Не за горами зима, когда захочется тепла, уюта и чего-то мягкого, напоминающего о свежей травке.
А значит, пришла пора поговорить о коврах- таких знакомых, но и таких загадочных. Их изумительные оттенки, многообразие окрашенного ворса, необъяснимые арабески с давних пор увлекали тайнами...
Что такое ковер?
Ковер- это изделие (как правило, многоцветное, узорчатое) из шерстяной, шелковой пряжи, обычно с ворсом. Употребляется для покрытия пола, украшения стен.
Для начала давайте разберемся, чем ковер отличается, например, от гобелена или циновки. Нити коврового ворса закрепляются на основе с помощью узлов. Вгобелене же, или, как его еще называют, таписсерии, узлов не завязывают- нити утка просто протаскиваются сквозь нити основы, а затем специальной вилкой прибиваются друг к другу. Различаются эти два вида покрытий и орнаментом. Ковер выполняется в строго просчитанной технике, с математической точностью. Гобелен, напротив, весьма произволен- здесь нет рядов, в линиях узора допускается определенная свобода и фантазийность.
Отдельное от ковров и гобеленов место занимают циновки. Их отличают способ переплетения нитей (более похожий на применяемый в таписсерии) и материал- сизаль (высушенные волокна агавы). Но все же циновка была прототипом ковра, поэтому к ней мы еще вернемся.
Маленький экскурс в большую историю
Первые в истории человечества тканые изображения были обнаружены в гробнице фараона ТутмосаIV. Относятся они ко времени Нового царства (XVI-XI вв. до н. э.). Ана одной из фресок Бен-Хассана, датируемой X в. до н. э., показан весь процесс ткачества в том виде, в каком мы знаем его сегодня.
Самый древний из сохранившихся ковров был создан в V в. до н. э. Археологи обнаружили его в знаменитом Позарыкском кургане на Алтае, теперь он хранится в Эрмитаже. Однако выткано это изделие было, вероятно, в Ассирии, что указывает на весьма широкое распространение ковроткачества уже в то далекое время. Позарыкский ковер украшен лаконичным орнаментом с ярко выраженными антропоморфными и зооморфными элементами (всадники на лошадях). Ясно, что этот вид покрытия служил не только украшением, но и хранителем ценной информации. Нелишне отметить хорошую сохранность изделия- при правильном хранении ковры могут жить не одну сотню и даже тысячу лет.
На территории распавшейся Ассирии возникло Персидское царство, унаследовавшее великое искусство ковроткачества. Современные Иран и Ирак достойно сохраняют все великолепие древних промыслов.
Рождение ковра в среде кочевых народов было обусловлено самим их бытом. Врезко континентальном климате знойные дни с температурой до +40С сменяются холодными ночами (до 0С). Отсутствие постоянного жилища заставляло людей спать в шатрах и палатках. Необходимость утеплять земляной пол в таких условиях вполне объяснима. Вдревности часто использовали войлок- валяную шерсть. Позднее появились тканые циновки. Так что путь человечества к ковру в его современном понимании занял довольно продолжительное время. Основным материалом для изготовления ковров стала овечья шерсть.
Условно историю ковра можно разделить на два периода. Первый- докоммерческий, когда их изготавливали для нужд одной семьи (илиплемени). На смену изношенным и выброшенным изделиям просто ткали новые. Ковры того времени отличались небольшими размерами и сравнительно невысокой плотностью- от40 до180узлов на квадратный дециметр. Изделия передавались из поколения в поколение внутри одного рода или семьи, например с приданым невесты или по наследству. Впрочем, в пору юности ковроткачества иногда имели место и официальные заказы для резиденций, парадных залов, мечетей. Но единственной возможностью для ковра переместиться на значительное расстояние было оказаться в другой стране в виде дипломатического подарка или выкупа, дани. Такие случаи, согласитесь, нельзя назвать типичными.
Второй период коврового дела, коммерческий, окончательно наступил лишь в середине XIXвека- сразвитием машинного производства, которое все больше заменяло ручное ткачество, с появлением новых транспортных возможностей и с активизацией экспорта. Вэто время возникает производство ковров, предназначенных исключительно на продажу. Уже в середине века внешняя торговля этими изделиями становится отраслью национальной экономики, например, Персии- первого массового их экспортера.
