Мы много говорили о роли пространства в создании образа интерьера. Сегодня же речь пойдет
о форме как составной части интерьера и в то же время самодостаточном явлении. Форма мебели
или отдельной детали не менее значима для стиля, чем пространственное решение. Обсуждать эту тему целесообразнее всего на примере стиля ампир, столь любимого в самых неожиданных интерпретациях и в самые разные эпохи, от наполеоновской до сталинской
Биография стиля
Ампир (фр.l'Empire- империя от лат. imperium- командование, власть) возник как стиль чиновников, таковым он остается и сегодня. Сложившись беспрецедентно быстро, использовал в качестве источника эстетику Римской империи. Временные рамки оригинального французского "стиля империи" ограничены очень небольшим отрезком времени: от конца правления Директории(1799) или года коронации Наполеона(1804) до реставрации династии Бурбонов(1815). Тем не менее в столь короткий период классицизм успевает переродиться в холодный, помпезный стиль, энергично пропагандируемый властью. Ясную и торжественную гармонию времен ЛюдовикаXVI и демократическую строгость эпохи Директории сменили великолепие и пафос. Ампир жесток и холоден. Один из историков назвал его "затвердевшим стилем ЛюдовикаXVI».
Наполеон желал пышности и великолепия, и античная классика здесь не совсем годилась. Безродный диктатор грезил о славе римских императоров, поэтому придворным художникам было строго приказано брать за основу формы искусства Древнего Рима. Вто время как классицизм возник естественно, исходя из общего мировоззрения эпохи, и продолжал искусство демократической Греции, ампир обратился именно к культурному наследию императорского Рима. Об этом важном различии подчас забывают, говоря о преемственности стилей и об ампире как высшей стадии развития классицизма. Столь же ошибочным было бы утверждение, что искусство Рима- высшая ступень искусства Афин.
Работы по оформлению королевских дворцов (Тюильри, Лувр, Сен-Клу, Фонтенбло) возглавляли архитекторы Ш.Персье (1764-1838) и П.Фонтен (1762-1853). Именно их принято считать создателями стиля ампир в интерьере. Славе архитекторов во многом способствовало издание альбома проектов мебели и интерьеров. В1812г. вышло в свет "Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки", сделавшее Персье и Фонтена придворными архитекторами Наполеона. В1786-1792 гг. по их рисункам изготавливалась мебель для дворцов Виндзора, Потсдама и... Петербурга.
Во многом внешний облик своего времени (начиная с костюмов и кончая прическами) определил французский художник Ж.-Л. Давид. Он разрабатывал эскизы мебели, деталей оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Многое внес Давид и в решение новых форм мебели. Стулья на его картинах («Клятва Горациев», «Брут», «Елена и Парис») изображались после основательного изучения античных форм мебели и часто служили образцами для изготовления стульев во Франции и в других европейских странах.
Вместе с Давидом работал знаменитый мебельщик и декоратор Ж.Жакоб. Именно ему Давид доверял изготовление мебели по своим рисункам и наброскам с древних этрусских образцов. Визображении величественного стиля империи придворные художники Наполеона доводили интерьер до крайней театральности. Так, спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в подобие походной палатки римского полководца, а одетые в "римские туники" великосветские модницы мерзли от зимнего холода в плохо отапливаемых салонах Парижа и Петербурга. Поистине можно вспомнить слова самого Наполеона: "Отвеликого до смешного один шаг».
Примечательно, что ни одно из побежденных Наполеоном государств по-настоящему глубоко не приняло ампир. Илишь страна-победительница Россия добровольно экспортировала в свои заснеженные недра стиль империи. Россия становилась могущественной империей и, следовательно, имела веские причины обратиться к имперским образам. ВЕвропе, таким образом, существовало две разновидности ампира: французский и русский. Русский ампир был несколько мягче французского. ВАнглии стиль не получил широкого распространения. Английским ампиром иногда условно называют стиль ГеоргаIV (1820-1830), наступивший после английского стиля Регентства.
В эпоху Французской империи (1799-1815) Наполеон окружает себя новым блеском и новой пышностью после республиканской сдержанности. Имперский блеск- это нечто глубоко отличное от блеска королевского, времен господства барокко или рококо. Теперь «помпадурство» стало уже совсем неуместным, а новая конструктивная ясность в интерьере должна была демонстрировать новые принципы государственности: подданные превратились в граждан, а герцогам и князьям пришлось шить чиновные мундиры.
