схема, основанная на круге, дополнена ортогональными пространственными формами. Этот прием позволил архитектору добиться особой эмоциональной выразительности интерьера В круге постмодернизмаСтупенчатая фальшстенка отделяет гостиную от прихожей. Сквозные проемы не только визуально облегчают конструкцию, но и позволяют естественному свету проникать в дальние уголки квартиры В круге постмодернизмаПросторная круглая гостиная четко делится на две смысловые зоны: обеденную со стеклянным столом и диванную группу напротив телевизора В круге постмодернизмаПрисутствие в интерьере экзотических аксессуаров - примета любимого стиля архитектора. В стиле "фьюжн" шкура зебры на полу и африканские статуэтки в проемах фальшстенки посреди априори созданного стилистического хаоса в современной городской квартире вполне уместны В круге постмодернизмаВид из кухни на гостиную. В полном соответствии с канонами постмодернизма, в оформлении квартиры широко используются классические планировочные и декоративные приемы: круглые залы, рельефные плафоны на потолке и, конечно, колонны В круге постмодернизмаНебольшая кухня практически незаметна за широким стволом колонны, стилизованной под древнееги-петские образцы В круге постмодернизмаОбилие скругленных элементов и светло-коричневый оттенок стен зрительно увеличивают пространство гостевой зоны. Немаловажную роль играет и обилие света, как искусственного, так и естественного В круге постмодернизмаНад кроватью создана пространственная композиция, объединяющая вертикальную часть с пунктиром квадратных ниш и горизонтальную с цепочкой встроенных светильников. Использование стилизованной формы пологой арки - один из самых характерных приемов постмодернизма В круге постмодернизмаКабинет хозяина временно расположился в будущей детской. На гипсокартонных полках сейчас стоят фотографии и безделушки, а потом выстроятся машинки, плюшевые мишки и т. д. Цвет стен - светло-зеленый, фисташковый, одинаково подходит как для нынешней, так и для будущей роли этой комнаты В круге постмодернизмаВ отделке ванной комнаты использована та же гамма, что и во всей остальной квартире. Светло-бежевый, коричневый и терракотовый легко заменяют традиционную сине-белую палитру. Для тех, кто предпочитает тепло и уют, психологический комфорт важнее стереотипов В круге постмодернизмаПлан до реконструкции В круге постмодернизмаПлан после реконструкции

Объект, о котором пойдет речь, интересен, прежде всего, тем, что архитектору Ольге Слезкиной пришлось решать достаточно сложные планировочные и дизайнерские задачи. Изначально квартира задумывалась как двухкомнатная. В ней три окна: по одному для гостиной, спальни и кухни. Но состав семьи заказчиков (муж, жена и грудной ребенок) требовал трех комнат. Кроме того, чтобы удовлетворить вкус хозяев, надо было определиться со стилистикой интерьера- достаточно актуальной, но без малейшего намека на агрессивность и эпатажность.

Ольга Слезкина- архитектор со своим авторским стилем. Причем в последнее время она все больше увлекается направлением "фьюжн", которое подразумевает соединение на первый взгляд несочетаемых вещей. Стиль же описываемой квартиры правильнее назвать близким к постмодернизму. Основание для этого дают, во-первых, процитированные в декоративных элементах классические формы, во-вторых, простота и ясность композиционного решения и, в-третьих, колористика, традиционная для памятников архитектуры с конца XVIII и вплоть до последней четверти XIXв. Правда, для настоящего постмодернизма, особенно для творений его идеолога Майкла Грейвза, характерны более смелые сочетания цветов, откровенно контрастирующие с используемыми каноническими формами. Но психологический комфорт был для заказчиков принципиален, так что по-настоящему постмодернистскими в этой квартире могут считаться лишь планировка и декоративные формы.

В 1977г. вышла книга Чарльза Дженкса "Язык архитектуры постмодернизма" (переведена на русский язык Стройиздатом в 1985г.), прозванная "библией постмодернизма" и справедливо поставленная русскими редакторами в один ряд с книгами Ле Корбюзье "К архитектуре" и Р. Вентури "Сложности и противоречия в архитектуре". Вней провозглашалась смерть модернизма, критиковалась его антигуманность, невыразительность художественного языка архитектуры «современного движения», ошибочность модернистской теории и практики. Эта книга ознаменовала начало почти десятилетнего торжества постмодернизма в мировой архитектуре. Постмодернизм цитировал исторические источники, как правило, весьма иронично. Рэм Коолхаас и Бернар Чуми вспоминали советских конструктивистов. Заха Хадит и Даниэл Либескинд находились под очевидным влиянием работ супрематистов, в частности Эль Лисицкого. Майкл Грейвз превращал свои здания в наглядные пособия по классической архитектуре. Наконец, группа Architectonica с большим юмором переваривала функционалистские декоративные идеи шестидесятых годов.

