"МИР ПАРКЕТА"
Фото В.Нефедова
Для шлифовки паркета используется 2 основных типа машин: для грубой обработки- ленточного типа (а),
для более тонкой- плоскошли-фовальные одно- или многодисковые (б)
Лаки на водной основе занимают 70% в общем объеме производимой LOBA продукции
"МИР ПАРКЕТА"
Степень блеска полуматовых лаков обозначают по-разному, например шелковисто-матовый или сатиновый блеск
"ПАРКЕТ ХОЛЛ"
Угловая шлифовальная машина незаменима не только для обработки труднодоступных мест (углы, эркеры), но и при шлифовке лакового слоя
Архитектор Н.Елисеева
Фото М.Степанова
"ЭМПИЛС"
Отечественных фирм, специали-зирующихся на выпуске "химии" для паркета, пока еще нет. Лак для них лишь дополнение к широкому ассортименту красок
"ПАРКЕТ ХОЛЛ"
Грунтовочные гели лучше всего решают проблему пыли при шлифовке паркета- они не только собирают пыль, но и заполняют поры и щели
Фото Е.Лучина
Свои полиуретановые лаки UCP-PAINT называет жидким пластиком
Фото В.Васильева, А.Бабаева
Продукция
под маркой SLC на российском рынке появилась сравнительно недавно. Это новый бренд известного концерна RINALDI
"ПАРКЕТ ХОЛЛ"
Водно-дисперсионные двухкомпонентные лаки на основе полиуретана особо устойчивы к истиранию
"ЛАКРА ДЕКОР"
Рынок лаков постоянно пополняется все новыми производителями, например BASONE DYNAMICS (Канада)
Продукция UZIN появилась на нашем рынке около трех лет назад и за это время завоевала популярность и у паркетных фирм,
и у частного потребителя
Любой паркетный лак в той или иной степени "поджигает" дерево. Что предпочесть- это, как говорится, дело хозяйское
Фото В.Васильева, А.Бабаева
Продукция ARBORITEC одобрена Европейской комиссией для программы сохранения окружающей среды
BECKERS просто не могла не выпустить свой вариант паркетного лака
MEFFERT
Лакокрасочная продукция торговой марки Dfa в представлении не нуждается
UZIN
Портативный прибор для измерения твердости лакового слоя по размеру чуть-чуть больше шариковой авторучки
UZIN
УЗ-прибор для измерения толщины слоя лака
UZIN
Прибор для определения адгезии между слоями лака. Он не должен выкрошиться между нанесенными бороздками
Паркетный пол всегда был и остается символом надежности, красоты и достатка. Но уложить на пол планки- это еще далеко не все. Паркетным в полном смысле этого слова пол становится только после нанесения на его поверхность защитно-декоративного слоя. Пожалуй, самым популярным видом такого покрытия является лак. Какие же лаки предлагает современный рынок? Каким лаком покрывать паркет? На этот простой вопрос еще лет 20-25 назад существовал такой же простой ответ: тем, который сможешь достать. Что доставали, тем и покрывали. Особо везучим удавалось раздобыть лак Рижского ЛКЗ. Предел мечтаний. Сейчас, слава богу, понятие "доставать" из нашего обихода исчезло. Отправляйся в магазин, на рынок или в специализированную фирму и приобретай все, что понравится. Но покупателю от этого не легче. Ему, человеку неискушенному и неизбалованному, разобраться в этом изобилии с каждым годом становится все труднее и труднее. Алаков в продаже появляется все больше и больше.
Сейчас на рынке широко представлена продукция двух видов фирм- тех, что специализируются на лаках и прочей "химии" для паркета,- это, например, LOBA, Berger-Seidle (Германия), BONA и ARBORITEC (Швеция), SLC-RINALDI (Италия), Petri (США), и тех, которые выпускают разные виды ЛКМ. Впоследнем случае лаки просто дополняют и без того широкий ассортимент продукции. Здесь достойны упоминания UZIN (Германия), meffert (Германия, торговая марка dfa), Tikkurila и KIILTO (Финляндия), VIVACOLOR (дочерняя фирма от TIKKURILA и BECKERS), Beckers (Швеция), SOMEFOR (Франция), UCP-PAINT (Канада), Belinka Belles (Словения), Eskaro (Эстония), "ЯРОСЛАВСКИЕ КРАСКИ", "Трестспецстрой N40" (торговая марка "Октава"), "Текс" (Россия) идр. Однако- и это самое обидное!- специалистов, которые хорошо разбираются в паркетных лаках и всегда могут дать покупателю нужный совет, отчего-то не прибавляется. Нам повезло: мы таких людей нашли и готовы поделиться полученными знаниями с уважаемыми читателями.
Азы классики Начнем разговор с описания классического процесса обработки паркетного пола. Это позволит вам лучше разобраться в особенностях нанесения различных лаков, а нам- лишний раз не повторяться. Процесс подготовки основания и укладки паркета мы описывать здесь не будем- cчитаем, что он уже уложен.
Прежде чем приступать к лакированию, поверхность необходимо тщательно подготовить. Вбылые времена это был процесс циклевки, который проводился вручную. Сейчас от ручной циклевки перешли к шлифовке. Ине ручной, а машинной.
