Дом, который делят между собой представители двух поколений, всегда рискует превратиться в арену постоянных внутрисемейных баталий. Когда борьба за завоевание жизненного пространства, сначала идущая на уровне философских споров, переходит в буквальный дележ квартиры, всем ее обитателям приходится несладко. Именно поэтому над решением проблемы отцов и детей бьются не только герои литературных произведений, но и современные архитекторы
Наталье Зайцевой и Николаю Никитину не раз удавалось успешно применять навыки семейных психологов в своей работе над различными проектами. Аситуацию, в которой оказалась обратившаяся к архитекторам супружеская пара из Прибалтики, оригинальной не назовешь. Квартира, купленная в Петербурге, предназначалась для юного сына заказчиков, будущего студента. Родители планировали приезжать сюда время от времени- по делам или просто погостить. Таким образом, жилище не должно было стать как слишком строгим, так и откровенно молодежным. Впрочем, у прогрессивных и энергичных родителей нашлось сразу несколько точек соприкосновения с любимым чадом. Так, представители обоих поколений совпали в основных требованиях к интерьеру: просторные помещения, минимум мебели и декоративных деталей, максимум воздуха и света.
В работе над проектом архитекторы основывались на принципе "два в одном". Иными словами, было решено создать квартиру в квартире, чтобы юноша мог чувствовать себя независимо даже в присутствии внезапно нагрянувших "предков". Благо солидная общая площадь (150м2) позволила удачно осуществить этот замысел.
Первым делом пространство было поделено на три части: скромную половину сына, нейтральную кухню-гостиную, а также родительские покои, включающие в себя спальню, ванную комнату и кабинет. Все продумано буквально до мелочей. Скажем, юная леди, пришедшая в гости к молодому хозяину, из просторной прихожей может быстро проскользнуть в его комнату, оставшись никем не замеченной. Более того, при комнате молодого человека имеется совершенно отдельный санузел. От "детской" его отделяет лишь небольшой коридорчик, ведущий в прачечную- помещение, куда родители уж точно заходят нечасто. Ав самом крайнем случае можно воспользоваться черным ходом, открывающимся из прачечной. Таким образом, вынужденный альянс двух поколений осуществляется совершенно безболезненно: в своей зоне каждая сторона может делать все, что заблагорассудится.
Необходимые конструктивные изменения архитекторам удалось внести, что называется, с минимальными потерями. Капитальные стены практически не затрагивались (единственное исключение- незначительное расширение проема между прихожей и гостиной). Ванную оставили на прежнем месте, поэтому стояк перемещать не понадобилось. Все перегородки были снесены и заменены новыми, из гипсокартона на металлическом каркасе. Поскольку часть квартиры, отведенная под кухню-гостиную, находится над проезжей частью, возникли некоторые трудности с полами. Старые деревянные балки, не соответствовавшие нормам прочности на прогиб, пришлось заменить металлическими, поверх которых положили гидроизолятор пергамин и утеплитель пенопластирон. Затем была произведена бетонная стяжка. Втех зонах квартиры, где пол выложен кафельной плиткой (VILLEROYBOCH), предусмотрен его подогрев. Естественно, заменены устаревшие трубы, окна и радиаторы.
В процессе замены старых коммуникаций современные мастера открыли некоторые секреты строителей начала прошлого века (дом построен в 1910году по проекту архитектора Л.Фуфаевского). Оказалось, что в здании существуют своеобразные кондиционеры- приточные вентиляционные каналы в наружных стенах. Их решили не трогать, боясь навредить «легким» дома. Заменили только не вписывающиеся в новый интерьер решетки, добавив ручную систему регулировки притока воздуха.
Поскольку кухня перекочевала в противоположную часть квартиры (на ее прежнем месте образовалась прачечная), встал вопрос о новом расположении газовой трассировки. Ее провели под потолком коридора, соединяющего прачечную с гостиной. Это потребовало отдельного согласования с Ленгазом. Доступ к газовой трубе, согласно существующим нормам, остался открытым. Водяной теплый пол ванной комнаты, связанный с радиатором центрального отопления, встроили в подиум, на котором находится ванна. Дополнительный источник тепла требовался и в обширной гостиной, объединенной с кухней. Здесь тоже был использован водяной подогрев: его спрятали в декоративной перегородке, условно отделяющей кухню от гостиной. Интенсивность тепла, идущего от перегородки, варьируется с помощью специального регулятора.
Расположение помещений предопределено местонахождением многочисленных окон и балкона, выходящего в ухоженный внутренний дворик с фонтаном. При этом самой интересной комнатой получилась объединенная с кухней гостиная. Залитая светом, она поражает простотой и ясностью пластических решений. Вцентре- выложенный керамогранитом круг на полу, повторенный очертаниями подвесного потолка, стола и светильника. Тема круга дополнена мотивом полукружий. Полукружием завершается подвесной потолок над кухней, такую же форму имеет стена, отделяющая ее от кабинета. Прихотливо изогнуты ножки стульев, стола и кресел.
