Гармония безмятежности

«Дюна». Образ планеты-пустыни в интерьере трехкомнатной квартиры общей площадью 81 м2.

Гармония безмятежностиОбраз пустыни создается немногочисленными, но эффектными приемами. Это контраст разнофактурных стен, тонированная подсветка подвесного потолка, тщательно выверенная колористика и, конечно, точно подобранная по стилю мебель Гармония безмятежностиСолнечные лучи скользят по коричневому паркетному полу гостиной, а затем- по мягким формам светло-песочного дивана Гармония безмятежностиГостиная. Тени и свет. Фактуры и отражения. Линии и формы. "Дюна" Гармония безмятежностиПолукруглые стены и циркульные кривые подвесного потолка раздвигают реальные границы объединенного пространства гостиной, столовой и кухни Гармония безмятежностиЧтобы подчеркнуть изгиб стены, авторы проекта повторили ее очертания дугой из керамогранита на полу и пунктиром встроенных светильников над плинтусом Гармония безмятежностиКухня- это серебристо-серое преддверие дневного жара. Здесь можно не торопясь попить кофе, наслаждаясь последними спокойными минутками перед суетой рабочего дня Гармония безмятежности Интерьер кабинета создан не только дизайнерской мыслью, но и реальной необходимостью. Коллекция старинных предметов, книги и компьютер требовали своего места под солнцем Гармония безмятежностиВ маленькой спальне со светло-сиреневыми стенами есть только кровать под синим покрывалом и старинная швейная машинка "Зингер", используемая как подзеркальный столик. Иеще, конечно, шторы. Легкие, белые, как облака Гармония безмятежностиДаже в ванной можно ощутить влияние "жаркого" образа. Под электрическим светом не только белый, но и переливчатый серый цвет приобретает желтоватый оттенок Гармония безмятежностиФрагмент кабинета. Пристанище сразу нескольких муз и минувших эпох среди современных форм и передовых технологий Гармония безмятежностиПлан до реконструкции Гармония безмятежностиПлан после реконструкции

На Международном фестивале "Зодчество-2001"
интерьер удостоен диплома Союза архитекторов России

Сразу хочется огорошить читателя фактом, что квартира эта имеет собственное имя. Как, скажем, корабль или меч короля Артура. Согласитесь, случай редкий и уже этим заслуживающий интереса и уважения. Итак, она называется «Дюна», что сразу рождает массу ассоциаций. Которые получают свое подтверждение и развитие после того, как попадаешь внутрь, в интерьер

От редакции

Вообще ассоциации- вещь сугубо субъективная. Они являются естественным продуктом жизненного опыта, характера и мироощущения конкретного человека. Уразных людей ассоциации на одинаковые обстоятельства могут сильно различаться. Что и делает межличностное общение если не более интересным, то хотя бы более непредсказуемым. Для творческой личности своеобразие мышления- особый талант. Шанс создать нечто новое, неожиданное, прекрасное. Всознании дизайнера, придумывающего интерьер, как в горниле, сплавляются собственные идеи, пристрастия, образы с пожеланиями, высказанными заказчиком. Так рождается образный строй квартиры или загородного дома. Если в N3 журнала "Идеи вашего дома" за этот год мы обсуждали с архитектором его профессиональную кухню, приемы, позволяющие компенсировать объективные планировочные недостатки квартиры, то сейчас мы обращаемся к самому сокровенному в создании произведения искусства- к его истокам.
Той части наших читателей, которые интересуются исключительно прикладными аспектами дизайна интерьера, можно порекомендовать сразу же обратиться к части статьи, озаглавленной «Реализация».

Чего хотел заказчик и чего хотели авторы проекта? Заказчик- мягких и плавных линий и форм. Авторы, основываясь на предпочтениях заказчика, хотели образа. Ясного и простого- но в то же время ускользающего и сложного. Гармоничного и приятного- но одновременно непредсказуемого и даже иногда спорящего с человеком. Вобщем, образа, который с полным правом мог бы называться художественным. Иэтот художественный образ у авторов интерьера родился. Образ пустыни.

Здесь необходимо некоторое пояснение. Умногих наших читателей слово "дюна" (песчаный холм или гряда) сразу вызывает в памяти морское побережье. Иэто верно. Те, кому доводилось заглядывать в толковый словарь русского языка или бывать на побережье Балтийского или Черного моря в районе Анапы, хорошо помнят, что такое дюна: "прибрежный песчаный холм, передвигаемый ветром", "Долгая дорога в дюнах" и т.д. Но для нашего интерьера решающим оказался образ, близкий более молодому поколению киноманов. Образ, нарисованный американским писателем Френком Хербертом в романе «Дюна. Дом Атрейдесов» и развитый режиссером Дэвидом Линчем в нашумевшем фильме с Кайлом Маклахленом в роли Муаддиба. Образ величественной и прекрасной планеты-пустыни. Что поделать, другие люди, другие источники информации, другие приоритеты. Но для понимания этого интерьера следует отталкиваться именно от ассоциации со словом «пустыня».