Шлифовку проводят в 2-4 захода, при этом используют несколько видов шлифмашин и поэтапно уменьшают зернистость абразивной шкурки. Несмотря на то что все машины оснащены пылесобирающим устройством, обработанный пол следует дополнительно почистить с помощью специального пылесоса. Перед заключительным циклом шлифовки важно зашпаклевать щели, которые неизбежно остаются между планками паркета. Это необходимо для того, чтобы лак в них не затек. Здесь применяются специальные составы, в которые в определенной пропорции добавляется древесная "мука", образующаяся при шлифовке. Выпускают их те же фирмы, что производят и сами лаки. Впрочем, подробно на этих составах мы останавливаться не будем. Скажем лишь, что лучше всего брать состав от того же производителя, который выпускал лак (грунтовку). Вэтом случае вопрос совместимости снимается автоматически. Итак, шлифовка закончена. Теперь можно приступать к самому важному делу.
Работа начинается с нанесения шпателем, кистью или валиком специального грунтовочного состава, но иногда (в зависимости от дизайнерской задумки) планки паркета заранее окрашиваются с помощью морилок или особых тонирующих пропиток (вопрос грунтования и тонирования мы рассмотрим более подробно чуть позже, а пока только скажем, что обе операции обязательными не являются). По грунтовке наносится первый слой лака, после высыхания которого производится промежуточная шлифовка. Зачем она нужна? Дело в том, что любой лак в той или иной степени, как говорят специалисты, поднимает ворсинки древесины. Чтобы они не торчали из лакового слоя, их необходимо сошлифовать. Делается это с помощью плоскошлифовальных машин, только вместо шкурки используется специальная абразивная сеточка на мягкой подложке.
Пол после прохода такой машинкой следует пропылесосить, потом протереть хорошо отжатой влажной тряпкой и оставить просохнуть. Лучше тряпки проблему паркетной пыли решает лишь грунтовочный гель (например, Primer Thix от Arboritec, цена- 15 за 1л), задача которого- не только собирать остатки пыли, но и заполнять собою все поры дерева и щели между планками. Гель легко наносится металлическим шпателем, имеет небольшой расход (50-100м2/л) и быстро сохнет (10-15 минут). На следующем этапе работы паркет покрывают вторым слоем лака, затем производят еще одну промежуточную шлифовку и, наконец, наносят финишный слой. Вроде бы все очень просто. На самом же деле- совсем не просто.
Как происходит процесс отверждения лака
Несколько упрощая этот процесс, его можно представить следующим образом. После нанесения лака сразу же начинает испаряться находящийся в нем растворитель. Когда значительная его часть улетучится, запускается химическая реакция полимеризации, происходит объединение молекул связующего компонента в цепочки, которые, в свою очередь, сцепляются друг с другом и образуют пространственную сеть. Лаковая пленка становится сперва желеподобной, а затем, через определенное время, затвердевает окончательно. Взависимости от того, какое количество растворителя улетучилось, уменьшается и толщина лакового слоя. Скорость испарения растворителя оказывает значительное влияние на качество покрытия.
«Интимные» подробности Сохранит ли дерево первоначальный цвет? Вопрос этот весьма важен, ведь вы наверняка потратили немало времени, чтобы продумать и подобрать цвет будущего паркета. Тогда вам следует знать, что практически все лаки при нанесении на поверхность изменяют естественный цвет древесины, подчеркивают ее текстуру. Но одни делают это почти незаметно, другие подчеркивают контрастность волокон, третьи же затемняют общий фон и почти зачерняют мягкие составляющие древесины. Выражаясь языком профессионалов, лак "поджигает" дерево. Хорошо это или плохо- однозначно ответить не возьмемся («На вкус и цвет...»), но профессионалы относят свойство «поджигать» дерево к недостаткам лака.
Склеивание планок. При выборе надо учитывать, что, какого бы состава лаки ни были, все они в той или иной степени склеивают планки паркета. Сточки зрения потребительской логики в этом нет, казалось бы, ничего страшного- даже хорошо, что случайно пролитая вода не затечет в щели и вы успеете ее благополучно собрать. Профессионалы придерживаются иной точки зрения. Способность лака сильно склеивать планки у них считается большим недостатком. Соображения тут простые. При перепадах влажности (скажем, во время отопительного сезона) бруски дерева меняют свои геометрические размеры (например, при изменении влажности дубовой планки на 4% ее объем уменьшается на 1%). Несклеенные паркетные планки при усадке паркетного пола разойдутся совсем незначительно, зазоры между ними увеличатся равномерно и малозаметно. Склеенные же могут расползтись блоками, между которыми образуются хорошо видимые рваные щели (сам же момент разрыва может сопровождаться еще и довольно громким «хлопком»).
Хуже всего, если при сильной адгезии две склеившиеся планки разорвет не по стыку, а прямо по древесине, вдоль текстуры (если наиболее "слабое звено" окажется именно там). Тогда пол будет безнадежно испорчен. Особо важно избегать склеивания паркета при использовании так называемых "нервных" пород дерева (бук, граб ит.п.), быстро реагирующих на изменения влажностного режима и других параметров микроклимата помещения, а также при устройстве «теплых» полов и перешлифовке и покрытии лаком старого паркета, приклеенного к основанию довольно слабой битумной мастикой.
Нужны ли грунтовочные лаки? В общем случае применение грунтовочного лака позволяет:
предотвратить подъем ворсинок;
избежать «поджигания» дерева;
улучшить адгезию паркетных лаков к поверхности дерева;
уменьшить клеящее действие лака в боковых стыках планок;
ограничить излишнее проникновение лака в толщу дерева, что несколько сокращает расход состава при нанесении первого слоя;
предотвратить взаимодействие лака с природными маслами, смолами и минеральными частицами, содержащимися в экзотических породах дерева (олива, палисандр, ироко ит.д.).
