Здесь всё — движение

Трехкомнатная (118 м2) квартира-трансформер: все подчинено геометрии, а впечатление динамизма складывается из-за «игры» с формами и линиями.

Здесь всё - движение
Здесь всё - движениеОкруглые формы колонны и стена из стеклоблоков мягко противопостав-
ляются прямым углам ступенчатой перегородки. Двухуровневый подшивной потолок дополнительно акцентирует внимание входящего на светящемся цилиндре ванной комнаты Здесь всё - движениеДвойная система координат, заданная основными стенами и подиумом, придает интерьеру гостиной особый динамизм. Частично столик для телевизора располагается на подиуме, окружающем гостиную, поэтому пришлось укоротить две ножки Здесь всё - движениеНебольшой штрих- блестящие диванные подушки, перекликающиеся с металлическими элементами мебели, и интерьер сразу приобретает еще большую изысканность Здесь всё - движениеКоридор со встроенными в пол лампочками напоминает взлетную полосу- символ движения и скорости Здесь всё - движениеПрозрачные стеклянные перегородки делают пространство визуально единым, оставляя фактически разделенным Здесь всё - движениеЛекальная линия потолка перекликается с границей подиума, окружающего гостиную. Эти линии задают основные направления движения в интерьере Здесь всё - движениеЧтобы оживить и сделать чуть теплее жесткую геометрическую композицию, в квартире всегда ставят цветы. Форма вазы, разумеется, кубическая Здесь всё - движениеПомещение, предназначенное для сна, традиционно оформляется в спокойных тонах и лаконичных формах Здесь всё - движениеКабинет- наиболее серьезная комната квартиры. Но и здесь присутствует свободное сочетание геометрических фигур Здесь всё - движениеЗдесь все продумано до мелочей: даже зеркало круглое, а туалетная бумага вписывается в общую цветовую гамму Здесь всё - движениеДушевая штанга со шторой, в отличие от традиционной кабины, не может исказить общей округлости ванной комнаты, заданной центральной чаши купели. Акруглый карниз и полусфера большой лейки только подчеркивают этот мотив Здесь всё - движениеПлан до реконструкции Здесь всё - движениеПлан после реконструкции

"Все вокруг- геометрия. Дух геометрического и математического порядка станет властителем архитектурных судеб",- сказал в начале XXвека Ле Корбюзье. Иквартира, которую вы видите на этих страницах, подтверждает его слова. Кажется, что здесь кто-то играет геометрическими фигурами и объемами. Цилиндры, конусы и кубы чередуются "встрогом беспорядке», как сказала бы Алиса. Но это лишь на первый взгляд, на самом деле они повинуются продуманному замыслу создателя этой абстрактной геометрии.

Этот интерьер, прежде всего, интересен как результат творческого смешения вроде бы противоречащих друг другу приемов, цветов и форм. Жанна Киричек и Вячеслав Ежов каждый свой проект предваряют тестом, проясняющим стилевые и цветовые приоритеты хозяев дома. Такой прием используют далеко не все дизайнеры, хотя он очень полезен для налаживания взаимопонимания и взаимодействия с клиентами. Исследование позволяет понять не только, что человеку нравится чисто зрительно, но и в какой обстановке ему приятно будет жить. Впроцессе тестирования опрашиваемые отбирают те иллюстрации интерьеров, предметов мебели и декора, которые им пришлись по душе. Затем дизайнеры, пользуясь только им одним известным методом (собственным ноу-хау), анализируют полученные сведения. Вданном случае они пришли к выводу, что нужен интерьер, далекий от консерватизма. Напротив, он должен стать ультрасовременным, нестандартным, а главное- очень динамичным, живым. Отсюда и возникла игра с композицией, геометрическими формами и линиями. Авторы проекта характеризуют стиль, в котором выполнена эта квартира, как неоконструктивизм. Все фигуры и элементы пространства ассоциируются с деталями конструктора или частями какого-то механизма, все подчинено строгой геометрии.

В основу проекта перепланировки легло главное требование заказчиков: чтобы вся квартира (заисключением разве что сугубо приватных помещений вроде ванной, кабинета и спальни) представляла собой единое пространство. При этом кухню надо было обособить. То есть сделать так, чтобы она являлась частью общего, но в то же время имела четкие границы и ни в коем случае не сливалась с гостиной. Довольно парадоксально. Но ведь желание клиента- закон. Ионо повлекло за собой необычное планировочное решение.

В принципе помещения разграничены: гостиная отделена перегородками от кухни, коридора и прихожей. Образован даже небольшой коридор, идущий параллельно гостиной- от прихожей к кухне. На этом разделение заканчивается, начинается объединение. Дело в том, что новые перегородки не достигают потолка и он своей пластикой связывает помещения.

