Современные представления об интерьере не умещаются в узкие рамки нескольких модных стилей.
Усредненная респектабельность жилища, манера одеваться, отдых на популярных курортах-
весь этот «мейнстрим мидлкласса» остался в недавнем прошлом. Выяснилось, что следовать «буржуазным» стереотипам не менее скучно, чем былым советским шаблонам. Сегодня у человека с воображением есть возможность быть не как все
Локальный жилой комплекс, построенный по индивидуальному проекту в ближнем Подмосковье, выгодно отличается от столичных домов. Внутри четырех кирпичных зданий, образующих каре,- наполненный светом и зеленью дворик. Только представьте: здесь растет сирень высотой с хорошую березу. Близость к мегаполису и прекрасная экология- самые убедительные аргументы в пользу этого места для жизни. Кроме того, разница в стоимости квадратных метров позволяет больше средств потратить на создание оригинального интерьера, использование современных материалов и технологий, от которых зависит комфортабельность квартиры.
Заказчики архитектора Андрея Романова сформулировали свое видение нового жилища как квартиры «современной и необычной». Заранее была оговорена возможность активной трансформации пространства квартиры.
Хотелось "впустить" в дом природу, причем не только солнечный свет и виды на окружающие пейзажи, но и максимальное количество комнатных растений- любимых хозяйкой цветов, лиан и пальм. Иархитектор, в соответствии с общей стилистикой, должен был разработать под них подставки.
При этом жестких стилистических требований заказчики не выдвигали. Просмотрели вместе с архитектором несколько журналов и определились с тем, что обе стороны считают стилем "легким и современным". Андрей Романов решил создать интерьер в основном архитектурными средствами. Пропорции каждого помещения, зонирование, пластика крупных форм, задающих ритм, четкое построение композиции с распределением ролей между главными и второстепенными элементами- вот основные черты жилого пространства, созданного по гармоническим законам архитектуры.
После объединения двух квартир в новом семиэтажном кирпичном доме получилось довольно значительное пространство общей площадью 145м2. Уже были снесены внутренние перегородки и присоединен общий для однокомнатной и трехкомнатной квартир коридор. Осталась центральная несущая стена со сделанными ранее проемами. Сэтим обстоятельством пришлось считаться. Принципиальных конструктивных изменений не потребовалось. Основной частью интерьера стала зона столовой и гостиной, расположенная по главной от входа в квартиру оси. Все остальные помещения разместились слева от нее, за несущей стеной. Два имеющихся в этой стене проема задали планировочные оси, на которые «нанизаны» спальня с кабинетом и комнатой отдыха, а также гостевая комната. Система раздвижных перегородок позволила трансформировать спальню с примыкающими помещениями в единое пространство. Пронизанная светом и «озелененная» жилая зона выглядит более просторной, чем в действительности, а выходящая на теневую сторону общая часть квартиры приобретает более презентабельный характер.
Перегородка сложной конструкции подвешена к перекинутому от одной несущей стены к другой двутавру. На нем закреплены направляющие швейцарского производства. Семь створок из панелей со звукоизоляцией (все-таки они должны оберегать остальные комнаты от шума домашнего кинотеатра) толщиной 8см соединены в 2блока: водном- 4панели, вдругом- 3.
При последовательном выдвижении створки фиксируются в одной плоскости с помощью специального ключа. Причем центральная створка остается незафиксированной и работает как распашная дверь в раздвинутой перегородке. Всложенном состоянии панели также запираются, образуя компактный объем у стены. Петли и торцы створок в сложенном положении закрывает специальная декоративная панель на магнитах.
По убеждению архитектора, интерьер создают основные акцентные элементы и фон. Из полукруглой маленькой прихожей с темными серо-зелеными стенами и потолком открывается вид на большую светлую общую зону. Контраст в размерах и отделке помещений призван зрительно увеличить центральное пространство. Здесь внимание сразу приковывает сюрреалистическое "крылатое" сооружение из дерева и стекла- барная стойка, которую автор назначил главным "экспонатом" интерьера. Она задумана как сложный по форме и содержанию архитектурный объект, все элементы которого играют и функциональную, и декоративную роль. Композиция "держит" пространство центральной зоны и одновременно разделяет его пополам. Но барная стойка- не просто красивый акцент. При необходимости отделить столовую от гостиной она становится частью трансформирующейся перегородки. Гостиная с парой диванов служит домашним кинотеатром. Светлые панели перегородки и дерево барной стойки подобраны в одной цветовой гамме. Симметричные части стойки превращаются в элементы обстановки столовой и гостиной.
Барную стойку венчают "крылья" сложной геометрии. Их форма была смоделирована архитектором на компьютере в программе ЗDМax, позволяющей получить объемное изображение и при необходимости его подкорректировать. Превратить объемную картинку в комплект рабочих чертежей помогла инженерно-строительная программа AutoCAD. Поперечное сечение "крыльев" стойки просчитывалось
через каждые 10см. Азатем в столярных мастерских студии «ЛЕОНАРДО» по чертежам изготовили каркас из плиты МDF. Его оклеили тончайшей фанерой (по принципу папье-маше), а уже потом шпоном, и залакировали.