При этом нельзя однозначно сказать, что любой паркетный лак обязательно нуждается в грунтовке. Необходимость ее использования зависит от многих факторов, но общее правило здесь звучит так: если грунтовка решает хотя бы одну, а тем более сразу несколько задач из перечисленных выше, тогда она точно необходима. Иеще. Безошибочно использовать можно только ту грунтовку, которую рекомендует производитель в техническом описании своего лака (грунтовку одной фирмы может оказаться несовместимой с лаком другой).
Длительность сушки пропиток значительно меньше, чем паркетного лака- от 15-20 минут до 1-3 часов.
Сколько слоев наносить и сколько раз шлифовать? Каждый из существующих типов лаков, как мы увидим дальше, имеет свои особенности, определяющие, прежде всего, толщину слоя, наносимого за один проход. Понятно, что эти особенности напрямую определяют как затраты на сами лаки, так и стоимость работы. Так сколько же слоев наносить? Сразу предупредим, что пока нет никаких единых норм и правил, оговаривающих минимальное и максимальное количество слоев лака или количество промежуточных шлифовок. Имеются лишь рекомендации, которые дают различные зарубежные фирмы (причем у каждой они свои), а также традиции, которые у нас и на Западе весьма различны. Так, в Европе и Америке в жилых помещениях принято наносить грунт и двойной слой лака, а в офисных- грунт плюс 3-4 слоя (взависимости от интенсивности эксплуатации). Промежуточная шлифовка только одна, выполняется непосредственно перед нанесением финишного покрытия.
Российский клиент, как правило, более требователен: в любом помещении слоев лака должно быть, как минимум, 3 (и вообще, чем больше, тем лучше), а промежуточной шлифовке подвергается каждый слой. Многие фирмы закладывают в калькуляцию паркетных работ именно такую схему (учитывайте это, если вы сторонник "западной" схемы или хотите немного сэкономить). Обратите внимание и на то, чем будет наноситься лак. Это может быть ручной инструмент (шпатель, кисть, валик), а может быть и распыление, например безвоздушное. Запомните: 5-7 слоев, нанесенных безвоздушным способом,- это по толщине то же, что 3 слоя, нанесенные вручную. Вот почему неразумно, ссылаясь на опыт соседки, у которой нанесли эти самые 5-7 слоев, требовать того же от фирмы, использующей ручные методы работы. Во-первых, получится слишком дорого, во-вторых, слишком толстый слой лака может при деформациях дерева повести себя не как неотъемлемое от планок защитное покрытие, а как материал, по-иному, чем дерево, реагирующий на изменения температурно- влажностного режима, и начать отслаиваться от пола.
Чем шлифовать?
Для грубой первичной шлифовки применяются машины ленточного типа, использующие в качестве рабочего инструмента закольцованную шлифовальную шкурку зернистостью от Р40 до Р80мм. Но после обработки лентой поверхность паркета могут испещрить маленькие продольные бороздки, поэтому после первичной производится уже тонкая шлифовка- одно- или многодисковой плоскошлифовальной машиной. После них никаких бороздок уже не остается, потому что шлифующие круги здесь вращаются, как у полотера. Особенно гладкой поверхность паркета получается после прохода многодисковой машины, у которой три круга вращаются вокруг собственной оси, а вся насадка, в которой они находятся, еще и вокруг собственной. Втех местах, где ни ленточная, ни плоскошлифовальная техника неприменимы (эркеры, углы ит.п.), обработка паркета производится специальной угловой плоскошлифовальной машиной.
Если вы обратились в крупную фирму, никаких проблем с техникой не возникнет. Враспоряжении мастеров наверняка имеется все перечисленное выше оборудование. Снебольшими бригадами сложнее: всего набора устройств у них может не быть. Влучшем случае рабочие принесут с собой ленточно-шлифовальную машину, а тонкую шлифовку паркета пообещают сделать бруском, обернутым шкуркой. Надо сказать, что подобного рода инструмент в неумелых руках- вещь опасная. Его ребром можно нанести на паркет такие борозды, которые будут видны и через два-три слоя лака. Выход меж тем есть- арендовать оборудование. Эту услугу предоставляют сейчас практически все крупные фирмы. Правда, за аренду придется платить (комплект из трех типов машин стоит примерно $100 в сутки), зато проблем с качеством шлифовки не возникнет.
Современные паркетные лаки Лаки кислотного отверждения
Эти лаки появились на российском рынке одними из первых, поэтому мы начнем именно с них.
Кислотно-отверждаемые составы являются двухкомпонентными. Непосредственно перед началом работы лак смешивают (в определенном соотношении, обычно- 10:1) с отвердителем. Последний содержит какую-либо (например, соляную) кислоту- отсюда и название этой группы лаков. Кислота служит катализатором реакции отверждения, которая начинается сразу после смешивания лака и отвердителя. Ввиду этого время применения готового состава ограничено (например, восьмью часами). Кислотно-отверждаемые лаки рекомендуется использовать там, где к твердости покрытий предъявляются особые требования.
Достоинствами таких лаков являются высокие адгезионные свойства, низкая чувствительность к перепадам температуры и влажности воздуха. Наносить их можно любым инструментом- краскопультом, шпателем, валиком, кистью. Специальной грунтовки не требуется, при необходимости используют лак, разведенный на 10-15% с помощью того растворителя, который указан на банке (чаще всего уайт-спирит).
