Любимица Великобритании, ныне покойная королева-мать сочетала в своем отношении к жизни аристократический консерватизм- и аристократическое же стремление постичь все новинки XXвека. Личные апартаменты ее величества, объединившие в себе стиль старой доброй Викторианской эпохи с постмодернистскими вольностями, вызывали почтительное изумление знатоков. Ивсе же как это охарактеризовать? Можно ли рядить Венеру Милосскую в джинсы?
Похоже, споры об эклектике длятся столько же, сколько существует цивилизация. «Смешивать нельзя» и «смешивать можно» постоянно натыкаются друг на друга. Так или иначе, на стыке несочетаемого чаще всего рождаются настоящие шедевры.
Если для Англии основополагающей считается архитектура, заданная правящей династией Тюдоров, то у нас, особенно в Москве, наиболее доступны и почитаемы в быту архитектурные памятники, получившие название сталинских домов. Вопределенный момент многие из них превратились в оплот коммунального проживания. Когда же грянула революция недвижимости и тысячи коммуналок сделались квартирами "на одну семью", выяснились две вещи. Первая: эти дома остаются для нас сегодняшних архитектурным воплощением памяти о пионерском и комсомольском детстве (кто застал), о бабушках, дедушках, старой Москве- словом, о «корнях». Вторая: бывшие коммуналки не вполне соответствуют требованиям комфорта в его современном понимании. То есть в них нет и быть не может открытых пространств, имеющих сложную конфигурацию комнат и прочих новомодных штучек. Но архитекторы и дизайнеры успешно преодолевают «пережитки прошлого» и добиваются любых результатов, каких только пожелает заказчик.
«Правило воротничка»
У Надежды Тэффи есть рассказ "Жизнь и воротник". Отом, как одна впечатлительная дама, приобретя новый воротничок, потребовала к нему новое платье, новый диван, новую обстановку и в конце концов полностью поменяла свой уклад. Замечательный ход. Главное, как показывает практика, жизненный. Вот и в нашем случае произошло нечто подобное. Только роль воротничка сыграл... аквариум.
Началось с того, что архитекторам предложили для реконструкции большую квартиру, находящуюся на шестом этаже сталинского дома. Естественно, расселенную коммуналку. Состояние помещений- удручающее. Новая хозяйка квартиры сразу задала профессионалам вопрос: а что здесь можно сделать оригинального, сногсшибательного, дабы получилось современно, ярко и комфортабельно? Авторы пока еще будущего проекта рассказали ей на это о необыкновенном аквариуме. Отаком плоском прозрачном двустороннем экране с подсветкой. Который наполнен водой и водорослями и служит стеной между двумя помещениями. Мысль показалась заказчице привлекательной. Аквариум вносил в скучные апартаменты элемент современности и необычности. Так что в дальнейшем этой детали оказалось подчинено оформление интерьера в целом. Врезультате в стенах сталинского дворца поселилось новое. Но не на месте разрушенного старого, а рядом с ним. Постепенно сложилась и концепция проекта: побольше простора, максимальная функциональность каждого уголка квартиры. Результат получился впечатляющим.
Все новые стенки были сделаны из гипсокартона.
Не то чтобы архитекторы и строители питали особую привязанность к этому материалу, отнюдь. Но от пенобетонных блоков пришлось отказаться, поскольку перегородки должны были соответствовать ширине, заданной ригелями.
Имя тебе- бесконечность...
Первое, что вы чувствуете, войдя в обновленную квартиру: ясно, где она начинается (вот тут, у порога), но совершенно непонятно, где и как заканчивается. Ощущение неразрывного, а главное, почти бесконечного пространства сражает наповал. Иэто притом, что вы еще не видели всей квартиры. Однако уводящий в ее глубины коридор с затейливо изгибающейся мозаичной лентой на полу превращается в холл и заставляет размышлять о почти дворцовых масштабах. Сам коридор довольно узок. Его ограничивают стены кирпичной кладки,- их не стали ломать, главным образом, по причине колоритности. Теперь сохраненный в первозданном виде коридор поддерживает образ старого дома.