Дюны (нем., ед. ч. Dune)- название форм скоплений песка, созданных ветром. ВРоссийской Федерации дюнами называют только формы рельефа песков внепустынных областей (берега морей, озер, рек, зандровые области). Внепустынные дюны имеют параболическую форму; "рога" дюн направлены против ветра, наветренный склон длинный и пологий, вогнутый, подветренный- крутой и выпуклый. Высота от нескольких метров до 100м; скорость перемещения до нескольких метров вгод.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000.

Образ пустыни

Авторы интерьера "Дюна" в настоящей пустыне никогда не бывали. Авот автор этих строк бывал, и не раз. Потому и удивился их точному попаданию в образ. Ведь что есть пустыня? Место на земле, где очень жарко, много песка, нет воды и совсем мало живности? Бросьте. Все гораздо глубже и поэтичней. И, если хотите, серьезней. Пустыня- это суровая и лаконичная красота. Это гармония безмятежности, которой нет дела до человека со всей его суетой и тупым стремлением отдать поменьше, а взять побольше. Безмятежность пустыни ни к чему не обязывает: ты можешь ее замечать или не замечать- пустыне от этого ни холодно ни жарко. Жарко или холодно бывает там человеку (жарко днем и холодно ночью).

Пустыня знает цену вечности, потому что века протекают сквозь нее, словно минуты сквозь человека. И она знает цену счастья, потому что дарит человеку оазис- вещь совершенно непонятную тем, кто привык безоглядно и ненасытно потреблять. Пустыня учит довольствоваться малым и укрывает от излишних соблазнов. Она дает человеку зеркало, в котором душа отражается без искажений.

Бархан в пустыне прост и красив мягкой неназойливой красотой. Он незыблем и в то же время подвижен. Внем нет внешней броскости и многоцветья, но он в этом и не нуждается. Вызывать восторг- не его задача. Его задача- навевать покой и думы об истинном смысле бытия.

Но это пустыня, а перед нами, наоборот, интерьер городской квартиры, скажете вы. Ибудете правы и не правы одновременно. Яуже говорил о том, что современного человека все чаще удручает давление на него окружающей, им же созданной среды. Ион, пусть неосознанно, но пытается вернуться к природе (при этом не покидая мегаполиса,- попытка компромисса, как и было сказано). Той самой природе, от опасного давления которой укрывался в доме и городе.

Гармония безмятежности
Обтекаемые формы

Нам с вами повезло, мы живем в удивительные времена: того и гляди, начнется новый виток эволюционного развития человека. Потрясающее, ошеломляющее и деморализующее обилие всевозможных материалов, оборудования, "мулечек" и "примочек" для ванных комнат и туалетов не может не вызвать определенные изменения в сознании, образе жизни и, наверное, даже анатомии homo sapiens. Подобно древним животным, которые предпочли жизни на суше беспокойный мир морских глубин, человек будет вынужден откликнуться на все увеличивающееся (под натиском технического прогресса и неуемной фантазии дизайнеров) влияние агента водной стихии в собственном доме. Ихтиандрами мы, может быть, и не станем, но этико-социологические факторы непременно трансформируются. И произойдет что-нибудь наподобие описанного в книжках Макса Фрая. Там жители Соединенного Королевства не мыслят жизни без пяти-шести бассейнов для ежедневных омовений (вкаждом доме!!!), а процесс утреннего и вечернего туалета занимает часа четыре. Сколько у них остается времени на такой пустяк, как работа, подсчитайте сами.
В общем, неизменной популярности темы ванных комнат в нашей рубрике "Копилка идей" удивляться не приходится. Идостойные кандидаты на место в ней появляются снова и снова.
В квартире с многообещающим названием "Дюна" ванная комната не могла быть банальным помещением с невыразительным дизайном и безликими сантехприборами. Впустыне вода- слишком значительное и экстраординарное явление, чтобы не придать ему столь же выразительную форму в образном ряду интерьера. Мощные обтекаемые формы разноуровневых подпорных стенок и перегородок, покрытые, словно сероватым песком, мелкой мозаичной плиткой, создают необходимый антураж для изящной сантехники. Например, выстроенное из пенобетонных блоков ограждение душа выглядит совсем как источенный ветрами и песчаными бурями утес. Столь серьезное сооружение возникло не только из-за амбиций дизайнера- оно значительно надежней и долговечней альтернативной конструкции из пластика. Плавные монолитные формы можно облицовывать как мозаичной плиткой, так и смальтой. Важно, чтобы размер плиточек был минимальным.

