"Возрождение", "Ренессанс" и совсем уж музыкально звучащие "треченто", "кватроченто", "чинквеченто"...
Что кроется за этими пряными терминами? От какого разрушения требовалось возродиться и, главное, к чему? Признаемся, что разрушения никакого не было. Авот возрождение традиций античности, изрядно подзабытых "вмрачное Средневековье», состоялось
Что стиль грядущий нам готовит?
А готовит он нечто возвышенное, героическое, взятое из глубокого "греческого колодца" идей. Определяет новую архитектуру Возрождения античная ордерная система. Главные типы зданий- ясные в пропорциях и одновременно пластически красноречивые дворец и храм. Характерные для Ренессанса мечты не были полностью воплощены в градостроительстве, многое осталось только на бумаге. Вцелом стилю присущи «земные», центрически организованные горизонтали с выраженной перспективой, а не готическая устремленность ввысь.
В это время рисунок перестает быть только рабочим эскизом и превращается в отдельный вид искусства. Индивидуальную манеру мазка и штриха, эффект незаконченности («нон-финито») и фактуру поверхности заказчики начинают ценить как самостоятельные художественные свойства. Таким образом, на смену средневековой анонимности приходит персонифицированное, авторское творчество.
Главным новшеством в работе архитектора стало появление собственно проекта как выражения на бумаге предварительного замысла. Элементы будущего пространства, его кубатура, равно как и механика воздействия на зрителя,- все это просчитывалось зодчими Возрождения с математической точностью.
Чем же отличался ренессансный интерьер от своих предшественников? Во-первых, говоря образно, он стал менее эмоциональным, то есть исключил случайные эффекты освещения и вернул забытое готикой равновесие высоты, ширины, глубины. Помещения обрели ясную, законченную красоту, сделались рациональными. Во-вторых, архитектура Возрождения получила понимание границ пространства и стала создавать помещения четко выраженного назначения. Кроме того, впервые в истории роспись стен в домах и виллах начали делать не безвестные маляры-ремесленники, а признанные художники.
Композиция жилых зданий
Преимущественно используется центрическая, анфиладная, реже лучевая композиция. Поскольку часто над зданием возвышается купол, подкупольное пространство превращается в тот центр, от которого «танцует» вся остальная планировка. Как правило, под куполом находится большой парадный зал. Вокруг него, в соответствии с античными образцами, зодчие Возрождения выстраивают второстепенные объемы.
Появление городского дворца-палаццо взамен "отдельностоящего" замка потребовало и принципиально новых планировочных решений. Европейская буржуазия- банкиры, торговцы, богатые ремесленники- была молодым и самым восприимчивым, «продвинутым» заказчиком интерьера. Она стремилась даже повседневность подчинить законам красоты и пользы. Да и светская жизнь активно вторгалась в частную сферу, диктуя обитателям дома свои законы и правила. Гигантские залы средневековых феодальных замков, в которых вповалку могла размещаться челядь, теперь преобразились в изящные приемные городских резиденций. Хозяин дома отныне украшает не только помещения для пышных балов, но и свое «рабочее место». Владельцы банков и торговых домов соперничают в изысканности вкусов с герцогами и принцами.
Дворец или городской дом эпохи Возрождения состоял из парадных, жилых и хозяйственных помещений. Парадная часть здания включала в себя приемные, столовые, кабинеты и залы для танцев. "На празднике обычном Капулетти" полы покрывались тростником, ковры же использовались в качестве драпировок и настенных украшений. Встоловых обязательно присутствовали поставцы- шкафы с фамильным серебром, фаянсом, а то и фарфором, бывшим тогда большой редкостью. Впрочем, в отличие от жилых покоев, представительская зона меблировалась скудно. Основным предметом здесь была скамья во всех ее разновидностях.
Как правило, хозяин дома имел два кабинета- обычный и парадный. Повседневный находился возле спальни и не отличался ни роскошью убранства, ни большими размерами, в то время как парадный располагался этажом ниже, рядом с гостиными и столовыми, и служил своего рода приемной для официальных визитеров. Ккабинетам могли примыкать библиотеки, мода на которые распространилась в этот период не только в среде знати. Обстановка парадного кабинета включала в себя, главным образом, массивные столы. Предназначались они не столько для работы, сколько для демонстрации редких и дорогих вещиц, привезенных из экзотических стран. Покрывались столы тяжелыми ковровыми скатертями и парчовыми тканями. Рядом располагались широкие скамьи без спинок, «смягченные» восточными подушками и коврами.