Перегородка между гостиной и кухней с коридором тоже подчинена идее «объединяй, разделяя». Нужного эффекта дизайнерам удалось добиться, применив стекло, причем двумя разными способами. Между коридором и гостиной оборудована ниша со стеклянными полочками, а проход на кухню отгорожен раздвижными стеклянными дверями. Глухой участок стены занимает едва ли четвертую часть общей длины перегородки. Таким образом, визуальной границы нет: из гостиной видно все, что происходит по ту сторону. Но пройти можно лишь там, где открываются раздвижные двери. Они, кстати, лишь частично освобождают проем, поскольку одна из створок неподвижна.

Благодаря такой планировке получился интерьер-трансформер, являющий собой то единое пространство, то совокупность обособленных зон. Впечатление динамизма, изменчивости складывается из-за профессиональной "игры" дизайнеров с отдельными элементами. Горизонтальное и вертикальное членение общего объема, чередование различных материалов и фактур, активное использование цвета- все это становится инструментами в достижении поставленной цели: создать выразительный и оригинальный образ.

Среди приемов, сильно влияющих на восприятие интерьера, стоит отметить зонирование гостиной, а также взаиморасположение предметов в ней. Дело в том, что мебельная композиция перед телевизором сориентирована не параллельно стенам комнаты, а слегка под углом и смещена относительно основной оси квартиры. Такое размещение мебели обусловлено не сразу бросающимся в глаза, но принципиально важным для интерьера подиумом высотой в одну ступеньку. Он развернут к стене под острым углом, и относительно его края как раз и поставлены диваны и журнальный столик. Впрочем, эффектное планировочное решение объясняется и чисто практическими соображениями: перед окном требовалось приподнять пол, поскольку оно было сделано строителями неоправданно высоко и возникало ощущение, что находишься в полуподвальном помещении.

В очертаниях подиума нам впервые встречается лекальная линия. Затем она неоднократно повторяется в различных элементах интерьера. Например, в нескольких местах дублируется линией границы между паркетом и плиткой. Эта же линия проецируется на потолок, преображаясь в длинную, слегка изогнутую полосу подшивной конструкции, за которой скрывается разводка сплит-системы. Потолочная кривая не заканчивается напротив того места, где подиум поворачивает, огибая гостиную, а продолжается дальше, пересекает перегородку и проходит над кухней. Кстати, это поддерживает идею единства интерьера. И если из дальнего угла квартиры посмотреть на потолок, то он получается действительно потолком одного большого помещения. На кухне край стеклянного обеденного стола, выполненного на заказ, в точности повторяет изгиб потолочной композиции. Кроме того, ей вторит барная стойка.

Роль лекальных линий, в общем-то, второстепенна- они оттеняют основную ортогональную тему. Этот же прием используется в игре с трехмерными формами, кубическими и округлыми. Так, войдя в квартиру, мы сразу видим два больших цилиндрических объема. Это колонна, визуально отделяющая прихожую от холла и гостиной, и округлая стена ванной. Сними контрастирует ступенчатая перегородка с аквариумом, как будто сложенная из больших детских кубиков. Помимо эстетической, она несет еще и смысловую нагрузку: почти скрывает вход в ванную от взглядов из единой гостевой зоны. «Почти», потому что аквариум все же прозрачен, и если дверь в ванную открыта, кажется, что вода заполняет помещение и в нем плавают рыбки.

Яркая палитра, смелые цветовые сочетания тоже развивают динамику интерьера. Ведь нельзя же было выкрасить всю эту четкую геометрию в монотонно-белые и бледно-бежевые оттенки! Ктому же без оригинальной отделки стены просто не состоялись бы- это один из индивидуальных творческих приемов авторов проекта. Во всех помещениях преобладают серый и бордовый цвета. Но везде они используются по-разному и подаются в разных сочетаниях- где-то с бежевым, где-то с сиреневым и умброй. Объясняется это просто- красотой сочетаний. Иктому же тестирование хозяев выявило именно такие цветовые предпочтения (неисключено, что причиной была тогдашняя мода на эти оттенки в одежде). Прихожая выкрашена в бежевый, стена ванной- всиреневый. Перед красотой этого оттенка не смогли устоять ни заказчики, ни дизайнеры. Абежевый применили из-за его хорошей сочетаемости с сиреневым и комфортности восприятия. Плавный переход от бордовых стен к сиреневым обеспечен примененным на границе коричневым и насыщенным серым тонами.

