Эстетика созерцания

Ориентальный функционализм — перепланировка квартиры площадью 130 м2 в монолитно-каркасном жилом комплексе «Алые паруса».

Эстетика созерцанияПерегородки со встроенными шкафами, не доходящими до потолка, визуально облегченные подсветкой подвесные потолки, светлые отделочные материалы и компактная мебель создают в гостиной ощущение воздушности и простора Эстетика созерцанияОбраз интерьера строится на тонких сочетаниях цветов и фактур. Паркет из светлого дуба, шоколадный войлочный ковер с рельефной поверхностью, мебель из дерева венге, почти белые потолки и стены гармонируют друг с другом Эстетика созерцанияВстроенный шкаф с фасадом из матового стекла и конструкция из гипсокартона на металлическом каркасе образовали монолитный "мыс", отделяющий зону приготовления пищи от библиотеки. Декоративная накладка с внутренней подсветкой и несколько аксессуаров, воспроизводящих атмосферу традиционного японского дома, превратили его в удачный дизайнерский элемент Эстетика созерцания Под библиотеку отдано всего около 9м2. Благодаря открытой планирове она выглядит как часть просторной гостиной Эстетика созерцанияплан до реконструкции Эстетика созерцанияплан после реконструкции Эстетика созерцанияПри необходимости кабинет может быть превращен в дополнительную спальню: низкий мягкий диван легко трансформируется в удобное ложе для двоих Эстетика созерцанияКабинет спрятан за раздвижной перегородкой. Рабочее место, позволяющее поставить современный ноутбук, занимает минимум площади, зато полок для книг здесь предостаточно Эстетика созерцанияХозяйская спальня больше других комнат ассоциируется с традиционным японским жилищем. Низкая кровать, дизайн штор и встроенных шкафов, тактично намекающий на перегородки из рисовой бумаги, и картины японских мастеров XIXв.- тонко подобранные штрихи стиля Эстетика созерцания В оформлении ванной комнаты использованы те же дизайнерские приемы, что и во всей квартире: не доходящие до потолка перегородки, светлые цвета, игра рисунков и фактур, разноплановое освещение

Этот интерьер стал достойным обрамлением для богатейшей библиотеки и раритетных картин XVII-XIX вв., привезенных с Востока. Минималистичный дизайн органично сочетается здесь с японскими мотивами. Светлая цветовая гамма, не доходящие до потолка стеновые конструкции, выверенность открытой композиции создали комфортную и изысканную среду. Отточенные формы дополнены благородством натуральных материалов- дерева, стекла, экологически чистого текстиля, необычного напольного покрытия и формируют элегантный и созерцательный образ.

Ориентальный функционализм

Квартира находится в знаменитом жилом комплексе "Алые паруса". Ссамого начала хозяева решили, что в интерьере будут использоваться только натуральные материалы и мебель высокого дизайнерского уровня. Архитекторов этот подход откровенно порадовал. "Невозможно сделать что-то стоящее из ничего. Просто выполнить ремонт и получить интересный, качественный дизайн- не одно и то же. Важную роль играет предметная среда- подбор мебели и аксессуаров, увязанных с самой структурой пространства. Чем меньше финансовых ограничений, тем больше шансов добиться выверенного, гармоничного соответствия всех элементов интерьера. Нам нравится работать с заказчиками, которые разделяют эту точку зрения",- говорит Юлия Михайлова.

Вопросы, касающиеся планировки и материалов, были решены довольно быстро. Стиль же определился не сразу. Он родился в процессе творческого взаимодействия авторов проекта и владельцев жилища. Заказчики- люди зрелого возраста, с солидным социально-культурным опытом, ценители искусств. Хозяин долгое время жил в Китае и Японии и сначала предполагал оформить интерьер в традиционном японском стиле.

Шторы с секретом

Намеки на японскую стилистику в этом интерьере достаточно легки и условны. Только взгляд искушенного специалиста сможет различить их среди модернистских элементов дизайна. Так, шторы в квартире неуловимо напоминают перегородки из рисовой бумаги. Это достигается за счет выбора материала и особой конструкции изделий. Между двумя полупрозрачными слоями из мягкой органзы продернуты тонкие льняные шнуры. Расположенные горизонтально, с определенным шагом, они создают иллюзию расшивки между листами бумаги. По такому же принципу сконструированы и подъемные римские шторы. Светлые тона, приближенные к белому, дополняют сходство с традиционными для японского дома внутренними раздвижными перегородками. Все ткани были заказаны по каталогу из Германии.