В этот период происходит расцвет искусства ковроткачества. Привлеченные в отрасль деньги, естественно, создали лучшие условия для развития ремесла. Но ковровый ренессанс продолжался недолго. Очень скоро мощный «девятый вал» спроса изменил принципы этого кропотливого искусства. Ковров потребовалось много, причем ярких, привлекающих внимание покупателей. Вопросы высокого качества стали отступать на второй план. Большую роль сыграло также появление анилиновых красок, значительно упростивших и сокративших технологические процессы изготовления ковров. Имитации восточных ковров начинают делать в Европе и в Китае.
Завершим наш краткий исторический экскурс периодом новейшей истории. Сегодня география производства ковров чрезвычайно обширна. ВРоссии ковры изготавливают подмосковные Люберцы. ВАзии- Китай, Иран, Ирак, Афганистан, Азербайджан, Турция, Индия. ВАфрике- Тунис. ВЕвропе- Франция, Бельгия, Германия. Отметим важную особенность: большая часть европейских и российских ковров сделана в заводских условиях, азиатские же изделия в основном отличаются ручной работой.
Классификация
Уместно классифицировать ковры по способу изготовления. Тогда первую группу образуют изделия, созданные полностью вручную. Сюда же отнесем и ковры, выполненные в так называемой тафтинговой технике, о которой еще пойдет речь. Второй способ- мануфактурный (изделия создаются наполовину вручную). Итретий- машинный, теперь самый распространенный, при котором все технологические процессы механизированы.
Все существующие в природе ковры делятся на ворсовые и безворсовые. Безворсовые, в свою очередь, бывают, главным образом, двух типов: килимы и сумахи. Эти разновидности безворсовых ковров появились в начале V в. н. э. Их красивые восточные названия означают всего лишь технологические характеристики. "Прародительницей" безворсового ковра является циновка- самое первое в истории человечества напольное покрытие. Правда, в далекой древности она больше напоминала ковер- ее ворс прикреплялся к плетеной основе с помощью узлов.
Килим- безворсовый ковер ручной работы, не имеющий технической, то есть изнаночной, стороны. Уточная нить цветная, в результате чего покрытие получается двусторонним. Орнамент образован с помощью узлов, заметных при внимательном осмотре. Килим можно не только стелить на пол, но и использовать как скатерть, покрывало, драпировку. Отсутствие ворса позволяет ставить на него тяжелую мебель без ущерба для поверхности. Килимы, как правило, очень легкие и просто чистятся. Изготавливаются только вручную, что делает их уникальными и весьма дорогими.
Другой вид безворсовых ковров- сумахи. Вних цветная, образующая орнамент нить обматывается вокруг основы в виде косички, конец которой выводится на изнанку. Врезультате сумахи, как правило, имеют лицевую и техническую стороны.
Ворсовые ковры сегодня наиболее популярны. Мягкий, переливчатый ворс образуется из выпущенных наружу концов связанных в узелки нитей. Их либо подстригают, либо оставляют нетронутыми.
Технологии
Первоначально ковры изготавливались вручную. Ткали их на обычной деревянной раме. Орнамент ковроделы держали в памяти, передавая "изрук вруки». Позднее появились специальные лекала, которые подкладывали под уток. Образцом мастеру мог служить уже готовый ковер.
Сегодня широкое распространение получила так называемая тафтинговая техника, при которой узелки ворса «пристреливаются» к основе специальным пистолетом. Эту технику также принято считать ручной.
С появлением ткацких мануфактур процесс изготовления ковров все более механизировался. При этом производительность труда закономерно возрастала, правда в ущерб уникальности изделий. Вдальнейшем из мануфактурного производства развилось заводское, массовое. Современное машинное ковроткачество использует новейшие компьютерные технологии и даже может воспроизводить ручную работу, имитируя рукотворную неровность орнамента.
Неизвестно почему, но еще с XIXвека признаком качества ковра принято считать высокую плотность. Вообще же плотность- это скорее обычная техническая характеристика, такая же как, например, размер или толщина. Определяется она количеством узелков на один квадратный дециметр (иногда- квадратный метр, сантиметр или дюйм).
Проще всего сосчитать плотность самому. Для этого на изнаночной стороне ковра отмерьте квадратный дециметр и в нем сосчитайте по рядам все узелки. Слишком высокий показатель плотности может в некоторых случаях стать причиной гибели изделия- ковер треснет на сгибах (например, если его неумело свернуть), и спасти его вряд ли удастся.
Материалы
Как уже было сказано, основным и самым лучшим материалом для ковров с древнейших времен является натуральная овечья шерсть. ВXXвеке, ради удешевления изделий, стали применять хлопок, лен и синтетику. Для дорогих настенных ковров в старину использовали шелк.
