Гараж в два этажа

Технология возведения отдельно стоящего гаража, совмещенного с гостевым домом, в Подмосковье. Описание поэтапных работ.

Гараж в два этажа
Гараж в два этажа Для выпуска "магистральных" труб в монолитной плите пробили отверстие. Снаружи их защитили PP-трубой
Гараж в два этажа
Гараж в два этажа Контроль рядности и вертикальности кирпичной кладки осуществляли с помощью гидравлического и строительного уровней Гараж в два этажа Труба канализации ведет к очистной установке Тоpas (TOPOLWATER) Гараж в два этажа Как показали результаты строительства, "магистраль" вышла в точно назначенном по проекту месте Гараж в два этажа Снизу опалубку для перемычек над воротами поддерживают несколько опор: по краям- деревянные, в центре- металлические Гараж в два этажа После отливки перемычек опоры подстраховали не набравший полной прочности бетон Гараж в два этажа В зоне лестничного проема было решено залить монолитное перекрытие- пустотных плит необходимого размера просто не существует Гараж в два этажа После устройства перекрытия продолжили работы по возведению стен гостевого дома. Для этого штабели кирпича подняли наверх, что, безусловно, создало дополнительную нагрузку
Гараж в два этажа
Гараж в два этажа Чтобы компенсировать созданную штабелями кирпича нагрузку, под пустотными плитами перекрытия установили деревянные подпорки. Такую "страховку" излишней никак не назовешь
Гараж в два этажа
Гараж в два этажа Из-за отсутствия подходящих готовых элементов перемычки над полуарочными окнами пришлось изготовить из монолитного железобетона
Гараж в два этажа
Гараж в два этажа Сверху вдоль ребер стропильных ног прибили брус контробрешетки- его размеры (5050мм) заранее предопределили величину будущего вентзазора между мембраной и утеплителем Гараж в два этажа Настеленную по контробрешетке антиконденсатную гидроизоляцион-
ную пленку Elkatek Extra прижали к стропилам обрешеткой (ее шаг определен кровельным материалом) Гараж в два этажа К стенам дома прикрепили обрешетку. Между ее брусками уложили утеплитель толщиной 50мм, который прикрыли влагоизоляционной мембраной. Затем на обрешетку набили блокхаус- он создает эффект "деревянного" дома Гараж в два этажа При устройстве кровли особое внимание уделили резке листов металлочерепицы. При этом использовали ручную циркулярную пилу для металла с зубом так называемой обратной заточки- она, в отличие от обычно применяемой в таких случаях болгарки, не перегревает материал
Гараж в два этажа
Гараж в два этажа При устройстве обвязки котла использовали армированные стекловолокном трубы PP-R80 (AQUATHERM)- они выдерживают температуру до 95С
Гараж в два этажа
Гараж в два этажа Освещение во всех помещениях гостевого дома (кроме гаража) обеспечивают симпатичные и недорогие светильники MASSIVE, оснащенные экономичными лампами накаливания Гараж в два этажа Внутренняя отделка жилых помещений лаконична: в спальнях- дерево, в остальных помещениях- крашеные стены, на полу- плитка
Гараж в два этажа
Гараж в два этажа План фундамента Гараж в два этажа План первого этажа Гараж в два этажа План мансардного этажа

Где лучше разместить гараж для любимого автомобиля? Стоит ли возводить жилое помещение над отдельно стоящим «домом для машины», и если да, то как? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в статье, повествующей о том, как в Подмосковье строили гараж, совмещенный с гостевым домом.

В практике коттеджного строительства есть три схемы расположения гаража: его размещают либо в цокольном этаже, либо на первом этаже дома, либо возводят для этого отдельно стоящее строение. Каждый из перечисленных вариантов имеет свои плюсы и минусы.

Где будем делать гараж?

