Сложная простота

Г-образная двухкомнатная квартира площадью 61 м2 в сталинском доме. Просторное жилище для супружеской пары, ожидающей пополнения.

Сложная простота
Сложная простотаОтличительный признак этого интерьера- мебель, изготовленная по авторским эскизам из панелей, облицованных ореховым шпоном. В прихожей нас встречает зеркало с удобной полкой и парой ящичков для мелочей Сложная простотаОгромное квадратное зеркало, занимающее почти всю скошенную под 45 перегородку между гостиной и детской, вовлекает зрителя в интересную игру с пространством Сложная простотаИзысканные детали и аксессуары особенно выигрывают на фоне оштукатуренных стен и простых, даже брутальных по форме предметов обстановки Сложная простотаДля единства интерьера важно совпадение использованного в отделке и меблировке дерева. Насыщенный оттенок и красивая текстура выгодно отличают орех от других пород, применяемых для паркета и мебели Сложная простотаВозможность создания романтической атмосферы, кажется, входила в задание по проектированию, настолько легко и органично смотрятся зажженные свечи и хрустальные бокалы в интерьере, созданном по всем правилам реконструкции московских квартир в начале ХХI в. Сложная простотаЗона столовой и кухни приподнята над общим уровнем пола квартиры на одну ступеньку. Казалось бы, всего 15см, а как сильно меняется психологическое восприятие единого пространства! Сложная простотаУгловой диван в гостиной- это и зрительный зал домашнего кинотеатра, и гостиная, и читальный зал. Здесь предусмотрено все для удобного время- препровождения Сложная простотаПлан до реконструкции Сложная простотаПлан после реконструкции Сложная простотаВ спальне постоянно живет память о самом радостном событии в жизни хозяев квартиры. Свадебное платье стало настолько красивым и элегантным дополнением интерьера, что трудно себе представить комнату без его снежного сияния Сложная простотаВ ванной неожиданно используются нетрадиционные для этого типа помещений подвесные светильники с плафонами, напоминающими бутоны. Так компенсируются большая высота и сдержанность оформления комнаты Сложная простотаНа смену нежным сочетаниям коричневых оттенков в ванной комнате приходит резкий контраст черного и светло-бежевого, почти белого. Появление песочных вставок слегка сглаживает ортодоксальное противостояние

Все виды творчества подчиняются общему закону: наиболее сложно создавать произведения, кажущиеся самыми простыми. Нелегко вовремя остановиться и не испортить лишними штрихами интерьер, скульптуру, картину. При этом в простом лаконичном творении заметнее малейшие погрешности.

Интерьер, созданный архитектором Марией Степановой,- яркое доказательство этого закона. Здесь все до мельчайших деталей выверено и продумано. Правда, как часто бывает, когда приходишь в уже «готовую» квартиру, трудно себе представить, что за этим, казалось бы, естественным уютом и удобством стоит кропотливый труд по подбору планировки и цвета, анализу каждого фрагмента композиции.

Высокие окна, широкие подоконники с заботливо положенными матрасиками и подушками, на которых можно сидеть, любуясь красотой расположенного напротив старинного монастыря. Купола его центрального собора, подобно солнцам, излучают золотоносную энергию в грустно-серое зимнее небо. По ту сторону стекла может быть пасмурно и уныло, но по эту- всегда радушно и тепло. Мягкие пастельные тона, огромные обломовские диваны, приспущенные шторы. Через полкомнаты, словно фантастический цветок на тонком стебле, перекинулся торшер. Взгляд медленно скользит по пространству, задерживаясь на деталях. Интерьер очаровывает изысканным противопоставлением жестких геометрических конструкций и аристократически ажурных предметов мебели. Как ни удивительно, первопричиной создания именно такой композиции стали малогабаритность квартиры и желание заказчиков видеть в малом многое.

Интерьер проектировался для молодой пары- людей творческих и гостеприимных, к тому же планирующих в недалеком будущем пополнение в семье. Заказчики очень хотели иметь вместо существовавших двух комнат три: детскую, спальню и гостиную. И при этом сделать пространство своей небольшой квартиры максимально просторным.