Форма и материал
Для начала определимся с понятием формы. Это внешнее очертание предмета, отчасти выражающее его внутреннюю структуру и подчиненное конструктивной задаче. Чтобы почувствовать форму как таковую, во всей ее возможной чистоте, попытайтесь мысленно выкрасить все имеющиеся в доме предметы- мебель, аксессуары, двери, даже картины- вбелый цвет, отделив таким образом форму предмета от его цвета, фактуры, орнамента.
Форма во многом зависит от материала, из которого изготовлена вещь. Взаимоотношения материала и формы сложны и непредсказуемы. Им знакома не только гармония, но и противоборство, когда форма стремится подчинить материал, а тот, в свою очередь, норовит вырваться из-под ее диктата. Возьмем, к примеру, кресло в стиле ампир. Нам заданы две исходные позиции: во-первых, мы хотим получить кресло как предмет для сидения и, во-вторых, придать ему облик, соответствующий названному стилю. Стремясь к этой цели, нельзя не столкнуться с проблемой выбора материала.
Мы уже знаем, что стиль ампир предполагает в конструкции мебели монументальность и некоторую статичность. Для того чтобы смягчить чрезмерную лаконичность и сгладить монументальность формы, при изготовлении мебели использовали светлые тона дерева и обивочных тканей, а также отдельные яркие пятна позолоченной бронзы. Архитектоника ампирной мебели исключительно гармонирует с золотистыми тонами карельской березы, глубокими теплыми оттенками красного дерева. Представить ампирное кресло сплетенным из ротанга невозможно,- просто потому, что плетение предполагает совершенно иные формальные характеристики предмета. Точно так же мы вынуждены будем отказаться от эбенового или тикового дерева. Эти материалы уподобят кресло в стиле ампир пирамиде или монументу. Нечего и пытаться сдвинуть подобный монолит с однажды занятого им места. Липа или сосна для мебели в имперском стиле недостаточно аристократичны, они как простушки-пастушки, наряжающиеся в платья императрицы. Если массив сосны и применяется, то поверх него непременно накладывается тонкая фанеровка дорогих сортов древесины, чтобы скрыть «незнатное» происхождение исходного материала.
Мебель для сидения в стиле ампир особенно близка по формам к античной. Ампирные стулья по сей день повторяют форму греческого стула клисмоса. Иногда боковая часть стула или кресла украшается скульптурным изображением льва, лебедя, грифона, крылатого сфинкса. Стулья, кресла и диваны, как и раньше, обиваются алым сукном с черным бордюром, кожей, шелком (вполоску или осыпанным звездами, с розетками на сетчатом узоре). Очертания ампирной мебели должны быть неизменно прямолинейными, а пропорции стройными, даже если это мебель современных мастеров.
Линия и силуэт
Формы ампира чисты, просты и безжалостно логичны. Именно эти свойства делают его любимым стилем чиновного и официального интерьера. Логика развития форм античной мебели безупречна. Вампирной форме линия и силуэт важнее объема, который диктовал форму, например, барочной мебели. Ампир, несомненно, относится к линеарным стилям, которые выражаются через такие приемы, как линия и силуэт, касается ли это мебели или орнамента. Вотличие от причуд и прихотей барокко и рококо, в ампире неизменно присутствует строгая логика. Так, линия в своем развитии часто стремится к вертикали, и это закономерно для парадно-бравурного стиля империи.
Рассмотрим бюро- современный предмет строгого ампира. Оно имеет классическую ампирную форму, абсолютно замкнутую, без каких-либо выступов или чисто декоративных, не оправданных функцией деталей. Все декоративные линии строго вертикальны и поддержаны двойным ритмом миниатюрных колонн. Но венчающий сооружение шкафчик, стилизованный под римский храм, сделал форму, в целом простую и ясную по силуэту, несколько тяжелой. Адобавление еще одного объема стало уже чрезмерным.
