Реставрация позолоты на дереве
Позолоченное дерево, старинное и не очень, можно отреставрировать различными способами,
часто традиционными, но вполне доступными. И
Прежде чем приступить к реставрационным работам, следует определить их объем и удостовериться в их необходимости. Хорошая очистка иной раз дает лучший результат, чем нанесение толстого слоя лака, имитирующего золото.
В XVII и XVIII
Основа всех подготовительных операций, столярный, костный или рыбий клей, продается в пластинках или порошке. В первом случае клей, нарезанный на мелкие кусочки, должен размокать в холодной воде не менее 12 часов. Порошкообразный клей в замачивании не нуждается. Воду нагревают на водяной бане и размешивают с клеем из расчета 1:7. | |
При чистке позолоченной поверхности следует соблюдать осторожность. Пользоваться старыми рецептами, вроде яичного белка, смешанного с щавелевой кислотой, или картофеля, нежелательно, ибо в первом случае можно снять слой позолоты, а во втором |
|
Замену отсутствующего элемента резьбы начните с изготовления его пластикового слепка, подобрав идентичный сохранившийся участок. | |
Перед тем как залить в слепок синтетическую смолу (виксинт или формопласт), смажьте его вазелином. Смола очень пластична, поэтому она точно повторит все линии рельефа. | |
После застывания смолы осторожно снимите форму и, смазав ее маслом, залейте до краев (но не переполняя) смесью гипса или мела с клеем ПВА либо готовым составом Dugform. | |
После высыхания выньте элемент из формы, зачистите неровности и подгоните по месту надфилем. Слепок из гипса и ПВА довольно хрупок и потому нуждается в деликатном обращении, в то время как Dugform после застывания становится похожим на фарфор и более прочен. Наклеивание производится разогретым столярным, костным или рыбьим клеем с добавлением небольшого количества белил. | |
Грунт красного цвета (полимент) наносится |
|
После высыхания воск полируют мягкой тряпкой. Так как воск имеет дурное обыкновение со временем окисляться, его стоит применять только для ретуши на наименее ценных предметах. | |
В случае небольших утрат орнамента слепок можно сделать из формопласта. Размягчите его в руках и наложите на целый фрагмент. Оставьте, чтобы он немного застыл. | |
Для получения шпатлевки смешайте в сосуде сухие свинцовые или титановые белила с разогретым клеем до получения густой массы, добавьте немного олифы. Полученную массу тщательно разомните руками. | |
Оставьте шпатлевку на 5 |
|
Шпатлевка имеет множество преимуществ. Когда слепок еще мягкий, он может быть без повреждений извлечен из формы и легко вставлен на нужное место. | |
Небольшие пустоты на участке отбитого орнамента необязательно заполнять слепками, их можно просто заделать шпатлевкой или формапластом. Перед нанесением грунта под золото покройте эти фрагменты несколько раз жидкой грунтовкой, приготовленной из разогретого на водяной бане рыбьего или столярного клея и сухих белил. После высыхания каждого слоя осторожно отшлифуйте поверхность. |
Покрытие сусальным золотом
Нанесение на поверхность сусального золота
После обезжиривания дерева и нанесения первого слоя клея накладывают несколько слоев грунтовки (мел, рыбий клей и немного льняного масла) поочередно с просушиванием и тонкой шлифовкой. Затем необходимо положить
Получаемые путем прокатки листки сусального золота имеют толщину от
Листы сусального золота продаются в виде книжечки. Их ни в коем случае нельзя трогать руками. Дуя сверху, поместите лист на специальную подушечку и специальной полукруглой лопаточкой разгладьте его на плоскости. Затем разрежьте на маленькие квадратики. Чтобы их наклеить, нужно немного смочить грунт раствором для наклеивания позолоты (3 |
|
Для переноски золотого листка потребуется небольшой заряд статического электричества. Для этого возьмите специальную кисть в виде лопаточки из беличьего меха (можно обычную плоскую беличью кисть для акварели) и потрите ею о щеку или волосы. Притяжение загрунтованной поверхности столь сильно, что намагниченные кистью листики должны с первого раза занять нужное место. | |
Разгладьте листок сухой беличьей кисточкой с плоским концом и различной длиной ворсинок. Излишек клеевого раствора удалите ватным тампоном, но не водите им по золоту. | |
Подождите |
|
Патинируют золото гуашевыми красками или темперой. Оттенок должен быть достаточно светлый, чтобы объединить и растушевать отполированные места. Нанесите широкой кистью немного краски и удалите ее излишки. Затем закрепите тонировку тряпкой, натертой о брусок чистого воска. |
Практические советы
На мебели и деревянных изделиях с позолотой в результате деформаций дерева или при сборке маленькие кусочки могут отбиваться и осыпаться. Это происходит значительно чаще, чем повреждение деревянной основы. В
Воск для позолоты существует различных оттенков. Он наносится кисточкой (чаще после наложения слоя грунтовки). | |
Грунтовка цвета красной охры, положенная в качестве нижнего слоя, придает реставрируемому фрагменту первоначальный вид. После высыхания воска отполируйте поверхность мягкой тряпкой. | |
Вместо воска можно использовать очень простые в применении лаки для позолоты. При декоративной отделке они способны творить настоящие чудеса. После обезжиривания поверхности лак наносят кисточкой и дают ему высохнуть. | |
Для быстрого восстановления отколотого маленького фрагмента может служить мастика для позолоты. Возьмите пальцами маленький ее кусочек и размягчите. Вылепите отсутствующую часть и приложите на нужное место. Мастику, как и воск, можно полировать. |
Редакция благодарит за консультацию начальника участка по реставрации музейных ценностей ГУПК
- Источник: Журнал «Идеи вашего дома»№8
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!