Гараж в два этажа Чтобы на полу гаража не скапливалась грязная вода, он сделан с уклоном в сторону ворот. Перед воротами смонтировали ливневый водоотвод, из которого вода стекает в один из дренажных колодцев, расположенных вблизи основного дома Гараж в цокольном этаже не отнимает ни у дома, ни у участка полезную площадь. Попасть в него можно, не выходя на улицу. Запахи и грязь в жилую зону почти не проникают, поскольку по соседству с гаражом, как правило, расположены хозяйственно-технические помещения (котельная, кладовые ит.п.). Кстати, такое соседство, несмотря на пожароопасность, гарантирует еще одно преимущество: устройство отопления и водоснабжения гаража не вызывает особых проблем. Минусы же данного варианта довольно существенны. Во-первых, усложняется проект фундамента и всего дома, что приводит к увеличению стоимости строительства. Во-вторых, необходимо тщательно гидроизолировать фундамент (при высоком уровне грунтовых вод строительство такого гаража вообще нецелесообразно), а также отвести дождевые и талые воды, иначе сооружение может просто утонуть. Наконец, если гараж расположен значительно ниже уровня почвы, въезд и выезд из-за большого уклона выездной дорожки затруднены и летом, и особенно зимой. Ведь пока снег не уберешь и лед не растопишь, наверх не выберешься (если, конечно, не соорудить выездную дорожку с малым уклоном, но длиной во весь участок).

Гараж в два этажа В светлом и просторном гараже разместились автомобиль и два мини-мотороллера, на которых хозяева любят путешествовать по окрестностям в теплое время года. Чтобы гаражные ворота зимой не примерзали, под плитками, находящимися непосредственно под линией ворот, провели трубы, подающие тепло к расположенным в гараже радиаторам Гараж на первом этаже с точки зрения въезда и выезда более удобен. Он не боится ни грунтовых вод, ни весеннего таяния снегов. Ипопасть в него можно без проблем, и коммуникации нетрудно подвести. Зато такой гараж займет уйму драгоценных метров жилой площади. Аесли в нем нет мощной вытяжной вентиляции, то как бы вы ни герметизировали двери, запах бензина и масла все равно будет ощущаться в доме. Небезопасен гараж на первом этаже и в пожарном отношении- ведь в баке вашего автомобиля находится взрывоопасная жидкость.

Вплане пожарной безопасности предпочтителен отдельно стоящий гараж. Грязь (равно как и запахи) может проникнуть из него в основное здание разве что на подошвах ботинок. Жилую площадь у дома он не отнимает, а если кроме машины есть и другие транспортные средства (мотоцикл, мини-мотороллер, катер, скутер), то отдельно стоящий гараж просто незаменим. Размеры его- любые (если, конечно, позволяет территория участка). При необходимости и котельную позволительно вынести в гараж, освободив, таким образом, часть площади дома. Здание гаража может быть облегченным и, следовательно, дешевым. Иобогревать его, как дом, не обязательно: оптимальная температура составляет 5С. Недостатки у такого способа строительства тоже есть, правда не слишком существенные. Влюбую непогоду придется идти от входной двери жилого дома до гаража (конечно, если средства позволяют, можно построить теплый или даже подземный переход). Непросто организовать и прокладку коммуникаций между домом и гаражом, если строения достаточно удалены друг от друга.

Гостевой домик над гаражом

Гараж в два этажа Стены возводили из так называемой теплой керамики- пустотелого крупноформатного кирпича. Из этого материала и строить быстрее, и количество растворных швов будет меньше, и нагрузка на фундамент ниже Как показывает практика, идея строительства отдельно стоящего гаража не совсем бесперспективна. Примерно на 25-30% строительных площадок Подмосковья, на которых автору этих строк довелось побывать за последнее время, возводят именно такие гаражи. Строят их капитальными, с довольно прочным фундаментом, стенами, перекрытиями и двускатной крышей (снег на ней меньше задерживается). Ипримерно в 50% случаев застройщики превращают имеющийся чердак в "обитаемое" помещение (чтобы место не пустовало). При этом многие сразу заказывают проект гаража с жилой мансардой: стены подняты на 1-1,5м над уровнем перекрытия, а кровля основательно утеплена.

