Угловой камин, дровница и удобные лавки с деревянными сиденьями объединены в общую композицию. Скамьи-лежанки по обе стороны превращают эту зону в автономный уголок Загород или московская мансарда? Глядя на эту кухню-столовую, дать точный ответ непросто. Кажется, что декоративные балки и ствол старого дерева, которым оформили угол помещения, проросли живой листвой Обеденный стол днем освещает естественный свет, льющийся из мансардного окна прямо над ним, а вечером- нарядная итальянская люстра с плафонами из цветного стекла. Гостям это место напоминает летнюю беседку
Символичная надпись-призыв "Думай!" на табличке, стоящей на полке в кабинете, служила еще отцу Евгении. В
этой маленькой комнатке все расположено очень компактно, поэтому в нее вписались не только рабочее место и книги, но и диванчик для отдыха Ванная комната разделена стойкой с полками на две части: в одной- гидромассажная ванна и унитаз, в другой- умывальник и дверь в сауну. Отделка деревом продолжает декоративную тему гостиной и кухни-столовой Крохотная прихожая площадью 4м2 выполняет роль ключевого узла, связывающего все направления и уровни мансарды: дверные проемы разных размеров помещены сразу на нескольких уровнях. Зеркало открывает "виртуальный" проем в стене. Над дверью в квартиру- вход в "гостевой домик". Внего можно попасть через сад или отсюда, из прихожей, по приставной лестнице Над маленькой ванной комнатой устроена уютная антресоль со спальным местом. Справа в глубине- выход на крышу В этой очаровательной гостевой кухне мирно соседствуют старинный резной буфет и рабочий стол с современным оборудованием: микроволновкой и "хай-тековой" вытяжкой Перед выходом из парадной зоны в сад можно передохнуть на лежанке возле больших окон "дачного домика" На траве искусственного газона лежат круглые керамические плиты, имитирующие спилы бревен. Они обозначают извилистые дорожки между различными зонами на крыше и задают ритмический рисунок Большинство многолетних растений сада растут в кадках, которые удобно переставлять Стены "гостевого домика" украшены не только изнутри, но и снаружи. Сживыми растениями соседствует мишень для дартс. Под скосом крыши летней кухни- нарядные плетенки с цветами: на самом же деле это корзинки для дров В кухне использовался метод безрамного остекления, обычно применяемый в лоджиях: все створки складываются к одной стене
План до переустройства План после переустройства
Истоки увлекательной истории московской мансарды с садом на крыше уходят в начало девяностых годов уже прошлого века. Стех пор художник и архитектор Евгения Кондратьева многократно перестраивала пространство мансарды, обогащая его все более интересными решениями.
Каждый кусочек площади мансарды использован очень экономно и изобретательно. Так, под лестницей, ведущей на крышу, устроено очень уютное место для сиестыРассказ наш придется начать с того времени, когда трудно было даже приблизительно представить будущий облик этого необычного интерьера. Итак, в 1991г. на месте нынешней мансарды находился заваленный хламом чердак. Получив разрешение на строительство, Евгения Кондратьева разработала проект переоборудования чердачного помещения. Специалисты "МОСПРОЕКТА-2" рассчитали силовые нагрузки и с помощью автомобильных домкратов подняли участок крыши на необходимую (2,30м) высоту. Врезультате уменьшения угла наклона кровли снеговые нагрузки увеличивались, поэтому деревянные стропила заменили металлическими и положили на крышу профнастил. Всварные металлические короба спрятали вентиляцию. Со старыми стропилами решили не расставаться, но теперь на них легла дополнительная, эстетическая нагрузка. Их не стали скрывать за обшивкой, а покрыли воском и оставили на виду как художественный элемент. Темное дерево на белом фоне потолка и стен, гладких или рельефных, стало камертоном, в тон которому все интерьеры прониклись особым звучанием. Благодаря художественному чутью, присущему автору проекта, комнаты постепенно обрели «налет старины». Каждый уголок этой необычной квартиры насыщен предметами, достойными стать экспонатами краеведческих музеев, картинами, способными составить честь коллекционерам живописи шестидесятых годов, и фотографиями, добавившими ностальгическую нотку. Однако, несмотря на это, пространство не кажется перегруженным. Тем более что ядро интерьера составляет единое пространство гостиной-кухни-столовой, обрамленное по краям (а теперь и сверху) небольшими уютными комнатами.