А изначально в их распоряжении имелась двухкомнатная квартира общей площадью 61м2. Дом- «сталинский», квартира спланирована буквой «Г». Хозяевам предлагались издержки советской архитектурной мысли в виде небольшой кухни, непропорционально нарезанных комнат, да еще и внутреннего мусоропровода. При входе располагались небольшой закуток с вешалкой, кладовая и раздельный санузел. Далее тянулся узкий темный коридор с дверью на кухню по правую руку и проходной комнатой в конце. Из этой комнаты можно было попасть в спальню.

Поскольку квартира просуществовала уже не один десяток лет, было решено перестроить ее полностью: сломать все ненесущие стены, благо конструктивная схема дома позволяла произвести такое "хирургическое" вмешательство, и уже потом, по мере необходимости, возводить новые. По словам архитектора, точкой отсчета в работе над планировкой стала кухня размером 9,5м2. Единогласно решили объединить ее с гостиной, расположив их на месте проходной комнаты. Спальня осталась на прежнем месте, но несколько уменьшилась в размерах. Вдетскую комнату пришлось «переквалифицироваться» прежней кухне, сохранившей после строительства новых стен свои размеры.

Внутренний мусоропровод уничтожили. Это оказалось возможным благодаря тому, что большинство соседей сверху и снизу уже поступили так раньше. Место мусоропровода удачно занял встроенный шкаф. Угол стены детской, выходящий в гостиную, срезали по косой. Это сделано, чтобы коридор казался менее узким (благодаря открывающемуся уже через несколько шагов от входа виду на окна). Кроме того, ликвидация прямого угла позволила пропустить в темное помещение больше солнечного света из двух больших окон гостиной.

Любопытно, как велась работа над новой планировкой квартиры. По словам архитектора, исходная площадь была настолько мала, что приходилось с точностью до сантиметра вымерять размеры необходимых предметов мебели, а также пространство для движения, а затем уже, на основе этих расчетов, определять точное местоположение новых перегородок. Так, гостевая зона и спальня выстраивались по принципу: «кухонный гарнитур- проход-стол-проход-диван-диван-стена-тумбочка-кровать-тумбочка». Это помогло архитектору спланировать помещение с учетом не только функциональных требований, но и габаритных размеров будущих элементов обстановки.

Ванная комната тоже претерпела некоторые пространственные изменения. За счет ликвидации достаточно большой для такой квартиры кладовой и "захвата" части коридора это помещение увеличилось с 3 до 6,2м2. Заметим, что обычно увеличение площади ванной в квартирах несвободной планировки идет по пути соединения с туалетом. Внашем случае эту проблему удалось решить иначе. Белая полоска плитки на полу начинается от двери ванной и тянется ровной дорожкой в прихожую. Прямоугольные плиты прочного керамогранита принимают на себя последние лучи дневного света, добирающиеся сюда из гостиной, и, благодаря полированной поверхности, отражают их в лишенное окон помещение. Граница плит проходит точно по линии, разделяющей прихожую и небольшой коридор, в котором начинается уложенный по всей квартире паркет из темного ореха.

Это дерево было выбрано за благородство цвета и текстуры. Правда, история его появления здесь началась весьма необычно- с кухонного гарнитура, первого элемента, который заказчики непременно хотели видеть в своем жилище. Фасады большинства верхних шкафов выполнены из лакированных панелей серовато-жемчужного цвета, а ящики нижнего яруса облицованы шпоном ореха. Чтобы поддержать его колористически, было решено выполнить пол из того же дерева, а затем уже изготовить на заказ соответствующие двери и мебель. Известно, как тяжело подобрать по цвету к мебели паркет. Ориентируясь на оттенок, представленный в магазине, на практике, как правило, получаешь нечто, лишь слегка похожее на образец: то в основной части появятся светлые или, наоборот, темные прожилки, то сменится текстура. Нашей квартире улыбнулась удача, которой архитектор до сих пор не перестает удивляться: по цвету и фактуре паркет идеально совпал с панелями кухонного гарнитура. Азатем к ним так же идеально подошел купленный отдельно обеденный стол.