Однако в ходе работ было решено отказаться от прямого заимствования атрибутов японского дома и заменить ее намеками и нюансами, вызывающими, впрочем, вполне определенные ассоциации. Ведь все-таки квартира находится в Москве, и прямое копирование предметов восточного быта могло бы показаться слишком нарочитым."Японская идея" проявляется теперь в четкой планировке, отсутствии плавных линий и криволинейных поверхностей. Ортогональность прослеживается во всем- от расположения и взаимодействия функциональных зон и строго заданных направлений движения до деталей обстановки и декора- они строятся на сочетании кубов, квадратов и прямоугольников. Вприхожей и гостиной японская тема присутствует в квадратной расшивке фасадов встроенных шкафов (матовое стекло); дизайн и конструкция штор напоминают о ширмах из рисовой бумаги. Соответствует прототипу и цветовое решение помещений- светлую гамму дополняют детали из венге. Вся эта обстановка оттеняет главное богатство гостиной, библиотеки и спальни- раритетные картины XIXв.

По части перепланировки ограничения оказались минимальными- монолитно-каркасная конструкция дома-новостройки предоставила архитекторам полную свободу действий на 130м2. Просторную площадь структурировали лишь несколько небольших внутренних несущих стен. Они-то и составили основу ортогональной сетки координат, нисколько не нарушив, впрочем, впечатления легкости и воздушности интерьера.

Для обособления приватных помещений- спальни, кабинета и ванной- несущие стены были продолжены гипсокартонными перегородками. При этом архитекторы умело обыграли разницу в толщине капитальных и легких конструкций: в углублениях устроены декоративные ниши и шкафы. Выступы несущих стен превращены в объемные декоративные перегородки со встроенными системами хранения. Эти элементы разграничивают открытые в общее пространство гостиной зоны библиотеки и кухни и создают интересный ритмический рисунок.

Влучах «живого» света

На планировку и функциональное зонирование квартиры существенное влияние оказала и еще одна ее особенность: все окна, за исключением углового эркера, обращены в одну сторону. Поскольку окна большие, серьезных проблем с инсоляцией не возникло. Вто же время, учитывая значительную глубину пространства (около 9м), квартиру пришлось разделить на зоны с преимущественно естественным и преимущественно искусственным освещением. Впервой группе оказались гостиная, кабинет и спальня- назначение этих помещений таково, что для психологического комфорта здесь необходим солнечный свет. Во второй части квартиры, в глубине, расположены прихожая, ванная, гостевой санузел, кухня и библиотека. Последняя выглядит как настоящее книгохранилище. По предварительному плану на ее месте предполагалась гардеробная, но хозяева этому решительно воспротивились. Книги занимают в жизни семьи очень важное место, это едва ли не культ, так что библиотека должна располагаться в совершенно автономной зоне, по размерам напоминающей просторный зал. Зато для одежды и предметов быта вполне достаточно вместительных встроенных шкафов.

Чтобы создать во всех уголках жилища впечатление хорошей инсоляции, архитекторы использовали несколько приемов. Это и широкое применение конструкций, не доходящих до верхнего перекрытия, и облегченная пластика подшивных потолков, и выбор светлых отделочных материалов. Аеще- минимализм в мебели (по количеству и стилистике) и применение прозрачного и полупрозрачного текстиля. Эти решения присутствуют практически во всех частях интерьера, связывают их в единое целое и придают пространству визуальную легкость.

Одной из ведущих тем дизайна гостиной стали крупногабаритные "острова" перегородок со встроенными шкафами. Между ними и потолком оставлен просвет в 35см. Большая ширина шкафов компенсирована фасадами из матового стекла и декоративными элементами с подсветкой, благодаря которым конструкции не кажутся слишком тяжеловесными.

Ступенчатое понижение потолка использовано только на участке, объединяющем прихожую, кухню и библиотеку (в спальне, кабинете и ванной комнате пластика потолков предельно сдержанна). Над каждым уровнем устроена декоративная подсветка, что создает впечатление невесомого, парящего в воздухе перекрытия и лишает пространство определенных границ.

