Кап, кап, кап...

Для работы с капом (наростом на лиственных деревьях) необходимы фантазия и терпение, но результат того стоит. Пример создания вазы из березового капа.

Сантехнические намеки, мерно звучащие в названии этой статьи, на самом деле- каламбур, и речь в ней пойдет вовсе не о протекающих прокладках водопроводных кранов, а об изделии из совершенно нетекучего материала- издерева. Идаже не из всякого дерева, а из очень твердого, каменно-прочного, того, которое образуется в наростах некоторых лиственных пород и имеет такое провокационное, "капающее" название- кап.

Кап, кап, кап...
Крупнейший из наростов, который как раз и представляет для нас интерес, образуется на самом символичном из отечественных деревьев. Всредней полосе России, в березовой роще, несложно найти одно-два, а то и много деревьев, у корней которых или высоко над землей гигантской растительной опухолью чернеют округлые наросты. Они могут охватывать ствол по кругу, могут «пузыриться» с одной стороны, не слишком беспокоясь из-за нарушенной симметрии. Это и есть кап.

Проблема для любителей работы с капом состоит в том, что его невозможно отделить от дерева, не повредив последнее. Поэтому в большинстве случаев нечаянно обнаруженный нарост вызывает в душе "капщика" каскад сложных переживаний: вего представлении кап быстро обретает оригинальную форму напольной вазы, губастого блюда под фрукты или пластичные очертания настенного светильника, но безжалостное сознание возвращает творческий полет на почву суровой реальности: пилить нельзя. Да, заготовка капа дело более сложное, чем срезка ивовой лозы, например, но не такое уж и безнадежное. При желании померяться силами с материалом, достойным твердой мужской руки, всегда можно найти выход, а именно: лесное хозяйство, где ведутся лесозаготовки. Там, среди уже спиленных берез, можно поискать предмет своего интереса. Не забудьте только захватить с собой или попросить у дровосеков пилу- оторвать кап от дерева руками невозможно. Выпиливать нарост следует с частью ствола по двум причинам: во-первых, в этом случае при высыхании он не растрескается, во-вторых, отпилить собственно кап вам вряд ли удастся ввиду его необыкновенной прочности. Разве что мотопилой.

Кап, кап, кап...
Именно впечатляющая прочность капа поначалу и привлекала к нему внимание мастеров. Во времена, известные нам по учебнику истории Древней Руси, из него выдалбливали прочнейшие чаши, круговые ковши, братины. Сложный "витой" рисунок древесины оригинально декорировал отполированный множеством рук сосуд, но вершины славы кап достиг тогда, когда этот самый рисунок научились использовать в отделке мебели. Случилось это много позже, веке в восемнадцатом, когда человечество додумалось, что столы и шкафы можно фанеровать. Проблема сводилась к умению нарезать прочнейший материал нароста тонкими пластинами. Сее решением кап стал цениться необычайно дорого. При этом такие изделия из цельного капа, как пепельницы, шкатулки, табакерки, продолжали привлекать внимание любителей оригинального. Ведь кап всегда неповторим и двух одинаковых изделий, по крайней мере по рисунку, невозможно получить из разных наростов.

Для работы с капом необязательно владеть резцом с виртуозностью Микельанджело Буонарроти. Достаточно уметь им пользоваться не хуже Генри Мура. Это, конечно, шутка. На самом деле очень важно обладать способностями несколько иного рода: терпением и фантазией! Терпением потому, что срезанный и доставленный домой нарост необходимо высушить, а без принудительной сушки в термошкафу на это уходит целый год. Афантазией потому, что в нативной "глыбе" материала нужно разглядеть будущее изделие и сразу же решить, снимать ли с него кору, или ее декоративная текстура сыграет свою вдохновенную партию в симфонии полированных рельефов. Ивообще, не имея перед глазами образа будущего изделия, вряд ли вы сумеете сделать что-то путное: ведь чем больше от капа отсекается в процессе работы, тем меньше остается шансов что-либо изменить, внести поправку.

