От яркого мифа до карнавала

Маски в интерьере: африканские и венецианские, антикварные и современные — всем им можно найти достойное применение

Если в разговоре о масках допустимо использовать слово «мода», можно смело утверждать: на маски она есть. Образ, когда-то внушавший трепет, теперь превратился в элемент декора.

Неистовый примитивизм

От яркого мифа до карнавала Red Cover/
Ken HaydenМистика и необычная пластика африканских масок привлекла к себе внимание европейцев в начале ХХв. Впроизведениях традиционного искусства тогда по достоинству оценили и сложный декор, и необычную форму. Сегодня в странах Африки особо популярные маски многократно тиражируют, и они становятся просто этническими сувенирами. Их изготовители сознательно акцентируют и утрируют определенные черты, привлекающие европейцев. Эти поделки напоминают творческие копии оригинальных масок, первоначально изображавших лица божеств и героев. Некоторые из таких деревянных изделий стоят менее 1500руб., а вот настоящие маски на порядок дороже.

От яркого мифа до карнавалаФото 1
Фото В.Кочеткова
От яркого мифа до карнавалаФото 2
Фото В.Кочеткова
От яркого мифа до карнавалаФото 3
Фото В.Кочеткова
От яркого мифа до карнавалаФото 4
Фото В.Кочеткова
От яркого мифа до карнавалаФото 5
Фото Е.Савиной
От яркого мифа до карнавалаФото 6
Фото В.Кочеткова
От яркого мифа до карнавалаФото 7
Архитектор В.Сысоев
Фото Е.Лучина
От яркого мифа до карнавалаФото 8
Дизайнер А.Эрман
Фото В.Карчина
От яркого мифа до карнавалаФото 9
«Альфа керамика»

1.Тяжелую маску из полированного черного дерева надежнее поставить.
2.Красочная лицевая часть маски очень выразительна. Геометрический орнамент символизирует двойственность мира, противостояние добра и зла, невежество и знания.
3.Орнамент на расписных африканских масках всегда символичен.
4.Маска благодаря отсутствию второстепенных деталей выглядит очень лаконично.
5.Маску, тонированную под черное дерево, можно отличить от изделия из настоящего эбена по весу. Цена- 2тыс.руб. ("Белые Облака").
6.Форма вытянутого овала, широкий нос в виде прямоугольника и особое положение рта (по нашим понятиям, на кончике подбородка)- признаки африканской маски. Характерное гранение плоскостей лицевой части связано со спецификой обработки дерева.
7.Искусно созданная маска оживает в определенной среде. Дополнительные эффекты в виде подсветки усиливают производимое ею впечатление.
8.Маска в золоченой раме- один из способов ее существования в современной гостиной.
9.Маска на подставке вписывается в любой интерьер, если вокруг нее оставлено свободное пространство.

В вихре карнавала

Среди венецианских масок нужно различать антиквариат, современные художественные изделия и сувенирную продукцию. Всему этому можно найти достойное применение. Экземпляры ручной работы- образные, им присуще авторское понимание эпохи. Существует налаженная индустрия выпуска масок, доступных всем. Есть и такие, которые выполняют на заказ: цены на подобные шедевры поражают воображение не меньше, чем их внешний вид. Декоративные маски для интерьера делают из керамики и фарфора, кожи и папье-маше (самый доступный материал). Для украшения в ход идут перья, бисер, крохотные колокольчики, парча и шелк. Поверхность расписывают акриловыми красками, отделывают золотой и серебряной фольгой. Нередко маски покрывают слоем специальной эмали, чтобы они напоминали старинные.

От яркого мифа до карнавалаФото 10
Red Cover/Chris Tubbs
От яркого мифа до карнавалаФото 11
La Fucina dei Miracoli
От яркого мифа до карнавалаФото 12
Фото В.Кочеткова
От яркого мифа до карнавалаФото 13
Фото Е.Моргуновой
От яркого мифа до карнавалаФото 14
Фото В.Кочеткова
От яркого мифа до карнавалаФото 15
Фото В.Кочеткова
От яркого мифа до карнавалаФото 16
Фото В.Кочеткова
От яркого мифа до карнавалаФото 17
Фото В.Кочеткова
От яркого мифа до карнавалаФото 18
Автор А.Тимофеев
От яркого мифа до карнавалаФото 19
Автор А.Тимофеев
От яркого мифа до карнавалаФото 20
La Fucina dei Miracoli
От яркого мифа до карнавалаФото 21
Фото Е.Лучина