Возможно, многие охотно со мной поспорят, но мне кажется, что появление таких квартир, как "Дюна", и есть своего рода вещественное отображение этих попыток. Постараюсь пояснить свою мысль. Интерьер "Дюна" мягок и лаконичен- это первое, что бросается в глаза. Изящество и мягкость линий. Лаконичность красок, материалов и мебели. Ив то же время удивительная гармония окружающего тебя пространства. Гармония настолько полная, что в это самое пространство совершенно невозможно что-либо добавить, не нарушив хрупкое соотношение пропорций и цветов (кстати, я совсем забыл упомянуть, что пустыня с точки зрения науки экологии- мир гораздо более ранимый, чем, например, тот же лес). Иеще. Этот интерьер меняется! Так же, как с течением суток меняется пустыня.

Не знаю, как вы, а я искренне позавидовал хозяевам квартиры. Ведь они не просто сумели найти с архитектором и дизайнером общий язык, но и рассказали на этом языке прекрасную и мудрую историю.

Но, пожалуй, хватит о высоком, пора поведать о практических вещах, которые могут быть интересны читателю, как были интересны мне.

Реализация

Итак, представьте себе обычную трехкомнатную квартиру: два балкона, раздельный санузел, прямые стены и углы, комнаты непроходные- вобщем, все "как у людей". Начали с того, что сломали перегородки, оставив белый силикатный кирпич стен и голый бетон на полу и потолке. Демонтировали старые радиаторы отопления и оба стояка в ванной комнате и туалете (это пришлось сделать, поскольку предполагалось переместить унитаз, раковину и ванну, да еще установить душевую кабину и биде). Перенос стояков всегда связан с беспокойством соседей. Вданном случае вопрос был полюбовно улажен путем ремонта потолка в санузлах квартиры, находящейся этажом ниже. Затем монтировали новые окна и делали новую электропроводку. Балконы получили финское остекление и отделку пластиковой вагонкой. Спомощью матов из вспененного базальта и двух слоев гипсокартона усилили звукоизоляцию стен, отделяющих квартиру от лифтовой шахты, а также спальню- отсоседских помещений. После этого приступили непосредственно к созданию интерьера.

Мягкое ковровое покрытие на полу спальни уложено на амортизирующую подложку толщиной 2см. Подложка, в свою очередь, располагается на фанерном основании. Конечно, такое покрытие не очень функционально (длинный ворс- великолепный пыле- и грязесборник). Но, во-первых, на то и существуют хорошие современные пылесосы, а во-вторых, ступать босиком по этому ковру- все равно что по остывшему от дневного жара мягкому и нежному ночному песку пустыни. Ни с чем не сравнимое удовольствие!

Прихожую урезали, гостиную объединили с кухней, а новым стенам придали определенный радиус кривизны, как это и положено у нормальной дюны. Тут, кстати, нужно сделать небольшое отступление. Линии перегородок, пола (например, граница между паркетом гостиной и керамогранитом кухни) и потолка- округлые. Но в то же время геометрически выверенные и точные. Здесь чувствуется присутствие циркуля и линейки, ощущается глазомер мастера, привыкшего творить при помощи цифр и математических понятий. Природа природой, но архитектурный художественный образ (как, впрочем, и любой иной)- это ни в коем случае не повторение природы, а ее переосмысление. Такова диалектика творчества. Лишь понимающий и чувствующий ее способен создать настоящее произведение. Или воспринять его.

Впрочем, не все перегородки изогнуты. Одна- между спальней и остальной квартирой- традиционно прямолинейна. Новые стены выполнены из гипсокартона (кроме трех простенков в ванной комнате, сделанных из пенобетона на металлическом каркасе). На перегородки нанесено французское покрытие с восковой пропиткой DECOBOIRO, охристые цвета которого как нельзя более соответствуют названию интерьера.

В прихожей обращает на себя внимание каплевидное, хитрой формы зеркало. Оно как будто продолжает поток света, идущий от потолочной лампы. Зеркало сделано на заказ в мастерской дизайн-студии "АТТИКА". Также на заказ изготовлен оборудованный в нише встроенный шкаф, материалы и комплектующие для которого предоставлены фирмой MOBILFORM. Стоит ли говорить, что свет в помещении загорается автоматически, как только открывается изготовленная опять же на заказ металлическая входная дверь.

Кухня и гостиная, образовавшие единое пространство, зрительно разделены. На полу в гостиной- дубовый паркет, покрытый воском, на кухне- керамогранит. Кроме того, две эти зоны разграничены круглым обеденным столом и стульями немецкой фирмы ROLF BENZ. Мебель выполнена в той же цветовой гамме, что и стены в гостиной.