Ковры из войлока

Войлочные ковры- одно из древнейших изобретений человечества. Их находили и продолжают находить при археологических раскопках в курганах и захоронениях на территории Центральной и Средней Азии, Закавказья, Ирана. Прекрасный натуральный материал способен оставаться неизменным в течение долгих веков. Сегодня войлочные ковры, а точнее, ковровое покрытие- дань экологической моде, комфорту и престижу. Технология их изготовления продолжает старые традиции. Ковры производятся из натуральных или синтетических волокон, которые сбиваются в войлок механическим способом. Войлок и поддерживающая основа могут быть дополнительно связаны между собой путем пропитывания синтетической смолой. Для представленной квартиры архитекторы выбрали изделия немецкой фирмы JAB с вытканной рельефной поверхностью и включением полосок из шелка. Такие ковры относятся к высокой ценовой категории, но зато предоставляют покупателям неограниченные возможности для творчества: можно не только выбрать готовые образцы, но и заказать варианты с разнообразными комбинациями цветов по каталогу. Помимо интересного дизайна, к преимуществам войлочных ковров относится практичность- они очень просты в уходе.

"Сердце" гостиной- уютная зона отдыха с двумя большими широкими диванами IL LOFT (Италия) и журнальным столом ROCHE BOBOIS (Франция). Все эти предметы легко трансформируются: спинки диванов можно фиксировать в нескольких удобных положениях, позволяющих устроиться и полулежа без всяких подушек, а стол дополнен мини-столиками, которые либо собираются под общей стеклянной столешницей, либо «выдаются» каждому гостю индивидуально. При расстановке мебели авторы проекта руководствовались пожеланием хозяев развернуть оба дивана к панорамному окну, за которым открывается роскошный вид на реку. Вначале эта зона предназначалась для зимнего сада, но потом от такой идеи отказались: панорамный вид сам по себе слишком хорош, чтобы прятать его за экзотическими растениями. Огромное угловое окно от пола до потолка словно впускает природу прямо в дом, стирает границу между интерьером и окружающей средой.

Поддержать это красивое решение технически и обезопасить жилище от капризов русской зимы помогли немецкие конвекторы, установленные вдоль всего основания окна. Их высота- всего 20см, причем частично они углублены в пол, что было предусмотрено проектом дома. Таким образом, при всей своей эффективности, отопительная система квартиры практически незаметна.

Детали, меняющие стереотипы

Почти в каждом уголке квартиры обнаруживаются какие-то необычные детали. Их роль не только декоративна- с помощью вроде бы небольших штрихов авторы проекта придают привычным помещениям и предметам совсем новые смысловые оттенки.

Возьмем, например, кухню. Она отделена от гостиной столом-"островом", который можно использовать как для быстрых завтраков, так и в качестве барной стойки. Конструкция стола перекликается со ступенчатой конфигурацией потолков, а верхняя его панель выполнена из того же материала, что и паркет,- беленого дуба, покрытого светлым лаком. Зато стеклянный "фартук" с подсветкой, установленный вдоль кухонного фронта, совершенно оригинален- он входил в комплектацию кухни POLYFORM (Италия). «Воздушный» фасад придает оттенок утонченности и созерцательности данной сугубо функциональной зоне.

Прогулка по камням

Сегодня все большую роль в отделке интерьеров играют природные материалы. Причем с традиционными облицовочными плитами и панелями теперь соседствуют речные камни и песок, а порой даже обычные семена, уложенные под прозрачную столешницу или напольное стекло. Такой "сад камней" под ногами завораживает красотой естественных форм и фактур, точно фрагмент подлинного природного ландшафта. Ктому же композицию можно время от времени обновлять. Другой "экологический" вариант напольного покрытия- плитка Riverstone с утопленными в полимере настоящими речными камнями. Размер плит- 3030, 4040 и 6060см. Если заполнить швы прозрачным герметиком, создается впечатление монолитной поверхности. Основное преимущество "речных камней"- необычный декоративный эффект. Прогулка по такому покрытию оставляет ощущение фантастического хождения по воде, сквозь толщу которой просвечивает каменистое дно. Этот материал используется также для производства столешниц, подоконников, бордюров, плинтусов ит.д., обладает высокой прочностью и износостойкостью, не впитывает грязь и влагу, не скользит, легко укладывается на любую подоснову. Величина камней и толщина слоя высокопрочного прозрачного полимера могут быть различными, что позволяет подбирать варианты для конкретного интерьера.