Прихожая напоминает средиземноморский дом- белые оштукатуренные стены, камень, "окошко" над входной дверью и крутые ступеньки, ведущие дальше. Приставная лестница- отнюдь не аксессуар, ведь "окошко" над дверью- это на самом деле не что иное, как "зимний" вход в домик на крыше, самую молодую постройку в ансамбле (в теплое время года туда можно попасть через сад). Содной стороны от входа, вверх по ступеням, находится кладовая, где Евгения Кондратьева оборудовала для себя рабочее место. Именно в этой хозяйственной комнатке ей приходят плодотворные идеи. Сдругой стороны от входной двери- маленький гостевой санузел.
Вид на гостиную открывается прямо с порога. Но она кажется обособленной- из-за более высокого уровня пола. Потолок оформлен декоративным "фахверком" из деревянных брусков еще на первом этапе строительства. Бруски закрепили на направляющих, расположенных через каждые 60см (на них держатся листы гипсокартона). Светлые стены гостиной стали фоном для живописных и графических работ современных художников, друзей и знакомых. Произведения искусства- неотъемлемая часть этой квартиры и важный элемент декора. Тем более что с художниками Альбертом Гогуадзе и Анатолием Зверевым хозяев связывали дружеские отношения. Самое уютное место в гостиной- угловой камин. Уровень пола в этой зоне слегка понижен. Это обосабливает вокруг камина пространство, образованное скамьями-лежанками по стенам и журнальным столом с креслами напротив. Вконструкции лежанки на границе гостиной и кухни скрыт металлический короб, а другая лежанка, пошире, находящаяся с противоположной стороны камина, одновременно служит ящиком для белья. За деревянными решетками, опоясывающими весь этот теплый уголок, спрятаны трубы отопления.
Интерьер, богатый историями, которые хозяева могут рассказать почти про каждую живущую в нем вещь, отделан в основном недорогими материалами. Сдругой стороны, они, если вдуматься, почти бесценны. Это и массивные деревянные перила лестницы, и находящиеся на виду растрескавшиеся балки, столь ярко характеризующие необычную квартиру, и старые потертые кирпичи. Их не продают на строительных рынках и в магазинах, зато нетрудно найти среди полуразвалившейся городской застройки в самом центре Москвы, где их можно спасти или за символическую плату купить. Конечно, сейчас появилась и искусственно состаренная мебель, и отделочные материалы наподобие пластиковых панелей, имитирующие старые деревянные балки. Но они, увы, не обладают неповторимым шармом тех вещей, у которых есть собственная история.
Иногда гости спрашивают у Евгении и ее супруга: а существовал ли раньше камин- прежде, чем появилась мансарда? Камина, конечно, не было, да и не могло быть на чердаке до тех пор, как его задумала устроить Евгения. Его выполнил архитектор, работавший еще вместе с ее отцом. Угловую форму открытого камина придумала хозяйка. Сложен он из старых "полуторных" кирпичей XIXв., которые набрали при сносе одного из домов- огнеупорные клейменые кирпичи рабочие бросали со второго этажа, но те не раскололись. Металлический дымосборник камина обмазали глиной и обложили кирпичом. Во избежание перегрева примыкающих конструкций вокруг дымохода была сварена металлическая обойма, в нее засыпали песок для термоизоляции, а сверху в гипсокартонной обшивке, покрытой фактурной штукатуркой, оставили вентиляционные отверстия.