Вообще, восточные мотивы все чаще встречаются в убранстве европейских домов. Интерьер позднего Возрождения уже знает такой любимый нами предмет, как диван, позаимствованный у арабского Востока. Правда, это еще "протодиван", но уже с подушками и мягким сиденьем. Что ж, триста лет спустя его потомок завоюет уже все без исключения гостиные и кабинеты- от самых роскошных до самых скромных, и Пушкин произнесет бессмертное: "Иэта выдумка диванов по чести месть нам от султанов!»
Располагавшиеся на верхних этажах приватные комнаты отличались меньшими размерами, но более разнообразной меблировкой. Вповседневном кабинете непременно находился массивный шкаф-архив, предок современных сейфов. Появляются также шкаф-кабинет, шкаф-бюро, стол-бюро, конторка для письма. Мебель, предназначенная для работы, становится гораздо удобней, чем средневековая.
В целом же мебельные формы еще очень архаичны и больше напоминают фасады архитектурных сооружений. Вукрашении различных предметов встречаются колонны, карнизы и даже фронтоны! Можно вспомнить так называемый франкфуртский шкаф, в который могла бы поместиться современная малогабаритная квартира. При этом надо отметить, что мебель "встает на ноги", вытягивается вверх. Так, на смену низким "всепоглощающим" сундукам пришел Его Величество Шкаф- платяной, книжный, посудный. Пришел, чтобы уже не уйти никогда. Впрочем, сундуку все еще отводится в доме почетное место, особенно свадебному, который составляет особую гордость семьи. Он может быть расписан сценками на сюжеты из Евангелия или из мифологии. Предшественницей и дивана, и комода была длинная скамья- кессоне, тоже разновидность сундука, но со спинкой и ручками.
Практикум
Приступая к воссозданию стилевых признаков ренессанса, помните, что по своей природе это стиль не декоративный, а конструктивный. То есть его создают архитектурная конструкция, планировка, объем и пропорции, а не форма, орнамент и цвет.
Реконструкция
Если вы решились на реконструкцию помещений, готовьтесь вместе с дизайнером "поверить алгеброй гармонию". На рисунке архитектора Браманте отлично видно, как высчитывались пропорции ренессансного здания. Сделайте чертеж и экспликацию вашей квартиры в целом и каждой комнаты в отдельности, чтобы можно было просчитать и увидеть пропорции каждого помещения "alaБраманте». При этом постарайтесь придать своему жилищу простые, ясные черты. По возможности все формы и объемы должны стремиться к квадрату и кругу. Неудивительно, что для достижения этой цели вам придется лишиться большей части перегородок. Если они не функциональны, их можно заменить колоннами.
Итак, пропорции квадратные, соотношение высоты и ширины помещения- один к двум. Это если вы не намерены возвести над своим жилищем купол. Если же возможность и желание создать подкупольное пространство имеются, высота становится равной ширине.
Следующий важный элемент интерьера- колонны. Их размеры вам предстоит определять, исходя из площади комнаты. Имейте в виду, что архитекторы Возрождения часто использовали колоннаду второго яруса, опоясывающую зал по периметру. Для ренессансного палаццо не редкостью были и двусветные залы, где маленькие колонны второго яруса выделяли верхний ряд окон. Ксожалению, для современной городской квартиры такой размах маловероятен. Нам будет достаточно декоративных колонн из искусственных или натуральных материалов. Колонна или полуколонна дает блестящую возможность организовать нужные пропорции минимальными средствами. Заменить верхний ярус колоннады вполне могут антресоли или декоративный орнамент (если позволяет высота комнаты).
Что говорить, ренессансная стилизация больше к лицу загородной резиденции, чем городской квартире. Неповторимый образ романтического палаццо или виллы будит воображение и напоминает "горячую ночь Венеции, призрачный дождь над Миланом. Вэтом дожде желанном кудри купает Лукреция...» Недаром палладианский стиль в загородном частном строительстве переживает сейчас очередной взлет.
