Пышная чувственность барокко

Характерные особенности, присущие стилю барокко. Декоративные возможности, приемлемые для современной жизни.

Пышная чувственность бароккоХарактерная планировочная композиция- анфилада дворцовых залов. Дверной проем увенчан живописным тондо Пышная чувственность барокко FOTObank / E.W.A.
Пышная чувственность барокко FOTObank / E.W.A.
Вверху и внизу- две гостиные, пример декоративного решения барочного пространства. Впростенках- огромные зеркала в резных золоченых рамах. Вцветовом решении использовано царственное и одновременно чувственное сочетание красного с золотом Пышная чувственность барокко FOTObank / E.W.A.
Дворец Бленхейм (Англия). Расположен среди регулярного парка во французском вкусе. Симметрия композиции дворца и примыкающих к нему флигелей отвечает представлениям о гармонии барокко Пышная чувственность барокко FOTObank / E.W.A.
Библиотека. Потолок украшен живописью, имитирующей растительные формы и орнаменты. Помещение выдержано в теплой золотистой гамме Пышная чувственность барокко FOTObank / E.W.A.
Кабинет в стиле шинуазри. Вмебельном декоре применяются черные и красные китайские лаки в сочетании с позолотой Пышная чувственность барокко FOTObank / E.W.A.
Еще одна версия барокко в современности. Гостиная зрительно увеличена с помощью зеркала и живописного панно с изображением архитектурного пейзажа в простенке Пышная чувственность бароккоСпальня. Витые колонны поддерживают балдахин кровати, шкаф-бюро украшен интарсиями ценных пород дерева. Мотив движения, такой важный для барокко, поддержан ритмами колонн и драпировок Пышная чувственность барокко FOTObank / E.W.A.
Небольшая современная гостиная, в которую органично вписались стилевые акценты- барочный комод и уютное кресло Пышная чувственность бароккоХарактерное пристенное украшение- стол-консоль с мраморной столешницей Пышная чувственность барокко FOTObank / E.W.A.
Современная гостиная с элементами барочного декора: на потолке лепнина, бра воспроизводят формы жирандолей, в очертаниях мебели использованы волнообразные линии барокко

''С милым рай и во дворце! Дайте мне мой шалаш
с мраморной колоннадой до горизонта. Дайте мне мою
пастушку, но, если возможно, сделайте ее герцогиней!''

Виктор Гюго ''Отверженные''

Сегодня нам предстоит выбрать что-нибудь приемлемое для современной жизни из богатого наследия стиля барокко. Впервую очередь определимся с его приметами и приемами, чтобы "взять на корабль современности" самое эффектное, очевидное и яркое. Вто же время не забудем и об относительной простоте исполнения. Вотличие от ЛюдовикаXIV, мы не ставим перед собой задачу создать интерьер на века, чтобы каждое кресло повторяло вслед за владельцем: "Государство- это я!"
Итак, barocco (итал. причудливый, странный)- пожалуй, самый эмоциональный среди стилей. Вего интерьерах преобладали сложные планировки, сдвоенные и витые колонны, мотив овала

Декоративные свойства стиля

Мы помним, что существуют два подхода к организации пространства, как внешнего, так и внутреннего,- конструктивный и декоративный. Барокко был исключительно декоративным стилем. Более того, все конструкции здания непременно маскировались эффектным оформлением интерьеров. Вместе с тем барокко- самый пластичный стиль, выводящий на первый план пышные завитки и сложные орнаменты, текучие формы мебели и живописность в отделке помещений.

Пространство стиля

Пространственные построения стиля барокко отличаются живостью, постоянным развитием. Классическая ясность, статичность теперь уступают место энергичной динамике. Здание словно вырастает из городской среды, поражая своими выразительными внешними формами. Интерьер непременно начинается лестницей, сразу задающей тон остальному внутреннему пространству. Эффектная анфилада дисциплинирует дальнейшее движение, заставляя его развиваться каскадом. Вот эта каскадность пространства особенно привлекательна и одновременно сложна при воспроизведении черт стиля барокко.

