В том, как происходит превращение старого и ужасного на вид жилья в современное и уютное, есть какое-то колдовство. Словно пришел добрый волшебник (или, как в данном случае, волшебница), взмахнул палочкой и- крибле-крабле-бумс!- вместо обшарпанных стен поднялись новые, сияющие свежестью; вместо полутемных комнатушек и извилистых коридоров миру явилась абсолютно иная, разумная и нетривиальная планировка
Уж так исторически сложилось, что весь исторический центр Санкт-Петербурга- это изумительной красоты фасады, за которыми прячется бесконечная череда коммуналок. Ничего не поделаешь, такова особенность города. Здесь никого не удивляет адрес: такая-то улица, такой-то дом, такая-то квартира, комната, например, 20. Но вот пресловутое колесо истории, скрипя, сделало очередной поворот, и потрепанные жизнью «вороньи слободки» вновь превращаются в добротное элитное жилье.
Некогда была коммунальной и квартира, о которой пойдет наш рассказ. За долгие годы она потеряла прежний лоск и превратилась в нечто жалкое и мрачное. Ее судьба чем-то напоминает сентиментальные романы XIXвека: благородная дама волею злого рока оказывается на самом дне, но, благодаря исключительным душевным качествам, умудряется возродиться.
Сегодня уже можно говорить о традиционной схеме реконструкции квартиры с привлечением архитекторов или дизайнеров. Если уж хозяева квартиры решились на приведение просто квартиры в состояние, достойное звания интерьера, на их долю выпадает процедура по поиску архитектора и формулированию, хотя бы
в общих чертах, требований к будущему жилищу. Все пожелания обсуждаются заказчиком и архитектором с целью выявить наиболее важные моменты, определяется зонирование пространства. Затем клиенту предлагается несколько вариантов планировки, из которых он выбирает наиболее приемлемый для себя. Заказчик участвует
в творческом процессе и на этапе определения на словах, в рисунках и компьютерной графике декоративного оформления будущего интерьера. Следующий важнейший период- собственно строительство и отделка. Вэто время архитектор осуществляет авторский надзор (если это оговорено в договоре с заказчиком). Параллельно ведется работа по поиску и заказу необходимой мебели, светильников. На заключительной стадии интерьер насыщается аксессуарами (картины, статуи, цветы и т.д.).
Вот и наша дама, то есть квартира, обладала рядом исключительных качеств. Кним относятся недурное местоположение в городе и дом старой постройки. Ведь, что ни говори, до исторического материализма в России строить любили и умели. Икуда все делось? Очень сомнительно, что через полтора века благодарные потомки будут биться за право жить в нынешних "высотках". Впрочем, они, "высотки", до того времени и не достоят.
Но вернемся к нашему повествованию. Помимо явных достоинств, квартира имела скрытые, разглядеть которые способен лишь глаз профессионала. Вконце концов, вряд ли Золушкин принц рассмотрел бы в чумазой нищенке грядущую красавицу, если бы не вмешательство феи-крестной. Именно она отвела девушку в фитнесс- центр и снабдила платьем от Кардена.
Для того чтобы оценить потенциал квартиры и решить, стоит ли ее покупать, будущие хозяева пришли на смотрины вместе с архитектором Викторией Шефер (когда-то она строила коттедж для их друзей). Виктория тут же вчерне набросала план, по которому выходило, что квартиру приобрести стоит. Вот так коммуналка-«замарашка» попала в руки молодой четы и одного очень активного юноши полутора лет от роду.
И началась полная реконструкция, сильно напоминающая волшебство. Тем более что велась она "не по правилам". Прежде всего хозяйка квартиры увидела в магазине кухню. Причем никакая другая из множества кухонь, предлагаемых в Петербурге, ей не нравилась. Правда, у Виктории Шефер сия находка сначала не вызвала энтузиазма. Дело в том, что кухня была классической- словно вынырнула на свет божий где-нибудь в Провансе. Соответственно, по мнению архитектора, и интерьер следовало бы делать классическим. Виктории же по нраву современные квартиры. Вконце концов удалось найти компромисс, в чем помогли... обои. Но об этом позже, а пока пусть наш рассказ идет своим чередом.
Итак, в бывшей четырехкомнатной коммуналке снесли все перегородки, оставив лишь несущую стену, которая делит квартиру на две части. Впрочем, в этой стене пробили проем, который сегодня ведет в приватную зону. Затем были вскрыты полы, из-под которых вытащили и вывезли невиданное количество мусора. Говорят, его обилию удивлялись даже опытные строители. Естественно, пришлось заменить подгнившие балки новыми. Также заменили прежнюю проводку (теперь это медные провода) и проржавевшие батареи (современными радиаторами). Интересные метаморфозы произошли с санузлом. Его расширили за счет коридора и разделили на ванную комнату и небольшой туалет. Но поскольку сантехоборудование не переносили, не возникло и проблем с перемещением стояка. Кстати, Виктория Шефер вообще старается избегать изменения местоположения стояков и связанных с этим расходов.
Покончив с сухим перечислением технических нововведений, переходим к самому интересному- кописанию интерьера квартиры.