При изготовлении рулонных штор используются устойчивые к выгоранию ткани самых различных фактур и цветов: лен, хлопок, шелк, полиэстр с пылеотталкивающей антистатической пропиткой, светонепроницаемая black out. Рулонные шторы по своей конструкции очень функциональны: их можно монтировать в проеме окна, на стене и на потолке. Взависимости от способа монтажа, получаются свободно висящими или кассетными (опускаются по направляющим по бокам окна). Управление рулонными шторами можно разделить на два типа: механическое и электрическое. Механическое осуществляется с помощью цепочки или ручки на нижней планке шторы (полотно в таком случае скручивается с помощью пружины). Электрическое управление производится через выключатель, встроенный в стену, или пульт дистанционного управления. Если вас больше привлекает электрическое управление, об установке штор придется позаботиться в самом начале ремонта, чтобы предусмотреть всю необходимую проводку. Стоимость системы с механическим управлением начинается от $72, а при использовании ткани black out цена поднимается до $180. Рулонная штора с электрическим управлением на одно окно обойдется вам приблизительно в $400.

Ореховым шпоном в квартире облицованы все двери и большая часть мебели (все это изготовлено на заказ по рисункам архитектора Марии Степановой). Использование одного материала для пола, дверей и мебели- эффектный прием при создании ощущения единства пространства. Как говорит архитектор, малогабаритную квартиру нет смысла дробить на разные колористические зоны, двух основных цветов вполне достаточно.

Когда в жилище идет борьба за каждый сантиметр, логичен отказ от обычной корпусной мебели в пользу встроенной, позволяющей более эффективно использовать площадь и высоту помещений. Так, в прихожей удалось заставить работать каждый сантиметр. Слева от двери, между стеной с одной стороны и выступом несущей колонны с другой, расположили большое зеркало. Его рама, напоминающая наличник дверного проема, дополнена двумя миниатюрными ящиками, соединенными общей верхней полкой. Справа от зеркала всю плоскость стены занимают книжные стеллажи. Они выглядят строгой графикой на фоне светло-бежевых стен с неровными разводами декоративной штукатурки. Ачтобы стройный ритм горизонталей и вертикалей не наскучил хозяевам, посередине, по всей длине стеллажей, устроена вытянутая белая полка из гипсокартона со встроенными светильниками. Она приютила на своей поверхности множество симпатичных вещиц, а вечером еще и становится дополнительным источником освещения. Ритмическая плотность рисунка коридора подчеркивается пущенными в ряд небольшими потолочными лампочками. Их вереница ограничивается с двух сторон ригелями, дробящими небольшое пространство прихожей и коридора на смысловые зоны. Особенно красиво выглядит балка, вырастающая на скошенном участке стены детской и подчеркивающая архитектурную пластику конструкции.

Контраст между затемненной прихожей и светлыми комнатами заставляет воспринимать последние как более просторные. Как уже говорилось, кухня и гостиная объединены в общее пространство. Сложного оттенка минималистский кухонный гарнитур (симметричная композиция, блестящие лакированные панели, встроенная техника, отсутствие ручек на большинстве шкафов) не воспринимается объемно и сливается в одну плоскость. Такого эффекта Мария Степанова добилась, создав иллюзию ниши, в которую как будто встроен гарнитур, хотя на самом деле верхний выступ стены- всего лишь искусственная конструкция из гипсокартона. Внутри расположена дополнительная подсветка, а за выступом- воздуховод, идущий от вытяжки.