Линеарность господствует во всех пластических решениях ампирной мебели, от кушетки до шкафа. Простые ясные плоскости лишь усиливают роль линии и подчеркивают выразительность силуэта. Попробуйте мысленно выкрасить в белый барочный стол или комод, убрав игру позолоты и цвета, и вы увидите вместо внятных очертаний некую текучую массу. Авот ампирная мебель легко перенесет «обесцвечивание» и гордо продемонстрирует свой отчетливый силуэт и чистую линию.
Декоративные приемы ампира и линеарный орнамент
От линии перейдем к сугубо декоративному приему- к орнаменту. Вампире композиция строится на контрасте чистой плоскости и узких орнаментальных поясов. Такой контраст подчеркивает конструктивное членение формы.
Декоративные мотивы стиля ампир состоят в основном из элементов древнеримского военного снаряжения: это легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов, пучки стрел, скрещенные мечи и копья, топоры, лавровые венки, пальметты. Вампирном интерьере и в декоре мебели предпочтение отдается двум типам орнамента: строго линеарному, в основе своей античному, и натуралистически-обстоятельному. Вравной мере уместно применять геометрический и растительный орнаменты.
Ампирный декор очень выразителен и разнообразен, но включается в интерьер крайне скупо. Поэтому, если вы обратились к ампирному декору, надо заранее выбрать предметы и места для орнамента. Необходимо добавить, что ампирный линеарный орнамент располагался в строго отведенных для этого местах- на стенах, на мебели и драпировках. Следует придерживаться этого правила и сегодня.
Итак, горизонтальный орнамент, как правило, размещается в верхней части стен. Декоративным горизонтальным поясом может служить акант, усиковый орнамент, астрагал. Стену также можно декорировать тонкими пилястрами, а панели между ними затянуть специальной обивочной тканью, которая имеется в продаже. Другие варианты- оклеить стены бумажными обоями (это не противоречит духу ампира) или расписать клеевой краской. Выбирайте насыщенные красные, желтые, синие цвета, но не приглушенные оттенки. Створки дверей хорошо бы украсить геометрическим или растительным орнаментом.
Окна и двери в стиле империи нуждаются в обильной драпировке. Вампирных интерьерах были очень популярны прямые занавеси с широкой, часто орнаментальной, каймой внизу. Они скользили на кольцах, нанизанных на круглые стержни, напоминавшие копья. Такой способ крепления драпировок популярен и сегодня, а занавеси практически без складок, ламбрекенов и иных излишеств смотрятся неизменно свежо. Особенно эффектны шторы и занавески из тонкого льна насыщенных цветов с узким бордюром. При очевидной простоте решения они лучше любых других аксессуаров воспроизводят атмосферу ампира, всегда элегантного и сдержанного.
Мебельный ампирный декор создать собственными руками довольно трудно. Обилие готовых предложений- от исторической мебели до современных стилизаций или подробнейших и точнейших повторений- избавляет вас от этого. Можно выбрать ампирный кабинет в духе Наполеона или АлександраI, можно даже предпочесть нечто мрачноватое во вкусе «сталинского ампира». Да, это тоже был ампир. Пока еще что-то сохранилось в домах наших бабушек и на развалах блошиных рынков, вы имеете шанс воспроизвести убранство кремлевских кабинетов, которые еще совсем недавно отделывали и обставляли в стиле империи...
Ампирную мебель украшают узкими полосками из тянутой латуни и гофрированными латунными вставками, маркетри, интарсиями. Бронзовый накладной орнамент в виде фриза обычно располагается на передних панелях шкафов, в верхней части. На угловых гранях шкафов, комодов, бюро, а также на царгах столов встречаются накладные бронзовые или латунные штабики бус, колонны, фризы, медальоны. Наборный орнамент маркетри занимает почетное место на передней панели, плоскость которой он должен подчеркивать.
После египетского похода Наполеона в мебельных формах и орнаментах появляются изображения сфинксов, кариатид, напоминающих мумии, с головами негритянок и спеленатыми ступнями. Сегодня египетские мотивы придают интерьеру особенную стильную пластику и смысловую насыщенность. Здесь и новое современное понимание Востока, и ампирная трактовка египетских образов, и экзотизм- словом, весьма актуальное постмодернистское цитирование стилей.
Композиция ампирного интерьера
Наиболее ярко ампир проявляется в интерьерах загородных резиденций, таких как Мальмезон или Фонтенбло. Вто же время по сей день он остается стилем, который можно красиво воспроизвести в одном отдельно взятом помещении- кабинете или гостиной.