Первое, на что обращаешь внимание, переступив порог,- это мягкость линий, плавные изгибы стен и подвесных потолков. Облик квартиры нежен и женственен, это объясняется тем, что над ней в полном согласии трудились две женщины- архитектор и хозяйка. Хозяин же предпочел тихо самоустраниться, справедливо рассудив, что в таком тонком деле, как создание уюта и красоты, лучше довериться дамам.
В копилку идей
Архитектура для аквариума
В
сущности, 145
м
2 общей площади
- не слишком много, если хочется внести в интерьер такую крупную вещь, как океанический аквариум. Когда заказчики и архитектор задумались над достойным его месторасположением, оказалось, что лучшие уголки интерьера уже заняты. Где-то стоял телевизор, где-то барная стойка, ну а где
- целый шкаф. Но отказываться от
300-литровой мечты не хотелось и пришлось "изыскивать внутренние резервы" (как говорили в пору развитого социализма). Было решено встроить аквариум в барную стойку. В
плане стойка вогнутая, и пришлось потратить немало времени, чтобы найти аквариум такой же формы. Не
нашли. Оказалось, их не существует в природе. Тогда пошли от контраста
- встроили в стойку аквариум выпуклый. Основанием стойки служит гипсокартонная перегородка на деревянной раме. Кстати, гипсокартон не стали укреплять металлическим каркасом. Дело в том, что гипсокартон накрыт сверху "одеждой" из бука, и эта конструкция вкупе с деревянной рамой и приняла на себя всю тяжесть аквариума. Дополнительную жесткость основанию добавляет его форма: плоскости поставлены "вразбежку", образуя в плане зигзаг.
Кроме проблем с самим аквариумом и стойкой, предстояло решить еще одну, даже более глобальную: единственная балка перекрытия не могла бы выдержать вес и самой стойки, и аквариума. Пришлось предусмотреть распределительный щит (систему пересекающихся дополнительных балок, накрытых листами фанеры), который переносит часть нагрузки на соседние несущие потолочные элементы.
От полукруглой границы между гостиной (паркет) и прихожей (керамическая плитка) берет свое начало плавный изгиб стены гостиной. Кстати, стена прячет в своих недрах нечто необычное- круглый камин. Мы привыкли к тому, что, как правило, камин является центром композиции, к нему приковывается внимание. Аздесь он скромно спрятан и, честно говоря, пока его не растопят, совершенно незаметен. Гораздо нахальнее ведет себя телевизор- стоит на самом виду и притягивает взгляд к своему голубому экрану. Такое нестандартное распределение ролей вызвано рядом причин. Во-первых, необходимо было найти место для "телеящика". Во-вторых, не хотелось отказываться от камина. Вквартире некогда имелся изразцовый камин странной конфигурации- ввиде ракеты. Его давным-давно разобрали и вывезли работники Государственной инспекции по охране памятников- как представляющий историческую ценность. Ивот теперь Виктория придумала встроить камин в стену. Получилась почти скульптурная гипсокартонная композиция с полками и нишами.
Напротив расположилась диванная группа. Если архитектор отказалась от мысли сделать смысловым центром интерьера камин, то эту роль она доверила изящной люстре, словно бы сплетенной из паутины. Ее главенствующее положение в гостиной подчеркнуто и рисунком потолка (подсвеченные карнизы служат своеобразной рамой).
Кухня подступает к гостиной вплотную и, собственно говоря, является ее частью. Граница между двумя зонами подчеркнута разницей покрытий пола. Вгостиной это паркет, на кухне- керамическая плитка. Архитектор отказалась от ставшего в последнее время модным увлечения разными уровнями полов. Поскольку кухня оставлена на прежнем месте, не было необходимости строить подиум, под который прятались бы трубы.
Между кухней и гостиной находится еще и барная стойка с огромным (на 300 л) встроенным океаническим аквариумом. Впрочем, назвать его океаническим можно лишь условно: в нем создан ландшафт океанского дна, но залита пресная вода. Живут здесь амазонские речные рыбки.
Стойка, подобно театральному занавесу, частично скрывает от постороннего взора рабочую зону кухни. Врезультате стол в окружении стульев и сияющая плита с вытяжкой воспринимаются словно декорации к уютной старой пьесе. Этому немало способствует и фронт кухонной мебели, служащей фоном. Вцелом помещение действительно выглядит спокойно и патриархально. Втаких «декорациях» с чистой совестью можно исполнять сцены из «Вишневого сада» или «Месяца в деревне».
Для того чтобы перейти из репрезентативной зоны в приватную часть квартиры, следует вернуться в прихожую и направиться в чуть готические пространства холла и коридора. Атмосферу средневековья создают две стены холла, оклеенные обоями. Именно обоям выпала честь примирить классическую кухню с современностью. Покрытые ими поверхности напоминают обшарпанные стены замка. По решению архитектора, с обоями перекликается декоративная штукатурка (надвух других стенах), точно повторяющая их рисунок. Сочетание обоев и штукатурки позволило также соединить в пространстве коридора гладкую и шероховатую поверхности. Наложенные вручную штукатурные "кляксы" создают полную иллюзию грубо обработанного камня. Кроме того, сочетание разных поверхностей обеспечивает интересный зрительный эффект. Влучах подсветки гладкие обои тускло мерцают пятнами бронзы, а «кляксы» штукатурки, подчеркнутые тенями, обретают особенную объемность.