Кухню купили и установили без переделок, что случается не так уж часто. Чтобы мебель вошла точно в отведенное пространство, потребовалось загодя провести большую работу: все элементы размечались прямо на месте, многократно приглашались специалисты фирмы-поставщика и т.д.
Но, как известно, иногда стены можно раздвинуть не ломом, а волшебным приемом. Кнему архитекторы и прибегли. Извилистые линии пола и потолка заставляют вас поверить, что коридор уходит в бесконечность. Зеркала зрительно расширяют пространство. Вообще же большой вольницы не получилось- дом диктовал свои условия, иногда неожиданные. Например, между детской и гостиной обнаружилась несущая колонна, трогать которую было никак нельзя.
В итоге можно говорить об интерьере, интересном не только с точки зрения конечного результата, но и по исполнению. Правда, сохранить визуальные приметы сталинского дома удалось лишь отчасти. Например, не полностью сберегли лепнину, поскольку она осыпалась. Но именно подобные трудности на фоне интересного дизайнерского решения вызвали редкий азарт строителей. Они почувствовали себя заинтересованными в том, чтобы все получилось, как задумано. Или почти все.
Основной причиной возникающих технологических сложностей был почтенный возраст здания- его построили в начале 50-хгодов. Кое с чем пришлось изрядно повозиться. Скажем, в санузле потребовалась полная замена стояков. Причем не только в данной квартире, но и этажом выше- во избежание будущих аварийных ситуаций. Атам, этажом выше- тоже коммуналка, но еще не расселенная. Переговоры с жильцами, получение разрешения на замену сантехники, сама замена- все это требовало усилий и времени.
Все на простор!
Все пространство квартиры разделено на две части- гостевую и приватную. Сначала поговорим о гостевой. Пройдя по коридору, вы, миновав холл, окажетесь в столовой. Сразу невозможно понять, то ли это громадная комната, перегороженная на отдельные зоны, то ли сразу три помещения, плавно перетекающие одно в другое. Усевшись за большой овальный стол посередине, собираемся с мыслями и трезво оцениваем увиденное. "Неверь глазам своим..." Это даже и не плавно перетекающие друг в друга помещения, а 3совершенно отдельные комнаты, расположенные анфиладой: гостиная- столовая с выходом на балкон- кухня. Распахнутые двери на одной оси, прозрачный аквариум между гостиной и столовой, барная стойка, располагающаяся одновременно в столовой и на кухне,- вот что создает впечатление общего пространства. Которое, впрочем, можно враз "перекрыть", отгородив отдельные помещения. Это делается с помощью раздвижных дверей фирмы LUMI.
Мебели очень мало, она чрезвычайно практична и в буквальном смысле под рукой. Барную стойку легко переместить сквозь специальное окошко в стене- из столовой на кухню и обратно. Предельно функциональны и детали из эпохи победившего капитализма: черно-синяя металлизированная кухня, кондиционеры, обогреватели, компьютер. Одновременно они работают и на определенный с самого начала стиль оформления- эклектику.
Но даже когда какая-либо зона совершенно открыта, находящийся в ней человек не чувствует себя незащищенным. Напротив, вокруг него- очень уютно организованный простор. Мягко ограниченный со всех сторон и создающий ощущение дома-крепости. Главный герой здесь- уже знакомый аквариум. Он был сделан на заказ, причем не без некоторой хитрости: как прозрачная часть стены, разделяющей гостиную и столовую. Подводная зелень красиво перекликается с растениями в вазах и горшках. Ивот- впечатление проникшего в самый центр мегаполиса кусочка настоящего сада. Глядя на аквариум, не совсем понимаешь, разделяет он две комнаты или, наоборот, объединяет. Прозрачная стена, образованная аквариумом, перекликается с раздвижными, со вставками из матового стекла, дверями, витражом в холле (также изготовленным мастерами фирмы LUMI) и, главное,- с изогнутой стенкой из стеклоблоков, отгораживающей от холла проход к ванной и туалету. Такая прозрачность, по мнению архитекторов, отлично решает проблему расширения пространства, делает интерьер воздушным, легким.