В гостиной, на мой взгляд, очень выразительно расположены светильники. Они идут по низу стен, а также скрыты в складках подвесного потолка. При определенном режиме включения свет яркой полоской пробивается сквозь тонкую дугообразную щель в подвесном потолке (кто встречал рассвет в пустыне, поймет, на что это похоже). Также в гостиной любопытны авторские стеклянные полки и конструкция из гипсокартона под телевизор.

Необходимо заметить, что хозяйка квартиры принимала самое деятельное участие в создании интерьера и, благодаря отменному вкусу и чувству меры, может считаться чуть ли не одним из его авторов. По настоянию Александра Вайсфельда ее имя было включено в диплом Союза архитекторов России, полученный дизайн-студией "АТТИКА" на Международном фестивале «Зодчество-2001».

Если прихожая, гостиная, кабинет и спальня- это Сахара и Каракумы с Кызылкумами, то кухня- скорее Гоби (дапозволено мне будет такое сравнение). Во всяком случае, разнообразные оттенки серо-стального цвета кухонной мебели (фабрика DELTONGO, Италия) в сочетании с цветом керамогранитных плит на полу и фисташково-зеленой верхней частью стен (фисташковые деревья, чьи плоды многие из нас с удовольствием потребляют, растут именно по краям пустынь и в оазисах) напоминают именно эту необычную пустыню.

Стеновое покрытие DECOBOIRO (Франция) применяется для внутренних работ. Благодаря своей пластичности позволяет создавать рельефы в самых разных стилях- от "старины" до "модерна". Вэтом материале сочетаются два противоположных свойства: изысканный внешний вид и прочность. Поверхность, на которую наносится DECOBOIRO, должна быть сухой, чистой, однотонной и неабсорбирующей. Старые поверхности необходимо предварительно очистить от краски, обоев и т.п. Впрочем, идеально выравнивать стену не обязательно, это сделает DECOBOIRO. Главное, чтобы не было явных бугров и впадин.
Белая основа покрытия имеет пластичную структуру и наносится при помощи пластикового или металлического полутерка и шпателя (время полного затвердения и высыхания- 24часа при20С). Последующее нанесение на высохшую плоскость колерованного матового воска производится кистью. Многообразие оттенков достигается путем наложения одного цвета на другой. Для получения "состаренной" поверхности воск затирается белой фланелевой салфеткой (тон зависит от промежутка времени между нанесением воска и моментом затирания). Покрытие легко реставрируется повторным нанесением воска. Внашем случае поверхность не затиралась, она не гладкая, а, наоборот, шероховатая, грубофактурная. Похожая на пустыню, если смотреть с высоты 10км.

Кабинет же вызывает гораздо меньше "пустынных" ассоциаций. Здесь много книг на полках, антиквариата, живописи на стенах,- все это досталось хозяину квартиры в наследство от отца и является семейными реликвиями. Довершают картину компьютер, рояль и удобный диванчик. Впрочем, так и должно, наверное, быть. Вкабинете работают. Акогда человек работает, он меньше всего склонен предаваться поэтическо-философским настроениям. Ивсе же в кабинете тоже есть и поэзия, и философия, и мудрость традиции.

Цвета спальни более холодны- это пустыня ночью. Азначит, синее покрывало на кровати вполне уместно. На границе с ванной устроена вместительная и удобная гардеробная, спроектированная и изготовленная дизайн-студией "АТТИКА" из материалов фирмы MOBILFORM.

И наконец, ванная комната. Цвета- всевозможные оттенки серого и охры. Округлые линии сантехники и перегородок, пола с подогревом и подвесного потолка со встроенными светильниками. Вобщем, оазис. Место, где можно смыть пыль и грязь трудной дороги, отдохнуть, расслабиться, набраться сил и уверенности, прежде чем снова отправиться в путь...

И еще одна мысль об интерьере "Дюна". Я долго думал, что еще, кроме яркого художественного образа, отличает его от всех остальных, талантливо спроектированных и качественно выполненных. Инаконец понял. Вернее, эту мысль мне подсказал сам Александр Вайсфельд, когда говорил об участии заказчиков в создании "Дюны" и о собственных творческих исканиях. Так вот, этот интерьер бескомпромиссен. Ни архитектору, ни хозяевам не нужно было идти на компромисс с творческими амбициями, собственными предпочтениями, художественным вкусом и возможностями кошелька. Изадуманное было воплощено в материале с точностью, каковую редко встретишь в искусстве проектирования и строения зданий и помещений, называемом архитектурой.

Редакция благодарит компанию «Европейский мебельный клуб» за помощь в проведении съемок.

.
Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.
Рекомендуем