Квадратных метров не хватает почти всегда. Стремление получить более просторную квартиру так же неистребимо в людях, как желание иметь более мощный процессор
в компьютере или более толстый бумажник в кармане. Но ведь эти самые квадратные метры недешевы при приобретении и становятся еще дороже в эксплуатации!
А если ими нерационально распорядиться, то их все равно будет мало...
Квартира в Северном Бутове, превратившаяся из однокомнатной в трехкомнатную,- пример иного подхода к делу. Она дала редакции повод для разговора с архитектором Игорем Шашковым и дизайнером Вероникой Шашковой о том, как организовать комфортное жилье на довольно ограниченной (посовременным меркам) площади.
В шестидесятыегоды, когда началось массовое жилищное строительство, тема переезда на новую квартиру была одной из самых ходовых в кинематографе. Вфильме "Взрослые дети" молодой человек (кстати, архитектор по профессии) критикует квартиру в только что построенном доме за отсутствие подсобных помещений. На это представитель старшего поколения резонно возражает: "Ястолько ждал этой квартиры, а ему шпингалеты не нравятся...» Увы, еще долго людям предстояло есть и носить то, что удалось достать, а жить в тех квартирах, которые выделило государство. Но вот, спустя десятилетия, изменилась ситуация, появился рынок жилья. Среди прочих возможностей, предоставляемых нынешней реальностью, есть и такая: переустроить существующую квартиру под требования конкретной семьи. Для этого надо всего лишь поставить архитектору задачу.
"Обращаться к архитектору надо в любом случае, независимо от того, много у вас денег или мало. Он поможет правильно освоить пространство. Если на востребованного мастера не хватит средств, можно пригласить студента, который за $700-800 выполнит эскиз или дизайн-проект. Это уже не дилетант, он знает какие-то очевидные вещи, избежит откровенных промахов. На Западе ведь тоже авторский ремонт составляет процентов5 от всего рынка. Но там другая ситуация- там профессиональный уровень подрядных организаций очень высок. Ихотя индивидуальный дизайн дорог, адаптация существующих проектов проходит на уровне наших авторских, это вполне в состоянии выполнить строители. Унас такого пока еще нет, но дело уже пошло. Можно было бы бросить клич, собрать начинающие, не избалованные заказами фирмы и «начинающих» владельцев квартир, которые к архитектору никогда не обращались. Вот вы, господа, думаете, что это стоит бешеных денег, а тут за символическую плату люди могли бы вам помочь!»
Эволюция требований к жилью идет непрерывно, представления о комфорте меняются. Когда-то отдельная квартира была для молодой семьи предметом мечтаний. Ей радовались в любом случае, порой не обращая внимания на отсутствие лифта, шестиметровую кухню и совмещенный санузел с сидячей ванной. Что уж говорить о современных сорокаметровых "однушках" с большой лоджией и десятиметровой кухней, казавшихся идеалом! Но вот уже и это типовое жилье перестало рассматриваться как лучший вариант. Тем более что однокомнатная квартира функционально не подходит для семьи с ребенком. Ясно, что малышу нужно свое собственное автономное пространство. Ясно, что взрослые должны иметь возможность, не мешая ему, смотреть телевизор, принимать гостей или заниматься какими-то другими делами. Ясно, наконец, что гостиная и спальня- настолько разные по назначению помещения, что их необходимо дифференцировать. Убогий "универсализм" советских времен, при котором гостиной (даиспальни) как таковой нет, а гости чаще всего принимаются на кухне, до сих пор остается нормой жизни для миллионов семей. Но ведь когда-то надо начинать жить по-другому!
"Лет 7 назад 95% ремонтов с реконструкцией приходились на вторичный жилой фонд, который требовалось серьезно перекраивать под современные требования. Строящиеся сейчас дома совсем другие. Качество планировочных и конструктивных решений на порядок выше. Теперь уже идет нормальная адаптация квартир к тому, что нужно для жизни.
Интерьер всегда будет делиться на архитектурный и декоративный. На самом деле любителей интерьера, созданного архитектурными методами, гораздо меньше, чем декорированного. Можно посмотреть и на западные рынки. Среди уникальных домов стоимостью от полутора миллионов и выше- 80% все равно декоративным способом решены. То есть простые, стандартные помещения и очень интересные картины, мебель.