Далеко не всякая шерсть пригодна для хорошего ковра. Одним из лучших сортов считается шерсть "Газни", выстригаемая с грудки полугодовалого афганского барашка. Впоследнее время лидером в ковроткачестве стала новозеландская шерсть, экологически чистая, тонкая, прочная, белая и мягкая на ощупь. Примечательно, что прочность шерсти напрямую зависит от питания овцы. Впериоды голодовок животного шерстинки истончаются и могут потом порваться. Не последнюю роль играет и качество промывки готового изделия. Правильно промытый ковер не пахнет овчиной, почти не линяет и надолго сохраняет шелковистоть и мягкость. Сегодня ковроделам все чаще приходится иметь дело с искусственными материалами. Не секрет, что синтетические ковры по ряду характеристик уступают натуральным. Вто же времяони имеют и определенные преимущества: легко чистятся, меньше весят, дешевле стоят. Количество используемых синтетических материалов довольно велико: суприм, вискоза, терклон, полиамид и т.д. Среди производителей синтетических ковров одно из ведущих мест принадлежит Бельгии, эти изделия особенно широко широко представлены на российском рынке. Большое разнообразие бельгийских и французских синтетических ковров имеется в сети магазинов CARPET HOUSE и в «МОСКОВСКОЙ КОВРОВОЙ КОМПАНИИ».
Красители делятся на две большие группы: натуральные и химические. Натуральные бывают животного происхождения или минеральные. До сих пор используются и весьма экзотические красящие вещества. Можно назвать, например, пурпур, добываемый из морских моллюсков. Эксплуатационные качества натуральных красителей довольно высоки: они не выгорают на солнце и отличаются естественным, благородным цветом.
Долгое время среди химических красок для текстиля господствовали анилины. Изобретенные в 1847году, они начали быстро распространяться и в 1853году уже достигли Ирана. Именно анилиновые красители позволили поставить производство ковров на промышленные рельсы. Правда, в первое время эти вещества еще не умели закреплять, и от воды они текли. Но проблема была полностью решена к 20-мгодам минувшего столетия. Наиболее уязвимы в смысле линьки красный и оранжевый цвета.
Ковер как способ вложения денег
В качестве выгодного вложения средств ковры находятся на престижном 15-м месте, между антикварной мебелью и старыми гравюрами. Однако помните: дорожает только дорогое. Все остальное- от современных "люберец" до современных "бельгий"- начнет дешеветь с момента выписки чека. Таким образом, чтобы не оказаться в накладе, приобретайте уникальные старинные или современные авторские изделия.
Сегодня анилиновые краски постепенно вытесняются полимерными и синтетическими, которые не нуждаются в закреплении и не линяют. Самое современное, третье поколение красителей- хромовые. По свойствам они практически неотличимы от натуральных, но не такие сочные по цвету.
Дизайн
Рисунок- одно из важнейших качеств любого ковра, будь то позарыкский раритет или люберецкий ширпотреб. Сточки зрения истории ситуация выглядит так: в восточном средневековье основным изображением был орнамент; в европейских стилизациях в духе ампира или рококо- цветочный узор или детализированный рисунок. Современные эффектные геометрические изображения на коврах относятся к плоскостным декоративным композициям.
В древности орнамент не играл декоративной роли. То, что кажется произвольным набором квадратиков и ромбов, может иметь глубокий сокровенный смысл.
Многие думают, что орнаментальный характер коврового декора связан с исламским запретом изображать человека. Но ведь орнамент возник задолго до ислама. Может быть, этот вид изображения обусловлен самой техникой ручного ткачества, при которой реальные предметы и образы приходится стилизовать, упрощать, придавая им геометрические формы. Есть и другая версия: орнаменты у язычников имели, как правило, ритуальный смысл. Аисподволь внедрявшееся мусульманство сохранило в искусстве языческие мотивы. Впрочем, значение многих изображений теперь нам известно. Так, солярные знаки- простые круги, круги с лучами и стилизованные звезды- символизируют процветание; спираль обозначает воду, оазис; символом воды являются и стилизованные изображения утки; рога подразумевают барана- героя мифов многих народов.
Ислам во многом изменил язык символов. Теперь кисть руки стала воплощением "длани Аллаха". Известно изделие, подробно рассказывающее о хадже в Мекку. Вего орнаменте соблюдены даже географические особенности путешествия. Этот тип ковра получил название мараза.
