Современный заказчик интерьеров- уже не советский "кино-теле-горе-путешественник", знающий вкус устриц на слух. Русский человек на каких только рандеву не побывал, многое попробовал и собственноручно пощупал. Иобрел в результате свиданий с миром некоторый опыт и вкус. Недаром бьющая в глаза купеческая роскошь периода первоначального накопления капитала неуклонно уходит в прошлое
Началось с того, что заказчики- супружеская пара- приобрели трехкомнатную квартиру на последнем этаже кирпичного дома постройки середины 50-х. Предполагалось присоединить к жилому пространству и чердак. По ряду причин сделать это не удалось, но первоначальная идея все же сказалась на общем замысле, задала интерьеру свою интонацию. Мы имеем в виду интонацию старого загородного дома, некоего родового гнезда с устоявшимся бытом и веками не меняющейся обстановкой. Несмотря на меньшую, чем планировалось, площадь квартиры, этот образ решили сохранить. Заметим, что архитекторов Алексея Долгова и Андрея Капрова, к счастью, пригласили люди, имеющие непосредственное отношение к дизайну интерьеров. Впонимании заказчиков родовое гнездо отнюдь не представляло собой эдакую вотчину Обломовых, заполненную милой сердцу рухлядью.
Первое впечатление отвоплощенного в реальность замысла- большое, пронизанное светом пространство. Оглядевшись, начинаешь понимать: ты, пожалуй, где-то во Франции. Ивот эти блики на стенах оттого, что за окнами- солнечное Средиземное море, а не заваленная сугробами Москва. Старый французский дом, знакомый нам хотя бы по фильмам. Светлые стены и потолок- спасение отюжной жары: не забудем, что "там, на севере, в Париже" теплее, чем в Харькове. Массивные, сложенные из природного камня колонны, темная, доставшаяся отпрапрадедушки мебель. По-галльски изящные люстры и бра, фотографии в серебряных рамочках на комоде, тонкая посуда и статуэтки за стеклом шкафа...
Традиционные черты дома на юге Франции определились под воздействием местного климата и национального характера. Расположенная между Средиземным морем и Атлантическим океаном, Южная Франция отличается обилием солнца, тепла и влаги. Толстые стены, пол из природного камня и небольшие окна
спасают отжары. Светлая окраска стен обуславливает психологический эффект прохлады. Вот вам и стилистика: природный камень, сочетание светлого с темным и обязательное присутствие в обстановке предметов старины.
Помните фильм Отара Иоселиани "Охота на бабочек"? Старушки-аристократки, заброшенные первой волной эмиграции во Францию, изо всех сил удерживают в ветхом загородном доме дух старой России, которую они потеряли. Вфинале "уходящая натура" исчезает безвозвратно: дом приобрели до зубов вооруженные современными технологиями японцы. Сейчас мы имеем дело с перевернутой ситуацией- когда наши деловые люди (вхорошем смысле), зачастую не уступая в прагматизме японцам, стремятся создать у себя дома иную реальность. Происходит несколько театрализованная игра в несуществующие воспоминания. Иэто правильно. "Зрелость нуждается в своем athome",- писал Пушкин.
Трудности, с которыми столкнулись архитекторы и строители в процессе перепланирования квартиры, были обусловлены желанием заказчиков превратить ее в большое, насквозь просвеченное солнцем пространство. Самым трудоемким и сложным в техническом отношении оказался частичный демонтаж несущей кирпичной стены между гостиной и столовой. Обязанности разобранной капитальной конструкции стала исполнять металлическая балка, опирающаяся на два кирпичных пилона. Получилось единое вытянутое помещение с окнами в торцах. Архитекторы даже опасались, что возникнет зрительный эффект коридора. Но пилон, облицованный природным камнем (своеобразная визитная карточка фирмы «РЕМСТРОЙСЕРВИС»), и объем поперечной балки удачно разделили пространство на две зоны.
Как материал для возведения перегородок гипсолитовые блоки имеют ряд преимуществ. Соединяясь вертикально и горизонтально по принципу паркета, они образуют конструкцию минимальной толщины, что позволяет увеличить площадь помещения. Гипсолит- материал крепкий и при этом легкий в обработке: хорошо режется и пилится, его поверхность не требует дополнительного выравнивания специальными смесями или штукатуркой (можно сразу клеить обои или плитку)
Визуально увеличивает площадь гостиной и столовой и декоративная аркада, отделяющая общую зону отболее камерных помещений- спальни, ванной комнаты и кухни. Разделение квартиры на гостевую и приватную части подчеркнуто раздвижной дверью спальни, четыре полотна которой позволяют варьировать степень участия этого помещения в жизни примыкающей к нему гостиной. Находящийся в гостиной телевизор на вращающейся подставке может обслуживать и спальню. Мягкое перетекание кухни в столовую обозначено напольной плиткой, повторяющей рисунок паркетной доски.