Кнедостаткам кислотных лаков следует отнести то, что работать с ними нужно крайне осторожно, в респираторе, а еще лучше- в противогазе (чтобы избежать сильного раздражения слизистых оболочек). Кроме того, при отверждении из состава может выделяться формальдегид- вещество, крайне вредное для человеческого организма. Правда, процесс выделения длится недолго- лишь до тех пор, пока лак не схватится окончательно (время указывается на банке). Чтобы формальдегид не остался в помещениях, их нужно тщательно проветрить.
Проблему составляет и то, что все кислотно-отверждаемые лаки сильно проклеивают стыки планок. На поверхности дерева образуется стекловидная пленка, которая, при всех своих положительных качествах (твердость и износостойкость), может растрескиваться при падении на нее тяжелых предметов. Тогда образуется скол, окруженный паутиной трещин, как на стекле. Кроме того, эти лаки «поджигают» древесину.
Вотличие от западных рынков, российский изобилует такими лаками. По оценке экспертов, они составляют львиную долю продаж (по разным данным- от 50 до 70%). Здесь можно назвать такие лаки, как Uzin-MF 68 от UZIN, Champion от KIILTO, Parketa laka от "РИЖСКОГО ЛКЗ", "Московский" от "ЛАКМА-КОЛОР", "Новомосковский" от "ОБЪЕДИНЕНИЯ БЫТОВОЙ ХИМИИ" идр.
Органоразбавляемые лаки на основе искусственных смол
К этой группе относятся лаки на алкидных, алкидно-уретановых и полиуретановых связующих.
Алкидные смолы вырабатываются из натурального сырья, например льняного или древесного масла, что позволяет им глубоко проникать в древесину. Для полимеризации им необходим кислород из воздуха. Проникая внутрь жидкой, а затем желеподобной массы, кислород становится одним из главных компонентов реакции отверждения. Валкидно-уретановых лаках часть алкидных смол заменена полиуретановыми, что по идее изготовителей позволяет повысить износостойкость лаковой пленки и придать ей еще большую эластичность.
Ив том и в другом случае затвердевший лаковый слой имеет вид роговидной пленки, обладающей достаточной пластичностью и одновременно нескользкой. По степени блеска эти лаки бывают матовыми, шелковисто-матовыми, полуматовыми, полуглянцевыми и глянцевыми.
Кположительным свойствам алкидных и алкидно-уретановых лаков относится то, что они слабо проклеивают стыки между планками. Вгрунтовках они практически не нуждаются, при необходимости можно использовать лак, разбавленный на 10-15%.
Среди недостатков важно упомянуть, что алкидные и алкидно-уретановые составы изменяют естественный цвет древесины ("поджигают" ее), а также то, что они особо чувствительны к условиям сушки. Во-первых, на их поверхности сразу же после нанесения образуется пленка, которая по мере утолщения замедляет процесс испарения растворителя. Во-вторых, при повышенной температуре воздуха (при работе центрального отопления и отсутствии вентиляции) или нагреве обрабатываемой поверхности (солнечными лучами или системой отопления, спрятанной в полу) можно столкнуться со значительным замедлением отвердительного процесса- лак дольше остается полумягким. Куменьшению скорости затвердевания приводит и понижение температуры (до +15С и ниже), а также увеличение количества лака, наносимого за один проход (нужно строго следить, чтобы расход не превышал 100 г/м2). При нанесении излишне толстых слоев возможно образование морщинистой поверхности- «шагрени». Если предыдущий слой недостаточно просох, растворитель из последующего слоя может его отчасти «подрастворить» и «стянуть», тоже вызвав появление морщинистой пленки.
Специалисты утверждают, что появление "шагрени"- верный признак того, что сушить надо дольше. Рекомендация тут одна: каждый следующий слой надо класть не ранее утра следующего дня (тогда время сушки слоя составит 8-14 часов). Вособо неблагоприятных условиях интервал между слоями должен составлять не менее суток. Ипоследнее. Все эти лаки, поскольку в них содержится растворитель, принято относить к токсичным. При работе с ними важно соблюдать примерно те же меры безопасности, что и при обращении с кислотно-отверждаемыми составами.
На отечественном рынке алкидные лаки представлены продукцией таких фирм, как TIKKURILA и "ЭМПИЛС". Выбор компаний, предлагающих алкидно-уретановые лаки, значительно шире: CLOU (Германия), ARBORITEC, UZIN, MEFFERT, ESKARO, BERGER-SEIDLE, SOMEFOR, TIKKURILA, "ПАЛИТРА", "ЯРОСЛАВСКИЕ КРАСКИ", "ЛАКМА-КОЛОР", "РИЖСКИЙ ЛКЗ", "ТЕКС", а также целый ряд турецких фирм- DYO, POLISAN GROUP, YASAR HOLDING, MARSHALL.
Полиуретановые лаки отличаются исключительно высокими адгезионными свойствами. Их пленка вязко- эластична и обладает повышенной стойкостью к износу и воздействию химикатов, а также свето- и термостойкостью, что позволяет использовать их в помещениях, подверженных особенно сильным нагрузкам.
Различают однокомпонентные и двухкомпонентные полиуретановые лаки. Процесс высыхания и тех и других происходит почти по классической схеме: сначала улетучивается растворитель, затем начинается химическое отверждение. Вподробности этих процессов мы вдаваться не будем, но скажем, что как в момент нанесения, так и на стадии сушки свежую пленку нужно беречь от контактов с влагой. Влажность древесины паркета не должна превышать 10-12%. Дело в том, что вода провоцирует химическую реакцию, побочным продуктом которой является выделение пузырьков углекислого газа. Результат- так называемое вспенивание лакового слоя.