В тон керамической плитке пола и кухонному гарнитуру подобраны шесть тонконогих стульев с невысокими спинками. Словно в дорогие костюмы, они облачены в чехлы из кожи цвета слоновой кости со стильными швами наружу, обработанными грубой темной ниткой. Стулья окружают обеденный стол с прямыми широкими ногами, словно вырубленный из цельного куска дерева. Его простые геометрические формы повторяет небольшой столик под огромным зеркалом, висящим на скошенной стене детской. Сразных точек зрения зеркало отражает то одну, то другую часть квартиры, развивая пространство, множа неожиданные его ракурсы. Вот в квартире возникли еще одни книжные стеллажи, вот второй торшер с диванами, а вот еще одна кухня. От завораживающей стеклянной глади взгляд отвлекает широкая рама, оклеенная ореховым шпоном. Текстуру создают чередующиеся полоски разных оттенков и размеров, отмерявшие дереву годы жизни.

Кухонная зона поднята над гостевой на небольшой подиум. Любопытно, из каких банальных задач рождаются интересные приемы организации пространства. Вмомент ремонтных работ, когда решался вопрос о прокладке водопроводных и канализационной труб к новой кухне, инженеры настаивали на том, чтобы коммуникации пошли под полом кухонной зоны. Специально для этого был создан подиум высотой 15см. При этом оказалось, что он очень удачно разделяет две зоны- кухонную и диванную. Так что, когда инженеры все же нашли возможность спрятать трубы в стены, подиум единодушно решили оставить. Сейчас он облицован белой глянцевой плиткой и кажется парящим в воздухе благодаря сохраненному между ним и паркетным полом зазору высотой 5см.

Любопытна судьба двух столиков, закрывающих подлокотники диванов. Столики заказывались вместе со всей мебелью на стадии ремонта квартиры. Когда же их привезли в готовое жилище, оказалось, что голубые стеклянные столешницы совершенно не соответствуют общему дизайну. Чтобы сохранить цветовую гармонию, Мария Степанова предложила заменить стекло теми же панелями из ореха, из каких выполнена почти вся мебель. Врезультате возле диванов удачно устроился небольшой журнальный столик. Своей формой он развивает заявленную в интерьере тему кубизма. Так получилось, что готовая мебель во всей квартире скрупулезно сочетается с выполненной на заказ по рисункам архитектора.

Экстравагантный торшер, украшающий гостиную, является весьма редким вариантом знаменитой напольной лампы "Арка" (Arco), спроектированной итальянскими дизайнерами Акилле и Пьером Джакомо Кастильоне в 1962г. Впрошлом году компания FLOS к своему сорокалетию выпустила всего 3000 таких ламп, пронумерованных и собственноручно отмеченных Акилле Кастильоне. Конструкция "Арки" достаточно проста: трехсекторная стальная дуга, увенчанная плафоном, уравновешивается прямоугольной мраморной базой. Вотличие от модели 1962г., где основание было выполнено из черного мрамора, в настоящем варианте предпочтение отдано белому цвету. Имея большую длину дуги и шарнирное крепление металлического абажура, лампа может направляться в различные зоны помещения, давая дополнительный свет там, где он необходим.

Вообще к красоте природных материалов отнеслись здесь с особой любовью. Все стены декорированы штукатуркой с характерными неровными разводами застывшей извести (светло-бежевый цвет с коричневыми вкраплениями). Ее естественную красоту позволяют выявить свободные от декора поверхности, простые линии и формы. Надо заметить, что, при кажущейся простоте материала, работа с ним- дело трудоемкое и кропотливое. Во-первых, всю площадь стены нужно обрабатывать, как говорится, за раз. Во-вторых, лучше, если это делает один человек, чтобы не менялся "почерк", то есть рисунок мазков. Процесс выглядит так. Сначала на всю поверхность стены плоским широким шпателем наносится штукатурка. Когда она немного подсохнет, мастер начинает растирать плоскость крест-накрест, получая живописные мазки. Это нужно делать достаточно быстро, чтобы штукатурка не успела высохнуть. Внашем случае, из-за недобросовестной работы строителей, стены переделывали два раза. Вконце концов, поняв, что на рабочих надежды никакой, за дело взялась сама Мария Степанова. Вобщей сложности ею было окрашено 50м2 стен. По словам архитектора, самое сложное заключается в том, что от работы невозможно оторваться, чтобы передохнуть.