Первоначально квартира была строго симметрична, с четырьмя несущими колоннами и двумя блоками коммуникаций, со стояками и вентиляционными коробами по обе стороны от входной двери. Напротив входа- три окна, широкое посередине и два поуже по бокам. Исходная схема уже изначально несла в себе концепцию пространства с основным парадным помещением в середине и жилыми комнатами справа и слева. Подсобные помещения относились в глубь квартиры. Далее требовалось развить схему до полноценной планировки, учитывающей все пожелания и привычки хозяев, да еще привнести в нее стиль, индивидуальность и декоративную выразительность.

С точки зрения звукоизоляции, кирпичная стена толщиной 12см ненамного лучше гипсокартонной перегородки. Решающее значение здесь имеют обшивка кирпича дополнительными звукоизолирующими материалами или заполнение каркаса гипсокартонной перегородки каким-либо звукопоглотителем. По действующему сейчас СНиПу II-12-77, часть II "Защита от шума" от 14 июня 1977г., норма звукоизоляции межквартирных стен и перекрытий Rw = 52дБ. На сегодняшний день самый распространенный способ увеличения звукоизоляции стен и перегородок от воздушного шума без существенного увеличения нагрузки на перекрытия- это устройство дополнительной стены на металлическом или деревянном каркасе с облицовкой так называемыми "гибкими" тонкими плитами из гипсокартона, ДВП и т. п. Пространство между листами и существующей стеной заполняется звукопоглотителем (как правило, стекло- или минеральной ватой). При этом каркас жестко крепится к стене, а облицовка жестко крепится к каркасу на гвоздях или шурупах. Врезультате звуковые вибрации при ударном шуме передаются от стены через обрешетку или профиль непосредственно на облицовку и успешно переизлучаются ею в смежное помещение.

Центром жилища и в прямом, и в переносном смысле была сделана гостиная, имеющая форму круга. Ее границы обозначены полукруглой фальшстенкой, переходящей в симметричные, очерченные по тому же радиусу межкомнатные перегородки. Возле окна они смыкаются с участками, перпендикулярными наружной стене. Место этого перелома привязано к скрытым от глаз несущим колоннам. Фальшстенку сделали ступенчатой, не доходящей до потолка и, кроме того, "перфорированной", поскольку кухня, которую отнесли в глубину квартиры, нуждалась в каком-то количестве естественного света. Теперь человек, входящий в квартиру, не "упирается" взглядом в глухую плоскость- навстречу, через окно гостиной и фальшстенку, льется поток света, так что гостиная как будто распахивается навстречу гостю.

В копилку идей

В круге постмодернизма
«Стенной шкаф», новое прочтение

Старый добрый стенной шкаф, занимавший, в полном соответствии со своим названием, практически всю стену комнаты, канул в прошлое. Ему на смену пришли шкафы-купе, формально, при кардинальной смене «лица» и усовершенствовании системы открывания высоченных дверных створок, сохранившие прежнюю конструктивную схему и функцию. Теперь появился предвестник нового поколения «стенных» шкафов — шкаф, окончательно слившийся со стеной. Причем настолько, что его уместнее было бы назвать «шкафной стеной».

Поставить шкаф возле стенки несложно. Достаточно легко и встроить его в нишу. Нужно только заранее побеспокоиться о ее размерах или суметь найти мебель с заданной геометрией. Значительно сложнее создать стену, одновременно являющуюся шкафом. Речь идет не о распространенных нишах или полках, обшитых по металлическому каркасу гипсокартоном. Все намного интереснее. Часть стены наделяется всеми атрибутами и функциями шкафа. Глухие и прозрачные дверцы, полки и декоративные накладки — все крепится к конструкциям перегородки, возведенной ради надежности из кирпича и затем оштукатуренной и окрашенной. При изготовлении данного конкретного представителя поколения next основная сложность заключалась в производстве стеклянных дверей. Верхние их кромки должны были вырезаться по радиусу, заданному скругленным проемом. Идеальной точности сопряжения проема и дверей удалось добиться от мастеров-стеклорезов не сразу.

