Плоская мебель Востока
Большее количество узелков, приходящееся на единицу текстильной площади, означает только то, что рисунок этого ковра более ажурный Колористическое решение туркменских ковров ограничено преимущественно красно-коричневой гаммой, а рисунок отличается миниатюрностью В броских орнаментах и медальонах азербайджанских ковров активно используется синий краситель, однако зеленого цвета восточные ковроделы избегают-это священный цвет Старый ковер, не говоря уже об «античном», необыкновенно пластичен, чего никак нельзя сказать о современных коврах
О коврах можно говорить бесконечно. Особенно потому, что большинству из нас ничего другого просто и не остается: практически все, что покупалось нами на пол или на стену в отечественных магазинах в годы строительства коммунизма, коврами не является. Даже если "оно" охотно поедается молью и обладает самым, что ни на есть, персидским рисунком. Что же тогда пылится на наших стенах и попирается нашими ногами, ногами гостей, стульев, кресел и журнальных столиков? А
То, что мы покупали в магазинах и продолжаем покупать в «шопах»
Один из наиболее распространенных критериев, бытующих среди отечественных покупателей при выборе ковра в магазине, это запах. Кто когда верил в то, что наша промышленность, подмешивая в шерсть найлоны и капроны, напишет на ярлыке изделия правду? Только острое обоняние прекрасной половины человечества позволяло нашему потребителю выбрать из полусинтетических сортов настоящее шерстяное качество. Или не позволяло. Но оказывается, что и шерсть критерием не является. Как-то печально сознавать, что купив в свое время настоящий ковер (дома спичками жгли и убедились, что не плавится, а пахнет паленым), мы с супругой приобрели вовсе не ковер, а только подделку под него.
Технология производства ворсовых ковров, если не вдаваться в подробности, заключается в фиксации предварительно окрашенного шерстяного ворса на параллельных нитях основы с помощью плотно «вколачиваемых» в основу перпендикулярных ей и вплетенных в нее нитей утка. Так вот, принципиальное различие между ковром и тем, что на него похоже по форме, рисунку и материалу, сводится, по большому счету, к главному технологическому моменту и, соответственно, элементу фактуры: ворс настоящего ковра фиксируется на нитях основы узелком, и делает это не машина, а человеческие пальцы. Машина не умеет завязывать узелки. Ворс «ковра» машинной работы просто воткнут между основой и утком. Вопрос о том, можно ли это называть ковром, относится к риторическим. Собираясь говорить о коврах, о настоящих коврах, мы как бы забудем о существовании ковроподобных изделий из синтетики и даже из настоящей, неплавящейся шерсти.
История ковра в двух словах, точнее, в двухстах, примерно
Как вы догадываетесь, рассказать историю ковроткачества в одной статье невозможно. История в нашем изложении сведется лишь к самым основным моментам в совершенствовании технологии изготовления ковров, чтобы было в общих чертах понятно, чем один ковер хуже другого.
В первом приближении ковры можно разбросать по шкале времени с точностью до трех периодов: антиквариат (по восемнадцатый век включительно), старина (девятнадцатый век) и современность (ковры, изготовляемые до сих пор).
Точно указать дату начала ковроткачества на планете Земля вряд ли возьмется даже самый искушенный востоковед. Самым древним считается обнаруженный в одном из могильников горного Алтая ковер ассирийского происхождения, возраст которого оценивается не меньше, чем в два с половиной тысячелетия (племя пазырыкцев, в захоронениях которого и была сделана находка, проживало в горах Алтая
Начало промышленного производства анилиновых красителей (1847
В середине девятнадцатого века параллельно с традиционной технологией возникло и машинное производство "ковров", живее отвечавшее непретенциозным требованиям бурно растущего рынка. Нужно сказать, что и в машинном производстве рационализаторское движение не остановилось на достижениях столетней давности. Одним из распространенных способов "ткачества" стало прошивание двух синтетических полотен ворсом с последующим продольным их разрезанием на два "ковра"-близнеца. В
Выбор ковра, с которым не «пролетишь»
Итак, имея представление о том, как эволюционировала технология изготовления ковров, вы решили приобрести самый-самый настоящий ковер, на котором не погнушался бы полетать сам Старик Хоттабыч, и при этом вовсе не желали бы «пролететь» с приобретением. Прежде всего целесообразно иметь ясное представление о том, для каких целей приобретается ковер. Если ковроподобное изделие можно покупать просто, чтобы было, как у других, а то и лучше, то при выборе ковра ручной работы такой подход нецелесообразен.
