"Стремление всенепременно подбирать предметы воедино
есть занятие невежд.
Гораздо лучше, если они разрозненны.
Это вызывает ощущение долговечности жизни.
Даже при строительстве императорского дворца
одно место специально оставили незаконченным..."
Кэнко-Хоси. «Записки от скуки»
Сегодня речь пойдет о все еще экзотичной для нас культуре Японии. Культуре, поразительно сочетающей
в себе многовековые традиции и самые передовые промышленные технологии. Даже беглое знакомство
с японским средневековым интерьером поражает современным звучанием. Частные и парадные помещения, созданные в XV-XVI веках, кажутся порой сошедшими со страниц интерьерных новостей
Что же делает средневековый японский интерьер столь актуальным сегодня? Пресыщенные страны Старого и Нового Света, в целом являющиеся наследницами античной культуры, трудно удивить обилием архитектурных украшений. Авот отсутствием декоративных излишеств, особой утонченностью- можно. Дело, вероятно, в том, что Япония, в силу своей островной изоляции, олицетворяет особую ветвь развития человечества. Не только язык, но эстетические предпочтения, звукоряд, цветовая палитра японцев весьма радикально отличались от европейских. То же можно смело отнести и к архитектуре- пространственная доктрина японского дома имеет совершенно «не нашу» природу.
Биография стиля
Для европейцев, живших до середины XVIIIв. вполне самодостаточно, японский стиль как источник интерьерных образов возник сравнительно недавно. Название "японский стиль", разумеется, условно. Вконце XV-начале XVIвв. первые добравшиеся до Японии и, главное, вернувшиеся домой смельчаки (аэто были португальские миссионеры) привозили из неведомой страны, скажем так, "сувениры". Это чаще всего были шелковые кимоно, веера, оружие, статуэтки нэцкэ, шкатулки и ширмы. Не правда ли, перечень не слишком изменился за последние 500лет? Безусловно, ни о какой культурной экспансии не могло быть и речи. Японцы, кстати, тоже в отношении пришельцев вели себя более чем осторожно- кторговле и культурному обмену не стремились, послов и купцов не засылали. Так что инициатива познания в этом случае принадлежит нам.
Следующий подъем интереса к Стране восходящего солнца (так в старинных атласах обоснованно именуется Япония) относится уже к концу XIX-началу XXвв., периоду переосмысления культурных ценностей и поиска новых источников вдохновения. Японские мотивы можно, внимательно вглядевшись, найти на картинах Модильяни, Ван Гога, Пикассо. Вероятно, в это время впервые в европейский быт проникают и элементы японского интерьера, часто в виде изображений на ширмах. ВЕвропе успехом пользуются японская гравюра и другие, уже далеко не сувенирные предметы интерьера, переводятся японские книги. До прямого цитирования и подражания, конечно, было еще далеко. Однако отцы-основатели современной архитектуры и дизайна Ф.Л.Райт, ЛеКорбюзье и Макинтош были знакомы с главными принципами организации интерьера «по-японски» и охотно их использовали. Оговоримся сразу, что в основном нас интересует история освоения японского стиля европейским интерьером.
Удивительно, что уже в начале XVIIв., в период расцвета архитектуры Японии, сложились главные принципы построения и оформления дома. Относительное процветание национальной экономики позволило возводить укрепленные дворцы, резиденции самураев и даже многоэтажные замки. Ставшая наконец централизованной императорская власть утверждала себя и в архитектуре: в1606г. был построен замок Химэдзи, а в 1626- знаменитый замок Нидз в Киото. Разумеется, за прошедшие с тех пор 400лет японская архитектура знала периоды и ренессансов, и декадансов. Однако прислушаемся к совету великого поэта средневековой Японии Мацуо Бас: «Не тщись следовать по стопам древних, но ищи то самое, что искали они».
Пространство как дисциплина
Гармоничное, комфортное и неизменно изысканное пространство было одной из составляющих "того самого, что искали древние". Радикальным отличием традиционного японского интерьера от европейского, его особой философией является принципиальная нестабильность, изменчивость. Интерьер японского жилища способен легко и быстро трансформироваться. Суть идеи вечного и скоротечного (Фуэки рюку) в объединении непреходящих ценностей с сиюминутными настроениями. Винтерьере отражением этой мысли становится сочетание неподвижной каркасной конструкции здания и раздвижной перегородки, позволяющей почти мгновенно преображать официальные залы для торжественных церемоний в уединенные интимные покои. Но переменчивость не является самоцелью. Прелесть пространственных решений средневекового японского архитектора- как раз в их строгой организованности. Воздушные объемы, обрамленные жестким деревянным каркасом, тщательно продуманы и выверены согласно общей композиции здания.
Примечательно и еще одно радикальное отличие японского дома от европейского- отсутствие в интерьере выраженного композиционного центра. Что позволяет зрителю воображать центром самого себя, подобно тому как он воображает себя центром мироздания, находясь в природном ландшафте. Эта особенность построения жилого пространства оценена современными архитекторами и охотно ими применяется.