Кдостоинствам безводных полиуретановых составов можно отнести то, что они, как правило, не требуют грунтовок, поскольку первый слой не поднимает ворсинки древесины. Кроме того, эти лаки менее капризны к микроклимату помещения. Что же касается их способности «поджигать» дерево, то, в зависимости от конкретного состава, наряду с «поджигающими» можно найти и такие, которые будут сохранять натуральный цвет древесины (обратите на это внимание при покупке). Проблема при использовании полиуретановых лаков возникает одна: они сильно склеивают планки.
На российском рынке можно найти безводные полиуретановые лаки таких фирм, как BERGER-SEIDLE, CLOU, LOBA, SLS-RINALDI, а также UCP-PAINT и BASONE DYNAMICS.
Иеще о преимуществах составов на растворителях. Во-первых, по сравнению с любыми другими паркетными лаками, лаки на растворителях наносятся на паркет наиболее тонким слоем, а это прямая финансовая выгода. Во-вторых, они лучше, чем любые другие, подходят для работы с экзотическими сортами дерева. Поэтому многие мастера старой школы предпочитают работать лишь с этими лаками, поскольку они не доставляют тех неприятностей, которых приходится ждать от водоразбавляемых.
Название |
Изготовитель |
Общее кол-во лаков данной группы |
Блеск |
Расход на 1 слой, м2/л |
Время сушки между слоями, ч |
Время полного высыхания, дни |
Фасовка: лак/ отвердитель, л |
Цена 1л,
|
Кислотно-отверждаемые |
Uzin-MF 68 |
UZIN |
1 |
ПМ |
9 |
3-4 |
5-6 |
5/0,5 |
7,9 |
Champion |
KIILTO, Финляндия |
1 |
ГЛ,ПГЛ,М |
10-12 |
2 |
14 |
10/1 |
4,9 |
Parketa laka |
«РИЖСКИЙ ЛКЗ» |
1 |
ГЛ,ПМ,М |
8-10 |
12 |
10 |
2,7/0,25 |
3,7-4,4 |
«Паркетный лак» |
BELINKA BELLES |
1 |
ГЛ,ПМ |
10-12 |
2 |
10 |
4,5/0,45;9/0,9 |
8,1 |
«Московский» |
«ЛАКМА-КОЛОР» |
1 |
ГЛ, М |
8-10 |
6 |
5 |
1/0,1;2/0,2 |
0,9 |
Алкидные |
«Кири» |
TIKKURILA |
2 |
ВГЛ,ГЛ |
12-14 |
24 |
3-7 |
1;З;10 |
5,4 |
«Ореол» |
«ЭМПИЛС» |
1 |
ГЛ |
10-15 |
12 |
1 |
0,9;1,9;2,4 |
1,4 |
Алкидно-уретановые |
Clouretan |
CLOU (Германия) |
1 |
ГЛ,ШМ,М |
12 |
3-4 |
7-10 |
1;5;30 |
12,3-14,7 |
Floor Finish UA 80 |
ARBORITEC |
1 |
ГЛ,ПГЛ,М |
12-15 |
5 |
5 |
5 |
14 |
Berger-Seidle LT-Export |
BERGER-SEIDLE |
1 |
ГЛ,ПМ,М |
10 |
6-10 |
8-10 |
1;5;10 |
10,2 |
Uzin-MF 76 |
UZIN |
1 |
ПМ |
9-11 |
6-8 |
14-21 |
5 |
9,8 |
Dufa Parkettlack |
MEFFERT |
1 |
ГЛ,ШГЛ |
12 |
12 |
2 |
0,75;2,5;10 |
5,35 |
Puidulakk 45/90 |
ESKARO |
3 |
90-ГЛ/45-ПГЛ |
10-12 |
24 |
7 |
0,5;1;2,5 |
3,86 |
«Капитан» |
POLISAN GROU (Турция) |
2 |
ПМ |
15 |
8 |
-* |
0,75;2,5;15 |
4,1 |
Elan Vernis parquet |
SOMEFOR |
1 |
ГЛ,М |
15 |
24 |
-* |
2,5;10 |
3,6 |
Marshall Parke |
MARSHALL (Турция) |
1 |
ГЛ,ПМ |
10-16 |
5 |
4 |
0,75;2,5;3,8;15 |
3,1 |
Unica Super |
TIKKURILA |
2 |
ГЛ,ПГЛ,ПМ |
12-14 |
24 (6) |
14 |
0,23;0,9;2,7;9 |
6,7-7,6 |
АУ-271 |
«ЯРОСЛАВСКИЕ КРАСКИ» |
1 |
ГЛ |
8 |
4 |
4 |
1,8 |
1,6 |
«Дворцовый» |
«ПАЛИТРА» |
1 |
ГЛ |
17-25 |
10-12 |
1,5-2 |
0,9 |
3,1 |
«Полиур» |
«ЛАКМА-КОЛОР» |
1 |
ГЛ |
5-7 |
4 |
1 |
2 |
3,3 |
«Люкс» |
«ТЕКС» |
1 |
ГЛ |
10-13 |
8 |
7 |
1;3;10 |
2,6 |
Parketex |
DYO (Турция) |
1 |
ГЛ |
17-18 |
5-6 |
1 |
0,75;2,5;15 |
4 |
Dewilux |
YASAR HOLDING (Турция) |
1 |
Сатиновый блеск |
15-20 |
6-8 |
1 |
0,75;2,5;15 |
3,8 |
Полиуретановые |
Lobadur PU 6020 (DD)** |
LOBA |
1 |
ГЛ,ПМ |
8-10 |
6-8 |
8-14 |
5/5 |
16,8 |
Clou DD-28** |
CLOU (Германия) |
1 |
Особо глянцевый |
10-12 |
24 |
3 |
2,5/2,5 |
16,9 |
Lobadur PU 6000 |
LOBA |
2 |
ГЛ,ПМ |
8-10 |
6-8 |
8-14 |
5 |
18 |
Berger-Seidle L81 |
BERGER-SEIDLE |
1 |
ГЛ,ПМ |
10-12,5 |
3-4 |
8-10 |
1, 5 |
11 |
Berger-Seidle UNO** |
BERGER-SEIDLE |
1 |
ГЛ,ПМ,М |
10-12,5 |
3-4 |
8-10 |
1/1, 5/5 |
13 |
86 DD |
UZIN |
1 |
ГЛ,ПМ |
9-11 |
3-4 |
4 |
5 |
14,3 |
Triumph |
BASONE DYNAMICS |
1 |
ГЛ,ПГЛ,ПМиМ |
12-15 |
12 |
1 |
1;3,8 |
6,9 |
Polyur MC |
UCP-PAINT |
6 |
ГЛ,ПГЛ,ПМ |
12-14 |
3-4 |
1 |
0,95;3,78 |
15,1 |
Условные обозначения: ГЛ- глянцевый; ВГЛ- высокоглянцевый, ПГЛ- полуглянцевый; ШГЛ- шелковисто-глянцевый; ПМ- полуматовый; ШМ- шелковисто-матовый; М- матовый *- производителем не указывается; **- двухкомпонентный |
