Подтверждение "древности руин" в проеме стены между гостиной и кухней-
компания пернатых из Испании
Три арки украшают неглубокие (около 23см) книжные стеллажи из гипсокартона и нишу, в которую вдвинут резной шкаф для аудио- и видеоаппаратуры. Вглубине комнаты, под окном,- неширокое сиденье-полочка, отделанное деревом. Воздушные шторы (весь текстиль в квартире выполнен по эскизам Жеси Михайловой) гармонируют с нарядной комнатой
Стены этой мини-спальни оклеены обоями из соломки. За деревянной китайской ширмой спрятаны изголовье кровати
и полочки с книгами. Под антресолью- шкаф-купе для одежды
Сочетание цвета терракоты и покрытого белой краской кирпича смотрится очень нарядно. Ставни на окнах не доведены
до верха проема: небольшой просвет над ними облегчает брутальный внешний вид открытой кирпичной кладки
В стремлении к живописным эффектам архитектор не забыла о комфорте. Так, высота и ширина столешницы соответствуют требованиям удобства, а ее угол, обращенный к проходу между кухонной и столовой зонами, плавно скруглен
В кухне и столовой множество полок и поверхностей, предназначенных для декоративных инсталляций
На дальнем плане из кухни просматривается часть прихожей с узким вертикальным стеллажом. Он не только служит витриной для коллекции стекла, но и разделяет входы в гостевой санузел (справа) и постирочную (слева)
Графичные люстры
из темного металла на кухне и в гостиной- еще один мотив, связывающий оба помещения.
Они в первую очередь выполняют декоративную роль. Функциональную задачу в общественной зоне решает встроенная в потолок подсветка
Стену рядом
с изголовьем кровати украшает рельеф, выполненный на основе гипса. Вего массу вдавили стебли и листья растений, затем поверхность покрасили. После высыхания часть растений вынули- таким образом на их месте получился белый рельефный рисунок. На стене справа- вклейка из фотообоев, сделанных на заказ на основе детских фотографий сына Ларисы
Ванную комнату, гардеробную и спальню объединяет анфилада, а при необходимости разделяют только занавеси.
Чтобы обеспечить доступ к водопроводным коммуникациям, между умывальником и стеной был необходим зазор.
Его задекорировали деревянной рамой в тон мебели
План до переустройства
План после переусройства
"И невозможное возможно",- хочется сказать словами поэта об этом интерьере. Он- наглядное подтверждение тому, что изобретательность и громадное терпение способны творить чудеса.
Настоящий вязаный гамак, напоминающий уютное гнездо, подвешен на цепи к потолочной балкеКвартира на Московском проспекте в Петербурге, в которой живут три поколения семьи архитектора Ларисы Давлетбаевой (она сама, мама и сын Лаврентий), представляется миром добрых чудес буквально с порога. Открываешь дверь- и в простенке между двумя входными дверями открывается "инсталляция" из нарядных баночек с вареньем домашнего приготовления (дело рук мамы Ларисы). На стенах под потолком прихожей- настоящее Берендеево царство- коллекция деревянной скульптуры. Чуть дальше глаз пытается разгадать хитроумную перспективу из полок и арок над дверью в ванную, в обрамлении которых расставлена грузинская чернолощеная керамика. Еще несколько шагов вперед, и за поворотом гостя встречает апофеоз средиземноморской темы. Кажется, что от терракотовой плитки кухни и столовой пышет горячим барселонским солнцем, а за деревянными ставнями вот-вот появится не безликая стена соседнего дома, а причудливое творение Гауди. Увлекшись, едва успеваешь переводить взгляд с изобретательно выстроенных декораций на "живую" кирпичную кладку, открывшуюся из-под наслоений штукатурки, оттуда- на вещи из домашней коллекции. Ипопутно обнаруживаешь новые интересные повороты сюжета: "Ой, а что здесь такое? А вот это откуда?" Хозяева улыбаются- они привыкли к такой реакции.
Уэтой квартиры особая история, она лишь формально началась четыре года назад, когда Лариса приобрела жилье в доходном доме постройки 1903г.Трудно поверить, что общая площадь этого жилья лишь чуть больше 100м2. По нынешним понятиям масштаб не очень велик. Но, может быть, именно это обстоятельство и подтолкнуло хозяйку к необычным пространственным решениям.