Сегодня, разумеется, ковровые рисунки всецело декоративны. Изумляет богатство всевозможных орнаментов-арабесок с такими пряно-экзотичными названиями, как "кашемир", "текин", "тебриз", "бахтияр", "кешан", "герат", "тадж-махал", "наин", "кирман" и т.д. Существуют и устойчивые орнаментальные ансамбли, складывавшиеся в течение веков: "бахтияр"- райский сад, "коба"- купол и др.
Следующая группа изображений- европейские стилизации. Восточные техники появились в Европе в XVII-XVIII веках, после чего постоянно видоизменялись в соответствии с требованиями моды, вкуса, традиций. Вковрах нашли свое отражение барокко, ампир, рококо, классицизм, модерн. Интересно, что ковровый декор словно концентрировал типичные элементы стилей. Эта тенденция развивается и в наши дни. Правда, на поверхность изделий переводятся уже стили и направления, актуальные сегодня- high-tech, пуризм, кантри, сафари. Кроме того, фирмы-производители создают свои собственные дизайнерские разработки, образуя оригинальные коллекции или линии. Богатейший подбор коллекций можно увидеть в российском торговом доме CARPET HOUSE. Кнаиболее авангардным направлениям относятся бельгийские ковры из искусственных материалов (линии Laguna и Arte).
Arte- это эффектные стилизации в духе великих художников XXвека Хуана Миро, Пабло Пикассо, Василия Кандинского, Казимира Малевича и других. Линия Serengeti, названная в честь одноименной пустыни, воплотила в себе мотивы африканских орнаментов в бежево-коричневой цветовой гамме. Любопытны игривые серии Look и Pinto, умеренно-модернистская Carpet de voyage и, конечно, детские Gold town и Traffic school.
Дизайн современных ковров настолько богат, что каждый покупатель сможет сделать удачный выбор согласно своему вкусу, возможностям и сложившемуся интерьеру. Постараемся только отметить некоторые модные сегодня тенденции.
Последний писк- энергичный красный цвет. Даже несмотря на определенную агрессивность и то, что он "слишком много на себя берет". Можно остановиться и на менее радикальных вариантах- по-прежнему модны этнические пастельно-льняные тона. Все еще актуальны лаконично оформленные изделия. Они универсальны, легко вписываются в любой интерьер и ни к чему особенно не обязывают, то есть по-своему демократичны. "МОСКОВСКАЯ КОВРОВАЯ КОМПАНИЯ"
(г.Зеленоград) специализируется на продукции эконом-класса. Это не уникальные дорогостоящие экземпляры, а изделия, которые не жаль поменять на более новые. Модные и одновременно доступные по ценам решения представлены популярными у российских покупателей полушерстяными и синтетическими коврами. Сточки зрения дизайна они мало отличаются от дорогих эксклюзивных произведений. Иными словами, массовое производство сегодня часто копирует редкие авторские и старинные образцы.
Отдельно стоит упомянуть о "скульптурных" коврах, появившихся с развитием машинного производства. Благодаря специальной стрижке ворса, их поверхность может приобретать рельефную форму. Иногда, правда, "скульптурные" ковры создаются вручную, причем высота ворса может составлять 10-15 см.
Современный рынок предлагает также специальную услугу- изготовление ковров по эскизам заказчиков. Кстати, декораторы интерьеров весьма часто прибегают к этому виду сервиса. Кроме рисунка, вы можете выбрать размер и форму изделия, высоту ворса, плотность и другие параметры.
Советы потребителю
Стиль. В минималистский интерьер очень неплохо впишется ковер, имитирующий циновку. Его простая фактура и натуральные цвета точно соответствуют многим модернистским стилям. Аесли вы поклонник тепла и уюта и больше всего цените мягкость во всех смыслах слова, вам подойдут ворсовые шерстяные и полушерстяные изделия. Например, иранские, пакистанские или индийские, с традиционными орнаментами и расцветками. Такие «исторически выдержанные» ковры хороши в интерьерах классического типа. Стоит отметить французскую серию шерстяных изделий Imperial, выполненную по мотивам старинных ковров «обюссон».
Хранение. Все ковры боятся сырости, кипятка, солнца и моли. Неприятностей можно избежать, если тщательно и быстро просушивать изделия после влажной чистки и не раскладывать их под прямыми солнечными лучами. Если ковер хранится в замкнутом объеме (например, в шкафу), 2-3 раза в год перетряхивайте его, применяйте нафталин или более современные средства защиты от моли.
Чистка. Это дело весьма ответственное. Так что если вы счастливый обладатель средневекового килима, лучше обратитесь к специалистам. Впрочем, ковры подобного уровня редко попадают в случайные руки, а коллекционеры, как правило, имеют тесные многолетние связи с реставраторами.