Эта статья вряд ли будет полезна коллекционеру антиквариата, который и без посторонней помощи способен оценить, стоит ли предлагаемое ему изделие вложения сотен, тысяч или даже десятков тысяч долларов. А
Кроме антиквариата, как известно, существует и современное производство ковров ручной работы. Конечно уже трудно встретить такие, что вытканы на шерстяной основе или окрашены натуральными красителями. Тем не менее, встречаются настоящие ковры, изготовленные по более или менее традиционной технологии. Их производят как в России, так и за рубежом. Критериев для выбора того или иного ковра существует много, но наиболее очевидными для покупателя были и остаются, кроме линейных размеров, наличие и высота ворса, количество узелков на единицу площади и характер рисунка. Что касается высоты ворса, то, как вы увидите ниже, ковер с самым длинным ворсом окажется не самым лучшим приобретением. Ворсистый ковер потребует, чтобы его повесили на стену или положили на пол в таком месте, где по нему будут не слишком часто ходить
По поводу плотности ковра, определяющейся количеством узелков, приходящихся на один квадратный дециметр, можно сказать, что чем больше узелков, тем ковер плотнее и наоборот. Большее количество узелков на одной и той же площади позволяет сделать рисунок более детальным. И
В отношении рисунка у покупателей не должно быть иллюзий. Если еще в прошлом веке специалисту не составляло труда определить по рисунку не только страну, где был изготовлен ковер, но и какой народностью, то теперь ситуация заметно изменилась. По рисунку можно узнать лишь то с каких ковров сделана реплика. В
Броские медальоны геометрического рисунка украшают ковры, производившиеся в Азербайджане. Они ярки, нарядны и обращают на себя внимание в любом интерьере. Так же велики, но не столь пестры медальоны "персидских" ковров. В
Так их теперь еще и обслуживать надо?!
Выбор и покупка ковра
Привычка чистить ковры в нашем отечестве носит преимущественно случайный характер. О
Кое-что о бабушкиных коврах и ковриках
Остерегитесь поспешных радикальных решений, если вам вдруг удалось наткнуться в темном бабушкином чулане на некий безвестный коврик, который может украсить, на ваш взгляд, только ближайшую мусорку. Обратитесь за консультацией к специалисту. В
Если же вам повезет, и вы окажетесь обладателем раритета, ковер необходимо будет восстановить, что по силам только опытному реставратору. Мы хотели было продемонстрировать на снимках участки ковров, восстановленных в мастерской Бушуевых, но увидев результаты их работы, отказались от своей идеи. Фотография не в состоянии передать различия между «родной» структурой и восстановленным фрагментом. Их с трудом различает глаз. Легко догадаться, что такой результат получится далеко не у всякого, кто решит вдруг взяться за восстановление прорех на ковре своими силами. Однако самостоятельная фиксация поврежденных участков ковра окажется вовсе не лишней. Это делают с помощью лоскутков, ниток и швейной иглы. Лоскутки накладывают заплаткой на дыру с двух сторон и пришивают широкими стежками по всему периметру так, чтобы нитки прошили ковер по неразрушенной, прочной структуре. По краю ковра лоскуток накладывается и пришивается так, чтобы один его край закрывал поврежденный участок с лицевой стороны, а другой с изнаночной.
Ну, и в заключение о коврах вообще...
Прочитавший статью может спросить себя, стоит ли овчинка выделки, есть ли смысл тратиться на настоящие ковры, если с ними столько хлопот. Кстати, "ковер" машинной работы требует ничуть не меньшего ухода. Но главное не это, и даже не то, что он представляет собой один из тысяч точно таких же экземпляров. В
- Источник: Журнал «Идеи вашего дома»№14
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!