Отопление на дизельном топливе- альтернатива газовому. По мере того как цены
на дизельное топливо снижаются, интерес к потребляющим его котлам растет. Каковы же основные принципы построения системы отопления на таком топливе и на что следует
обратить внимание при выборе современного дизельного котла для загородного дома?
BuderusПо мощности, КПД, степени автоматизации процесса генерации тепла котлы, работающие на дизельном топливе (его называют также соляркой или жидким топливом), не уступают газовым. Однако отопление на жидком топливе обычно обходится пользователю значительно дороже. Качественное (то есть пригодное для современных котлов) дизельное топливо в нашей стране стоит 18-24руб. за 1л. Удельная теплота его сгорания- 43МДж/кг, или, с учетом плотности, 35МДж/л. Если принять КПД котла на солярке за 89%, получим, что при сжигании 1л вырабатывается 31МДж энергии. Вболее привычных единицах это составляет 8,6кВтч. Таким образом, при цене 1л солярки 20руб. стоимость 1кВтч тепловой энергии, передаваемой в отапливаемые помещения при ее сгорании,- примерно 2,33руб. Таким образом, за отопление и ГВС дома площадью 350м2 в средней полосе России при сегодняшних ценах придется выложить довольно приличную сумму- примерно 75тыс.руб. за отопительный сезон (в зависимости от качества теплоизоляции здания). Впрочем, несмотря на дороговизну, отопление на дизельном топливе в нашей стране (помимо систем на магистральном газе) по-прежнему остается довольно популярным.
Котлы на дизельном топливе: за и против
Плюсы:
возможность полностью автоматизировать работу и управление системой отопления;
можно подобрать котел для обогрева современного загородного дома любой площади;
для их установки не нужны специальные разрешительные документы (как для монтажа газовых котлов);
высокий КПД дизельного котла
Минусы:
нужна специальная емкость для солярки на 2-5 т;
для котла необходимо отдельное помещение с вытяжкой;
котел требует качественного своевременного и весьма недешевого технического обслуживания
Давайте посчитаем?
Примерно столько же, сколько солярка, стоит отопление с использованием электроэнергии (в подмосковных поселках, например, ее цена доходит до 4,5руб. за 1кВтч). Обогрев с помощью электричества- наиболее комфортный и экологически чистый. Однако возлагать сколько-нибудь серьезные надежды на электроотопление в России, особенно в удаленных от центра регионах, никто не рискует. Почему? Дело в том, что слишком часто (по нескольку раз за отопительный сезон) и подолгу (иногда неделями) в лютые морозы у потребителей в загородных домах электроэнергия отсутствует. Если же она и есть, качество электроснабжения хромает: вместо положенных 220В- 120 или даже 250В. Атаких отклонений от нормы не выдерживает даже очень надежная электроника. Иесли брать в расчет, что на дом в сельской местности обычно не полагается более 2кВт электрической мощности (больше без строительства новой подстанции нередко просто неоткуда взять), разговоры об электроотоплении всего здания становятся неуместными.
Отопление дровами существенно дешевле дизельного. Лучше всего топить березовыми, дубовыми и буковыми дровами, дающими гораздо больше тепла, чем сосновые, осиновые или ольховые. Древесина 60%-й (естественной) влажности, которую, собственно, чаще всего и покупают и применяют для нужд отопления, позволяет получить примерно 1,5кВтч при сжигании 1кг. При условии, что 1кг березовых дров естественной влажности, например, в Подмосковье стоит около 2,7руб., 1кВтч теплоты, полученной при его сжигании, обойдется примерно в 1,8руб. Так почему бы, как в старые добрые времена, не использовать для обогрева коттеджей дровишки? Увы, процесс сжигания дров на уровне котельной загородного дома нельзя автоматизировать: даже если установлен "долгоиграющий" котел с пиролизным сжиганием древесины, в котельную надо наведываться хотя бы 2 раза в день- подкладывать новую порцию топлива, выгребать золу. То есть придется затрачивать массу времени и осваивать профессию кочегара, а последнее несовместимо с современными представлениями большинства застройщиков о необходимом уровне комфорта за городом.