Можно сказать, что круглая гостиная играет в данном случае ту же роль, которую играли гостиные дворянских усадеб, запомнившиеся литературными и музыкальными салонами. Впрочем, присутствие в общей зоне круглой колонны, напоминающей древнегреческие или, скорее, древнеегипетские образцы, может навести на мысль об атриуме. Одна из характерных черт постмодернизма заключается как раз в том, что он охотно заимствует декоративные детали из разных эпох и сочетает в удобной для себя форме. Вданном случае композиция из трех смежных зон сориентирована вокруг колонны, замыкающей перспективные виды из прихожей, кухни, гостиной и даже, при открытой двери, из кабинета. Уже в процессе строительных работ стало ясно, что, вследствие дефицита площади, излишние декоративные акценты здесь не нужны. Так что оставили лишь принципиально важные. Врезультате в пространстве между гостиной, кухней и прихожей была сохранена только одна колонна, и еще одна полуколонна "выглядывает" из стены в спальне. Это посчитали достаточным. Две оставшиеся колонны скрыли в стенах (для лучшей звукоизоляции возведенных не из гипсокартона, а более капитально- из кирпича).

Сама гостиная делится на две части: в одной находятся диван и кресла с журнальным столиком, а также домашний кинотеатр, в другой- обеденная группа со стеклянным столом. Зоны «соревнуются» друг с другом за дополнительные метры. Впрочем, это не создает ощущения тесноты, так как плавные обводы гостиной расширяют пространство и создают мягкую игру светотени.

Круг, подчеркивающий центр гостиной, повторен акцентами подвесных конструкций на потолке и месторасположением светильников. Лампы разделены на функциональные группы: отдельные источники есть над обеденным столом; геометрический центр основного круга фиксирует люстра с многочисленными подвесами; наконец, перепад гипсокартонных конструкций потолка подчеркнут скрытой подсветкой. Взависимости от настроения, можно менять цвет освещения гостиной- от мягкого синевато-фиолетового до желтоватого. Что касается цвета стен, то хозяева сразу же остановились на мягких пастельных тонах, поскольку считали важным, чтобы в квартире не было бросающихся в глаза, кричащих оттенков.

Колонна, украшающая объединенное пространство гостиной и кухни, декорирована с помощью гипса и гипсокартона. Стилизованные формы ствола и капители напоминают образцы, характерные для храмовой архитектуры Древнего Египта. При известной доле воображения даже в современной реминисценции можно узнать в капители священный для египтян распускающийся цветок лотоса. Редкие каннелюры на самой колонне изображают перевязанный сверху (пояс капители) и снизу (база) пучок стеблей лотоса. Впервые колонны с растительными капителями в форме бутонов лотоса и папируса, а также пальмовидные колонны с гладким стволом появились в храме фараона V династии Сахура в Абусире. Лотос уходит корнями в землю, его стебель преодолевает воду, а цветок распускается на воздухе и раскрывается под лучами солнца. Основное и, видимо, исходное значение этого мифопоэтического символа- творящая сила, связанная с женским началом. Отсюда- более специальные символические значения лотоса: плодородие, процветание, здоровье, слава; земля как космическая, самопорождающая суть; спонтанное творение, вечное рождение (божественное, сверхчеловеческое); бессмертие и воскрешение к вечной жизни; чистота, духовность. Как эмблема Верхнего Египта, лотос противопоставлялся папирусу- эмблеме Нижнего Египта.

В дальнейшем развитии проекта важную роль сыграли соображения функциональности. Вот что говорит владелец квартиры Артур: "Ядумаю, при работе над нашим жилищем перед Ольгой стояла непростая задача. Сейчас очень у многих дизайнеров принято просто создавать эффектный антураж, не заботясь о практичности. Для нашей семьи практичность была не менее важна, чем внешний вид. Красота красотой, но ведь надо предусмотреть и элементарное бытовое удобство". Вданном случае речь не в последнюю очередь идет об удобстве для хозяйки квартиры. Жене Артура была нужна не только комфортная кухня, но и отдельная прачечная-кладовка со стиральной машиной и сушилкой. Для этого выделили небольшой чуланчик справа от входа в квартиру, между прихожей и кухней. Свнешней стороны прачечную обыграли уже упоминавшейся круглой колонной.