Солидную даже на вид конструкцию удалось несколько "разгрузить" с помощью светлого прямоугольника венткороба. Он делит подвесной потолок центральной зоны надвое и "опирается" на стеллажи-пилоны столовой и гостиной. Пространство, окружающее этот главный элемент интерьера, Андрей Романов трактует как нейтральный фон. Подчеркнуто скупая геометрия ниш, в которых находятся электрокамин и домашний кинотеатр; светлые монохромные стены и потолок; паркетная доска из темной вишни; лаконичных очертаний мебель с синей обивкой, металлическими ножками и стеклянными столешницами; полупрозрачные палевые шторы... "Минимум пластики, мебели и декора,- говорит автор.- Все внимание концентрируется на барной стойке».
Летящая форма вызывает на первый взгляд аэрокосмические ассоциации. Впрочем, архитектор с этим не согласился и сравнил свое "крылатое" детище с рассекающей пространство... лодкой. Некоторую массивность "крыльев" уравновешивает стеклянная мембрана, которая некровожадному с виду архитектору напоминает нож гильотины. Вдействительности центральная часть стойки выполнена из очень красивого материала- трехслойного стекла с полимерной склейкой. Закаленный слой при изготовлении осторожно ударяют в торец- получается серебристая «паутинка», эффектно мерцающая при подсветке.
В "крыльях" барной стойки автор разместил яркие, регулируемые диммером подвесные светильники и бросающие на потолок мягкий отраженный свет софиты. Так архитектор подчеркивает графическое изящество стойки, стульев и центральной стеклянной части- иодновременно словно растворяет в воздухе распростертые «крылья». Игра света удачно смягчает эффект «давящего» сверху венткороба. Чтобы ничто не отвлекало от продуманного эффектного зрелища, Андрей Романов сконцентрировал освещение центральной зоны на барной стойке, в остальном ограничившись подсветкой ниш.
Другим принципом формирования интерьера стала трансформируемость пространства. Зона столовой может быть полностью изолирована от гостиной с домашним кинотеатром. Но и в гостиной, с помощью цветочной стойки-трансформера, легко выделить отдельный уютный уголок. Перемещаясь перпендикулярно основной перегородке, стеллаж с вьющимися растениями зрительно и психологически обособляет компанию за барной стойкой от поклонников кино. Стеллаж-трансформер выдержан в той же стилистике, что и стойка,- вместе они создают новый, более камерный вариант композиции интерьера.
В копилку идей
Два, разделенное надвое
Если уж удается дизайнеру, художнику, скульптору или архитектору создать красивую вещь (функциональное назначение и размер не имеют значения), то, конечно, хочется, чтобы она заняла в пространстве достойное место. И
чтобы ее можно было рассматривать в самых разных ракурсах. А
то
- представьте: купили вы антикварный шкафчик Людовика
XV и вместо того чтобы поставить его в гостиную, задвигаете подальше в кладовку. Абсурд!
Работа над дизайном интерьера во многом строится именно на принципе максимально удачного расположения в помещениях наиболее эффектных объектов. Так задается определенный стиль, образ, характер пространства. При этом нередко сложные композиции находятся на границе или в месте пересечения основных зон или комнат: между прихожей (или холлом) и гостиной, между столовой и гостиной, рядом с лестницей и т.
д. В
создание подобных ключевых элементов вкладываются основные творческие усилия и материальные затраты. В
нашем случае несложно определить, что же является эстетическим центром интерьера квартиры. Кухню-столовую отделяет от гостиной почти скульптура, играющая, кстати, еще и роль барной стойки. Вот только двухчастная на первый взгляд конструкция, оказывается, состоит из четырех частей. И
верхнее «крыло», и нижний портал разрезаны на симметричные половинки. Разрез настолько узок, что виден лишь сбоку. Со всех остальных сторон его загораживают стеклянные экраны. Недрогнувшей рукой архитектор рассек свое творение. Но даже разделенное перегородкой-трансформером оно продолжает украшать интерьер, и не одной комнаты, а сразу двух, совершенно одинаковыми своими частями. Чтобы не было обидно ни тем, кто остался за обеденным столом, ни тем, кто смотрит очередной суперфильм, потягивая мартини.
Пластика и колорит потолка и стен подчинены идее лаконичного обрамления главного "экспоната". При ее воплощении возникли некоторые сложности. Впроекте была заложена развитая система кондиционирования и вентиляции, предусматривались системы охранной и противопожарной безопасности. Всю проводку, датчики и вентиляционные решетки нужно было скрыть от глаз, сделать частью нейтрального фона.
Рациональным решением стала обшивка квартиры по периметру гипсокартоном. За ним, особенно при кирпичных стенах, удобнее всего спрятать разветвленные коммуникации. Амногочисленные вентиляционные решетки архитектор компактно и незаметно расположил в прорезях подвесного потолка и стен. Инженерную взаимосвязь помещений удалось обыграть внятно и органично, не акцентируя на ней внимания.