Стоимость такого гаража, конечно, увеличится. Зато над ним будет достаточно просторное жилое помещение со всеми удобствами, где можно разместить неожиданно нагрянувших гостей или надолго приехавших родственников. Среди них ведь могут оказаться и те, кто не любит ни в чем стеснять хозяев. Их чувства тоже надо уважать: не хочешь жить в основном доме- милости просим в отдельный!

От идеи к воплощению

Гараж в два этажа В первую очередь строители возводили фасадную стену дома. Необходимость этого была обусловлена тем, что над проемами ворот решили залить перемычку из монолитного бетона. Ичем скорее она будет отлита, тем бо/льшую прочность успеет набрать бетон к моменту устройства сборного перекрытия первого этажа Возможно, примерно так и рассуждали владельцы описываемого нами гостевого домика, принимая решение о его возведении. Нарисовали эскиз и обратились в фирму, возводившую в это время для них деревянный дом и отдельно стоящую баню. Специалисты ознакомились с наброском и ответили: "Без проблем. Как только строительство дома закончим, сразу же примемся за ваш гараж. Обойдемся даже без проекта- домик-то маленький". Ивзялись. Выкопали траншеи глубиной чуть более 1,5м (ниже глубины промерзания грунта), устроили в них песчаную подушку, заложили арматуру и залили ленты бетоном. Затем отлили монолитную железобетонную плиту толщиной 20см. На время, пока фундамент застывал, и рабочие, и их руководители уехали, а обратно не вернулись...

Хозяева вначале расстроились, но затем поручили работу другим исполнителям. Спасителем положения выступила фирма "СТК-ИНТЕРЬЕР". Вот только как строить без проекта? Пришлось отправить на место экспертов, которые обследовали фундамент и провели его обмер. Вцелом состояние основания их удовлетворило. Насторожило только одно: в одной из стенок смотровой ямы ближе к дну обнаружилась трещина. Когда ее вскрыли, выяснилось, что при заливке ленты опалубку установили только со стороны ямы, а вторая стенка была земляной и еще до укладки бетона осыпалась. Врезультате если в верхней зоне толщина стенки была вполне приемлемой (около 20см), то в нижней части она уменьшалась до 4-8см. Кроме того, в монолите смотровой ямы почему-то не оказалось арматуры.

Гараж в два этажа Плиты скрепили арматурным прутком с помощью сварки. Швы между ними заполнили цементным раствором Оставлять яму в таком состоянии побоялись: вдруг появятся новые трещины, а затем стенки начнут крошиться- тогда беды не миновать. Договорились полностью удалить бетон в этом месте, а затем, "привязавшись" к старой арматуре, залить новую яму. Кроме того, в договор, заключаемый с хозяевами, решили внести пункт, снимающий с фирмы ответственность за поведение фундамента в целом. Это и понятно- кто же возьмется отвечать за работу другой компании? Владельцы с такой формулировкой вынуждены были согласиться. Помимо договора на строительство гостевого домика они подписали с фирмой еще один- на устройство системы отопления всех сооружений, расположенных на участке (реализации данного проекта мы коснемся вскользь- это уже совсем другая история).

Начало строительства

Гараж в два этажа Поскольку по проекту внешние стены впоследствии подлежали утеплению, их выложили в полтора кирпича, а внутренние перегородки- в один кирпич. Кладку провели на обычном растворе, который сделали на месте из сухой смеси. После утепления стены сопротивление теплопередаче (Ro) составило 2,8м2С/Вт. Это, конечно, несколько ниже требований СНиПа (3,2м2С/Вт), но для гаража или временного жилья вполне достаточно Согласно проекту, стены строения должны были быть не деревянными, а кирпичными: они прочнее, надежнее и с точки зрения пожарной без-опасности значительно выигрышнее. Ачтобы возведенный гараж не выделялся на фоне уже имеющегося на участке ансамбля (дом+баня), стены его снаружи решили обшить блокхаусом. На первом этаже (площадь- 57,6м2) предполагалось разместить гараж на две машины и мастерскую, на втором (54,7м2)- две спальни, кухню-столовую, гардеробную и санузел.