Рядом с камином- фальшокно из тонированного зеркального стекла с белыми легкими "ставнями". Каминную полку украшает "Соколиная охота" скульптора XIXв. Евгения Напса. Рядом стоит маленькая донна в широкой юбке- металлический колокольчик, привезенный из Флоренции. Различные по стилю предметы мирно уживаются друг с другом благодаря тому, что с каждым из них у владельцев связана своя, личная история.
Парадные помещения- гостиная и кухня с обеденной зоной- как бы перетекают друг в друга. Днем столовая озаряется естественным светом, льющимся из большого мансардного окна наверху. Устроить окно в крыше Евгения тоже решила не сразу. Для того чтобы на стеклопакетах не скапливался снег, с одной стороны крышу пришлось приподнять, увеличив угол ее наклона. Здесь снова использовали металлоконструкции, только в этой, стеклянной части крыши сделали обратный уклон.
Деревянная кухня со встроенной техникой, как и многие другие предметы мебели, была выполнена мастером на заказ. Вместо традиционной столешницы возникла рабочая поверхность, выложенная камнем отечественного производства, который в настоящее время уже не уступает по качеству обработки итальянским аналогам. Отделка темным деревом, контрастирующая с белым потолком этой зоны, была подобрана под стать «родным» растрескавшимся балкам. Граница этой части кухни обозначена напольной плиткой другого цвета и размера.
Ккухне с обеденной зоной теперь присоединена прежняя лоджия, ставшая завершающей частью большого открытого пространства. Ярко освещенная благодаря широкому окну, она является еще одним привлекательным местом для отдыха: в углу под лестницей притаился гостеприимный диванчик. Лестница, ведущая на крышу, тоже появилась не с первого момента, а в ходе усовершенствований. Большой ящик, стоящий на полу бывшей лоджии,- это традиционная русская хлебница. Супруги отовсюду привозят все новые артефакты- не только из экспедиций по России, но даже из теплых стран (Кипр- "родина" тележки и шкафчика для рюмок). Аоднажды они поехали по объявлению о продаже старинного комода (теперь он, отреставрированный, стоит в спальне) и заодно привезли домой большую чугунную гусятницу и старые звонки.
Характерная рельефная отделка стен и полок была придумана и собственноручно сделана Евгенией Кондратьевой. Рустованная поверхность стен гостиной, кухни и лестницы выполнена следующим образом: на кирпич наносится цементный раствор, и пока он не застыл, ему придается нужная форма, напоминающая необработанную поверхность камня. Затем прочерчиваются линии, имитирующие швы в каменной облицовке. Сверху все это закрепляется специальным раствором, чтобы водоэмульсионная краска не впитывалась в цемент. Завершающий этап- окраска.
Собственная техника декоративного покрытия применена и при устройстве полок. Они как бы вморожены в стены на условной границе между гостиной и кухней. Вуглубления, сделанные в стенах точно по размеру, вмонтированы (посажены на гипс) деревянные полки. Сверху они обмазаны гипсом, а затем оконной замазкой, которую формуют, придавая ей необходимый рельеф.
Небольшие по площади ванная с сауной, спальня и кабинет разместились за поворотом налево от кухни. Несмотря на уютные размеры помещений, в них сохранен тот же принцип оформления пространства: светлый фон, контрастирующее с ним темное дерево и множество мелких "вкусных" деталей, вносящих особый колорит- смесь городского ретро и этнических стилей. Вванной комнате к раковине из терракоты подобраны такие же глиняные аксессуары. Сложно разработанный потолок зрительно увеличивает узкую часть помещения. Вкабинете, в соответствии с его рабочей атмосферой, занятым оказывается буквально все пространство: простые белые стены почти полностью покрыты фотографиями и гравюрами. Разнокалиберные книжные полки удачно обыгрывают заданный уклон потолка. Даже у встроенного диванчика легкой раскладной конструкции, придуманной хозяйкой, задействованы все части: нижняя служит книжной полкой, внутренняя- контейнером для вещей. Интерьер спальни выполнен наиболее сдержанно. Пластиковое окно в изголовье кровати, как и все остальные окна в этой части квартиры, своим цветом и переплетом имитирует старые деревянные рамы.