Геометрически правильная форма гостиной и изначальная симметрия планировки "ломаются" автором проекта в полном соответствии с традициями постмодернизма. Плавная линия стены, отгораживающей прачечную, задает траекторию движения входящего: от двери- направо к кухне, к гостевому санузлу или в гостиную. Волнистая линия перегородки акцентируется расположением светильников на потолке и сменой материалов на полу (паркет/плитка). При этом вход в гостиную смещается вправо, и путь в нее выглядит не прямой линией, а частью синусоиды. Постмодернистский интерьер не должен точь-в-точь следовать нормам "золотого сечения", здесь важнее переосмыслить классические образцы, внести в них свою лепту, приспособить к конкретным условиям. Ктому же принятое планировочное решение позволило зрительно отгородить от гостей спальню и санузел хозяев, находящиеся слева от входа. (Понятно, что расположение санузлов жестко привязывается к местонахождению стояков, но в данном случае планировочная и технологическая стороны проекта удачно совместились.) Таким образом разделены хозяйственная часть жилища и зона отдыха.

Кухню вписали в довольно тесное пространство в глубине квартиры, между несущей стеной и прачечной. Врезультате "статус" помещения оказался чисто утилитарным, без примеси того смысла, который оно традиционно имеет во многих российских жилищах (место, где собирается вся семья и ведутся "душевные" разговоры). Решение кухни нашлось не сразу. Вначале предполагалась угловая планировка. Но при таком варианте терялась полезная площадь- негде было разместить дополнительные шкафы. И лишь со временем родилась, возможно, единственно верная идея- расположить все оборудование по двум параллельным линиям, а столик поставить посередине, у стены. Водну линию "уложилась" постмодернистская кухня ELT с подсветкой над рабочим столом и металлической вытяжкой, а в другую- шкаф, внушительных размеров нестандартный холодильник MIELE (Германия) с внешними панелями из «нержавейки», микроволновая печь и телевизор. Функциональный стол, покрытый ламинатом, и стулья приобрели сами хозяева. Для большего удобства на кухне, как и по всей квартире, оборудовали систему теплого пола. Минимальное количество элементов декора подчеркивает чисто функциональную суть помещения, так как все внимание в жилище отдано общей зоне гостиной.

В спальне хозяйка квартиры пожелала создать какой-нибудь оригинальный дизайнерский объект. Ольга Слезкина предложила возвести здесь, как и в гостиной, круглую полуколонну. По словам автора проекта, колонны в гостиной и спальне получились "разными, но родственными". Та из них, что находится в спальне, имеет более низкую капитель и горизонтальное членение, в то время как ее "сестра" в гостиной расчленена вертикально. "Еще предстояло как-то интересно оформить стену, к которой приставлена кровать,- говорит Ольга.- Просто вешать в изголовье картину не хотелось". Применение гипсокартона позволило сделать в плоскости несколько ниш. Сама же стена, благодаря полукруглой подшивной конструкции, напоминающей балдахин, плавно "перетекает" в потолок. Кслову: эта конструкция выкрашена в тот же цвет, что и стены спальни, и дополнительно украшена по краю цепочкой встроенных светильников.

В правой половине квартиры находится будущая детская. Пока ребенок еще слишком мал, она используется как кабинет главы семейства. Поскольку смежная с гостиной перегородка полукруглая, основные предметы обстановки комнаты (шкаф и кровать) пришлось расположить у противоположной стены. Сама же перегородка оснащена несколькими горизонтальными плоскостями. Они выполнены из гипсокартона и могут использоваться как полки для книг. Рядом, у окна, в настоящее время находятся письменный стол и кресло хозяина. Но задорный салатовый оттенок стен и разноцветная люстра не дают забыть об истинном предназначении комнаты.

Напоследок добавим, что весь проект реализован в рекордно короткие сроки- 60 дней. За это время были не только проведены строительные работы, но и закуплена вся необходимая обстановка. Оперативность принятия решений- не менее важный фактор при реконструкции квартиры, чем стремление к красоте и практичности. То, что в данном случае счастливо соединились все три момента,- заслуга не только архитектора Ольги Слезкиной, но и хозяев квартиры. Сейчас трудности и перипетии строительства позади, и для них начинается новая жизнь в новом доме.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.
Рекомендуем