10.Функция маски как посредника между людьми уходит в прошлое. Часто она не более чем декоративная вещь среди привычных предметов.
11.Карнавальная полумаска Farfalla ("Бабочка"). Ручная работа. Папье-маше, ручная роспись, стразы Swarovski, декор- бабочка из ажурной латуни с кабошоном и блестками. Цена- 2900руб. ("Акценты").
12.Необычная маска Арлекина из итальянской комедии дель арте (особый вид уличного театрального представления).
13.Декоративная и карнавальная маска "Кошка из Кузницы чудес". Ее можно повесить на стену, используя колечко на тыльной стороне, а также носить (для этого есть завязки). Папье-маше, ручная роспись золотом, ажурный металл, стразы Swarovski. Цена- 5600руб. ("Акценты").
14.Гротескная маска Доктора Чумы с шутовской формой носа. ВВенеции во время эпидемии чумы врачи, посещая больных, надевали маски с длинным птичьим клювом и, чтобы избежать заражения, капали в него ароматические масла.
15.Необычайно изысканная маска украшена золотой и серебряной пылью (блестки остаются на лице и одежде как воспоминание о сказке).
16.Театральные маски можно смело использовать как фрагменты декора, невзирая на утверждение знатоков, что маска без предполагаемого носителя- это нонсенс.
17.Редкий случай: глаза у маски имитированы. Глаза- единственное, что "живет" в ней.
18-19.Маски в венецианском стиле. Папье-маше, акриловые краски, декоративная тесьма, стразы. Цена- 1250руб.
20.Карнавальная маска "Бабочка макраме". La Fucina dei Miracoli. Папье-маше, кружева, декор- кабошоны и стразы. Цена- 3200руб. ("Акценты").
21.Маска в интерьере, в отличие от карнавальной традиции, живет самостоятельной жизнью. Уникальный декор требует "воздуха"- не стоит перегружать это место вещами другого стиля.

Под надежной защитой

Внешне агрессивный вид маски-новодела не должен отпугивать. Согласно старинным поверьям устрашающие маски отгоняют от жилища человека злых духов, беды и разные неприятности. Вглубокой древности большинство фигурок и масок создавали с благими намерениями: они выражали пожелания удачи, богатого урожая и дождей, доброго здоровья, хорошей охоты и рождения потомства.

Винтерьере маски лучше размещать компактно, выделяя для них одну из стен комнаты. Они неплохо смотрятся в проходных зонах, например в прихожих. Крупные маски нужно вешать не слишком низко (это зрительно утяжелит их), но и не чересчур высоко (не под самым потолком). Вряд ли стоит вешать маски на солнечной стороне- тогда они утратят присущую им таинственность.

От яркого мифа до карнавалаФото 22
Фото Е.Савиной
От яркого мифа до карнавалаФото 23
Автор А.Тимофеев
От яркого мифа до карнавалаФото 24
Фото С.Моргунова
От яркого мифа до карнавалаФото 25
Red Cover/Chris Tubbs
От яркого мифа до карнавалаФото 26
Фото М.Урицкой
От яркого мифа до карнавалаФото 27
Red Cover/Chris Tubbs
От яркого мифа до карнавалаФото 28
Фото В.Кочеткова
От яркого мифа до карнавалаФото 29
Фото Е.Савиной
От яркого мифа до карнавалаФото 30
Фото Е.Савиной

22.Воснове популярного театрального представления жителей острова Бали лежат легенды о сотворении вселенной и человека, о древних предках и героях. Вполуфантастическом стилизованном образе отражено мифологическое восприятие действительности. Маска (Индонезия). Дерево, резьба, роспись. Цена- от 1тыс.руб. ("Белые Облака").
23.Маска в индейском стиле тщательно расписана и украшена пучками сухой травы. Папье-маше, акриловые краски, соломка. Автор- Андрей Тимофеев. Цена- 2тыс.руб.
24.Древним культурам была присуща вера в существование параллельного мира духов- мощных сил, определяющих жизнь человека. Их вместилищем считалась маска. Воблике злобного существа использованы элементы гротеска и пародии, гипертрофированные черты. Маска (Непал).
25.Композиции из масок разных этнических групп, различающихся по стилистике, неплохо смотрятся в эклектичных интерьерах. Позаботьтесь о достаточном расстоянии между ними, позволяющем воспринимать их как целиком, так и во всех деталях.
26.Маска как атрибут условности- органичная часть декоративного панно. Индонезия. Батик на хлопковой ткани. Размер- 250100см (Zen Art).
27.Если история приобретения изображений, выполненных по традиционным мотивам, неизвестна, нельзя утверждать, что раньше маску действительно использовали в ритуальных целях.
28.Строение и абрис маски из Центральной Америки имеют много общего с традиционными скульптурными изображениями мужских лиц с крупными носами.
29.Маска призвана овеществлять дружелюбного или враждебного духа. Современная пустотелая форма имитирует маски тибетского круга с их традиционной условностью и выполнена с оглядкой на традицию. Цена- от 600руб. ("Белые Облака").
30.Маску-сувенир с изображением Будды можно повесить на стену как украшение.
Желательно поддержать ее несколькими близкими по звучанию предметами или, наоборот, оставить вокруг нее свободное пространство. Цена- от 1тыс.руб.

Редакция благодарит салоны «Акценты», «Белые Облака», Zen Art, а также сотрудников Государственного музея искусства народов Востока за помощь в подготовке материала.

Рекомендуем