Внутреннее пространство "гостевого домика" кажется более протяженным,
чем на самом деле, благодаря "театральным" дизайнерским приемам: неравномерному расположению поперечных балок на потолке и сужению помещения к дивану, что подчеркнуто стоящим под углом к стене буфетомСамое необычное в этом проекте- сад и постройки на крыше. Осваивать эту зону архитектор начала в середине 90-х годов. Скрыши, куда они с друзьями поднимались по приставной лестнице, открывается живописный вид. "И эта красота,- шутит хозяйка,- не давала покоя».
На крыше с уклоном около 6 в одну сторону за счет террасирования устроили место для отдыха на свежем воздухе и создали «загородный» пейзаж (об этом мы уже рассказывали в статье «Сад для Карлсона»). Правда, с тех пор увеличилось не только садовое хозяйство, но и число построек.
Живописная «каменная» лестница в центре квартиры появилась, когда решили разбить наверху сад. Ее с трудом вписали в пространство между углом дома и металлической конструкцией крыши, и она получилась довольно крутой. Что, впрочем, только усилило сходство с интерьером загородного дома. Устройство цивилизованного выхода на чердак спровоцировало появление еще одной светлой мансардной комнатки-лоджии.
Кирпичный "гостевой домик" напротив выхода, у другого края сада, возник совсем недавно. Его возвели за тримесяца. Крыша у него двускатная, потолок оформлен такими же открытыми балками, как и на основном этаже. Всамом высоком месте, под коньком, до потолка 3,8м. Внаиболее тесную часть помещения удачно вписалась тахта, окруженная шкафами. Как и основное помещение, интерьер домика украшает немало оригинальных вещей. Например, картина Альберта Гогуадзе, написанная на... старых джинсах. Картину неправильной формы вставили в багет-трапецию.
Подогреваемый пол выложен прямоугольной плиткой, имитирующей широкие деревянные доски. Стилистика помещений основного этажа сохранена и на небольшой площади "гостевого домика". Цельное пространство единственной комнаты включает в себя несколько тематических зон. Вцентре, рядом с компактной белой кухней, вальяжно расположился отреставрированный деревянный буфет. Вотличие от квартиры со светлыми стенами, в домике тона более плотные: рельефная штукатурка теплого приглушенно-брусничного цвета на стенах главного помещения и глубокий синий в санузле. Этот небольшой санузел вмещает в себя душевую кабину, подвесной унитаз со встроенным бачком, раковину. Фаянсовые часы, рамки, шкатулка с мелким кобальтовым рисунком точно подошли под настенную итальянскую плитку. Эту керамику с нарочито заметными следами реставрации Евгения купила в подземном переходе, когда санузел был уже облицован. Квадратное окошко и небольшое стекло в двери украшены кружевом, приобретенным в Канаде. Его как раз хватило на то, чтобы набросить легкую "вуаль" на оба окошка. Над санузлом приютилось спальное место, отгороженное от комнаты с кухней прозрачной драпировкой,- туда надо забираться по приставной лестнице.
С"гостевым домиком" соединено холодное помещение, расположенное на более высоком уровне. Это летняя кухня, через которую можно выйти в сад. Впрочем, он виден и отсюда, из кухни. На окнах закреплены легкие жалюзи, защищающие от жаркого летнего солнца. Рисунок черепицы, которой покрыта крыша, просвечивает сквозь затянувшие ее декоративные сети. Между балками и лежащей на них черепичной кровлей оставлены зазоры, и зимой температура здесь опускается сильно. Воду в трубах, подведенных к летнему душу и раковине, на холодный период года приходится перекрывать. Над столом в центре летней кухни, где на специальной жаровне обычно делают шашлык, установлена естественная вытяжка-дымосборник, сделанная на заказ из листов меди. По периметру зонта приварены тонкие штанги, на которых держатся крючки, чтобы вешать посуду. Лампы по сторонам от этой вытяжки тоже не совсем обычные. Они сделаны из деталей обыкновенной югославской люстры, висевшей в доме подруги хозяйки. Когда подруга решила насовсем расстаться с этим наследием, которое никак не вписывалось в современный интерьер, Евгения уговорила ее не выбрасывать "раритет". Разобрав плафоны по отдельности, она использовала лампы для этой стилизованно-дачной кухни, где они замечательно гармонируют с народной керамикой. Вот, например, в корзинке лежат необычные глиняные грузинские сосуды для вина. Уних острые донца, так что вернуть их на место можно, только осушив.