В копилку идей
Древние мотивы
Яркие цветные обои, гобелены и монументальные полотна в золоченых рамах вместо того, чтобы украшать, зачастую делают стены утомительно помпезными. Быстро надоедает и мрачная больничная "стерильность". Как компромисс между двумя крайностями можно использовать барельефы. Популярные еще в эпоху древних цивилизаций (вШумере, Вавилоне, Ассирии и Египте), барельефы традиционно украшали стены храмов, дворцов и других монументальных сооружений. Они способны подчеркнуть архитектонику здания, одновременно делая более интересным и сложным его внутреннее убранство. Винтерьере современной квартиры барельеф скорее необычная находка авторов, чем правило. Его решили расположить в малой гостиной- комнате, соединяющей гостиную-кухню со спальней и кабинетом. Специально приглашенный скульптор Олег Женеленко работал стеком прямо по установленным заранее пенобетонным плитам. Они имеют очень интересную ребристую фактуру, схожую с фактурой материалов, которыми пользовались древние мастера. Сюжет скорее вольный, чем заимствованный: подданные несут дары своей правительнице. Барельеф стал той изюминкой, которой часто не хватает «правильным» интерьерам. Увы, даже самая дорогая мебель может встретиться у друзей и соседей, чего не скажешь о выполненной по индивидуальному проекту авторской работе. Кроме того, в стену с барельефом вписано «окно» стеклоблоков, скрывающее душевую кабину. Получилось даже пикантно: матовое стекло позволяет видеть силуэты «купальщиков» сквозь изображения строгих ассирийско-египетских царей.
Обычно для создания настенных панно используют гипс. Сначала делается форма, потом в ней отливается нужное количество панелей, которые крепятся к стене. Вданном случае применялась оригинальная технология.
Что касается колористического решения интерьера, то основной акцент был сделан на холодных зеленоватых тонах. Словно чешуя хамелеона, переливаются изумрудные занавески из органзы. Они гармонируют с мягкой мебелью цвета морской волны и нежно-голубыми и оливковыми оттенками стен.
Барная стойка ARAN служит символической границей между кухней и гостиной. Изготовленная из стекла и металла, эта конструкция абсолютно лишена тяжеловесности и эффектно сочетается с прозрачной поверхностью столика. Кухня ARAN- зримое воплощение минимализма. Единственное дополнение к ней, внесенное архитекторами из чисто практических соображений,- это вписанный в мебельный фронт холодильник. Оранжевый цвет кожаных кресел особенно хорош, когда в камине горит огонь.
Кабинет отделен от малой гостиной тремя раздвижными дверями с матовым стеклом (сначала они предназначались для шкафов-купе). Решение нетривиальное и привлекающее своей экономичностью. Непривлекательную "изнанку" конструкции скрывают деревянные рейки. По исходному замыслу двери должны были вписаться в пространство между стенами, повторив их полукруглую форму. Однако от этого плана быстро отказались, поскольку более выгодным и интересным показалось последовательное расположение створок. Правда, тут возникла проблема с направляющими: каждая рельса включает в себя две дорожки, а предполагалось нечетное число дверей. Вконце концов одну из направляющих попросту распилили вдоль. Вкабинете стоит только самая нужная и практичная мебель: небольшой диванчик, стеллаж для книг, письменный стол и удобное кресло- все для уединенных размышлений и спокойной работы. Египетские сюжеты на ламбрекенах и подушках перекликаются с барельефом на стене.
Спальня родителей выполнена в естественных коричневато-бежевых тонах. Особую интимность ей придает использование вишни (из этого дерева изготовлены столик, тумбочка, жалюзи). На стене- два треугольных светильника с вкраплениями яркого венецианского стекла (еще одно свидетельство любви хозяев к традиционным материалам).
Комната сына с самого начала планировалась как многофункциональная: это одновременно и спальня, и гардеробная, и рабочий кабинет. Одну из стен полностью занимает шкаф-купе LAS со стеклянными створками. Довольно много места отведено под внушительных размеров кровать (ее выбирали родители).
Санузел при "детской" оформлен в двух контрастных цветах- синем и оранжевом. Чередование ярких полосок на полу и стенах бодрит и развлекает. Родительская ванная комната, напротив, более спокойна- в ней представлена классическая комбинация синего и белого.
Небольшое окошко, находящееся в квадратной нише родительской ванной, сохранено в первоначальном виде. Правда, снаружи за ним поместили зеркало, отражающее небо. Такое решение, позаимствованное у средневековых архитекторов, позволяет замаскировать непривлекательный вид на стену соседнего дома.
Как бы ни старались отцы и дети, им не избежать разногласий. Можно закрывать на это глаза. Можно отгородиться друг от друга стеной непонимания. Аможно, учитывая вкусы и характеры друг друга, прийти к мирному сосуществованию. Илучше всего, если вам помогут его организовать опытные архитекторы.
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!