Декор помещений
При серьезном оформлении квартиры советуем обратить особое внимание на отделочные материалы. Для наружной отделки мастера Возрождения применяли выразительный рустованный кирпич. Сего помощью стена приобретала мужественный, брутальный вид. Внутренняя отделка отличалась бoльшим изяществом. Но поскольку мы решили эксплуатировать самые типичные и самые яркие приемы стиля, то рустовку (точнее- ее имитации) можно применить и в интерьере. Конечно, с особой деликатностью и чувством меры. Здесь подойдет искусственный камень в стиле "рустик", "средневековый замок", "феодальное поместье" или "сколотая грань". Цвет, размер, фактура- на ваше усмотрение. Имитации грубой рустованной поверхности уместны в основном в представительских зонах (вхолле, гостиной). Не забывайте, что эта отделка из тех, которые "много на себя берут"- она очень энергична и выразительна, и если ею злоупотребить, впоследствии интерьер будет слишком «давить».
Оформление помещений Ренессанса отличалось яркими красками и обилием росписей. Мода на иллюзорные картины распространялась не только на парадные, но и на жилые комнаты. Потолки, плафоны, люнеты украшались мифологическими сценками или сюжетами из жизни хозяев дома. Расписанные стены и потолок словно раздвигали пространство залов, меняли их пропорции. Отважные эксперименты над своим жилищем могут подвигнуть вас и на такой радикальный шаг, как украшение спальни или гостиной фресками. Ручаемся, что в излишней скромности вас не обвинят, равно как и в стандартности мышления. Так незаметно мы приблизились к декоративно-живописной стадии оформления интерьера. Учтите, что стиль ренессанс отдает предпочтение чистым, свежим тонам с несколькими акцентами открытых цветов.
Третья стадия оформления- стилевой акцент. Надо иметь в виду, что для ренессанса он дается труднее, чем для имитации других стилей, поскольку в данном случае предпочтительнее работать с объемами, пропорциями, освещением, отделкой. Ивсе же сыграть роль стилевого акцента может и разумно выбранный предмет мебели.
Русско-дизайнерский разговорник
Возрождение (Ренессанс)- эпоха в истории европейской культуры XIII-XVI вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Первым ее признаком, по мнению современников, был "расцвет искусств" после долгих веков средневекового "упадка". Расцвет этот "возродил" художественную античную мудрость- именно в таком смысле впервые употребляется итальянское слово rinascita (откоторого происходит французское Renaissance и все его европейские аналоги). Искусство становится
в равной мере и лабораторией, и храмом, где научное познание постоянно пересекается с богопознанием.
«Чувство прекрасного», такое привычное для нас, сформулировано именно во времена Возрождения. Конечно, оформление жилищ было менее интересно лучшим умам эпохи, чем искусство или архитектура,
но и оно испытало потрясения новизны. Убранство домов обогатилось новыми формами мебели, например поставцами для посуды, шкафами-архивами и секретерами.
Периодизация. Долгое время точкой отсчета для периодизации служили этапы развития искусства Италии- родины Ренессанса. Специально выделяют: вводный период, он же Проторенессанс или "эпоха
Данте и Джотто" (ок. 1260-1320 гг.), частично совпадающий с ним период дученто (XIIIв.), затем треченто (XIVв.), кватроченто (XVв.) и чинквеченто (XVIв.). Эти изящные названия можно заменить чуть более официальными и общими: раннее Возрождение (XIV-XV вв.), Высокое и позднее.
Перспектива (фр. perspective от лат. perspicio- ясно вижу)- искусство изображать
на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения.
Пропорция (лат. proportio)- соразмерность, определенное соотношение частей
между собой.
Креденца- сундук или невысокий шкаф, распространенный в Италии
в эпоху Возрождения. Покрывался резьбой и росписью.
Кессоне- длинная скамья, сундук.
Люнет, люнетта (фр. lunette- лунка)- арочный проем в своде
или стене, ограниченный снизу горизонталью. Всквозных люнетах помещаются окна, глухие украшаются росписью и скульптурой.
Плафон (отфр. plafond)- расписной или лепной потолок;
произведение монументально-декоративной живописи, украшающее перекрытие помещения.
Франкфуртский шкаф- предмет мебели, который первоначально (приблизительно в XIVв.) производился во Франкфурте-на-Майне. Такие шкафы отличались массивностью, обилием декора, архитектурными мотивами. Вертикальные дверцы и нижние ящики делали их очень удобными для хранения большого количества вещей.
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!