Со стороны сада у прозрачной стены летней кухни
- необычное "кашпо": из-под крыши домика спускается подвешенное на суровых цепях бревно. Внем из глубокой продольной расщелины посередине растет трава. Бревно- старая балка, лежавшая на скате крыши у прежнего домика, задерживая снег. Однажды заметили, что из трещин в дереве пробивается травка. Расширив углубление и насыпав земли, бревно подвесили на цепях. Каждый год по весне в «кашпо» подсыпают свежую землю, семена травы и следят, чтобы земля не пересыхала.
Плитка на полу летней кухни имитирует дерево; ею же выложена столешница большого стола в центре кухни. Отвесные плоскости стола и расположенных по периметру длинных лавок декорированы натуральным камнем. Сиденья и спинки смягчены подушками, выполненными мастером по текстилю Медеей Габуния, с которой Евгения постоянно сотрудничает. Большая ребристая деревянная доска на стене у входа в летнюю кухню- это рубeль, с помощью которого в деревнях раньше стирали и гладили белье. Подвешенные под черепичной крышей плетенки, наполненные сухими цветами, очень живописны. Деревянные столбы, якобы подпирающие снаружи крышу гостевого дома, являются чисто декоративными элементами, разнообразящими его оштукатуренные кирпичные стены. Старые изоляторы, дополнившие образ сельского домика с буйно цветущим палисадником, привез приятель хозяев. Вбольших деревянных кадках растут деревья, в обычных глиняных горшках- цветы. Водной из больших кадок сложена альпийская горка, в другой распушилась настоящая елка и ее спутники: как-то раз знакомый Евгении Кондратьевой привез в подарок маленькую елочку, и за два года она не только прижилась и выросла, но и приютила ландыши, попавшие в кадку вместе с лесной землей. Летом в маленьком бассейне журчит фонтанчик-"колонка". Вводе растут кувшинки и хвощ, который когда-то попал в этот дом в подаренном букете и тоже пустил здесь корни, наряду со многими другими обитателями этой удивительной квартиры. Зимуют водные растения в оранжерее, куда их забирает агроном Борис Якунин («Магазин у Бориса»), которому Евгения доверяет своих зеленых питомцев.
Белая беседка, выполненная из пластика, как и решетчатый забор по краям крыши, появилась в самом начале освоения этого участка. Теперь вместо нее Евгения Кондратьева собирается построить "что-нибудь, накрытое хворостом". Но главное- вместо искусственного газона она собирается устроить настоящий и увлеченно изучает техническую сторону процесса: "Настоящая трава в специальном грунте вместо ковра искусственного газона- это возможно. ВИталии у многих домов сады на крыше. Но обычно их делают на бетонных кровлях, а это намного проще". Вближайшее время деревянные настилы придется менять, так как нужно положить вместо них лиственницу, более устойчивую к разрушительному воздействию влаги. Ав перспективе ожидаются новые эксперименты по приживаемости растений в условиях непредсказуемых московских зим. Похоже, Евгении Кондратьевой вновь предстоит роль первопроходца. Так что продолжение следует.
ДО ПЕРЕУСТРОЙСТВА
- общая площадь- 95,5м2
- высота потолка- 2,2-3м
|
ПОСЛЕ ПЕРЕУСТРОЙСТВА
- общая площадь- 95,5м2
- высота потолка- 2,2-3м
- площадь "гостевого домика" на крыше- 18м2
- высота потолка- 2,2-3,8м
- площадь летней кухни- 18м2
|
Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!