В гостевой зоне проведена подробная работа с освещением. Естественный свет поступает сюда из двух высоких окон. Архитектор сознательно отказалась от традиционных драпировок, чтобы не закрывать вид на монастырь. Его очертания отчетливо проступают сквозь полупрозрачный тюль, собранный в виде римской шторы. Для затемнения гостиной используются рулонные шторы, спрятанные за специальным потолочным карнизом из гипсокартона. Они выполнены из ткани black out, обеспечивающей стопроцентную светоизоляцию. Выбор именно этой ткани обусловлен необходимостью избавиться от бликов на экране телевизора, который будет установлен напротив окна, а также стремлением уберечь квартиру от излишнего солнца летом. Тот, у кого окна выходят на южную сторону, поймет ситуацию без лишних объяснений. Управление шторами осуществляется с помощью дистанционного пульта.

Что же касается искусственного освещения, то заказчики сразу высказались против натяжных потолков со встроенными лампочками. Архитектор, в свою очередь, настояла на отказе от люстры- ее присутствие в небольшом помещении зрительно уменьшает пространство. Врезультате система светильников складывается здесь из четырех бра, встроенных источников в кухонном гарнитуре и огромного торшера, перекинутого через полкомнаты.

Сложная простота
Последний штрих

У мебели, изготовленной на заказ, очень много плюсов. Она точно соответствует размерам вашей комнаты или места, на которое вы планируете ее поставить. Заказывая мебель в столярной мастерской или на фабрике, проще подобрать материал и цвет как основных элементов, так и декоративных вставок. А если... Если учесть экономию времени и возможность самому определять, на какой составляющей сэкономить, изготовление мебели на заказ переходит из разряда элитарных в категорию разумных трат.

К недостаткам заказной мебели можно с уверенностью отнести отсутствие у нее такого важного качества, как эргономичность. Все, на чем мы сидим или лежим, должно создаваться с учетом анатомии человека. Только трудами профессиональных дизайнеров и конструкторов появляются действительно комфортные кресла и стулья. Доморощенная мебель в этом отношении всегда компромисс.

Тем приятнее отметить, насколько продуманы предметы, спроектированные для этой квартиры архитектором Марией Степановой. Среди глобального торжества орехового шпона и концептуального кубического дизайна нашлось, тем не менее, место и время обдумать и решить камерную проблему спального гарнитура для молодой семьи. Гладкие деревянные панели и рубленые формы изголовья соответствуют общему дизайну интерьера, но не естественным для человека привычкам почитать перед сном, посмотреть полулежа телевизор и т. д. Конфликт разрешила простая идея- дополнить деревянную конструкцию мягкой подушкой. Достаточно плоской, чтобы не нарушить общий стиль, и в то же время достаточно мягкой, чтобы на нее приятно было опираться. Ее сшили в той же фирме, что и шторы и покрывало на кровать. Причем сама подушка крепится к спинке кровати на липучках, чтобы можно было ее снять и постирать тканевый чехол.

Неожиданным стилистическим противопоставлением стальному торшеру и бра стал экстраординарный светильник в кухонной зоне. Он появился в квартире последним, и во многом его появление было случайным. Как рассказывает Мария Степанова, ей очень хотелось добавить в световой дизайн квартиры чего-нибудь классического, изящного и спокойного. Конечно, не в последнюю очередь к этому располагали сам старый дом с пилястрами и вид на монастырь. Вобщем, пустились на поиски, но московские магазины никак не хотели выдавать ту нужную вещь, при виде которой со стопроцентной уверенностью можно воскликнуть: "Да, это она!" И вот, как часто бывает, зайдя в один из магазинов уже просто так, архитектор обнаружила то, что нужно. Изогнутые белые стебли, ажурные завитки, нежно-розовые листья и маленькие круглые свечки. Их пламя дрожит от каждого дуновения ветерка. Понятно, что такая люстра не может быть функциональным предметом ежедневного обихода. Ее призвание- создавать настроение, вспыхивая в рождественскую ночь и романтические вечера.