Водорастворимые лаки
Эти составы в большинстве случаев представляют собой дисперсии, образуемые небольшими по размерам капельками пленкообразующего компонента (акрилового, акрил-полиуретанового, полиуретанового и полиуретанового особых модификаций), равномерно распределенного по объему воды. Вода здесь разделяет частицы полимера для того, чтобы они не «слиплись» еще в банке и не начали полимеризоваться раньше времени. Кстати, если на банке написано «водный лак», это еще не означает, что в составе нет органического растворителя. Его действительно может не быть совсем, но он может и содержаться в количестве до 5 и до 15%, в соответствии с чем водные лаки и принято подразделять на 3 категории.
Кположительным свойствам таких составов относится, прежде всего, полное отсутствие или очень низкая концентрация паров растворителя в воздухе. Кроме того, они негорючи, имеют хорошую адгезию, образуют вязкоэластичную пленку. Эти лаки отлично передают особенности распила, текстуры и фактуры древесины, не «поджигают» ее и не желтеют с течением времени (некоторые специалисты даже считают, что они, напротив, «выбеливают» дерево, что тоже нехорошо). Выпускаются в глянцевой, полуматовой и матовой модификациях.
Котрицательным свойствам следует отнести то, что водные лаки очень капризны к микроклимату помещения. Пленка на их поверхности образуется гораздо быстрее, чем у составов на растворителях (сколь бы парадоксальным это ни казалось), и чем толще она становится, тем сильнее препятствует дальнейшему испарению воды. Тем более что скорость нарастания пленки сильно зависит от температуры и влажности воздуха в помещении. Например, если в комнате жарко и сухо (что не редкость в разгар отопительного сезона), то качественного покрытия будет достичь невозможно. Взоне перекрывания слоев начнут постоянно образовываться "горбы", поскольку лак будет засыхать быстрее, чем разравниваться. Чтобы процесс высыхания шел нормально, температура в помещении должна составлять строго 18-20С, а влажность воздуха быть не менее 50%. Но как и чем обеспечить такие условия? Система отопления или радиаторы должны позволять регулировать температуру в помещении, без этого с вами просто могут отказаться работать. Свлажностью проще, поскольку в арсенале любой крупной фирмы имеются увлажнители.
Поскольку водные лаки очень быстро сохнут, их и наносят несколько иначе, чем лаки на растворителях. Аименно- более толстым слоем, чтобы лак сразу не застыл и успел растечься, вернее, разровняться (рекомендуемый расход- 120 г/м2). Для облегчения выполнения этой задачи производители предлагают специальный валик. Он обеспечивает необходимый расход в том случае, если «катать» его по покрываемому лаком паркету, что называется, под собственным весом (не нажимая и не приподнимая валик).
Кнедостаткам подобных лаков относится и то, что они сильнее прочих поднимают ворсинки дерева, а это делает промежуточную шлифовку неизбежной. При хранении им нельзя давать замерзать. Апри нанесении температура должна быть не ниже +15С. Кроме того, все водные лаки проклеивают стыки паркета. Но и это еще не все. Вода, входящая в состав лака, может вызывать изменение геометрических размеров паркетных планок, что особенно критично для уже упоминавшихся «нервных» пород дерева. То есть без предварительной грунтовки покрывать паркет водными лаками нежелательно, при использовании же «нервных» пород это просто недопустимо. Помня об этом, все серьезные производители обязательно выпускают к своим лакам грунтовки.
Если уж речь зашла о грунтовках под водоразбавляемые лаки, отметим одно почти парадоксальное явление: в то время как грунтовочные составы под все прочие лаки призваны предотвращать эффект "поджигания" древесины, среди составов под водные можно обнаружить призванные как раз "поджечь" дерево (например Lobadur HS GlobaSeal от LOBА). Акак иначе с помощью водного лака удовлетворить потребности любителей «подожженного» паркета?