При планировке других помещений- гостевой и хозяйской спален с примыкающими к ним кабинетом, комнатой отдыха, санузлами и кладовыми- пришлось считаться с уже существующими неширокими проемами в центральной несущей стене. Чтобы как-то выиграть в размерах, ведущую из столовой в спальню хозяев стеклянную дверь подвесили на петлях без обвязки. Конструктивная необходимость пошла во благо, усилив общее впечатление легкости пронизанного светом пространства. Из голубоватого матового стекла изготовлены и раздвижные перегородки, отделяющие спальню от кабинета и комнаты отдыха. Заданную узким проемом планировочную ось автору показалось логичным подчеркнуть. Вглубь квартиры протянулась яркая световая "дорожка"- специально подобранный светильник на растяжках-световодах.
Солнечным днем спальня (пастельные оттенки, большие окна, светлый потолок, кленовая паркетная доска, охристое дерево стеллажа и подобранные в тон золотистые шторы в сочетании с голубым стеклом раздвижных перегородок) производит мажорно-курортное впечатление. Южную тему продолжают подсвеченные "волны" подвесного потолка, ажурные кресла и зелень комнатных растений. Здесь Андрей Романов также задействовал свой излюбленный прием: сочетание функционального и декоративного в центральном объекте пространства. Вспальне это авторский стеллаж с туалетным столиком: вроде бы декоративный элемент обстановки, а служит своеобразным «паркингом» для раздвижной шторы на окне.
Для отделки стен был выбран Marbelux- экологически чистый материал на полимерной основе. Однородная масса с добавлением нужных колеров наносится вручную мастерком, шпателем, натуральной губкой. Фантазия не ограничена: рисунок зависит от инструмента. Для каждого помещения подобрана своя текстура стен, перекликающаяся с другими деталями интерьера. Например, в спальне материалу штор соответствует нарочито грубая «полосатая» поверхность. Недавно появившийся на нашем рынке отделочный материал позволил разнообразить облик квартиры и в то же время добиться стилистической цельности пространства.
Вечером открытый во все стороны "солярий" превращается в уютное помещение для отдыха и сна. В"закрытом режиме" спальня вызывает другие географические ассоциации. Натянутая на металлический каркас штора жатой фактуры, сочетание светлых поверхностей потолка и стен с более темной деревянной мебелью напоминают обстановку традиционного японского жилища. Ав абстрактном рисунке покрывала явственно проступают иероглифы. Слегка намеченные в центральной зоне плетением льняных штор, фактурой ковров-циновок, в спальне черты экологического стиля присутствуют более явно, создавая атмосферу тепла и покоя.
В комнате отдыха облицованные мозаичной плиткой стены продуманно сочетаются со светлым паркетным полом из кленовой доски. Рисунок мозаики повторен на шторах и подхвачен покрытой материалом Marbelux стеной сауны. Ради сохранения первоначальных размеров ванной комнаты сауну пришлось «выдвинуть» в комнату отдыха. Чтобы придать этому тандему пространственно организованный вид, архитектор «подвесил» сауну консольно на металлический каркас. Со стороны комнаты отдыха под сауну поставили ряд выдвижных ящиков для хозяйственных мелочей и спортинвентаря. Ритм прямоугольных светильников, встроенных в облицованную мозаикой стену, перекликается с прорезями потолка и стен столовой и гостиной.
Заданную в спальне тему голубовато-матового стекла в санузле развивают нарядная раковина с хромированным смесителем и дверь без обвязки. Изнутри кажется, что прямо за узким прямоугольником двери- яркое небо.
Подвесные потолки гардеробной и гостевого санузла сделаны съемными. За их стальными панелями с порошковым напылением располагаются блоки сложной системы кондиционирования, к которым обеспечен свободный доступ по всему периметру.
Стилистику high-tech («высокие технологии») при желании можно воспринимать и в несколько ином ключе, чем обычно. Традиционно об этом стиле принято думать как о чем-то предельно неуютном, с обилием металлических элементов и минимумом декора. Но современные высокие технологии не ограничивают дизайнеров и архитекторов только металлом. Напротив, к их услугам богатейший выбор полимерных и естественных материалов. Дерево, пластик, стекло, ткани — все можно использовать для создания авторских элементов, придающих интерьеру неповторимую индивидуальность. Характер у жилого пространства, в котором доминирует дерево, будет комфортным для человека.
К созданному Андреем Романовым интерьеру трудно подобрать определение. Холодное дыхание стиля high-tech (много стекла и стальных элементов) значительно смягчено теплыми вкраплениями деревянных конструкций и мебели. При этом ощущается лаконичность минимализма. Но осваивающие пространство предметы только выигрывают на спокойном фоне, оживляя геометричность пластических решений. Главный архитектурный акцент интерьера- барная стойка- существует в нем отнюдь не как выставочный экспонат. Облик жилища получился неповторимо индивидуальным благодаря разумному подходу к делу: не жалеть сил и средств на принципиальные имиджевые вещи за счет простых в остальном решений.
По Довлатову, деньги- это свобода выбора образа жизни. Особенно при наличии воображения.
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!