Строительство начали с подведения коммуникаций. От основного дома к гостевому проложили подземную трассу длиной около 50м, для чего вырыли канаву глубиной 1,7м- под лентой фундамента будущего гаража сделали подкоп. Для прокладки трасс подобного рода существуют стандартные решения: например, у фирмы WIRSBO (Швеция) четыре утепленные трубы уложены в общую оболочку. Но такое решение ни хозяев, ни монтажников не удовлетворило: во-первых, стандартная труба обходится достаточно дорого- от 2700руб. за 1пог. м; во-вторых, проложить надо было не четыре, а пять труб (две- для отопления, две- для ГВС и одну- для ХВС). Поэтому изготовили собственную "сборку": каждую из пяти труб из сшитого полиэтилена (WIRSBO) "одели" в трубчатый утеплитель и все вместе поместили в канализационную РР-трубу диаметром 160мм, служащую оболочкой. Вту же трубу уложили управляющий кабель для термостата котла. Стоимость 1пог. м составила 1500руб.

Возведение стен

Стены гаража решили строить из пустотелого кирпича марки М-150 ("ПОБЕДА ЛСР", Россия). Производители и специалисты называют его камнем керамическим строительным поризованным или теплой керамикой. Почему именно из него? Этот крупноформатный кирпич (размеры- 250138120мм) можно использовать для возведения как наружных, так и внутренних стен. Кего несомненным достоинствам относятся хорошие теплоизоляционные свойства- теплопроводность 0,21-0,26Вт/(мС), а также звуконепроницаемость, небольшая плотность (960кг/м3), низкое водопоглощение (8-9%). Правда, стоит он недешево- около 11тыс. руб. за 1тыс. шт., но если учесть, что один такой кирпич заменяет два обычных, то эта цена вполне приемлема.

Перекрытия и перемычки

Гараж в два этажа Перекрытие первого этажа изготовили из пустотных плит. Их уложили на стены с таким расчетом, чтобы ширина опорной площадки составляла не меньше 200мм. Затем торцы и боковые стороны плит закрыли кладкой в полкирпича (завершающий ряд кладки лег вровень с верхом плит) Перемычки над воротами и расположенными на фронтонах полуарочными окнами решили изготовить на месте из монолитного железобетона. Подготовку к заливке перемычек над воротами начали задолго до полного возведения стен первого этажа- как только были готовы боковые опорные участки и разделяющий ворота столб. Ведь чем раньше проведена отливка, тем прочнее будет бетон к моменту укладки перекрытия первого этажа. Его выполнили из пустотных плит ПК 63-12 (63001200200мм). От создания монолитного перекрытия отказались- требовался небольшой объем бетона, а дом расположен довольно далеко от Москвы, поэтому завозить бетон миксерами и заказывать для его подачи на перекрытие бетононасос невыгодно. Но без монолитного участка перекрытия не обошлось- его залили в районе лестничного проема. Бетон для этого приготовили на месте- в небольшой растворомешалке. Позднее на перекрытие насыпали слой керамзита (он служит тепло- и звукоизоляцией), затем залили бетонную стяжку.

Как только перекрытия были готовы, продолжили кладку стен- они возвышаются над уровнем бетона примерно на 1м, что позволяет снизить потери полезной площади.

Кровля

Гараж в два этажа С нижней стороны к стропилам подшили пароизоляционную мембрану Elkatek 130. Затем в пространство между стропилами уложили теплоизоляционные маты Isover ("ИЗОВЕР") слоем 150мм. Над утеплителем с помощью реек контробрешетки устроили вентзазор Стропильная система выполнена из доски размером 15050мм. Снизу к стропилам подшили пароизоляционную мембрану Elkatek 130 (ELTETE, Финляндия). Далее между стропилами уложили теплоизоляционные маты Isover ("ИЗОВЕР", Россия) общим слоем 150мм. Кстропилам прибили контробрешетку, по которой настелили антиконденсатную гидроизоляционную пленку Elkatek Extra (ELTETE) и прижали ее к стропилам обрешеткой. Кровельное полотно изготовили из металлочерепицы RUUKKI (бывшая RANNILA, Финляндия).