Будьте бдительны: выбираем топливо
Для отопления с использованием жидкотопливного котла пригодно только качественное и соответствующее сезону дизельное топливо. Согласно государственному стандарту, на рынке нефтепродуктов должно быть представлено летнее, зимнее и арктическое дизельное топливо. Летнее ("Л") предназначено для работы при температуре окружающего воздуха не ниже -5С, зимнее ("З") рассчитано на -20...-30С. Наконец, арктическое дизельное топливо ("А") сохраняет работоспособность при морозе до -50С. На практике, увы, слишком часто наблюдается элементарное несоответствие топлива климатическим условиям. Недопустимо смешивать летнее дизельное топливо и газовый стабильный бензин (газолин), чтобы использовать эту смесь зимой; нельзя также применять для отопления печное топливо. Не берите солярку по подозрительно низкой цене (существенно дешевле, чем на автозаправочной станции), иначе вы рискуете загубить насос горелки и другие компоненты топливной системы.
Еще один заманчивый вариант- обогрев с помощью пеллетного топлива, впервые появившегося в ХХ в. (пеллеты- это сухие опилки, спрессованные под высоким давлением в гранулы и по форме напоминающие небольшие обломки карандаша). Стоимость тепла, получаемого при сжигании 1кг пеллет, примерно в 1,5 раза ниже, чем при сгорании аналогичного количества абсолютно сухих дров. При достаточном запасе этого сыпучего материала в подвале дома (или в герметичной емкости рядом с ним) процесс теплогенерации можно автоматизировать, и тогда в котельную удастся наведываться не чаще 1-2 раз в неделю. Однако с доступным дизельным топливом пеллетам у нас соперничать сложно: внутренний рынок пеллетного топлива, производимого в России в значительных объемах, пока не развит. Большая часть пеллет уходит на экспорт- в Германию, Австрию ит.д. Ав нашей стране пеллеты есть в свободной продаже далеко не везде (в некоторых регионах о них даже не слышали).
Пожалуй, единственной альтернативой жидкотопливному отоплению для большинства стремящихся к комфорту застройщиков является обогрев с помощью магистрального газа. Именно магистрального, так как привозной сжиженный пропан-бутан, который кое-кто держит у себя на участках в подземных емкостях-газохранилищах (газгольдерах), несмотря на целый ряд неоспоримых преимуществ, отличается достаточно высокой ценой (1кВтч тепла, полученного при сжигании пропан-бутановой смеси, всего на 15-30% дешевле, чем при использовании солярки). Да и относятся к этому топливу некоторые настороженно. Бак с газом, закопанный в грунт неподалеку от семейного гнезда, почему-то ассоциируется у иных домовладельцев с бомбой замедленного действия, внезапный взрыв которой оставит после себя лишь глубокий кратер. Ацистерну с дизельным топливом с бомбой никто не сравнивает: многие с детства хорошо знают, что лужу солярки спичкой не поджечь.
Отопление на магистральном газе обходится потребителю в Подмосковье всего в 0,2-0,3руб. за 1кВтч тепла. Этот вид топлива позволяет построить котельную, которая на протяжениимесяцев будет работать абсолютно без участия человека, в автоматическом режиме. Впрочем, наличие газового трубопровода вблизи участка отнюдь не означает, что пользоваться им можно без проблем. Вдомах, расположенных на окраинах старых поселков, куда трубу газопровода провели при советской власти, газа сегодня иногда бывает недостаточно для подключения к еще одному зданию- даже за большие деньги. Аесли подключиться все же удалось, возможна другая неприятность- падение давления газа в зимний период. Метан в трубопроводе вроде бы и есть, а применять его для отопления нельзя, так как статического давления газа перед горелкой недостаточно, из-за чего горелка работает, но не в расчетном режиме, и преждевременно ломается (прогорает).