Каким бы энергичным ни было начало, развивающееся пространство все равно стремится к высшей эмоциональной точке- тронному залу или парадной галерее. Движение может быть бурным, мощным в парадных помещениях и затейливым, мелким в интимных покоях. Для динамичности в барочных интерьерах применяли смены ракурсов и разного рода оптические эффекты. Например, зал зрительно увеличивали при помощи зеркал, особым образом расположенных на стенах и даже потолке. Существовала целая система оптических обманок, имитирующих объем, открытое пространство, создающих ложную перспективу. Динамику пространства подчеркивали также тяжелые формы барочной мебели, живописный и лепной декор.

Биография стиля

Одним из законодателей вкуса эпохи барокко был итальянский архитектор, скульптор и художник XVIIвека Джованни Бернини. Вего произведениях был создан уникальный синтез архитектуры и скульптуры. Работая и как живописец, и как график, Бернини оставил замечательные по экспрессии изображения собственного лица, а также целый ряд остроумных шаржей, сделавшись одним из основоположников искусства карикатуры.

Любимец Ватикана и Папы Римского, Бернини получал самые ответственные церковные заказы. В1624-1633годах он возвел над главным алтарем собора Святого Петра величественный и динамичный в своей живописности бронзовый балдахин. Основу конструкции составляют спиралевидно изгибающиеся колонны, создающие эффект непрерывного роста. В1629году Бернини был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Более, чем кто-либо иной, маэстро способствовал формированию новых барочных черт в архитектуре Вечного города. Причем появляющиеся ансамбли отнюдь не подавляли человека, а, напротив, возвышали его, усиливая праздничную авантюрность облика Рима.

По проектам и эскизам Бернини построены пышные фонтаны с выразительными фигурами, олицетворяющими природные стихии. Это "Фонтан Тритона" (на площади Барберини, 1640) и "Фонтан Четырех рек" (на площади Навона, 1647-1652). Кроме того, в 1656-1665 годах была оформлена площадь перед собором Святого Петра, закрепившая его значение как главного храма католического мира. Грандиозная, в плане овальная колоннада, по словам самого Бернини, "заключает здание в объятия". Позднее возводится церковь Сант Андреа альКвиринале (1658), увлекающая зрителя мощным ритмом своих форм, и создается "Королевская лестница" в Ватикане (1663-1666). Благодаря хитроумному перспективному трюку, спускающийся сверху человек выглядит гораздо более высоким, чем на самом деле. Приглашенный в Париж, к королевскому двору, Бернини выполнил в 1665году монументальные проекты нового фасада Лувра, а в 1671-1677 - проект конного памятника ЛюдовикуXIV.

Русское барокко имеет собственную историю, чуть более скромную, чем европейская. ВМоскве хорошо сохранились Меншикова башня и здания нарышкинского барокко, в Петербурге интересным явлением стало елизаветинское барокко. Самым ярким архитектором XVIIIвека, работавшим в этом стиле, был, конечно, Варфоломей (Бартоломео) Растрелли. ВРоссии барочные здания и, особенно, интерьеры буквально наперечет: Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском Селе, немногочисленные ранние дворцы Петербурга. ВМоскве это интерьеры Большого Кремлевского дворца: спальня и гостиная императрицы, парадная гостиная, кабинет императора, парадная диванная. Во всем государстве Российском пышным дворцовым стилем могут похвастаться только обе столицы.

Практикум

А теперь выберем основные стилевые детали барокко, которыми вы сможете воспользоваться при создании своего интерьера. Для начала определите в пространстве стабильные и подвижные элементы. Исходя из того, что будет постоянным и незыблемым- перегородки или стены, дверные или оконные проемы, рисунок пола или фонтан в центре комнаты,- назначаете интерьерные приоритеты.

Шаг первый. Выясните возможности вашего дома или квартиры. Учтите, массивные и энергичные формы барокко трудно "втиснуть" в 40м2. Апоскольку барочный интерьер органически связан с архитектурой, ваша задача- соединить внешний вид и «начинку» здания.

Шаг второй. Создайте эскиз и план. Для этого необходимо сделать примерный расчет пространства в целом и каждой комнаты в отдельности. Иначе не удастся соотнести пропорции каждого из барочных элементов, на которых вы остановите свой выбор, с реальным объемом. Сделайте несколько эскизов, каждый из них посвятив одному стилевому приему или акценту.