К прекрасной и жесткой готике восходят металлические бра и той же конфигурации торшер. Светильники напоминают факелы, воткнутые торопливой рукой в специальные крепления на закопченной стене подземелья. Отой же эпохе говорит и кованая скамья с небрежно брошенным на сиденье мехом.
Казалось бы, современное решение потолка должно вступать в диссонанс со средневековыми регалиями, но, как ни странно, оно смотрится здесь абсолютно органично. Полукружия подвесных конструкций, подчеркивающие зоны холла и коридора, воспринимаются как низкий свод все того же подземелья. Ачеловек с воображением может счесть треугольные углубления-«абажуры» стилизованными сталактитами.
Из "средневекового" коридора попадаешь в кабинет, единственное абсолютно мужское помещение в квартире. Об этом говорят четкие прямые линии потолка, обрамляющие люстру- стилизацию под девятнадцатый век, и глобус в старинном духе. Здесь нет места расслабленности и неге, даже диваны закрыты аскетическими чехлами цвета выбеленного на солнце холста. Кстати, в дверь кабинета, по предложению Виктории Шефер, вставлен замок, позволяющий хозяину дома спокойно уединяться, не опасаясь вторжений.
Сразу за кабинетом простираются детские владения. Они пришлись своему малолетнему обитателю настолько по вкусу, что каждого гостя прямо с порога хватают за руку и ведут смотреть эти апартаменты. Иправда, посмотреть здесь есть на что. Полукруглую стену "обыгрывает" квадратная ниша, которая на плане архитектора была обозначена как "ниша для зайца". Так же ее именовали и шутники-строители. Правда, сегодня в нише обитают и львы, и клоуны- взависимости от желания хозяина комнаты. Чтобы "вписать" в полукруглую стену кровать, придумали своеобразный соединительный мебельный элемент. Его можно назвать, например, прилавком. Но, как ни называй, вещь получилась в хозяйстве совершенно незаменимая- на нее удается усадить и поставить великое множество игрушек.
Ушли в прошлое простенькие аквариумы с цветной картинкой-фоном, приклеенной к задней стенке, и обязательными руинами подводного замка или остовом затонувшего корабля. Трудно поверить, но совсем недавно, лет эдак десять назад, именно так выглядел модный ландшафт аквариума. Аесли к кораблику или замку добавляли еще и маленькую пластиковую фигурку водолаза, то вообще получался "полный писк". Пришли другие времена, сегодня мало кто стремится украсить аквариум вчерашними изысками. Теперь в моде океан, точнее, океанское дно. Исовсем необязательно превращать аквариум в морской- ссоленой водой и морскими рыбками. Если пресноводный резервуар снабдить кораллами, коралловой крошкой, красивыми морскими камнями и запустить в него ярких разноцветных рыбок, напоминающих настоящих обитательниц глубин, получится не очень дорогая, но симпатичная копия океана. Вместо цветной картинки-задника используют объемные полновесные панно, занимающие до 1/3 объема аквариума. Эти панно представляют собой склон подводного хребта или стенку подводного грота, на фоне которых резвятся радужные стайки рыбок.
В самом конце коридора находится спальня. Кто сказал, что спальня- всего-навсего помещение для отдыха? Здесь это будуар, царство женщины. О чем свидетельствует спокойный круг потолочного карниза со спрятанной подсветкой и нежно-бежевый цвет стен, а также огромный шкаф, скрытый за зеркальными дверями. Кстати, Виктория Шефер уверена, что в каждой комнате обязательно должно быть большое- от пола до потолка- зеркало, чтобы хозяйка дома могла в любой момент посмотреть, как она выглядит. Вспальне также имеется полукруглая стена, к которой с помощью гипсокартонной перегородки "поставили" кровать. За одним из крыльев перегородки "прячутся" туалетный столик и множество встроенных полочек, где удобно расположить флаконы духов и баночки с косметикой: и всегда под рукой- и не на виду.
Напротив спальни расположена ванная комната в розовых тонах. Ее цветовая гамма буквально источает покой и красоту. Всамом деле, что может быть лучше, чем нежиться в теплой воде, созерцая блики на розовой керамической плитке и натяжном потолке?
Завершая круг, возвращаемся через коридор в прихожую. Как раз напротив нее- малый санузел. Вотличие от ванной, он решен подчеркнуто сдержанно: сине-белая гамма без особых изысков. Лишь узорные плитки вокруг зеркала выложены в строгую и симпатичную раму.
На этом и заканчивается наш рассказ о превращении бедной замарашки в принцессу. Отом, что чудесное превращение состоялось и состоялось удачно, говорит нежность и гордость, с которой хозяева рассказывают о своем жилище, восторженные отзывы многочисленных гостей и, надеемся, наши иллюстрации.
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!