Если в разговоре о масках допустимо использовать слово «мода», можно смело утверждать: на маски она есть. Образ, когда-то внушавший трепет, теперь превратился в элемент декора.
Неистовый примитивизм
Red Cover/
Ken HaydenМистика и необычная пластика африканских масок привлекла к себе внимание европейцев в начале ХХв. Впроизведениях традиционного искусства тогда по достоинству оценили и сложный декор, и необычную форму. Сегодня в странах Африки особо популярные маски многократно тиражируют, и они становятся просто этническими сувенирами. Их изготовители сознательно акцентируют и утрируют определенные черты, привлекающие европейцев. Эти поделки напоминают творческие копии оригинальных масок, первоначально изображавших лица божеств и героев. Некоторые из таких деревянных изделий стоят менее 1500руб., а вот настоящие маски на порядок дороже.
В вихре карнавала
Среди венецианских масок нужно различать антиквариат, современные художественные изделия и сувенирную продукцию. Всему этому можно найти достойное применение. Экземпляры ручной работы- образные, им присуще авторское понимание эпохи. Существует налаженная индустрия выпуска масок, доступных всем. Есть и такие, которые выполняют на заказ: цены на подобные шедевры поражают воображение не меньше, чем их внешний вид. Декоративные маски для интерьера делают из керамики и фарфора, кожи и папье-маше (самый доступный материал). Для украшения в ход идут перья, бисер, крохотные колокольчики, парча и шелк. Поверхность расписывают акриловыми красками, отделывают золотой и серебряной фольгой. Нередко маски покрывают слоем специальной эмали, чтобы они напоминали старинные.
Фото 10 Red Cover/Chris Tubbs |
Фото 11 La Fucina dei Miracoli |
Фото 12 Фото В.Кочеткова |
Фото 13 Фото Е.Моргуновой |
Фото 14 Фото В.Кочеткова |
Фото 15 Фото В.Кочеткова |
Фото 16 Фото В.Кочеткова |
Фото 17 Фото В.Кочеткова |
Фото 18 Автор А.Тимофеев |
Фото 19 Автор А.Тимофеев |
Фото 20 La Fucina dei Miracoli |
Фото 21 Фото Е.Лучина |
10.Функция маски как посредника между людьми уходит в прошлое. Часто она не более чем декоративная вещь среди привычных предметов.
11.Карнавальная полумаска Farfalla ("Бабочка"). Ручная работа. Папье-маше, ручная роспись, стразы Swarovski, декор- бабочка из ажурной латуни с кабошоном и блестками. Цена- 2900руб. ("Акценты").
12.Необычная маска Арлекина из итальянской комедии дель арте (особый вид уличного театрального представления).
13.Декоративная и карнавальная маска "Кошка из Кузницы чудес". Ее можно повесить на стену, используя колечко на тыльной стороне, а также носить (для этого есть завязки). Папье-маше, ручная роспись золотом, ажурный металл, стразы Swarovski. Цена- 5600руб. ("Акценты").
14.Гротескная маска Доктора Чумы с шутовской формой носа. ВВенеции во время эпидемии чумы врачи, посещая больных, надевали маски с длинным птичьим клювом и, чтобы избежать заражения, капали в него ароматические масла.
15.Необычайно изысканная маска украшена золотой и серебряной пылью (блестки остаются на лице и одежде как воспоминание о сказке).
16.Театральные маски можно смело использовать как фрагменты декора, невзирая на утверждение знатоков, что маска без предполагаемого носителя- это нонсенс.
17.Редкий случай: глаза у маски имитированы. Глаза- единственное, что "живет" в ней.
18-19.Маски в венецианском стиле. Папье-маше, акриловые краски, декоративная тесьма, стразы. Цена- 1250руб.
20.Карнавальная маска "Бабочка макраме". La Fucina dei Miracoli. Папье-маше, кружева, декор- кабошоны и стразы. Цена- 3200руб. ("Акценты").
21.Маска в интерьере, в отличие от карнавальной традиции, живет самостоятельной жизнью. Уникальный декор требует "воздуха"- не стоит перегружать это место вещами другого стиля.
Под надежной защитой
Внешне агрессивный вид маски-новодела не должен отпугивать. Согласно старинным поверьям устрашающие маски отгоняют от жилища человека злых духов, беды и разные неприятности. Вглубокой древности большинство фигурок и масок создавали с благими намерениями: они выражали пожелания удачи, богатого урожая и дождей, доброго здоровья, хорошей охоты и рождения потомства.
Винтерьере маски лучше размещать компактно, выделяя для них одну из стен комнаты. Они неплохо смотрятся в проходных зонах, например в прихожих. Крупные маски нужно вешать не слишком низко (это зрительно утяжелит их), но и не чересчур высоко (не под самым потолком). Вряд ли стоит вешать маски на солнечной стороне- тогда они утратят присущую им таинственность.
Фото 22 Фото Е.Савиной |
Фото 23 Автор А.Тимофеев |
Фото 24 Фото С.Моргунова |
Фото 25 Red Cover/Chris Tubbs |
Фото 26 Фото М.Урицкой |
Фото 27 Red Cover/Chris Tubbs |
Фото 28 Фото В.Кочеткова |
Фото 29 Фото Е.Савиной |
Фото 30 Фото Е.Савиной |
22.Воснове популярного театрального представления жителей острова Бали лежат легенды о сотворении вселенной и человека, о древних предках и героях. Вполуфантастическом стилизованном образе отражено мифологическое восприятие действительности. Маска (Индонезия). Дерево, резьба, роспись. Цена- от 1тыс.руб. ("Белые Облака").
23.Маска в индейском стиле тщательно расписана и украшена пучками сухой травы. Папье-маше, акриловые краски, соломка. Автор- Андрей Тимофеев. Цена- 2тыс.руб.
24.Древним культурам была присуща вера в существование параллельного мира духов- мощных сил, определяющих жизнь человека. Их вместилищем считалась маска. Воблике злобного существа использованы элементы гротеска и пародии, гипертрофированные черты. Маска (Непал).
25.Композиции из масок разных этнических групп, различающихся по стилистике, неплохо смотрятся в эклектичных интерьерах. Позаботьтесь о достаточном расстоянии между ними, позволяющем воспринимать их как целиком, так и во всех деталях.
26.Маска как атрибут условности- органичная часть декоративного панно. Индонезия. Батик на хлопковой ткани. Размер- 250100см (Zen Art).
27.Если история приобретения изображений, выполненных по традиционным мотивам, неизвестна, нельзя утверждать, что раньше маску действительно использовали в ритуальных целях.
28.Строение и абрис маски из Центральной Америки имеют много общего с традиционными скульптурными изображениями мужских лиц с крупными носами.
29.Маска призвана овеществлять дружелюбного или враждебного духа. Современная пустотелая форма имитирует маски тибетского круга с их традиционной условностью и выполнена с оглядкой на традицию. Цена- от 600руб. ("Белые Облака").
30.Маску-сувенир с изображением Будды можно повесить на стену как украшение.
Желательно поддержать ее несколькими близкими по звучанию предметами или, наоборот, оставить вокруг нее свободное пространство. Цена- от 1тыс.руб.
Редакция благодарит салоны «Акценты», «Белые Облака», Zen Art, а также сотрудников Государственного музея искусства народов Востока за помощь в подготовке материала.
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!