При выборе газового отопления застройщика ожидают большие затраты на подведение газа от магистрали до котла в доме. Значительные средства идут на оплату проекта помещения котельной. Без утвержденной и согласованной с соответствующими службами проектной документации подключение газа запрещено. Эти расходы существенно снижают эффективность дешевой оплаты в период эксплуатации.
Таким образом, жидкотопливный котел является вполне конкурентоспособным устройством для обогрева загородного дома, если магистрального газа нет, его нельзя покупать из-за бюрократических сложностей или же использование метана из-за зимнего снижения давления в газовой трубе небезопасно для котельного оборудования. Ну а если подвод газовой магистрали к участку только запланирован (скажем, через 2 года), также вполне логично приобрести жидкотопливный котел, но обязательно с навесной (внешней) горелкой. После того как к дому подведут газ, можно будет очистить топку и дымоход от сажи, установить газовую горелку, перенастроить автоматику и приступить к обогреву. Никаких изменений в обвязке котельной (кроме подключения газа и консервации топливной системы) не потребуется.
Сколько солярки покупать?
Попробуем рассчитать, сколько солярки "скушает" жидкотопливный котел за отопительный сезон в доме площадью 200м2. Будем исходить из того, что отопительный сезон длится 7 мес, котел работает на полную катушку примерно половину общего времени, а в оставшийся период пребывает в режиме ожидания и дизельное топливо не потребляет. Ориентировочно для отопления 10м2 хорошо утепленного помещения требуется примерно 1кВт мощности. Следовательно, для дома площадью 200м2 нужен котел мощностью 20кВт. Если бы агрегат работал непрерывно, за 1 мес он передал бы системе отопления: 20кВт24ч30 дней=14400кВтч тепловой энергии. Однако, поскольку мы условились, что котел функционирует только половину этого времени, 14400кВтч нужно разделить на 2- итого 7200кВтч. Умножив на 7 мес отопительного сезона, получим 50400кВтч за отопительный сезон. Для выработки 1кВтч тепловой энергии потребляется примерно 0,1л солярки. Таким образом, расход дизельного топлива за отопительный сезон может составить примерно 5тыс.л.
Примерный расход солярки для горелки любого бытового котла можно рассчитать по следующей формуле: расход топлива (л/ч)= мощность горелки (кВтч)0,1.
По материалам компании «Азбука тепла»
Прежде чем платить
Сегодня стоимость котельной на жидком топливе и системы отопления с контуром радиаторов и теплых полов для загородного дома (с учетом затрат на оборудование, доставку его на объект, монтаж и пусконаладочные работы)- примерно 370-700тыс.руб. (из расчета 1850руб. за 1м2 отапливаемой площади для зданий метражом 250-500м2). Котельная под ключ для дома площадью 250-300м2 с системой подачи топлива и небольшим "бюджетным" топливохранилищем обойдется приблизительно в 250-350тыс.руб. Вэту сумму входит цена жидкотопливного котла с горелкой и системой автоматики, составляющая примерно 20-35% от расходов на котельную (многое зависит от бренда, степени автоматизации идр.). Влюбом случае, экономить на выборе оборудования и проектно-монтажной организации, которая будет его подбирать, устанавливать и регулярно обслуживать, явно не стоит, поскольку скупой, как известно, платит дважды.
Специалист-проектировщик способен выбрать подходящий для отопления загородного дома котел и все элементы обвязки и без участия домовладельца (скорее всего он так и сделает), однако ставить подпись под сметой, а следовательно, принимать принципиальное решение о комплектации системы придется именно хозяину. Последний сможет сделать это осознанно только в том случае, если у него есть хотя бы поверхностные знания о системе и ее компонентах, в частности о хранилище с жидким топливом, типе котла, горелки и автоматики.