Ремонт растянулся на четыре года- владелица квартиры была перегружена основной работой. Идаже теперь предстоят кое-какие доделки. Первым оформленным помещением стала прачечная. Вней установили душевую кабину, напротив- стиральную машину, прикрепили полки-контейнеры для хозяйственных мелочей.
Сначала ремонт превратился в подобие настоящих археологических изысканий: приходилось снимать напольные покрытия и черные полы, демонтировать перегородки и полностью отбивать штукатурку на несущих стенах- вплоть до кирпича. Кстати, он оказался таким живописным (кое-где на нем даже читались именные клейма "САМОХВАЛОВЪ"), что фрагменты кладки местами решили вообще оставить в первозданном виде. Все старые коммуникации (водопроводные, газовые и канализационные трубы, электропроводку) заменили новыми. Попутно совершались интересные открытия. Так, добравшись до "исторического" слоя стен, обнаружили, что первоначально окна были значительно шире. Чтобы не нарушать сложившийся фасад здания, проемы расширили до первоначального размера лишь изнутри. Впроцессе вскрытия потолка выяснили, что некогда дом был четырехэтажным, но в шестидесятые годы у него надстроили пятый этаж. Тогда над деревянными балками перекрытий были положены новые, металлические, а прежние, уже не несущие никакой нагрузки, закрыли дранкой и заштукатурили. Тесаные дубовые бревна толщиной 350мм отлично сохранились и почти не потрескались, поэтому теперь служат достойным украшением потолка гостиной. Они лежат, как и прежде, чуть под углом друг к другу, и эта неправильность сообщает интерьеру особую выразительную достоверность.
Изображения кур на фризе
- дань образу Средиземноморья,
где крестьянскую усадьбу трудно себе представить без шумного птичьего двора. Важный декоративный мотив дома Дали
в Фигейросе
- также образ яйца как двойственного символа жизни и смерти. Вопрос о том, что первично
- яйцо или курица?
- шутливо обыгран хозяйкой в декоративном фризе в столовой. Лариса вылепила почти абстрактную фигурку курицы. С
нее сделали гипсовые отливки, расположив их под разным углом, выложили основной рисунок. Затем к каждой фигурке приставлялись ножки
и головы. Фриз дополнили распиленные пополам отливки яиц.
Благодаря "археологическим изысканиям" увеличилась и высота потолка. Это, в свою очередь, позволило увеличить полезную площадь: в углу гостиной хозяйка устроила себе антресоль со спальным местом и мини- библиотекой общей площадью 5,29м2. Этот уголок стал одним из самых необычных и нарядных мест в квартире. Так как традиционную лестницу к антресоли пристраивать не хотелось (слишком длинно и громоздко), ее заменили тремя высокими ступенями-уступами из деревянного бруса, обшитого гипсокартоном и фанерой. Ступени облицевали деревом, украсили плиткой, а боковой фасад и проступи покрыли цветной штукатуркой. Под ступенями устроили нарядные ниши для всяких мелочей. На стене, к которой примыкает своеобразная лестница, художник нарисовал трех гномов, которых Лариса называет хранителями. Эти таинственные персонажи, словно сошедшие со страниц волшебных сказок, несут в руках всевозможные предметы, символизирующие качества и умения хозяйки.
Атаких умений немало: "Сколько себя помню, всегда занималась переустройством интерьеров. Всобственной квартире разбирала стены, добиваясь красивых видов, расписывала поверхности, придумывала декорации. Жизнь для меня- творческий поиск, люблю все делать своими руками. Спроектированные мною квартиры всегда очень "рукодельные", в каждой имеется хоть один нестандартный предмет, выполненный по моим эскизам. Вот и эта квартира почти вся состоит из таких находок. Самое интересное в ней то, что мы ее сделали втроем: я, мой сын, начинающий дизайнер, и Саша, мастер на все руки, который выполнял полный комплекс строительных и отделочных работ. Иногда он и сам предлагал какие-то варианты. Ведь у меня здесь- полигон для новых решений. Например, Саша устраивал гипсокартонную декорацию на потолке с балками, а закончив, предложил: "Давай, я все переделаю". Исделал в потолке ниши с нижней подсветкой. Они особенно интересно смотрятся в темноте».
