С почтением к ордеру

Двухкомнатная квартира площадью 75,6 м2. Созданный образ ассоциируется с прекрасно прорисованными интерьерами особняков позднего русского модерна

С почтением к ордеруПрихожая соединена с гостиной широким проемом. Он кажется больше из-за вертикалей витражей и остекления вверху С почтением к ордеруБольшую часть предметов обстановки и аксессуаров в классическом стиле, как и эти часы на комоде в гостиной, владельцы подбирали самостоятельно С почтением к ордеруПросторная прихожая создает у вошедшего праздничное, немного торжественное настроение С почтением к ордеруПреобладающие во всех комнатах, кроме ванной, светлые тона поддерживают заданную ордерными формами торжественность и приподнятость. Это касается и спальни, органично продолжающей декор гостиной С почтением к ордеруПо контрасту с жилыми пространствами квартиры ванная поражает лаконизмом отделки (чередование строгой светлой и темной плитки) и ультрасовременными формами фурнитуры и раковины (кубизм вместо привычных дуг и овалов). Неожиданна и смелая облицовка одной из стен темным мрамором с золотисто-белыми прожилками (имперадором) С почтением к ордеруШкаф в прихожей и гардеробная в спальне снабжены внутренней подсветкой С почтением к ордеруПо обе стороны окон поставили каннелированные пилястры. Их базы опираются на простые дубовые доски подоконников. Снизу подоконник с каждого конца поддерживают по две коротенькие гладкие пилястры. Визуально нагрузка на подоконную часть больше: высота подоконных пилястр- 810мм, над подоконниками- 1917мм (спереходом в декоративную перемычку) С почтением к ордеруПлан до ремонта С почтением к ордеруПлан после ремонта

Эта квартира была куплена сыном для родителей. Как правило, пожилой возраст у нас ассоциируется с приверженностью насиженному месту и некоторой старомодностью. Аесли есть возможность попробовать начать новую жизнь на новом месте и прибегнуть к услугам высококлассного специалиста?

Подарок пожилым родителям включал и услуги архитектора, а потому образ нового жилья искали вчетвером: автор проекта, супруги-владельцы и сын, достаточно искушенный в строительном деле.

Квадратная расстекловка

С почтением к ордеру
Раздвижные дверцы шкафа в прихожей (две по 2650800мм) и гардеробной в спальне (их две, размером 26501150мм каждая) включены в рисунок панелей стен. Их фланкируют пилястры, как и оконные проемы, и вход в гостиную. Филенки выделяют цокольную часть. Решетчатая расстекловка дверей перекликается с той, что венчает перегородку между гостиной и прихожей. Благодаря архитектурности этих дверей кажется, что они ведут в просторные помещения. При движении дверец рисунок расстекловки частично совмещается и кажется мельче и изящнее.

Пространство свободной планировки было лишь слегка разграничено несущими конструкциями. Спомощью перегородок из гипсовых профилированных пазогребневых плит сформировали просторные прихожую и примыкающую к ней ванную, выстроили два стоящих встык платяных стенных шкафа-купе- в прихожей и спальне. По одну сторону несущей стены устроили спальню, по другую- гостиную-столовую-кухню. Совмещение, как и почти полное отсутствие внутренних дверей, ведет к экономии площади и простору, соответствует общему приподнятому над бытом характеру интерьера. Перед вошедшим в дом предстает ряд светлых незамкнутых пространств: прихожая- гостиная с полуэркером- столовая и «фонарик» балкона. Такое решение может показаться смелым для квартиры, где живут пожилые супруги. Но этот дом не предназначен для многолюдных застолий.

Сдержанная геометрия

С почтением к ордеру
Автор проекта решил дополнить неоклассические декорации витражными композициями в стиле Райта. Квартиру украсили шесть вертикальных витражных полос с подсветкой, выполненных в традиционной технике (цветные кусочки стекла в свинцовых рамках) и близких по пропорциям к соседним пилястрам. Возможно, утонченная хрупкость райтовских рисунков показалась автору родственной легким и дробным ордерным пропорциям этих стен. По две пары витражей вмонтированы по обе стороны перегородки между гостиной и прихожей (их оси смещены друг относительно друга); два витража- на стене прихожей напротив входа в гостиную (здесь они находятся напротив своих «двойников» на другой стене).

Ссамого начала было ясно, что ключевым стилем данной квартиры будет классицизм с ордерными формами- наверное, самыми проверенными временем. Прелесть ордерной декорации заключается в том, что это не чисто декоративное явление, а декор, сохраняющий память о силовой работе конструкции и эту работу изображающий. Он не столько украшает архитектурную поверхность, сколько структурирует ее, показывает, как взаимодействуют между собой несомые и несущие части. Вместе с ордером в интерьеры приходят категории меры и порядка. Для людей старшего поколения, тяготеющих к спокойному и размеренному образу жизни,- вариант идеальный. Итак, стенные панели, двери и некоторые предметы пристенной мебели (кухонная, а также угловой шкаф-горка в гостиной и шкафы-купе) получили классицистическое оформление.