Как уже отмечалось выше, водорастворимые лаки выпускаются на следующих связующих: акриловых, акрил-полиуретановых и полиуретановых. Акриловые наименее износостойки, но зато устойчивы к воздействию химикатов и дешевы. Полиуретановые, наоборот, хорошо противостоят истиранию, гораздо хуже- химии, а также довольно дороги. Акрил-полиуретановые занимают промежуточное положение- и по износостойкости, и по устойчивости к химии, и по цене. Их-то чаще всего и выбирают для покрытия полов в помещениях с обычной нагрузкой. Впоследнее время в продаже начали появляться лаки на основе модифицированных полиуретановых дисперсий. Стоят они несколько дешевле, чем лаки на чистом полиуретане (для чего и разрабатывались), а вот износостойкость имеют почти такую же.
На нашем рынке водные акриловые лаки представлены продукцией фирм MEFFERT, "ТЕКС", "ЛАКРА-СИНТЕЗ", "ТРЕСТСПЕЦСТРОЙ№40" и рядом других. Акрил-полиуретановые предлагают BONA, LOBA, BERGER-SEIDLE, ARBORITEC, BECKERS, BELINKA BELLES, ESKARO, VIVACOLOR, UZIN. И, наконец, полиуретановые- BONA, LOBA, ARBORITEC, BERGER-SEIDLE идр.
Стоит отметить, что в последние годы практически все фирмы сосредоточили свои усилия на разработке именно водоразбавляемых лаков и по мере продвижения этих разработок постепенно отказываются от производства составов на растворителях. Так, BONA уже полностью прекратила выпуск последних, хотя от грунтовок на растворителях пока не отказалась.
Название |
Изготовитель |
Общее кол-во лаков данной группы |
Блеск |
Расход на 1 слой, м2/л |
Время сушки между слоями, ч |
Время полного высыхания, дни |
Фасовка: лак/ отвердитель, л |
Цена 1л,
|
Акриловые |
Dfa Aqua-Parkettlack |
MEFFERT |
1 |
ГЛ,ШГЛ |
11 |
4-5 |
0,5 |
0,37;0,75;2,5 |
8,66 |
«Октава ВД-АК-233» |
«ТРЕСТСПЕЦСТРОЙ N 40» |
1 |
ГЛ,ПГЛ,ПМ |
6-8 |
24 |
8 |
1;5;10;15;50 |
2,7-3,3 |
«Лакра» |
«ЛАКРА-СИНТЕЗ» |
1 |
ГЛ,ПМ,М |
8-14 |
5 |
7 |
2,5;10 |
3,2 |
Акрил-полиуретановые |
Bona Spectra |
BONA |
1 |
ГЛ,ПМ,М |
8-10 |
1-2 |
8 |
5 |
16,6 |
D.I.Y. |
ARBORITEC |
4 |
ГЛ,ПГЛ,М |
8-10 |
1-2 |
4 |
1;5 |
12,5 |
Lobadur WS EasyFinish/ Objekt |
LOBA |
2 |
ГЛ, ПМ |
8-12 |
1-2 |
8-14 |
1,5;10 |
13,6-18,2 |
Aqua-Seal Ecogold |
BERGER-SEIDLE |
3 |
ГЛ,ПМ,М |
8-12 |
2 |
8-10 |
1;5;10 |
10;13;15 |
UZIN-MF 99* |
UZIN |
3 |
ПМ,М |
9-11 |
3-4 |
7-8 |
5 |
23 |
Belinka Parketin |
BELINKA BELLES |
1 |
ГЛ, М |
10-12 |
5-6 |
10 |
1;4 |
8,8 |
Parketilakk WE |
ESKARO |
1 |
ПМ |
6-8 |
2-4 |
7-14 |
1;3;10 |
7,65 |
Olympia |
VIVACOLOR |
1 |
ПМ |
6-8 |
1-2 |
7 |
1;5;10 |
10 |
Полиуретановые |
Bona Traffic** |
BONA |
1 |
ПМ,М |
8-10 |
3-4 |
8 |
4,5/0,45 |
23,6 |
Compo** |
ARBORITEC |
1 |
ПМ,М |
8-10 |
1-2 |
4 |
4,5/0,45 |
20,8 |
Lobadur WS 2K Supra** |
LOBA |
2 |
ПМ |
8 |
4 |
8 |
1;2,5;5 |
33,6 |
Aqua-Seal 2K-PU** |
BERGER-SEIDLE |
1 |
ПМ,М |
8-12 |
2 |
8-10 |
1;5 |
18 |
Bona Mega |
BONA |
1 |
ГЛ,ПМ,М |
8-10 |
3 |
8-10 |
1;5 |
18,8 |
Условные обозначения: ГЛ- глянцевый; ПГЛ- полуглянцевый; ШГЛ- шелковисто-глянцевый; ПМ- полуматовый; М- матовый; *- отличается повышенной эластичностью; **- двухкомпонентный |
Еще немного о свойствах лаков Более подробно рассмотрим только те свойства, с которыми мы чаще сталкиваемся в быту.
Износостойкость. По этому показателю все паркетные лаки можно условно разделить на 3 группы:
с нормальной (умеренной) износостойкостью для жилых помещений. Сюда можно отнести все лаки на растворителях, а также однокомпонентные водоразбавляемые на основе акрила и акрил-полиуретана;
с повышенной износостойкостью для прихожих и коридоров. Кэтой группе относятся классические двухкомпонентные безводные лаки и однокомпонентные водно-дисперсионные на основе чистого полиуретана;
с особо высокой износостойкостью. Очень узкая группа двухкомпонентных водно-дисперсионных полиуретановых лаков.