Но ничего архитектурного, кроме, может быть, двусветной гостиной, там нет. Нет изюминки. Вот тенденция.
А вот если открыть Salon или "Идеи вашего дома" еще пятилетней давности, там 90% интерьеров- архитектурные... Мы всегда были зажаты- стандартами, нормативами. Отсюда желание перевернуть мир, создать какое-то необычное пространство. Бывало, нарисуешь ровный потолок- говорят: чего так просто? вот у друзей наших- круглый потолок! Асейчас наши заказчики этим переболели. Иквартиры становятся все спокойней и спокойней. Потихоньку процент архитектуры в интерьере снижается. Но не стоит беспокоиться. Архитектурный подход к жилому интерьеру никогда не лишится своих сторонников, как в рядах профессионалов, так и среди заказчиков».
Эта квартира на первом этаже современного жилого комплекса тоже задумывалась как однокомнатная. Но ситуация сложилась по-иному. Пожилой человек, который должен был здесь жить, не решился переехать за Кольцевую автодорогу. Поэтому обитать здесь выпало семье из трех человек- родителям с дочкой. Свежий воздух, природа, есть где погулять с ребенком,- вобщем, место нареканий не вызывало. Но одна комната... Аесли устроить большее количество помещений, не будут ли это клетушки, пугающие склонных к клаустрофобии? Дать ответ на эти вопросы мог только архитектор.
"Есть целая литература, посвященная небольшим пространствам,- "Small space". Чем меньше площадь, тем нужнее участие архитектора в ее структурировании. Вбольшие помпезные пространства в принципе можно приглашать декоратора. Он все укомплектует, даст советы по шторам, по мебели и с какой-то архитектурной концепцией создаст интерьер. Авот в маленьких квартирах без архитектора не обойтись. Там должен эффективно использоваться каждый квадратный метр, ведь цена этого самого метра относительно общей площади гораздо выше. Вбольшой квартире имеет смысл сделать холл 20метров, который, возможно, и не нужен такой,- но он масштаб создает, пропорцию. Аздесь- какой там холл, на кухню бы квадратных метров выкроить. Поэтому начинается комбинаторика, "мелкий бисер",- такое лишь профессионал-архитектор может вытянуть».
Удивительно, но факт: на имеющейся площади разместились спальня, детская, гостиная и кухня. Причем у гостей возникает полное ощущение, что все помещения достаточно просторны. Конечно, в значительной мере это иллюзия, рожденная мастерством архитекторов. Однако создать нужное психологическое ощущение от пространства было задачей не самой сложной. Сложнее оказалось сделать все помещения функциональными и удобными. Для однокомнатной квартиры площадь здесь более чем достаточная, а вот для трехкомнатной... Остро встала и проблема естественного освещения,- понятно, что два окна на три комнаты и кухню никак не делились. Были варианты, оставлявшие без окна гостиную. Предлагалась также анфилада комнат с «парадной спальней», отделенной от остальных помещений лишь занавеской. Но эта идея показалась заказчикам излишне революционной...
Одинокая луна
Где только не оказываются волей архитекторов светильники! Обычные потолок, стены, пол уже не удовлетворяют ищущую приложения творческую мысль. Вэтой квартире мы с удивлением обнаружили светильник, встроенный под перемычку между детской и утепленной лоджией, превращенной в маленький кабинетик. Казалось бы, зачем освещать переход отодной зоны со своим освещением в другую, где тоже есть свой источник света? Но, оказывается, эта круглая, как луна, лампа служит сразу нескольким гуманным целям. Со стороны письменного стола в потолочной конструкции прорезано полукруглое отверстие, создающее более или менее рассеянное освещение, дабы глаза не уставали от яркости настольной лампы. Со стороны спальни «луна» закрыта и свет подает только вниз, работая уже как ночник. Все эти криволинейные отверстия в столь малой форме потребовали от рабочих, выполнивших для лампы обрамление из гипсокартона, почти виртуозного мастерства.