Если же вы владеете дорогим ковром современной работы, можете почистить его сами. Здесь уместен приснопамятный способ чистки снегом. Расстелите ковер на свежем снегу, присыпьте им поверхность. Затем прометите щеткой в разных направлениях, сбрасывая загрязнившийся снег и заменяя его свежим. Главное- помните, что шерстяные тканые ковры больше всего боятся горячей воды, особенно кипятка. Поэтому, если снега под рукой не оказалось, надо чистить ковер нейтральной холодной водой, начиная, естественно, с уголка. Летом выбивайте и просушивайте изделие на солнце лицевой стороной внутрь, предохраняя от выгорания.
Можно иногда насыпать на поверхность мелкую влажную поваренную соль (она хорошо вбирает пыль). Потом ее удобно удалить пылесосом. Но не следует злоупотреблять этим, поскольку при чистке ковра с лицевой стороны велика вероятность травмировать ворс. Обычную чистку пылесосом лучше производить с изнанки, где, кстати, любит селиться моль.
В случае сильного загрязнения вполне приемлемы легкие мыльные растворы в комбинации со щеткой, смоченной раствором денатурата или нашатыря. Для основательной чистки ковра существует несколько способов. Чистошерстяные изделия хорошо мыть в соленой воде с добавлением нашатырного спирта. Закончив процедуру, ковер вешают на веревку и ополаскивают из лейки водой с уксусной эссенцией (чайная ложка на 5л воды). Если на поверхности есть жирные пятна, их надо вывести до общей чистки при помощи теплой воды и нашатыря (раствор 1:1). Пеньковые, джутовые и другие не шерстяные изделия мыть не следует, поскольку велика опасность того, что они полиняют. Их лучше чистить пылесосом, вытряхивать или выбивать. Пятна с поверхностей всех видов ковров выводят бензином.
Реставрация. Если в ковре есть небольшие дыры, допустима легкая реставрация изделия с изнаночной стороны. Место разрыва можно продублировать холстом или бортовкой. Однако главный принцип любой реставрации, как и медицины,- не навреди! Не делайте ничего, что невозможно исправить. Нельзя ничего отрезать- ценен только целый ковер. Если у вас есть хоть малейшее подозрение, что ваш ковер уникален, обратитесь к специалисту.
Московский рынок ковров
Продавец
|
Страна-
производитель
|
Материал
|
Цена 1м2, $
|
CARPET HOUSE
(ковры ручной работы)
|
Иран
|
шерсть
|
от300
|
шелк
|
от750
|
Франция
|
шерсть
|
от250
|
синтетика
|
74-500
|
Бельгия
|
шерсть
|
204-870
|
синтетика
|
62-300
|
Пакистан
|
шерсть
|
от240
|
"ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ"
(ковры ручной работы)
|
Иран
|
шерсть
|
от350
|
шелк
|
от1000
|
Китай
|
шерсть
|
от200
|
шелк
|
от400
|
Пакистан
|
шерсть
|
от200
|
Индия, Непал
|
шерсть
|
от150
|
шелк
|
от200
|
"КОВРОВЫЙ ОАЗИС"
(ковры ручной работы)
|
Иран
|
шерсть
|
от500
|
шелк
|
от1000
|
Пакистан
|
шерсть
|
от250
|
Индия, Непал
|
шерсть
|
от230
|
"МОСКОВСКАЯ КОВРОВАЯ КОМПАНИЯ"
(ковры машинной работы)
|
Иран
|
шерсть (30%)
|
58-82
|
шелк
|
от545
|
синтетика
|
от34
|
Польша
|
синтетика
|
19-41
|
Бельгия
|
синтетика
|
от20
|
Югославия
|
шерсть (30%)
|
от41
|
Индия, Непал
|
шерсть
|
от58
|
Саудовская Аравия
|
синтетика
|
26-31
|
Молдавия
|
шерсть (30%)
|
17-20
|
Белоруссия
|
шерсть
|
29
|
шерсть (50%)
|
16
|
синтетика
|
14
|
Россия
|
шерсть
|
16
|
синтетика
|
14-15
|
"САЛОН ПАРАДНОГО ИНТЕРЬЕРА"
(ковры машинной работы)
|
Таиланд
|
шерсть (30%)
|
700-1000
|
шелк
|
1600-2000
|
акрил
|
450-700
|
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала и организации фотосъемки дизайн-студию "ЗИЛИ", торговый дом CARPET HOUSE, магазин "НЕМЕЦКИЙ СТИЛЬ».
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!