Фото 9 Viessmann |
Фото 10 Ferroli |
Фото 11 Ferroli |
9.Vitola 200 в паре с бойлером Vitocell 300 (Viessmann).
10-11.Бойлеры серии BF (Ferroli): 300 и 500л с встроенным термометром (10) и 100, 150 и 200л без термометра (11).
Данные для подбора оборудования котельной
Двухэтажный загородный дом построен из соснового бруса 150150мм, без дополнительного утепления. Отапливаемая площадь составляет 200м2, теплопотери здания- около 25кВт. Вдоме один отопительный контур- радиаторы. Дизельное отопление постоянное, подвод газа к участку в ближайшем будущем не запланирован.
Помещение под котельную расположено по соседству с гаражом, площадь- 7м2(32,33м). Требуется установка котла на бойлер.
Водоснабжение: в доме постоянно проживает три человека (двое взрослых и один ребенок), которые привыкли экономно пользоваться горячей водой.
Заправка топливных емкостей: визиты топливозаправщика на участок должны осуществляться не чаще 4 раз в год.
Утопливного озера
Солярку котел потребляет из бака с топливом, который может быть расположен за пределами дома (например, в пристройке, либо закопан на участке ит.п.), или же в отапливаемом им здании, в помещении рядом с котельной. Хозяину придется регулярно (обычно не чаще 2 раз в сезон) пополнять его. Заказывать лучше сразу одну или несколько тонн (в зависимости от объема бака)- поставщик в удобные часы вышлет к вам топливозаправщик; главное, чтобы подъездные пути к месту дислокации топливной горловины бака были свободны. Наибольшим спросом у населения пользуются баки на 1000-1500л, однако в продажу поступают и более объемные цистерны- до 18-20тыс.л. Впрочем, создать достаточно просторную емкость удастся и из баков малого размера, объединив их между собой с помощью так называемых фикс-пакетов. Стоят баки на 1000л примерно 10-15тыс.руб. за 1шт. Для установки в грунт можно купить бак из прочного армированного стеклопластика, например модель Labko 10000 (Labko, Финляндия), которая вмещает 10тыс.л. При монтаже на отапливаемой площади загородного дома прежде всего обратите внимание на баки из полиэтилена (их делают с применением выдувных или ротационных машин). Впродаже есть модели Trio-Tank, Trio-Systemtank (Dehoust, Германия). Представлен также широкий ассортимент баков фирмы "Анион" (Россия)- эти изделия емкостью до 2т легко пронести в стандартный дверной проем. Акомбинация из нескольких баков, объединенных с использованием фикс-пакетов, позволяет создать емкость большего объема (на несколько десятков тонн солярки). Баки из полиэтилена бывают не только одно-, но и двухстенными, а иногда и с облицовкой из оцинкованного стального листа, как, например, у модели DWT (Roth, Германия),- с таким покрытием емкости превосходно защищены от УФ-излучения, прочны, практически не допускают диффузии топлива и появления его запаха в помещении.
Из бака по медным трубам солярка подается либо непосредственно к горелке, либо в промежуточную емкость, установленную в котельной. Схема подключения насоса горелки к баку зависит от того, где он расположен. Если существенно выше оси насоса (до 10м), используют самотечную схему: в горелку топливо поступает под действием силы тяжести, а его излишки возвращаются обратно в бак или же в корпус топливного фильтра (последний смонтирован перед горелкой и очищает дизельное топливо от ненужных примесей) с помощью встроенного в горелку насоса. Впринципе всасывающей способности топливного насоса жидкотопливной горелки хватает, чтобы поднимать солярку с небольшой глубины, но если бак находится на 4-6м ниже оси насоса горелки, последнему потребуется подспорье. Тогда применяют соединенный с баком контур с дополнительным циркуляционным насосом мощностью несколько десятков ватт, установленным в прокладываемом через котельную кольцевом контуре. Из этого контура насос горелки будет отбирать необходимое для отопления и ГВС количество топлива.