В процессе проектирования не возникло дискуссий о том, как оформлять стены. Здесь нужна была только водоэмульсионная краска. Этот материал достаточно популярен в отделке интерьеров, что обусловлено его техническими и эксплуатационными свойствами. Водоэмульсионные краски состоят из мельчайших частичек полимера, равномерно распределенных в воде. При испарении влаги эти частички образуют очень прочную и эластичную пленку. Краски обладают рядом преимуществ: их разводят водой, поэтому они нетоксичны; потолок и стены с таким покрытием пропускают пары воды и воздух ("дышат"); получившиеся поверхности можно мыть. Эти составы прочнее клеевых, но слабее масляных. Их применяют вместо масляных в помещениях, если не хотят использовать олифу и нет специальных требований по эксплуатации поверхностей. Время легкого высыхания краски при температуре 18-22С - неболее 30минут, полного- 1,5-2 часа. При добавлении пигмента можно получить покрытие любого цвета. Подробнее об интерьерных и фасадных красках вы можете прочитать в №4 нашего журнала за 1999г. .

Оттенки подбирались долго и кропотливо. Известно, что в банке краска имеет не совсем тот цвет, который приобретет на поверхности, в высохшем состоянии. Поэтому, прежде чем определиться с оттенком, каждый раз на пробу выкрашивали небольшой участок стены, ждали, когда он высохнет, а иногда и смешивали несколько тонов, чтобы, наконец, получить желаемый результат. Так, например, было со стеной, отделяющей гостиную от коридора и кухни. Ее бежевый цвет слегка отличается от бежевого прихожей- меньше отдает в желтизну. Этого эффекта добивались специально, чтобы перегородка не терялась на фоне соседних стен. По наблюдению авторов, из всех красок, использованных в квартире, один и тот же оттенок на плоскости и в банке имела лишь сиреневая, произведенная в США, с остальными пришлось «бороться».

Но и это буйство красок показалось дизайнерам недостаточным. Так что в некоторых местах решено было использовать фактурную штукатурку. Водних случаях ею покрывались стены целиком, вдругих- только фрагменты (например, верхняя часть стены или ниша). Особенно выигрышно смотрятся фактурные поверхности по соседству с гладко оштукатуренными и окрашенными.

Рельеф текстурных стен не повторяется. Где-то встречаются вертикальные полосы, где-то- волны, а где-то- нарочито неровные бугорки и мазки. Иногда кажется, что это не текстурная штукатурка, а скульптура и барельефы. Бордовую стену гостиной решили еще более разнообразить: на выпуклые части рельефа нанесли краску серебристого оттенка, которая поблескивает при ярком свете. Работа выполнялась кистью, так как нужно было не просто в хаотическом порядке покрасить штукатурные мазки, но и «повесить» на них серебристые капли. Если же удовольствоваться обогащением цвета и обойтись без капель, можно использовать плотный поролоновый валик.

В копилку идей

Здесь всё - движение
Игра на фактуре

Противопоставление в одном интерьере контрастов- например черного и белого цвета, бетона и стекла и т.п.- всегда выигрышный прием. Правда, сторонников столь радикального подхода мало как среди заказчиков, так и среди архитекторов. Намного более распространены варианты органического соединения через дополнительные промежуточные формы. Включение в контрастный дуэт еще хотя бы одного элемента дает порой более естественные и психологически комфортные решения.

В качестве достаточно наглядной иллюстрации к сказанному можно использовать не совсем обычный способ отделки поверхностей в этой квартире. Вобщую систему сводятся такие несоединимые вещи, как вертикальная и горизонтальная плоскости. Полукруглую стену опоясывают поверху два уровня подшивных конструкций. Но если между собой они разделяются подсветкой и цветом, то нижний, сиреневый уровень отделан точно так же, как примыкающая к нему стена. Параллельные бороздки фактурной штукатурки перебегают с горизонтальной плоскости на вертикальную. Врассеянном свете встроенных лампочек стирается граница между ними. Сиреневая стена устремляется вверх за счет кажущегося продолжения в карнизе. Введение в игру плоскостей и их фактуры позволило найти еще один путь борьбы с низкими потолками и подтвердить тезис о предпочтительности компромиссных решений.

В таком необычном интерьере были бы неуместны традиционные шторы с фалдами и ламбрекенами. Поэтому окна закрыты вертикальными панелями в японском стиле. Панели выполнены из полупрозрачного нетканого полотна. Оно сделано на основе флизелина (стопроцентный полиамид), который используют в шитье- прокладывают между деталями одежды, например в воротниках или подбортах. Для прочности в него добавлена специальная укрепляющая пропитка.