Кованая подставка под винные бутылки примыкает к стене, украшенной "куриным фризом" и рельефным рисунком в виде бороздок, выполненным по сырой штукатурке. Стеклянная полочка служит подставкой для свечей и сувенировОбщий план квартиры теперь полностью соответствует характеру и привычкам хозяйки. "По гороскопу я Стрелец, мне всегда не хватает объема. Не люблю тесных закрытых помещений. Жизни в малогабаритной квартире себе не представляю. Мы- коренные ленинградцы, и, сколько себя помню, всегда жили в коммуналках. Это совершенно особый мир: наборный паркет, длинные коридоры, высокие потолки с обилием лепки. Может быть, поэтому мне всегда хотелось жить в старом доме". Апоскольку только одна из внутренних стен- несущая, главная планировочная задача (максимум открытых в соседние зоны помещений) технически оказалась вполне выполнима. "Вся квартира- проходная. Ее можно обойти по кругу. Если бы мы жили только с мамой вдвоем, я вообще не делала бы дверей. Ведь даже туалет можно устроить по принципу улитки". Двери есть только в санузлах, спальне сына и комнате мамы, но лишь последняя автономна- в нее ведет дверь из столовой. Аоткрыв дверь в ванную комнату, можно обнаружить длинную перспективу, просматривающуюся вплоть до окна спальни Лаврентия.
Ковка- такой же непременный атрибут средиземноморского интерьера, как и гладко оштукатуренная стена и деревянные балки. Поэтому в квартире Давлетбаевых подобных деталей немало. Очень нарядно выглядит подставка для вина, сделанная по эскизам архитектора,- она занимает в столовой весь простенок между внешней стеной и шкафчиком
с СВЧ-печью. Не менее оригинально смотрятся высокие напольные подсвечники-шандельеры
в ванной. Еще один напольный подсвечник- рядом с варочной поверхностью на кухне. Сверху на него установили... старый медный тазик
для варенья: получилась широкая подставка,
на которой помещается сразу несколько свечей.
Вконтексте «темы ковки» тонкая газовая труба
на кухне, покрашенная в черный цвет, кажется выполненной в той же технике.
Конечно, центральная зона квартиры- это кухня-столовая. "Какими бы красивыми мы ни делали гостиные, все равно народ тусуется на кухне, ведь очаг всегда был центром жилища в любой культуре". Вэтой квартире "очаг" кажется висящим в воздухе. Стремление сделать пространство прозрачным и проницаемым привело к появлению широкой столешницы, опирающейся на колонну и стену. Вее поверхность вмонтирована четырехконфорочная газовая плита, в колонне же спрятана вся проводка. Вторая рабочая зона примыкает к стене ванной. Тут расположены еще одна столешница из гипсокартона, облицованная плиткой, и кухонное оборудование. Рядом с дверью в мамину комнату установлен шкаф от пола до потолка с полкой для СВЧ-печи и закрытыми секциями для хранения посуды. Ав зоне столовой- два одинаковых обеденных стола со стеклянными столешницами на кованом каркасе (IKEA, Швеция), продолжающие тему "воздушности". Когда гостей много, столы составляют короткими сторонами так, чтобы получался один- парадный, длинный.
Под окном хозяйка специально устроила дополнительное сидячее место. Внего превратился подоконник, теперь расширяющийся в сторону арки между столовой и гостиной. Уровень подоконника понизили, стандартную конструкцию заменили выполненной из гипсокартона на металлическом каркасе с деревянными усилениями, оштукатурили и облицевали плиткой.
Появление этих открытых полок над входным проемом между прихожей и кухней,
а также между ванной и прихожей продиктовано необходимостью четкого зонирования помещений. Сквозные полки помогли сохранить "прозрачность" входной зоны (особенно интересно смотрится над дверью в ванную полка, "наложенная" на арочный проем). Выполненные из гипсокартона конструкции оклеены обоями под покраску с имитацией тканой фактуры
и окрашены. В
полки вмонтирована подсветка.
"Сердце дома" отличают теплые терракотовые оттенки плитки, дополненные белым и голубовато-серым (деревянные дверцы и гипсокартонные полки над входом на кухню). Состав экологически чистых штукатурок архитектор придумывала сама (результат отличается большей пластичностью, чем при использовании обычной готовой). Открытую кирпичную кладку оставили лишь в тех местах, где она внешне хорошо сохранилась. Со временем Лариса собирается покрыть ее силаксилом- средством, которое придает цвету особую яркость, но не образует «искусственного» глянцевого блеска.