Еще один необычный элемент этой части интерьера- напольное покрытие Riverstone от EFFEPIMARMI (Италия). Кажется, что кухонная мебель стоит прямо на речной гальке: плитка размером 3030см изготовлена из настоящих камней, скрепленных прозрачным полимером. Аналогичное покрытие применено в прихожей. Заметим, что обычно этот элегантный материал укладывают в ванных комнатах, а ведь эксплуатационные свойства Riverstone позволяют использовать его практически во всех помещениях. Архитекторы пошли на сознательное преодоление стереотипов, чем, безусловно, обогатили интерьер.

Основные декоративные сюжеты гостиной обыграны и в библиотеке. Обычно такого рода помещения оформляются с известной функциональной простотой. Здесь же, как и во всей парадной зоне, мы видим каскадные потолки с подсветкой, шкаф со стеклянным, расчерченным на квадраты фасадом, светлый паркет, а на стенах- японскую графику. Обитель книг предваряется выразительным световым акцентом- кажется, будто угловая накладка на стене-перегородке едва сдерживает мощный сноп света. Гипсокартонная накладка выкрашена в глубокий серый цвет, а вверху и внизу между нею и перегородкой встроены светильники, которые и создают столь интересный визуальный эффект. «Расчерченный» на квадраты ковер придает строгой обстановке библиотеки камерное настроение и уют.

Кабинет не производит впечатления делового помещения. Возможно, дело в том, что изначально эта комната задумывалась как гостевая спальня. Рабочее место занимает ровно столько пространства, сколько требуется для компактного современного ноутбука на столе. Столешница встроена в систему книжных полок, но визуально выделена за счет контраста между темным деревом венге и поверхностями, окрашенными в светлые тона. Мягкий диван у противоположной стены может служить для отдыха после трудового дня или, раскладываясь, превращаться в полноценное спальное место для двоих- в доме всегда рады гостям.

Во всех перечисленных комнатах использованы натуральные войлочные ковры немецкой фирмы JAB с геометрическим рисунком. Предпочтение, отданное именно войлоку,- дань натуральным материалам, которая прослеживается везде в квартире.

Ивсе же самая спокойная, умиротворяющая комната этого жилища, безусловно, спальня. Даже ковер на полу здесь имеет не короткий стриженый ворс, как в других помещениях, а длинный, в котором буквально утопают ноги. Шторы, подушки и покрывала из натуральных материалов- шелка, хлопка и льна- создают теплую домашнюю атмосферу. Изголовье кровати POLYFORM акцентировано светящейся панелью. Она состоит из двух толстых стекол, скрепленных металлическими элементами и снабженных внутренней подсветкой. Вечером, при выключенном общем освещении, этот объект придает комнате какой-то сказочный оттенок.

Открытая планировка

Речь идет об организации пространства, при которой остается минимальное количество перегородок, разделяющих жилище на отдельные комнаты. Впрошлом веке открытая, она же студийная, планировка была характерна для пентхаусов и лофтов (то есть художественных мастерских, чаще всего расположенных в мансардах, и жилья, оборудованного на территории бывших заводских помещений). Но затем она стала применяться и в обычных квартирах. Как правило, открытая планировка объединяет в общем пространстве кухню, столовую и гостиную. Впоследнее время к ним все чаще присоединяются прихожая, кабинет и библиотека. Вособо радикальных случаях открытая планировка охватывает даже спальню и санузел. Границу между соседними зонами обычно обозначают с помощью напольного и потолочного декора, разных видов подсветки. Компромиссный вариант- использование раздвижных дверей-перегородок. Сих помощью можно превращать отдельные зоны в практически автономные помещения.

Просторная ванная при спальне служит естественным продолжением приватного пространства хозяев дома. Вкомпозиции господствует строгая геометрия широких прямоугольных плоскостей, выделенных цветом. Декор помещения строится на сочетании самых разных материалов, фактур и оттенков. Светлая, почти белая керамическая плитка с крупной расшивкой и чуть шероховатой, как будто немного "припудренной", поверхностью противопоставлена мелкой и гладкой мозаике двух мягких пастельных тонов. Втой же цветовой гамме подобрана и мебель.

Завершающие штрихи в образ квартиры вносят вазы с флористическими композициями и статуэтки, привезенные из путешествий. Минимизация количества деталей позволила авторам проекта расставить очень точные акценты. Легкое, ненавязчивое, но тщательно выстроенное пространство прекрасно отражает мировоззрение хозяев квартиры, их тонкий вкус и стремление к гармонии с окружающим миром.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.
Рекомендуем