Освещение тоже не могло быть общепринятым- только представьте себе посреди этого "царства геометрии" избитые рожки люстры! Нет, источники света подобраны в соответствии с общей концепцией интерьера. Они подчеркнуто геометричны. Над прямоугольником журнального столика "взлетают" три эллипсоида из матового стекла. Лампы крепятся практически невидимыми тонкими струнами к потолку и стене. Над другими столами с потолка спускаются светильники из металла и стекла в форме усеченных конусов и цилиндров. Потолок кухни усеян небольшими квадратами и кругами- встроенными лампами. Источники света продуманно распределены по различным функциональным зонам. Взависимости от расположения, слегка меняется их стилистика- от нарочитой броскости до деликатной нейтральности.

Общий стиль интерьера ощущается и в изолированных помещениях- спальне и кабинете. Впоследнем господствует та же игра геометрическими фигурами. Квадратная форма комнаты подчеркнута подвесным потолком, пониженным по периметру, лампа представляет собой цилиндр с надетой на него полусферой. Очертания стола вторят криволинейной теме, начатой барной стойкой на кухне. Цветовая палитра тоже прежняя: бордовая стена с волнистыми линиями текстурной штукатурки соседствует с гладкими серыми поверхностями. Акресло обито тем же материалом, из которого изготовлены чехлы диванов. Подголовник при этом бордовый, а само кресло- серое.

Спальня оформлена более спокойно. Но и тут прослеживаются те же мотивы: полукруглая стена при входе, прямоугольные формы шкафов-купе и изголовье кровати, изогнутая линия подвесного потолка. Особенный интерес представляет изготовленная на заказ кровать. Ее конструкция не предполагает ни спинок, ни полочек, ни тумбочек. Ровная «лежанка» без всяких ограждений. Однако к стене, к которой кровать примыкает, пристроена длинная полка под красное дерево на конусообразных металлических ножках. На нее и положены цилиндрические подушки-валики, обтянутые черной кожей. Кровать и полка композиционно дополняют друг друга и в то же время конструктивно независимы: спальное место можно просто отодвинуть.

В композиции ванной комнаты доминирует тема круга. От входной двери в обе стороны расходятся лестницы, ведущие на подиум, который окружает главный элемент интерьера- круглую ванну, имеющую вид купели. По конструкции она тоже отличается от обычной цельнолитой ванны. Вданном случае использован металлический каркас, на который приваривали по форме будущей чаши листовое железо. Поверх него закреплена сетка, на нее нанесен слой водонепроницаемого бетона, а потом поверхность облицована мозаикой- такой же, как и на полу, поблескивающих сиреневых оттенков. Все трубы и сливы были вмонтированы в ванну до бетонирования. Душевую кабину решили не ставить, поскольку она нарушила бы круговой обход. Поэтому конструкция душа довольно проста: штанга со шторкой, висящей на круглом металлическом карнизе, и слив, встроенный прямо в подиум.

Между гостевым санузлом и единственной несущей колонной строители оставили очень узкий проем. По сути, это место для двери- 80см. Апо проекту архитекторов здесь был запланирован коридор, идущий из прихожей на кухню. По действующим нормам, он должен иметь в ширину не менее 120см. Для того чтобы справиться с этим узким местом, коридор сделали расходящимся, поставив стенку с большим проемом и стеклянными полочками по оси колонны. Кроме того, в пол встроили лампочки, свет которых зрительно расширяет пространство. Для интерьера же это стало дополнительным интересным элементом, очень напоминающим взлетную полосу для маленького самолетика.

На плане прекрасно видно, как архитекторы превратили изначально прямоугольное помещение в подобие круглой беседки. Перегородки и стены, участвующие в создании круговой композиции, а также круглая балка под потолком облицованы мозаикой. Ниши просто окрашены белой краской. На фоне радужно-сиреневого мерцания они не привлекают взгляд, равно как и белая сантехника. Вообще ванная кажется скоплением множества радужных блесток. Они переливаются в мозаике на стенах, полу и купели. На встроенных лампочках сверкают насадки в виде льдинок, отбрасывающих причудливые блики на глянцевый натяжной потолок. Ачасть закругленной стены, за которой находится коридор, выложена стеклоблоками, частично матовыми, а частично прозрачными. Мозаику архитекторы использовали не только ради бликов. Вкруглом помещении крупную кафельную плитку пришлось бы разрезать и укладывать кусочками, и выглядело бы это не так эффектно.

А ведь именно эффектность, яркость и нестандартность- основные принципы этого проекта. Интерьер живет своей, радостной и нескучной, жизнью- течение линий и взаимодействие геометрических фигур, подчеркнутых контрастным цветом, создают непрерывно меняющийся образ. И в целом получается протест против обыденности и однообразия.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.
Рекомендуем