Утепление и обшивка стен

Для выполнения данной операции к стенам дома с помощью дюбель-гвоздей прикрепили обрешетку из бруска 5050мм с шагом 600мм. Между брусками уложили плиты Fasade Batts (ROCKWOOL, Россия) плотностью более 100кг/м3 (они меньше «сползают» с крепежа по прошествии времени), прибив их пластиковыми дюбелями-грибками. Утеплитель прикрыли влагоизоляционной мембраной Tyvek (международный концерн DUPONT), а затем на обрешетку набили блокхаус; внешне он хорошо сочетается с материалом, из которого сложен основной дом.

Внешняя и внутренняя отделка

Гараж в два этажа Пароизоляционную мембрану со стороны помещения защитили сплошным настилом из обрезной доски. При окончательной отделке этот настил обшили клееной бессучковой вагонкой, которую загрунтовали и покрыли специальным составом Cetol Filter 7 Начнем с отделки внешней. Обшитые блокхаусом стены дома загрунтовали составом Cetol HLS, а затем нанесли защитное покрытие Cetol Filter7 от SIKKENS (концерн AKZO NOBEL, Нидерланды- Бельгия). Строители выбрали составы этой фирмы потому, что их отличают простота применения, высокая эластичность, паропроницаемость и одновременно низкая водопроницаемость, а главное- длительный срок службы.

Внутренняя отделка комнат второго этажа проста. Стены и потолки двух спален обшили клееной бессучковой вагонкой, которую обработали теми же защитными составами, что и блокхаус; на пол уложили ламинат. Востальных помещениях стены оштукатурили и зашпаклевали, а затем загрунтовали и покрыли водоразбавляемой минеральной краской Alphaloxan (SIKKENS). Полы отделали недорогой керамической плиткой MARAZZI (Италия).

Инженерные системы

Гараж в два этажа Управляющая работой котла панель Deamatic-Delta позволяет поддерживать независимую температуру в каждом из трех контуров отопления Сначала- о системе отопления. Котельная расположена в основном доме, где для нее предусмотрено специальное помещение с отдельным входом. Внем установили универсальный котел, который оснастили жидкотопливной горелкой- газ на участок проведут еще не скоро. Чтобы отапливать сразу три постройки (дом, гараж и баню), устроили три независимых контура, которыми управляет электронная панель- она обеспечивает независимую температуру в каждом из отдельно стоящих строений. Иэто логичное решение: ведь совсем не нужно всю неделю поддерживать в бане или гостевом доме температуру 20С, если ими никто не пользуется. Вполне достаточно температуры 5-8С- система не замерзнет, зато за неделю удастся сэкономить немало солярки. Проблему горячего водоснабжения решили с помощью бойлера объемом 250л (производительность- 780л/ч при нагреве воды на 45С), установленного под котлом. Тепло, а также горячая и холодная вода к гостевому дому подается по описанной выше «магистрали».

Гараж в два этажа Все имеющиеся на участке постройки отапливает котел GT 216 (DE DIETRICH) мощностью 64-78кВт, который снабжен жидкотопливной горелкой Всамом гостевом доме применили коллекторную схему, использовав металлополимерные трубы ТС и стальные панельные радиаторы DIA NORM (все- Германия). Вкухне-столовой установили термостат, задающий температуру во всем здании: он посылает сигнал блоку управления отопительным котлом, а тот, в свою очередь, регулирует температуру теплоносителя, который поступает в контур, обслуживающий гостевой дом. Более точно температуру в каждом помещении регулируют размещенные на радиаторах термостатические вентили. Например, в гараже она не поднимается выше 10С.

Вентиляция гаража и помещений второго этажа- естественная: воздух точно так же, как в городской квартире, поступает через неплотности окон и дверей, а выводится по вентиляционным стоякам, устроенным в одной из внутренних перегородок еще на стадии строительства. Вжилой зоне мансарды смонтировали санузел, оснащенный всем необходимым, включая душевую кабину. Полностью оборудовали и кухню- установленная там плита работает от газового баллона.