Балкон-фонарик

С почтением к ордеру
Первоначально балкон был отделен от кухни-столовой небольшим участком стены с балконной дверью и эффектно, по-южному остеклен по всей высоте наружных стен. Входе реконструкции простенок с балконной дверью убрали, совместив балкон со столовой и таким образом как бы присоединив его к жилому пространству. Принцип остекления снизу доверху сохранили, лишь немного модернизировали оконные рамы. Балкон должным образом утеплили и оборудовали там теплые полы, но в условиях нашего климата этого оказалось недостаточно. Тогда в пол дополнительно встроили конвектор, решетка которого (ее размер- 1500250мм) оказалась на линии бывшей балконной двери. Поднимающийся из нее теплый воздух создает эффект тепловой завесы.

Из тонированного выбеленного дуба по рисункам архитектора на заказ были выполнены обширные композиции. Ритм их задан многочисленными узкими каннелированными пилястрами, сложно структурированными по вертикали (высокий цоколь, ярусная архитравно-фризовая часть с декоративными зубчатыми поясками и сильно выступающий профилированный общий венчающий карниз). Простенки между пилястрами, створки шкафчиков и торцы ящиков мебели в основном украшены филенками. Сложная графика стен вкупе с различной высотой рельефа потребовала кропотливой столярной работы. Но благодаря этим мелочам, в которых нет практической необходимости, возникает ощущение, если можно так сказать, архитектурной воспитанности, уважительного отношения к ремеслу, что ассоциируется с прекрасно прорисованными интерьерами особняков позднего русского модерна, когда романтику раннего периода этого стиля сменила ностальгия по классицизму.

Антаблемент с кондиционером

С почтением к ордеру
Классический архитектурный ордер появился в Древней Греции, а комнатный кондиционер изобрели в 1929г.Посредством первого выражает себя одна из самых гармоничных архитектурных систем, тогда как второй известен нам как малопривлекательный ящик, улучшающий условия жизни, но никак не украшающий ее. Вэтой квартире два кондиционерных блока. Один расположен на несущей стене, отделяющей гостиную от балкона, и его никак нельзя спрятать. Другой- в нише над дверью спальни (там, где несущую стену продолжает более тонкая пазогребневая плита). Вход в нишу замаскировали ордерной декорацией. Щели, через которые поступает воздух, оконтурили прямоугольными рамками, а наклонные ламели из дерева выглядят как профилировки.

Ни будничности, ни обремененности заботами в интерьере нет- господствует настроение непрекращающегося выходного дня. Такой и должна быть квартира людей, находящихся на заслуженном отдыхе.

Стиль и игра

С почтением к ордеру
Ордерная декорация в этом интерьере может показаться переусложненной и дробной. Но мелкий модуль идет на пользу небольшим помещениям, зрительно их увеличивая. Местами игровой характер этой стилизации очень явствен. Таков скошенный угол карниза над кухонными фасадами; у двери из гостиной в спальню- неожиданно "голый" участок стены. Элемент игры есть и в желании разнообразить ордерную "оболочку" интерьеров витражами в духе раннего Райта, ведь этот архитектор отнюдь не был приверженцем классицизма. Таким образом, стилистически разным деталям предлагается побыть в обществе друг друга- прием постмодернистский, выводящий образное решение интерьера за рамки послушного следования одному стилю.

Рассказывает автор проекта

Современной архитектуре не свойственна чистота стиля. С наступлением нового тысячелетия еe кредо- уже не просто свобода стилизаций, заявленная некогда постмодернизмом, но и активное их смешение в пределах одного архитектурного объекта. Подобная смесь получила название стиля фьюжн, причем за основу в нем чаще всего берут формы, присущие нашим дням, и дополняют их смелыми заимствованиями из прошлого. В этой квартире также хотелось избежать стилевой однозначности. Но, учитывая возраст и традиционные вкусы владельцев квартиры, решили попробовать реализовать фьюжн наоборот, своего рода антифьюжн, то есть сделать ставку на ретро и лишь слегка «приправить» его современностью.

Не могу сказать, что классицизм для меня- стиль-фаворит: совершенно в духе нашей эпохи я с неменьшим интересом работаю в другой стилистике. Пусть время не приносит нам принципиально новых форм, но зато у нас есть практически неограниченные возможности игры с формами прошлого. Для меня это увлекательное фантазирование на одну из вероятных тем. Поэтому в ордерном рисунке стен не следует искать жесткой логики и тщательной мотивировки всех деталей.

То же самое относится и к витражам в духе Райта. Мягко подсвеченные полоски из цветного стекла (ширина их и близлежащих пилястр почти одинакова) просто показались уместными в композиции этих стен.

Архитектор Игорь Ладин

Редакция благодарит салон Emile Marqu за предоставленные для съемки аксессуары.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.
Рекомендуем