Надо отметить также и строительные техники, вполне актуальные поныне. Основным и традиционным строительным материалом всегда было дерево, из которого довольно быстро, без единого гвоздя, изготавливалась стоечно-балочная конструкция. Перекрытие покоилось не на стенах, а на каркасе. Такая простая и рациональная тектоническая система придавала строению сейсмоустойчивость. Дополнительным, непривычным для европейца строительным материалом сделалась бумага. Отметим, что жилища из дерева и бумаги были одновременно легки и прочны и выдерживали довольно обильные снегопады и ливни. Такое строительство открывает возможности для стандартизации, для изготовления деталей для сборки дома на основе единого модуля. Идеи возведения зданий из дерева и бумаги не нашли применения в Европе, а особенно в России, но оказались чрезвычайно удобными во внутреннем пространстве современных домов.
Еще с древности стенам японского дома присущи природные темные цвета. Встене под потолком- небольшое окошко, как правило выходящее на северо-восток. Вкомнате царит полумрак, поскольку обтянутые бумагой наружные стены (седзи) умеренно пропускают свет с улицы. Впредставлении японца яркий дневной свет отвлекает, мешает понять и оценить всю прелесть обстановки. Взимнее время наружные стены закрывались деревянными скользящими перегородками- амадо. Причем дерево как внутри, так и снаружи оставалось неокрашенным: сучки, трещины, волокнистая фактура создавали природный декоративный эффект. Циновки татами устилали и парадные, и жилые, и хозяйственные помещения. Имеющие размер 1,80,9м, они служили модулем плана внутренних помещений.
Пространство японского дома живет по законам природы, органично продолжая окружающий ландшафт и порой сливаясь с ним. Поэтому так часто на стенах изображаются деревья, птицы, небольшие водопады, позволяющие трактовать дом как маленький фрагмент природы. Внешняя стена сдвигается- ивот уже реальные холмы, деревья и, конечно, вечный Фудзи становятся частью комнаты. Если задуматься о происхождении стеклянных стен и современных раздвижных дверей во всех разновидностях, то делается очевидной их генетическая связь с японскими фусума. Фусума- это раздвижная внутренняя перегородка, представляющая собой деревянную раму, затянутую с обеих сторон плотной бумагой. Такие перегородки направляются специальными желобками, имеющимися в полу и балках потолка. Идея раздвижных стен возникла в условиях специфически японской экономии пространства и оказалась чрезвычайно актуальной в довольно тесных пространствах современных европейских квартир.
Другим столь же актуальным для нас элементом японского интерьера является ширма, которая может трансформироваться сама и влиять на пространство вокруг себя. Вубранстве дома ширма- предмет еще более мобильный, чем перегородка. Мягкий полумрак, царящий в доме, идеально сочетается с росписями фусума и ширм. Позолота придает им легкое мерцание, отражая естественный свет. Цветовая гамма японского жилища создается из расчета на освещение без теней и прямых солнечных лучей, которое возможно благодаря полупрозрачным стенам и далеко вынесенной кровле.
Ширма состоит из нескольких створок (их может быть две, три и более). Каждая створка представляет собой бамбуковую или деревянную раму, затянутую с обеих сторон шелком, позднее- бумагой или парчой. Створки располагаются под углом друг к другу. Ширмы-гиганты имели до 12створок и в развернутом виде достигали 8м. Расписывали их тушью, украшая пейзажными мотивами, каллиграфией, стихотворными надписями на фоне узора с птицами и цветами. Эти элементы убранства жилища были своего рода собраниями живописи и графики. Пропорции ширмы всегда связаны с пропорциями дома, а ее декоративные росписи в почти пустом пространстве становятся очень активными. Вообще же ширма- предмет бесконечно многофункциональный- имеет китайское происхождение, но позднее органично входит в японский интерьер. Если раздвижная перегородка фусума в европейском понимании весьма условная стена, то ширма- еще менее стена. Ипоэтому ее роль в разделении интерьера довольно приблизительна. Пространство остается единым, а ширма временно отделяет ту или иную его часть для конкретных нужд (для праздника, приема, работы, сна).
Как уже отмечалось, в отличие от европейского, японский интерьер создается как принципиально нестабильный. То есть в зависимости от ситуации одни предметы появляются в помещении, а другие из него убираются. Японская эстетика утверждает: «Все лишнее безобразно». Понятно, что обделенные сушей японцы привыкли обходиться минимумом предметов. Только одна ваза, или одна ширма, или свиток с каллиграфически написанным одним-единственным иероглифом. Если в комнату вносится столик, то выносится что-нибудь другое. Вспомним, что японские острова всегда были подвержены природным катаклизмам: землетрясениям, цунами, тайфунам. Так зачем обзаводиться множеством вещей?
Встроенные стабильные элементы
Итак, японские интерьеры, в отличие от европейских, были лишены большого количества объемных предметов обстановки. Роль мебели выполняли ниши и перепады уровней пола. Вотносительно пустом и свободном пространстве выразительно смотрится любая лаконичная конструкция или встроенный элемент (например, ниша). Размеры предметов обстановки невелики. Вся комната воспринимается со зрительного горизонта, находящегося в 70см от пола. Это позволяет сократить общую высоту дома.