Схема подключения фикс-пакета для емкости до 2000л
"Анион"Для организации бесперебойной подачи топлива от бака с соляркой, установленного в подвале дома или в другом месте, к жидкотопливному котлу используется фикс-пакет, в состав которого входит указатель уровня топлива(1), топливозаборник(2), дренажный патрубок, необходимый для сообщения бака с атмосферой(3), фильтр для дизельного топлива с элементами обвязки(4), компоненты топливной системы для возвращения невостребованного горелкой дизеля обратно в бак(5). Вслучае использования фильтра-воздухоотводчика TOC-DUO(6) необходимость в использовании позиций(4)и(5) отпадает. Трубка топливной магистрали(7) в состав фикс-пакета для подключения емкости не входит, ее обычно заказывают отдельно, в зависимости от расстояния между баком и котлом.
При"уличной" установке топливопровод "хранилище-горелка" или "хранилище-промежуточный бак для топлива" прокладывают ниже глубины промерзания грунта (1,4-2м), так как вязкость топлива в морозную погоду повышается и его трудно прокачивать по топливопроводам. Кроме того, вода, которая почти всегда присутствует в солярке, может замерзнуть, и тогда котел встанет, причем, скорее всего, в самый неподходящий момент. Чтобы избежать этого, иногда даже используют специальные саморегулирующиеся нагревательные кабели (температура- 50С) для подогрева топливной магистрали.
Водном из следующих номеров мы подробнее остановимся на конструктивных особенностях жидкотопливных котлов, выпускаемых котлостроительными фирмами Buderus, Vaillant, Viessmann (все- Германия), De Dietrich (Франция), Ferroli, Fondital (обе- Италия), CTC(Швеция) идр.
Примерные затраты на оборудование котельной на жидком топливе*
Наименование товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена с учетом НДС, руб. |
Сумма с учетом НДС, руб. |
Котел Logano G125-25 SE с встроенной дизельной горелкой |
шт. |
1 |
93 297 |
93 297 |
Бак-водонагреватель Logalux LT 135/1 |
шт. |
1 |
58 698 |
58 698 |
Система управления Logamatic 2107 «RU» |
шт. |
1 |
30 822 |
30 822 |
Группа безопасности бака в/н SG160S 3/4 8 бар |
шт. |
1 |
5289 |
5289 |
Группа безопасности котла KSS/G1115/G125 |
шт. |
1 |
5511 |
5511 |
Группа подсоединения G115/G125-LT 135/160/200 |
шт. |
1 |
14 886 |
14 886 |
Комплект для подключения расширительного бака AAS/G124/G115/G125 |
шт. |
1 |
5289 |
5289 |
Топливный бак СТ 1000л |
шт. |
1 |
21 888 |
21 888 |
Фикс-пакет основной, тип G |
шт. |
1 |
8235 |
8235 |
Комплект для подключения бака в/н AS1 |
шт. |
1 |
1113 |
1113 |
Быстроразъемное соединение R 3/43/4
|
шт. |
1 |
1415 |
1415 |
Резьбовое соединение R 1/2G1 (латунь) |
шт. |
1 |
382 |
382 |
Насос Logafix BUZ 15 |
шт. |
1 |
5642 |
5642 |
Крепление для расширительных баков |
шт. |
2 |
603 |
1206 |
Мембранный расширительный бак 35/3 |
шт. |
1 |
2578 |
2578 |
Мембранный расширительный бак ГВС 12/10 |
шт. |
1 |
4342 |
4342 |
ВСЕГО |
260 590 |
*- по данным компании Buderus на конец декабря 2008г. |
Редакция благодарит компании Buderus, De Dietrich, Ferroli, Vaillant, Viessmann
за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии.
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!