Шаг третий. На очереди композиция и планировка жилища. Первые эскизы будут касаться планировочного решения. По возможности создайте анфиладу. Если такой возможности нет, попробуйте подойти к проблеме творчески, имитируя барочное пространство, «закручивая» его относительно композиционного центра. Здесь уместны перепады уровней, разновысокие потолки, витые лестницы и тому подобные изыски. Часть эскизов посвятите собственно архитектурным элементам, будь то витая колонна или пилон.

Шаг четвертый. Следующий эскиз пусть послужит декоративности вашего интерьера. Скажем, выполните эскиз комнат с лепниной, а затем, последовательно обогащая декор, добавьте живописный орнамент.

Теперь можно остановиться и оглядеть воображаемый (пока) интерьер. На этом этапе вам предстоит сделать окончательный выбор между тотальной реконструкцией жилища и менее радикальным стилевым акцентом.

Планировка и композиция

Предположим, вы предпочли кардинальное решение- создание планировочной композиции и применение архитектурных деталей барокко. Здесь мы не очень погрешим против традиции русского дворцового барокко, если сохраним коридор. Квартира делится на парадную и частную половины, а коридор служит своего рода галереей. Уместны арки, колонны (сдвоенные или витые), многочисленные зеркала.

Парадная группа помещений включает гостиную, столовую, салон, возможно, кабинет. Обдумывая планировку гостиной и столовой, помните, что их практичное совмещение с кухней или друг с другом в барочном интерьере неприемлемо. Если вы можете себе позволить отдельную столовую, не пренебрегайте этим. Иповсеместно поддерживайте дух роскоши и изобилия.

Парадные помещения традиционно располагаются ближе к входу. Их можно разместить по обе стороны коридора-галереи, тем самым создавая или имитируя барочные двусветные залы. При оформлении гостиной смело используйте весь декоративный арсенал стиля: лепные потолки, консоли, плафоны, люнеты и особенно зеркала. Зеркалам в декоре дворцового стиля можно посвятить целую поэму. Располагаясь в нишах, над консолями и каминами, и на потолке, они дробят пространство, увеличивают его или образуют необычные ракурсы. Никакой другой стиль не использовал зеркало так поэтично и так творчески. Поэтому постарайтесь в полной мере продемонстрировать иллюзионистские возможности зеркал в вашем интерьере.

Пропорция и объем

При воспроизведении пропорций и объемов стиля все делайте чуть-чуть. Чуть-чуть утяжелите колонны или, напротив, используйте преувеличенно витые и дробные формы. Чуть-чуть больше, чем нужно с точки зрения скромности, включите позолоты в отделку стен и мебели. Чуть-чуть пышнее пусть получится драпировка... Зрительного изменения объемов и пропорций можно добиться за счет живописного декора и поправки в соотношении высоты и ширины колонн.

Пластические решения

В пластическом оформлении стены хорошо использовать чуть выступающие полуколонны прямоугольной или полукруглой формы с позолоченными капителями. Плоскость стены, кроме зеркал, живописных вставок или вердюр, декорируется рельефными профилями. Эти приемы создают динамичную пластическую поверхность и превращают инертную плоскость в нарядный «задник».

Фактуры

От пластических преобразований переходим к материалам. Самым роскошным и благородным из них будет, очевидно, мрамор. Сегодня выбор декоративных отделочных мраморов чрезвычайно широк. Живая, с прожилками и мягкими рефлексами, фактура этого материала обладает подлинно дворцовой элегантностью. Из мрамора можно выполнить не только колонны или каминную облицовку, но и столешницы. Их холодноватому блеску будет противопоставлен теплый свет обильной позолоты. Чуть приглушить это барочное сияние вы можете настенными вердюрами или шпалерами с пасторальными и мифологическими сценками. Их мягкая, поглощающая свет фактура создаст атмосферу доверительной интимности. Вкамерных помещениях- спальне, детской, кабинете- можно использовать все виды бархатных драпировок. Впарадных комнатах предпочтительнее поддержать общий блеск и предпочесть ткани с гладкой поверхностью- шелк, атлас, парчу. Иникакой кожи!