Мой дом- моя крепость
Вторая часть квартиры- приватная, скрытая- состоит из спальни, детской и санузла. Все три помещения максимально обособлены от остальной квартиры. Санузел, "загнанный" в самый укромный уголок жилища, дополнительно прикрыт витражами холла. Для создания здесь ощущения простора применен зеркальный потолок, словно уносящийся ввысь. Воформлении детской заложена возможность развития интерьера по мере роста ребенка (сейчас ему 2года). Помимо дивана, малышу предоставлено еще одно "спальное место"- палатка, с успехом заменяющая всю традиционную мебель. Ав спальне мебели как будто и вовсе нет. Не кровать, а матрас на подиуме. Не шкаф, а углубление в стене. Зато драпировок много- и вместо дверей гардероба использованы занавеси, и спинка стилизованного под кровать матраса представляет собой нечто вроде атласного барельефа.
В копилку идей
Комфорт как психологическое состояние зависит не только и даже не столько от степени удобства окружающего человека пространства. Конечно, мягкость кровати (или ее жесткость, кто как предпочитает), эргономичность кресла и подходящая высота барной стойки
- вещи немаловажные и на первый взгляд имеющие первостепенное значение для обретения человеком внутренней гармонии. Но... Достаточно вспомнить несколько примеров из собственной жизни, когда в, казалось бы, чрезвычайно некомфортных условиях вам было очень ничего и вроде бы даже мечталось. В
общем, не стоит набивать квартиру разномастной мебелью в надежде, что таким образом вам удастся создать уютное гнездышко.
Обратите внимание на спальню этой квартиры. Ничего лишнего! Точнее, ничего привычно необходимого. Нет шкафа, кровати. Есть матрас на подиуме и занавеска в углу. О прикроватных тумбочках неловко даже вспоминать. Зато получился интерьер, нравящийся его обитательнице и дающий ей необходимый отдых после тяжелого дня. Отсутствие же привычных вещей компенсируется занятной деталью, выполненной по эскизам авторов проекта из гипсокартона по металлическому каркасу. Мы имеем в виду стойку между подиумом и входной дверью, призванную заменить отсутствующие столики и тумбочки. Места она занимает минимум, а польза очевидна
- все, что мы обычно разбрасываем вокруг, можно разместить на этой стойке: книги, очки, телефонную трубку... А
там ведь есть еще и светильник!
Одновременно с созданием дизайн-проекта профессиональный инженер-электрик составил полное электрическое задание интерьера. Врезультате не возникло проблем ни с проведением электрокоммуникаций,
ни с энергонадзором и ЖЭКом,- все было подсчитано и согласовано заранее.
Старое и новое
Конечно, квартира существует не столько по законам планировки, сколько по законам дизайна. Вданном случае все усилия были направлены на то, чтобы сохранить старое и добавить к нему неожиданное и новое. Взять хотя бы фрагменты орнаментального авторского рисунка в оформлении стен, притолоки, штор. Вхолле и коридоре каменный пол с мозаичными вставками обеспечивает ощущение древности. Вступая в противоречие с тяжелыми, но добротными элементами старой квартиры, авторские работы создают странную, но уникальную в своей красоте картину. Вкоторой главную роль играет, пожалуй, колористика. Ипроявляется это сразу в двух аспектах. Во-первых, выбранные оттенки отвечают идее эклектики интерьера. Во-вторых, терракотовые тона, по мнению архитекторов, должны напоминать яркие пятна, принятые в оформлении жилищ начала прошлого века, 1910-хгодов. Интересно, что заказчица видит в этом несколько иной смысл: облик квартиры связан для нее с Грецией. Так или иначе, появился теплый, живой интерьер, объединяющий в себе романтику и прагматизм, старое и новое, древнюю умиротворенность и современное буйство жизни.
План до реконструкции |
План после реконструкции
|
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!