Подводим итоги

Гараж в два этажа Цоколь облицевали колотым плоским песчаником, отмостку покрыли тротуарной плиткой (такой же, какую использовали ранее для укладки садовых дорожек, а также вокруг дома и бани). Этот прием еще больше усилил впечатление, что все постройки на участке составляют единый архитектурный ансамбль (хотя и возведены в разное время) Убранство гаража, ради которого, собственно, и затеяли строительство, отличается скромностью. Стены оштукатурены и окрашены в светло-желтый цвет, потолки- в белый (использованы краски SIKKENS). Возможно, кому-то такая гамма покажется непрактичной- гараж как-никак. Но хозяева довольны- несмотря на отсутствие окон, помещение выглядит светлым и просторным. Это впечатление усиливают укрепленные под потолком люминесцентные светильники Ecopack (OSRAM, Германия). Пол гаража покрыт керамической плиткой бежевого цвета (MARAZZI), с которой легко смыть практически любые загрязнения.

Всмотровую яму для безопасной работы провели напряжение 12В (в помещении гаража установлен трансформатор), а сверху ее закрыли набором деревянных щитов. Вгараже установили умывальник- прямо здесь можно вымыть испачканные руки. Вуглу поставили мини-мойку KRCHER (Германия) для мытья транспортных средств.

Попасть в гостевой дом можно как через автоматические секционные ворота, так и через отдельную дверь в правом торце здания. Эта дверь открывает доступ и в жилые помещения- туда ведет лестница.

Вот, пожалуй, и все. Мы проследили, как создавался гостевой домик, совмещенный с гаражом, от замысла до его воплощения в жизнь. Иот души надеемся, что эта идея понравится нашим читателям.

Укрупненный расчет стоимости* строительства дома общей площадью 112,3м2, аналогичного представленному

Наименование работ Кол-во Цена, руб. Стоимость, руб.
ФУНДАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ
Планировка, разработка и выемка грунта 16,5м3 500 8250
Устройство ленточных ж/б фундаментов 12м3 2400 28 800
Устройство ж/б плиты, смотровой ямы 9,2м3 2340 21 528
Гидроизоляция горизонтальная и боковая 40м2 108 4320
Прочие работы - - 15 900
ИТОГО 78800
Применяемые материалы по разделу
Бетон тяжелый 21,2м3 2100 44 520
Песок 26,4м3 370 9768
Гидростеклоизол, мастика битумная 40м2 90 3600
Арматура, проволока вязальная и пр. компл. - 24 100
ИТОГО 81990
СТЕНЫ, ПЕРЕГОРОДКИ, ПЕРЕКРЫТИЯ, КРОВЛЯ
Кладка наружных стен из кирпича 8,3м3 1230 10 209
Устройство железобетонных перемычек 2м3 2180 4360
Укладка плит перекрытий, устройство монолитных участков - - 29 200
Изоляция покрытий и перекрытий утеплителем 96м2 54 5184
Обшивка стен блокхаусом 92м2 320 29 440
Устройство гидро-, пароизоляции 100м2 81 8100
Сборка элементов крыши 83,5м2 740 61 790
Устройство покрытия кровли и водостоков 83,5м2 310 25 885
Антисептирование готовыми растворами 300м2 58 17 400
Прочие работы - - 205 770
ИТОГО 397340
Применяемые материалы по разделу
Кирпич керамический строительный 21,6 тыс. шт. 4800 103 680
Раствор кладочный 21,6м3 1800 38 880
Бетон тяжелый, плиты перекрытия - - 25 620
Арматура, проволока вязальная 1,6 т 17 100 27 360
Пиломатериал обрезной 13,8м3 2740 37 812
Паро-, ветро-, гидрозащитные пленки 410м2 - 8990
Утеплитель компл. - 30 620
Фанера водостойкая 83,5м2 152 12 690
Металлический профилированный лист, доборные элементы 90м2 - 54 400
Деревозащитные составы 160л - 12 970
ИТОГО 353000
*- расчет выполнен без учета накладных, транспортных и других расходов

Редакция благодарит фирму «СТК-ИНТЕРЬЕР» за помощь в подготовке материала.

Рекомендуем