Кап, кап, кап...
Вываривание. В зависимости от конечных целей очищенный от коры кап вываривают в емкости, наполненной водой и обычными опилками.
Кап, кап, кап...
Сверление. Прежде чем приступить к выборке древесины резаками, целесообразно воспользоваться сверлом.
Кап, кап, кап...
Первичную выборку рассверленного дерева производят, пользуясь стамесками и молотком.
Кап, кап, кап...
При изготовлении вазы дерево выбирается из ствола по длине на две трети. В случае, если вы решили сделать настольный светильник, сердцевина ствола выбирается полностью и так, чтобы внутри деревянного «абажура» могла поместиться арматура с лампой.
Кап, кап, кап...
Фактура капа, получаемая при работе клюкарзой, обладает неповторимым, затейливым рисунком.
Кап, кап, кап...
Шлифовка поверхности наждачной бумагой с уменьшающейся зернистостью предшествует заключительному этапу работы — покрытию лаком.
Кап, кап, кап...
Кап, кап, кап...
Круглый резак обычно используется для выборки дерева с внутренних поверхностей изделия.
Кап, кап, кап...
При желании сделать внешнюю поверхность изделия фигурной пользуются стамеской или простым резаком.
Кап, кап, кап...
Использование желобовидных стамесок позволяет получить своеобразную фактуру поверхности изделия.

Высший пилотаж в "каподелии"- умение найти такую форму изделия, которая бы подчеркнула текстурный рисунок нароста, который, в свою очередь, выгодно декорировал бы форму. Рисунок, о котором идет речь, в разных капах имеет различную степень выраженности. Он слагается преимущественно из двух элементов- годичных слоев, замысловатым образом переплетающихся на срезе и переливающихся при освещении под разными углами, а также из сердцевинок «спящих» почек, имеющих вид темных крапинок или концентрических кругов. Последние, то есть «спящие» почки, характерны для стволового капа, благодаря чему он предпочтительнее прикорневого. Способность угадывать рисунок внутри капа приходит с опытом, но есть ряд наблюдений, которые позволят определить направление волокон в наросте даже новичку. Во внешнем слое волокна извиваются самым замысловатым образом, в чуть более глубоких слоях они образуют пучки, повторяющие внешние очертания капа, а еще глубже вы обнаружите пучки внутренних слоев внешних волокон словно бы растущими из основания капа. Для обработки капа необходим ряд приспособлений и инструментов. После просушки кап следует закрепить на верстаке, для чего потребуется, по меньшей мере, верстак и помещение, где бы этот верстак разместился. Работа с капом не слишком, но все же пыльная и может занять не один день, поэтому нецелесообразно использовать под размещение верстака гостиную, спальню или туалет: лучше работать в мастерской, если таковая имеется в квартире, или в летней мастерской на даче.

Что касается пилы и дрели, то для ускорения обработки лучше подойдет электроинструмент. Молотки, ножи, стамески, долота и т.д. можно использовать покупные, а вот клюкарзы (прямые или полукруглые стамески с изогнутым около режущего конца полотном), ложечный резец, круговой и двусторонний резак удастся приобрести разве что у мастера-резчика, либо заказать инструментальщику.

Итак, начнем со снятия с нароста ненужной коры. Как и большинство операций обработки, она состоит в грубом удалении лишнего материала с помощью ножей и стамесок. Удаление высохшей коры требует известной силы и сноровки, поскольку повреждение внешних слоев собственно капа нежелательно. Оставшийся после «окоривания» камбий соскребают циклей и поверхность зачищают шкуркой.

С помощью электропилы, долота и киянки кап освобождают от прилегающего ствола, разрушая, разумеется, стволовую часть, а не нарост.

Для последующей операции- изъятия внутреннего содержимого нароста- его закрепляют на верстаке основанием вверх с помощью подпирающих брусков, привинченных к поверхности верстака шурупами, металлических лент, использующихся для окантовки дощатых ящиков или иных приспособлений.

Если снятие сухой коры не вызвало у вас избытка положительных эмоций, то процедура удаления внутренностей капа может вызвать пароксизм психастении. Но не стоит отчаиваться! Готовое изделие окупит все психологические издержки и принесет вашей душе чувство глубокого морального и эстетического удовлетворения.

Выборку внутренностей нароста начинают электродрелью, высверливая как можно чаще отверстия и сообразуясь при этом с контурами будущего изделия. Дрель следует направлять и располагать под таким углом к поверхности капа, чтобы не повредить последнюю сверлом. Рассверленная древесина вырезается и выдалбливается ножом и стамесками до тех пор, пока не обнажится новый фронт работы для электродрели.

После того как основная масса древесины будет изъята из нароста, внутреннюю поверхность «выглаживают» полукруглыми стамесками, ложечным и круговым резаками. Отшлифованные крупнозернистой, а потом и мелкозернистой шкурками плоскости изделия тонируют с помощью морилки, покрывают бесцветным лаком или полируют войлоком, не забывая о том, что изделие должно гармонично вписаться в тот интерьер, для которого оно предназначено.

Рекомендуем