"Это была довольно сложная работа. Количество окон ограничено, так что кто-то должен был остаться без окна. Но явно не ребенок, не детская,- это было сразу оговорено. Световой фронт очень маленький. Это вообще проблема всей современной архитектуры- когда от центрального лифта разбегаются квадратно-гнездовые квартиры. По метражу все вроде бы в порядке, но световой фронт вынесен только на внешний периметр. Иполучается, что все помещения около входа в квартиру- исключительно подсобные, проходные, второстепенные. Аздесь к тому же первый этаж, окна на север и дом напротив достаточно близко расположен...»
В итоге в "некомфортной" зоне разместились прихожая, коридор, ванная, туалет и спальня- естественное освещение в них отсутствует. Спальня без окна... Апочему бы, собственно, и нет? Ведь нас давно уже будят не первые лучи восходящего солнца, а банальный будильник. Да и много ли света проникает в квартиру с улицы- особенно зимой, когда и утром и вечером сплошные сумерки. Проблему вентиляции спального помещения архитекторы решили. Стало быть, функционально окно здесь не очень-то даже и нужно.
Апсихологически? Надо сказать, что при утверждении проекта перепланировки окно между спальней и детской предусматривалось, но впоследствии от него решили отказаться. Архитекторы позаботились о том, чтобы отсутствие "света в окошке" вспоминалось как можно реже. Текстильные обои, мягкий ворс коврового покрытия, "домашние" абажуры настольных ламп- все это создает гипнотическую атмосферу уюта.
Соседнее пространство, объединяющее кухню и гостиную, частным и камерным уже никак не кажется. Присев на диван у окна, гости видят перед собой довольно внушительное помещение, служащее композиционным ядром большой квартиры...
Стоп-стоп! Откуда взялась большая квартира? Аэто архитекторы играют с нами в психологическую игру, мастерски используя свойство человеческого воображения "достраивать" то, чего не видно. Вот коридор, который хитро изгибается, словно скрываясь в бесконечности,- завершения его мы не видим, и кажется, что там дальше еще столько всего! Иведь минуту назад мы были в крохотной прихожей, в которую этот коридор упирается, но верить почему-то хочется не свежим воспоминаниям, а воображению. Даже пересев к барной стойке и увидев прихожую, мы имеем возможность обманываться,- зеркало скрадывает ее границы, и она уже совсем не кажется такой маленькой...
Игра с перспективой- это понятно. Но сама гостиная- она как на ладони, мы в ней находимся, можем измерить ее шагами и понять, что не так уж она велика. Как же создается иллюзия обратного? Здесь-то и работает «мелкий бисер», над которым пришлось потрудиться создателям этого интерьера.
"Всякое открытое пространство производит впечатление меньшего, а сложное- большего по объему. Длину кухни и гостиной нужно было как-то усложнить, разбить. Тут нет ни одной ровной поверхности. Круг на полу, он же повторяется на потолке. Светлые стены непростой формы. Одну стену занимает довольно интенсивная по цвету кухня. Когда все помещение ровно выкрашено, это плохо, здесь же есть контраст, который тоже разбивает пространство. Важна и мебель,- чем меньше помещение, тем мельче должен быть ее масштаб. Вгостиной, например, есть пара шкафов-консолек с рельефными накладками. Эти предметы смотрятся пропорционально, но на самом деле они очень маленькие. Ив результате появляется ощущение, что в помещении всего много, хотя в нем только 16метров. Укухонной мебели тоже уменьшенный масштаб, а ее фасады оформлены сеткой из квадратов, которая членит большую поверхность».
Итак, полочки и другие мелкие формы "играют роль" многочисленных предметов мебели. Вто же время "настоящей" корпусной мебели, загромождающей пространство, здесь вообще нет. Никаких отдельных шкафов для хранения вещей, кроме одного кухонного, который практически сливается со стеной. Все вещи прекрасно убираются в два объемных встроенных шкафа (вкоридоре и в спальне). Ав детской есть сделанная на заказ конструкция, которой и название-то не придумано, настолько она оригинальна. Кровать-"чердак", на которую девочка поднимается по лестнице, скрывает на "первом этаже" тумбочку с ящиками на колесиках и стеллаж-вешалку вроде тех, что встречаются в магазинах одежды. Все это прикрыто шторкой и при необходимости выезжает- можно выбрать нужные вещи, а потом задвинуть тумбочку и стеллаж обратно. Вот так и экономятся драгоценные квадратные метры.