В ампирном интерьере должны властвовать симметрия, прямая линия, геометрия. Центром композиции типичного салона в стиле империи по возможности сделайте камин из белого мрамора. Если вы предпочитаете обойтись без камина, назначьте "главным" какой-нибудь другой предмет, желательно массивный или стремящийся к вертикали, например шкаф, горку или напольные часы. От этой смысловой "печки" должны плясать второстепенные детали. Мебель- кресла, канапе, табуреты- расставьте строго симметрично. Стулья обычно выстраивались шеренгой вдоль стен, но для нас такое решение слишком расточительно. Достаточно просто соблюсти симметрию, хотя бы вы имели под рукой всего два стула. Если есть круглый или овальный стол, его лучше поставить посреди гостиной. Опоры столов в стиле ампир решены в виде колонн, пилонов или пьедесталов, подобно мраморным опорам римских столов. Кроме больших круглых столов расставьте, с большей или меньшей симметрией, маленькие, на одной ножке. Смело включайте в интерьер гостиной горки, узкие серванты, витрины для парадной фарфоровой и серебряной посуды. Балдахин в форме палаток легионеров, водруженный над кроватью, привнесет даже в зону уединения и покоя тревожную ноту военных походов.
Форма и декор диванов и кушеток во многом обязаны своим возникновением античной традиции и живописцу Ж.-Л. Давиду. В1800г. художник написал портрет мадам Рекамье. На нем знаменитая парижская красавица, облаченная в античную тунику, полулежит на кушетке с плавно изогнутым изголовьем. Кушетка была выполнена по эскизам Давида декоратором и мебельным мастером Ж.Жакобом. В1802г. похожий портрет мадам Рекамье на такой же кушетке написал художник Ф.Жерар. Конечно, все это не прошло бесследно, и кушетка стала гордо именоваться "рекамье". Всовременной вариации кушетка «рекамье» может стать главным стилевым акцентом интерьера.
И все-таки ампир торжественней всего, выразительнее всего смотрится в кабинете. Здесь необходимо создать особую зону, в которой властвуют рациональная строгость и лаконизм. Ничто не должно развлекать вас и отвлекать мысли от государственных решений. Иесли вас ждут великие дела, то вершить их сподручнее всего в ампирных интерьерах.
Русско-дизайнерский разговорник
Грифон- мифическое животное, спереди орел, сзади лев. После египетских походов Наполеона этот декоративный мотив стал исключительно популярным в ампире.
Кариатида- в античной архитектуре- колонна в виде женской фигуры. Встиле империи в уменьшенном варианте встречается как конструктивно-декоративный элемент мебели.
Цветок лотоса- растительный орнамент в виде стилизованного цветка лотоса. Вампире вместе с пальметтами составлял целый фриз.
Маскарон- ампирный орнаментальный мотив, восходящий к античной театральной маске. Может иметь вид натуралистически изображенной или стилизованной головы человека.
Меандр- орнамент, название которого связано с рекой Меандр, знаменитой множеством извивов. Состоит из ломаной линии или спирали.
Медальон- рельефный орнамент, заключенный в овальную или круглую рамку.
Астрагал (отгреч. Astragalos, букв.- шейный позвонок)- архитектурный
профиль в форме валика, иногда украшенного нитью стилизованных бус.
Овы (отлат. ovum- яйцо) или ионики- орнамент в виде овальных выпуклостей, обрамленных валиками. Яйцевидные элементы орнамента перемежаются со стреловидными,
с обеих сторон обычно присоединяются штабики жемчуга
(то же, что штабики бус, астрагал).
Усиковый орнамент- орнаментальный мотив из побегов аканта.
Пальметта- скульптурный или живописный орнамент в виде стилизованных пальмовых листьев.
Розетка- орнамент в виде расходящихся от центра листьев, лепестков розы.
Сфинкс- мифический персонаж, имеющий львиное тело и голову человека. Вкачестве декоративного элемента использовался в египетских мотивах ампира.
Трофей- первоначально- памятник из захваченного оружия, позднее- орнаментальное украшение из оружия и доспехов.
Шевалье-глас (sheval-glass), псише- типичное для ампира зеркало в человеческий рост
на подставке в виде звериных лап.
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!