Японскому жилищу мы обязаны и еще одним открытием, настолько вошедшим в наш быт, что мы не задумываемся о его истоках. Речь идет о полах с подогревом. Вперестроенной позднее гостевой резиденции замка Нидз исследователи обнаружили удивительный дымоход, проложенный в полу.
В японском интерьере столь модная у нас сегодня идея зонирования была прочувствована и выражена на всех уровнях- отконструктивного до образного. Но самым важным для японца и поныне остается зонирование социальное. Это понятие включает в себя четкую иерархию мест в доме для каждого члена семьи- есть места более почетные, менее почетные, для хозяина, для женщин, для слуг. Самое престижное место находится рядом со встроенной композицией из трех ниш- токонома, цукэ-син и тигайдана. Это наиболее удаленная от входа часть пространства, имеющая самый высокий уровень пола.
Ниша своим лаконизмом подчеркивает красоту плоскости стены, потолка или пола. Ей можно придавать разнообразную форму. Японские ниши могут выполняться в виде простых горизонтальных или вертикальных прямоугольников. Часто встречается эффектная композиция из вертикальных и горизонтальных ниш.
В традиционной композиции японского дома существовало три основных типа ниши. Среди главных встроенных элементов можно назвать специальные ниши с окном и подоконником, служившие для чтения и письма (цукэ-син). Ввертикальных нишах (токонома) помещали курильницы, вазы с цветами или свитки живописи и каллиграфии. Происхождение и бытование этого элемента интерьера восходит к образу алтаря в буддийском храме. Третьим древним встроенным элементом были асимметрично расположенные полки для книг (тигайдана). Эти три элемента до сих пор встречаются во всех жилых интерьерах и наделяются, кроме прочего, еще и символическим смыслом. Так, по сей день ниша для свитков или курильниц сохраняет свое сакральное, священное значение.
Практикум. Поиграем с пространством
Сегодня мы, забыв о цвете, свете и декоре, займемся пространством. Задача непростая, ведь пространство не существует само по себе.
Для начала попробуем сделать то, что театральные художники называют выгородкой. Выгородка- это масштабный макет помещения, выполненный из бумаги или пенопласта. Обязательно должна быть белого цвета, только так удастся почувствовать не плотность материала, не форму стен или пола, а объем воздуха, эти стены наполняющий, или то, что принято называть пространством. Поскольку абстрактного пространства не существует, возьмем для нашего упражнения любое интересующее нас помещение и проведем соответствующие обмеры. Выполнив план в масштабе, переведем этот план на картон, чтобы одному метру соответствовало примерно 3-5см. По периметру возведем стены из бумаги. Затем уберем одну из стен и... Внимание, игра началась! Получился кукольный домик, внутри которого мы определяем местоположение вновь возводимых перегородок, ниш, повышений и понижений уровня пола. Эти элементы мы тоже выполняем из бумаги и, передвигая в пределах макета, ищем для них оптимальное место как в макете, так и в последующем реальном воплощении. Пробуем создать разные типы пространства: интимное, торжественное, деловое. Наша задача- найти пространство своего настроения, своего образа жизни, пространство работы и пространство досуга.
Но при этом главное- сохранить единое большое пространство дома. Делить его на зоны будем мобильными перегородками и перепадами уровней пола. Эти принципы зонирования достаточно освоены нашими архитекторами. Перепады уровней пола можно использовать, отделяя зону прихожей от жилой зоны, зону кухни от гостиной или спальни. Самое экономичное с точки зрения затраченных усилий и средств- использовать для временного зонирования ширмы. Они удобны и в спальне, и в гостиной. Их просто менять, периодически обновляя интерьер. Винтерьере, воспроизводящем образ японского жилища, обязательно должна быть подчеркнута текстура бумаги и дерева. Все деревянные элементы оставляем в натуральном виде. Исключение делаем для ширмы. Она может быть шелковой, бумажной, плетеной, иногда- сдеталями из резного дерева.
Русско-дизайнерский разговорник
Цукэ-син- в японском интерьере ниша с окном и подоконником, который играет роль стола для чтения и письма.
Токо или токонома- ниша, в которую помещали цветы, курильницы, свитки.
Тигайдана- ниша для книг.
Татами- маты, изготовленные из травы игусса и имеющие прослойку из рисовой соломы. Из нескольких татами составляется ложе, на которое сверху кладут матрас из хлопка- футон. Таким образом, футон- один из древнейших натуральных ортопедических матрасов.
Танзу- ступенчатый шкаф.
Яма- раскладной диван с мягким футоном.
Фусума- раздвижная внутренняя перегородка. Изготавливается из плотной, часто рисовой бумаги
или картона на деревянной раме. Покрыта росписью.
Ббу- ширма.
Сдзи- наружная стена дома, изготовленная из плотной бумаги без росписей или рисунков.
Сан суй ("горы-воды")- широко распространенный тип идеализированного пейзажа. Часто выражение употребляется просто для обозначения пейзажа.
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!