"В нашей стране долгое время относились к встроенной и сделанной на заказ мебели с предубеждением. Ипонятно почему. Не было материалов, технологий, качества,- то, что у нас называлось встроенной мебелью, было просто отвратительным. Аведь на Западе встроенная мебель популярна. Там, если в пентхаусе появляются какие-то стандартные предметы обстановки, это моветон. Считается, что все должно быть изготовлено индивидуально для каждой квартиры. Теперь и у российских заказчиков интерес к мебели по авторским эскизам растет- за последние 2-3года количество такой мебели, и в том числе встроенной, резко увеличилось. Продвигать отечественные фирмы, которые способны адекватно реализовать замысел архитектора, рассказывать оних- задача как раз таких журналов, как «Идеи вашего дома».
Сделанная по эскизам архитекторов мебель- один из главных козырей этой квартиры. Например, столик у стены гостиной- своеобразный трехфункциональный трансформер. Обычно он стоит как консоль, на которой есть место только для телефона. Если открыть одно крыло, получится рабочий стол, на котором уже уместится даже компьютер. Аесли задействовать и второе крыло, получится полноценный обеденный стол. Унего необычная форма- в разложенном виде он напоминает ромб с заваленными углами. Все это не случайно- стол повторяет конфигурацию дивана.
"Я думаю, стоит поднять вопрос о борьбе со стихийным остеклением зданий. Можно прекратить проектировать балконы, пусть будут только лоджии. Мы уже видим это на некоторых домах. Но остается проблема с существующими зданиями. Некоторые компании вообще запрещают застекление балконов и вынос сплит-систем на фасад,- это прямо в договоре купли-продажи написано. Так поступают в "ДОНСТРОЕ"
и в "ТЕСКО". Наши строители думали это обойти, но- не получилось. Заставили переделывать. Есть более сложный вариант: унифицировать эти работы, объявить, что их могут выполнять только 2-3 лицензированные компании. Если хочешь остеклить балкон- нет проблем, только остекляй каким-то определенным, утвержденным профилем. Или уж лучше строить дома с готовым остеклением. Атак- приятная
в архитектурном плане Москва становится Шанхаем каким-то, ужасно выглядит!»
У противоположных стен гостиной, по бокам дивана, расположились две низенькие тумбочки сложной формы. Но если их соединить, края идеально совпадут, и получится журнальный столик. Иэто еще не все. Можно поднять крышки тумбочек, и тогда перед нами окажется столик для чаепитий.
Единственный готовый предмет мебели в гостиной- диван. Но он тщательно выбирался, и в итоге был найден оптимально подходящий для этой квартиры, сочетающий в себе трудно соединимые в одной вещи качества- представительность и удобство.
"RolfBenz222- сейчас очень популярный диван. Главным образом благодаря своей трансформируемости и большому количеству предлагаемых обивок. Нас он привлек тем, что на нем очень приятно поваляться. Хозяева квартиры как раз и хотели, чтобы диван был удобным, чтобы на нем приятно было разлечься. Обычная проблема диванов, на которых можно разлечься, в том, что они выглядят как неубранная постель. Ана салонном диване, который выглядит красиво, удобно только сидеть. Здесь же более или менее сочетается и то и другое».
Рассказывая о своей работе над этой квартирой, Вероника Шашкова постоянно употребляла слово "компромисс", имея в виду изначально сложные условия, с которыми приходилось считаться. Но компромисс в данном случае не означает выбор наименьшего из возможных зол. Разумный компромисс, допущенный в этой квартире,- это выбор решения, может быть, и неидеального, но оптимального.
Вот вам и рецепт комфорта для небольшой квартиры: грамотные и оригинальные архитектурные решения, способные компенсировать недостатки исходной ситуации и дать людям такое жилье, в котором они мечтают жить.
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!