Из гостиной можно попасть в небольшую лаконичную по дизайну спальню. Здесь на себя сразу же обращает внимание подвенечное платье. Согласитесь, после свадьбы неизбежно возникает проблема, куда деть великолепный наряд. Одни со вздохом убирают его в дальний угол шкафа, другие, скрепя сердце, дарят кому-нибудь из подруг или родственниц. Хозяйка этой квартиры свое подвенечное платье очень любит и никогда не прячет. После ремонта в новой квартире Мария Степанова предложила хозяйке расположить дорогую сердцу вещь на манекене. Таким образом, платье предстало во всей красоте, сделавшись дополнительным элементом дизайна интерьера. Оно отчетливо выделяется на фоне темно-коричневых римских штор, закрывающих два огромных окна и часть стены.

Этот декораторский прием возник не случайно. Дело в том, что, после уменьшения площади спальни, окно оказалось сдвинутым в сторону, сильно нарушив симметрию помещения. Чтобы восстановить равновесие, архитектор пустила штору по всей ширине стены. Недостаток устранился, а комната приобрела особое интимное звучание. Здесь все лаконично и продуманно, глаз не отвлекается на детали. Прямоугольник кровати с покрывалом приглушенного коричневого цвета уравновешивается в пространстве широкой спинкой из светлого дерева, плавно переходящей в две низкие тумбы. Кажется, что спинка кровати протянулась единым массивом во всю ширину стены, хотя на самом деле это две соединенные между собой полутораметровые панели. Шов умело скрыт изготовленным на заказ вместе с покрывалом стеганым изголовьем. Над каждой из прикроватных тумб подвешены на металлических тросах прозрачные сферы с тремя лампами, направленными с разных сторон в одну точку. Вних строгость спальни достигают своего апогея.

Несколько иначе выглядит детская. Оптимистичные оранжевые шторы, такого же цвета письменный столик, белый диван и великое множество игрушек создают в ней особое настроение веселой беззаботности.

Завершает наше путешествие по квартире расположенная вблизи от входа ванная комната. Она, как мы уже говорили, увеличилась после соединения с бывшей кладовой. Вцелом ванная оформлена по тем же принципам, что и вся квартира. Взять, например, продуманное использование каждого сантиметра. Слева от входа, за зеркальными раздвижными дверями, оборудован вместительный шкаф. Он позволил оставить открытым пространство под раковиной, которая встроена в столешницу из кориана, выполненную на заказ. Для отделки стен выбрана плитка большого размера (до середины высоты) и сменяющая ее декоративная штукатурка. Рисунок плитки строится на сочетании прямых линий разной ширины. Традиционная бордюрная плитка пущена над ванной двумя вертикальными линиями, пересекаемыми широкими темно-коричневыми и светло-желтыми полосами. Но, безусловно, особое настроение создают в помещении 4 больших светильника, свисающих с потолка, подобно белым бутонам. Вэтом снова угадывается желание архитектора уйти от стандартных приемов освещения.

Мария Степанова говорит, что получившаяся квартира сложна и интересна одновременно. Сложна, потому что пришлось осуществлять основательную перепланировку интерьера. Интересна же, во-первых, в силу сложности поставленной задачи (увеличить число помещений) и, во-вторых, поскольку приходилось много работать с натуральными материалами. Немаловажно и то, что заказчики предоставили архитектору достаточную свободу для творчества. Ведь тот, кто создает интерьер, имеет свой индивидуальный почерк, складывающийся из богатства внутреннего мира, жизненного опыта, широты эрудиции, умения тонко настроиться на потребности и желания клиента. Вквартире ощущается «женский» подход к проработке мельчайших деталей при исключительно четкой концептуальной геометрии проекта в целом. И в итоге, при соблюдении всех функциональных требований к помещениям и экономии пространства за счет использования встроенной мебели, получился очень органичный образ элегантной современной квартиры.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.

Архитектор: Мария Степанова

Руководитель строительных работ: Олег Матвеев

Рекомендуем