Стилистически интерьер квартиры продуман до мелочей. Белый цвет оштукатуренных потолков сменяется пастельным оттенком обоев, также имитирующих легкую шероховатость "сельской" штукатурки. Для полов в гостиной и столовой выбрана розоватая паркетная доска из дымчатого бука. Обтянутые кремовой кожей диван и кресла словно растворяются в золотистом воздухе. Бра в изысканно-классическом стиле и встроенные потолочные светильники бросают на стены причудливые блики. Атемные детали- кованые карнизы и подставки для цветов, мебель в стиле "классик" и двери из тонированного дуба- воспринимаются как солидное обрамление яркой картины.
В размеренность французского аристократического жилища вплетаются темы Испании, Памплоны, где проводил свою "Фиесту" Хемингуэй. Этот город расположен на границе с Южной Францией, так что ассоциации с праздником, корридой неслучайны. Обое быков напоминают ножки стола и стульев- темно-серебристые, с медными "копытцами" и кольцами, а прозрачная столешница словно погружает вас в состояние невесомости. Если продолжить литературную реминисценцию- чем не ощущение ирреальности и некоторой подвешенности во времени и пространстве, в каком пребывали герои хемингуэевского романа? Атмосферу праздника усугубляет преломляющийся сквозь стекло свет люстры. Сама она похожа на букет цветов- награду за храбрость.
Испанская тема вновь возникает в ванной комнате. Помещение облицовано керамической плиткой "Гауди", в рисунке которой присутствуют мотивы живой природы. Створчеством великого испанского архитектора этот орнамент соотносится весьма условно, но выглядит красиво.
В копилку идей
Для конспирации
Предположим, затеяли вы у себя в квартире ремонт, да не простой, а гордо именуемый реконструкцией. То есть со всяческими "наворотами", перетаскиванием туда-сюда стен и внушительной денежной данью заграничным производителям отделочных материалов. Ив самый неподходящий момент озаряет вас идея. Нечто волшебное, неземной красоты, настойчиво стучится в сознание и требует своего места в интерьере. Акрасота, как известно, требует жертв. Врезультате вы добавляете к стандартному набору забот человека, пребывающего в состоянии ремонта, трудности эстетического порядка. Не сомневайтесь, "закон бутерброда" будет неумолим. Чем красивее ваша затея, тем больше проблем возникнет на пути ее реализации. Опытные архитекторы и дизайнеры прекрасно знают об этой закономерности и проявляют чудеса изобретательности и стоицизма, в большинстве случаев так и остающиеся неизвестными миру. Илишь наша рубрика раз за разом воздает должное маленьким, средним и очень маленьким подвигам архитекторов.
Решив использовать в качестве основного декоративного элемента (заодно выполняющего функцию границы между функциональными зонами квартиры) аркаду, архитектор Андрей Капров был вынужден придумывать и способ сопряжения циркульного проема с прямыми, как рельсы (вбуквальном смысле слова), направляющими раздвижной двери между гостиной и спальней. Сразу за аркой пришлось сделать еще один уступ, в котором и скрыта конструкция дверей. Так что, глядя из гостиной, вы и не догадываетесь о конспиративных направляющих.
P. S. Конструктивными сложностями дело не ограничилось. Архитектору стоило большого труда найти надежную фирму, способную изготовить из одного и того же натурального дерева и двери, и остальную заказную «столярку». Лишь человек, живущий среди мебели, щеголяющей всеми оттенками древесины, может понять всю важность этой проблемы.
Для кухонной мебели и шкафов-купе в прихожей и спальне заказчики выбрали комплектующие детали отечественного производства, что позволило сэкономить деньги без потери качества. На профессиональную компетентность владельцев квартиры в этой области архитекторы вполне могли положиться.
Спальню первоначально планировалось оборудовать на мансардном этаже, поэтому в окончательном варианте ей отведена весьма скромная площадь. Иллюзию большего пространства создают зеркальные дверцы шкафа-купе и дополнительный свет из прихожей. Обстановка предельно лаконична: раскладной диван с покрывалом из натурального хлопка (фактура — «мешковина»), выдержанные в общей классической стилистике вешалка, тумбочка и сервировочный столик.
Вот и все. Совместно задуманный и талантливо срежиссированный заказчиками и исполнителями "спектакль из французской жизни" получился таким убедительным, что повседневная действительность за его рамками представляется декорациями к невеселой пьесе абсурда. Авот как архитектор Андрей Капров сформулировал свое понимание профессиональной удачи: «Когда уходишь с объекта с чувством не облегчения, а сожаления, что он завершен».
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!