Подлинное торжество археологической темы- это "руинированный" портал между столовой и гостиной. "Я бы расковыряла его еще больше, но в стене проходят воздуховоды",- признается хозяйка. Небольшое расширение проема в несущей стене потребовало установки усиливающих металлических конструкций, спрятанных под декоративным архитравом. Ордерную декорацию дополнили фрагменты фризов и розеток, оставшиеся от предыдущих работ архитектора (они выполнялись по авторским рисункам). Следуя общей эстетике, газовые трубы оставили на виду, окрасив в черный цвет, а потолки кое-где оклеили фактурными обоями под покраску.
Под высоким ложем в комнате старшего члена семьи- глубокие ящики для вещейНа характер отделки повлияла любовь Ларисы к средиземноморской стилистике, особенно каталонской. "Очень люблю Барселону, Фигейрос. Там много солнца, камня, дерева, изразцов. Из той же эстетики- белые вязаные вещи, гамак, ковка, внутренние окна". Все это особенно характерно для кухни и гостиной. Граница между этими помещениями как бы размыта с помощью отделки. Помимо игры с кирпичной кладкой и простыми белыми поверхностями, свою ноту вносят лестница на антресоль-спальню и облицованная терракотовой плиткой подставка под аквариум с двусторонним "порталом" (сверху- вода и рыбы, снизу- ниши, в которых очень красиво смотрятся зажженные свечи).
Угловое расположение квартиры оказалось настоящей находкой для игры в "средиземноморский" климат: в течение суток солнце обходит все помещения, начиная с комнаты мамы, оформленной в светлых молочно-белых и желтых тонах, и столовой. Вполдень освещается гостиная, вечером- спальня сына. Ее колорит- лилово-синий с серым- соответствует цвету сумерек. На подоконниках, облицованных звонко-желтой плиткой, как будто играет последний закатный луч. Во время своего путешествия по квартире солнце просвечивает самые удаленные зоны, свободно проходя сквозные перспективы "столовая- кухня- прихожая" и "спальня- гардеробная- ванная- прихожая».
В простенке между двумя окнами в столовой старая кирпичная кладка оставлена открытой. Живописный участок стены заключен в нарядную гипсокартонную раму, покрытую цветной штукатуркой. Враму вмонтирована подсветка. Несколько старых кирпичей играют роль полочек-консолей, на которых
впоследствии будет размещен фарфор из домашней коллекции.
Кгипсокартонной раме хозяйка планирует прикрепить прозрачные стеклянные дверцы- таким образом, старинную «брутальную» кладку несколько смягчит остекление шкафчика-витрины.
Просторная спальня площадью16,3м2 почти полностью освобождена от вещей. Она навевает ощущение покоя и глубокого расслабления. Рядом, за дверью, находится гардеробная, занавесь отделяет ее от ванной. Вэтой комнате, возникшей на месте прежней кухни, пришлось сделать двойную гидроизоляцию и провести необходимые согласования. Ванная очень изысканна по цветовому решению (сочетание приглушенно-фиолетового и кремового оттенков с темным деревом). Профилированные карнизы из покрашенного полиуретана служат полочками для аксессуаров и мелочей. При этом некоторые из них выполняют двойную функцию: к примеру, небольшой выступ низкой полочки-карниза прячет проложенную в этом месте трубу.
Особую радость доставляет хозяйке французский балкон в гостиной. Прежде здесь было три узких окна. Но балкон был давней мечтой. Свнутренней стороны оконные проемы расширили, чтобы солнечный свет свободно проникал в квартиру, подоконники выложили плиткой. После соответствующих согласований средний оконный проем удлинили до пола и поставили кованое ограждение, рисунок которого придумала сама хозяйка. Открыв дверь, теперь можно любоваться перспективой проспекта в обрамлении взметнувшихся занавесей. Тему дороги подхватывает полосатая окраска оконных откосов «под верстовые столбы». Вот на таком контрасте камерного уюта и «ветра странствий», незримо дышащего в каждом уголке квартиры, и построен этот неповторимый, радостный, таинственный и чувственный мир.
Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!