Важно заметить, что внутри этих групп существует огромный разброс показателей износостойкости- до 2-2,5 раз. Но вот конкретные цифры, характеризующие износостойкость, практически ни один производитель никогда не приводит. Почему? Дело в том, что испытания обычно проводятся на установке "Тайбер-тест"- той же самой, на которой тестируется ламинированный паркет. Но если для ламинатов существует единая методика определения износостойкости, то для лаковых покрытий единая методика отсутствует. Каждая фирма проводит испытания, так сказать, на свой лад, задавая свои нагрузки, скорость вращения, крупность абразива ит.д. Вот поэтому, если кто-то из продавцов покажет вам какие-нибудь цифры, якобы характеризующие износостойкость предлагаемого материала (а такие попытки уже отмечаются), не спешите верить. Любые характеристики подобного рода постигаются лишь в сравнении и только в том случае, если условия испытаний были абсолютно одинаковыми.
Раз уж мы упомянули ламинаты, надо честно сказать, что показатели их износостойкости в несколько раз превышают такие же показатели для лаков. Ив этом нетрудно убедиться на простом опыте. Если по ламинатным полам ежедневно "кататься" в кресле на колесиках, они выдержат примерно год. Самый же лучший по износостойкости лак- всего 3-6месяцев. Но, с другой стороны, паркет с перешлифовками прослужит десятилетия, а ламинат- вещь одноразовая. Если протерся его верхний слой, которого хватит в лучшем случае лет на десять, восстановить пол уже невозможно.
Окрашивающие составы.
Натуральный
венгеПри окрашивании паркета классикой жанра являются различного рода морилки. Сними хотя бы раз в жизни сталкивался каждый, поэтому вряд ли нужно объяснять, что это такое. Не так давно в продаже появились и особые лаки-пропитки, которые не только подкрашивают дерево (цвета- практически на любой вкус), но и защищают от биоповреждений (гниения, плесени ит.д.). Исовсем недавно в продаже появились тонированные (проще сказать пигментированные) паркетные лаки. Следует отметить, что работать с морилками или лаками-пропитками надо умеючи: в зоне перекрытия слоев (а этого избежать практически невозможно) поверхность паркета получается более темной. Стонированными лаками Дуб "под венге" проблем еще больше. Даже если удастся избежать появления темных полос, нельзя гарантировать, что не объявится другая напасть- в процессе эксплуатации в зоне интенсивного износа могут образоваться белесые дорожки. Именно поэтому многие даже весьма опытные паркетчики, а то и целые фирмы, с такими вариантами тонировки работать отказываются.
Наиболее подходящими и с точки зрения профессионалов являются только что появившиеся на рынке специальные тонирующие средства, отличающиеся тем, что они хорошо впитываются в дерево и долго не высыхают,-можно успеть вернуться к местам перекрывания слоев, разровнять их или удалить излишек "краски". Что немаловажно, окрашенная подобным образом поверхность в дальнейшем хорошо сцепляется с большинством лаков. Вкачестве примера можно привести продукт Bona Stain от фирмы BONA (около 36 за 1л). ИFloor Stain (17,48 за 1л) от Arboritec.
Оптические свойства. Это, прежде всего, способность лака отражать свет. Проще говоря, глянцевость. Лаки, отражающие 70-100% света, относятся к глянцевым, 30-70%- к полуматовым, 0-30%- к матовым. Внутри этих групп существует собственное деление, еще более условное. Например, лак, отражающий не более 11-12% света, считается суперматовым, а более 90%- суперглянцевым. Иполная неразбериха царит внутри группы полуматовых материалов. Кто только и какие только названия им не дает! Шелковисто-глянцевые, сатиновый блеск ит.п. Разобраться в этих эпитетах можно лишь приблизительно, реальную же цифру отражения света от лаковой поверхности не называет ни один производитель (кроме ARBORITEC).
Вэтих условиях важно помнить следующее: если взять, например, два глянцевых лака от разных производителей и покрыть ими два смежных помещения, то, скорее всего, полы будут довольно сильно различаться по степени блеска. Поэтому, если помещения имеют общий уровень пола без четко выраженной границы (порога ит.п.), экспериментировать с лаками разного производства не стоит.
Обратить ваше внимание хочется и на еще один важный момент. Матовость лаку придает так называемый пассивный наполнитель, на частицах которого и происходит рассеяние света. При долгом хранении наполнитель оседает на дно, поэтому на всех банках с матовым лаком имеется надпись "Перед употреблением перемешать". Специалисты дают совет, как лучше всего это делать. Надо просто переворачивать закрытую банку кверху дном 10-15 раз. Частицы наполнителя должны равномерно распределиться по всему объему и какое-то время не оседать. После взбалтывания нужно вскрыть банку, вставить в горловину длинную деревянную палочку и поскрести ею по дну. Если на конце палочки останется плотный белый сгусток, такой лак лучше не использовать. Вначале работы он будет почти глянцевым, в середине- матовым, а в конце- белесым. Понятно, что паркет, раскрашенный таким образом, особой радости не доставит.
Редакция благодарит компании «ПАРКЕТ ХОЛЛ», «МИР ПАРКЕТА», «БОБР», «КРАСНОЕ ДЕРЕВО»,
«РЕСУРС ЛОГИСТИКС», JURGI, BECKERS, «КОЛОРЕКС М», «ДУО ДЕКОР», а также лично
директора музея паркета С. Г. Милюкова за помощь в подготовке материала.
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!