Декоративные возможности стиля

Вы вправе сделать доминантой интерьера конструктивный элемент, использовав его как декоративный. Это может быть арка, колонна или пилястра. Для современной имитации разумно выбрать мотив золоченой консоли и ритмически обыграть его в интерьере, не прибегая к радикальным пространственным преобразованиям. Вкачестве декоративных элементов, активно формирующих образ дворцового интерьера, незаменимы зеркала.

Завершающая стадия работы потребует от вас минимальных усилий и ограничится включением в интерьер стилевого акцента. Для создания дворцовой атмосферы барокко будет достаточно одного предмета, лучше всего мебели. Стилизованная под старину кровать с балдахином, антикварное бюро или дамский столик для рукоделия из экзотического дерева сделает вашу спальню или гостиную филиалом покоев ЛюдовикаXIV или Екатерины Великой.

Каждый большой стиль требует, чтобы реальная жизнь соответствовала его формам. Проще говоря, стиль- это образ жизни, воплотившийся в искусстве. Барокко воспевает обаяние власти, вечную мечту о царственности. Этот стиль всегда будет манить недостижимостью сказочной роскоши. Возможно, поэтому он вновь и вновь возвращается к нам под разными названиями- необарокко, дворцового стиля и т.д. Если бы можно было присвоить каждому большому стилю свой герб, для барокко это, без сомнения, был бы рог изобилия.

Русско-дизайнерский разговорник

Анфилада (фр. enfilade)- ряд примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены по одной оси, что создает сквозную перспективу (например, во дворцах барокко).

Балясина- столбик перил, ограды.

Вердюра- настенный ковер с растительными мотивами, пейзажем, геральдикой, но не с фигурами. Восновном вердюры были популярны в XVIIв.

Волюта (итал. voluta, букв. завиток)- орнамент, скульптурное украшение в виде завитка, спирали с «глазком» в центре. Архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон. Составная часть ордерных капителей.

Жирандоль- фигурный подсвечник для нескольких свечей. Ставится на стол или крепится к стене. Особенно популярен в эпоху барокко и рококо.

Интарсия- вид инкрустации из пластинок дерева других пород и цвета на деревянных предметах. Интарсиями украшали мебель в эпоху ренессанса и особенно барокко.

Консоль (фр. cosole)- выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая карниз, балкон, скульптуру, вазу и т.п.

Лепнина- рельефное украшение (фигурное, орнаментальное) снаружи и внутри зданий, как правило, отлитое или отпрессованное из гипса, бетона и т.д.

Маркетри- инкрустация, выполненная наклеиванием пластинок из различных пород дерева и других материалов. Техника маркетри была чрезвычайно популярна в мебели барокко и рококо.

Нарышкинский стильтакже нарышкинское или московское барокко)- условное, по фамилии дворян Нарышкиных, название стилевого направления в русской архитектуре конца XVII-начала XVIII вв. Ему соответствовали нарядные многоярусные церкви (вФилях и Троицком-Лыкове) и светские здания с пышным резным белокаменным декором.

Пилоны (отгреч. pylon, букв. ворота, вход)- массивные столбы, служащие опорой для перекрытия или стоящие по бокам портала здания, въезда на мост.

Путти- младенцы из произведений декоративного искусства эпохи барокко и рококо. Символизировали богатство, здоровье, изобилие. Не путать с ангелами, от которых путти отличаются античным происхождением и здоровой чувственностью.

Рустика (отлат. rusticus- простой, грубый)- кладка или облицовка стен сооружения камнями с грубооколотой или выпуклой лицевой поверхностью («рустами»); облицовка рустикой может быть выполнена и в штукатурке, имитирующей такую кладку.

Стиль Буля- стиль мебели, изготавливавшейся в мастерской Шарля Буля (конец XVII-начало XVIII вв.). Своеобразие этой мебели заключалось в фанеровке черным деревом и использовании интарсий.

Тондо- круглая живописная вставка. Чаще всего тондо размещали над оконными или дверными проемами.

Шинуазри (отфр. "китайщина")- стиль украшения мебели в условном китайском вкусе.

Шпалера- настенный ковер ручной работы.

Рекомендуем