Архитектор Л.Елкина
Фото Д.Минкина
Классический пример коридора-передней. Зеркальные дверцы шкафа-купе зрительно увеличивают пространство, а полосатые стены "поднимают" потолок
Архитекторы С.Писарская, В.Лебедева
Фото В.Нефедова
Маршевая лестница из дерева. Двойное "облегчение" конструкции достигается за счет естественного цвета древесины и ажурных кованых балясин
Авторы проекта У.Шенбергс, В.Балоде
Фото М.Степанова
Схема 1: одномаршевая лестница
Схема 2: двухмаршевая лестница
Архитектор Д.Давыдов
Фото А.Бабаева
Лестница на больцах, ведущая на антресоль, решает тройную задачу: является зонирующим элементом, оправдывает понижение потолка, связывает два уровня. Ихотя верхний уровень в большей степени декоративен, воспринимается она легко, естественно и иронично
Архитектор И.Фирсов
Фото Е.Лучина
Редкой красоты круглая лестница. Изящный рисунок основательно подкреплен расчетом конструкций и подбором материала
Схема 3: круглая лестница
Схема 4: винтовая лестница
Архитектурная студия MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE
Фото В.Нефедова
Коридор-
выставочная галерея для небольших предметов, уложенных в ритмичные ряды
Архитектор У.Шенбергс
Фото К.Манько
Маршевая лестница, спускающаяся в просторный холл, необычно подсвечена. Подступенки-витражи контрастируют с проступями темного дерева и практически незаметны
Архитектор А.Апшениекс
Фото М.Степанова
Светлые деревянные ступени оттеняются темной фактурной стеной
и контрастно-светлыми стенами и потолками. Свободное пространство под лестницей рационально используется
Архитектор К.Абике
Фото К.Манько
Пластичная круглая лестница вызывает ассоциации со стилем ар нуво,
что достигается необычным рисунком ограждения и перил, вырезанных из металла
Схема 5: лестница
"утиный шаг"
Строительство "СТРОЙ ДИЗАЙН ПЛЮС"
Фото Е.Лучина
Маленькая круглая лестница подчеркнуто массивна, избыточно декорирована натуральным камнем. Она как бы пародирует саму идею лестницы, соединяя грубую кладку и "открытое" дерево. Добродушный "банный китч", аккуратно вписанный в интерьер и удобный в эксплуатации
Схема 6: лестница
с поворотом (промежуточная площадка заменена забежными ступенями)
Строительство "СТРОЙ ДИЗАЙН ПЛЮС"
Фото Е.Лучина
Как бы нарочито небрежная, лестница
на самом деле внимательно просчитана и выстроена. Криволинейные очертания проступей, несущей тетивы сродни
необычным оконным переплетам
Примерная траектория обычного движения по квартире, начиная от порога, соединяет следующие точки: прихожую, санузел, кухню, гостиную. Втом случае, если интерьер представляет собой единое пространство, точки "лежат кучно", и попадание в цель гарантировано. Сдвумя поправками- без вертикали лестницы. Игоризонтали коридора.
Террасы и пирамиды
Считается, что лестницу изобрели благодаря горным козам. Наблюдая за эффективностью их продвижения наверх, человек плавно перешел от пандуса (ослиной дороги) к ступенчатой конструкции.
Принцип лестницы использовали древние шумеры. Ритм восходящих плоскостей не просто связывал разные уровни, но и становился самостоятельной архитектурной формой с мощным сакральным значением. Знаменитые шумерские зиккураты (святилища) были построены во II тысячелетии дон.э. и представляли собой ступенчатые сооружения, где каждая ступень-терраса окрашивалась в свой цвет (преимущественно черный, красный, белый). Самая верхняя и была, собственно, жилищем бога. Примерно в то же время в Китае появилась "Небесная дорога"- лестница, ведущая на гору Тайшань и состоящая из шести тысяч ступеней.
Ранние египетские пирамиды, эксплуатирующие ту же идею, появились на два столетия позже. Для примера стоит вспомнить широко известную пирамиду Джосера. Аналогичные пирамиды возводили в Мексике, в древнем Вавилоне. Ступеньки этих впечатляющих сооружений могли превышать человеческий рост и делались под стать богам, которые с помощью пирамид должны были спускаться с неба и подниматься обратно.
Древние греки следовали тем же заветам, украшая свои величественные храмы ступенями высотой в человеческий рост (дублированные обычными ступенями).
Внутренние лестницы в жилых домах были скромными и невыразительными. Выполняли они сугубо подсобную функцию и по виду мало чем отличались от обычных приставных. Средние века обогатили типологический ряд лестниц винтовой конструкцией (одинарной и парной). Взамках и соборах винтовые лестницы размещались внутри башен. Ступени этих сооружений крепились к колонне-ядру и наружным стенам. Внекоторых случаях (например, в соборе в Реймсе) наружной стороной ступени опирались на специальные столбы.
Помпезный XVIIв. породил целую "плеяду" роскошных лестниц, декорированных с таким усердием, что от них иногда начинало рябить в глазах. Именно поэтому была снесена Посольская лестница в Версале, построенная Франком д'Орбей для "короля-солнца". ВРоссии в том же XVIIв. по проекту Растрелли была построена знаменитая парадная лестница Зимнего дворца. Она сохранилась до сих пор в том виде, в котором была спроектирована изначально.
Архитектор Д.Федоров
Фото М.Степанова
Светлые стены, активная подсветка, необычная форма потолка «насыщают» коридор воздухомНесомненно выдающимся произведением стиля ар нуво можно назвать лестницу в особняке Рябушинского. Застывшая мраморная волна поручня выносит к ногам входящего ступени, взбегающие наверх.
Кзавораживающим можно отнести лестницы Антонио Гауди. Самая головокружительная из них- винтовая лестница в соборе Саграда Фамилия. Не менее поразительна деревянная лестница в доме Батло. После первых двух ступеней она буквально ввинчивается в небо.
На Руси еще в XVIIIв. все жилые помещения в богатых домах располагались на втором этаже (первый этаж- подклет- использовался как склад). Кпарадному входу вела наружная лестница. Весь этот объем, примыкающий к жилому зданию, назывался парадным крыльцом и представлял собой крытую маршевую лестницу. Она круто поднималась вверх, ограждалась парапетами, "ползучими" арками, украшалась резьбой и разнообразными декоративными элементами. Лестничные площадки перекрывались шатровым сводом. По продолжительности остановок и количеству встречающих домочадцев можно было судить о степени уважения хозяина к гостю. Внутренние лестницы в деревянном доме не устраивались, в том числе из соображений пожарной безопасности. Наружная же конструкция была, что называется, удачным аналогом "незадымляемой лестницы". Кроме того, подклеты чаще всего перекрывались сводами. Устройство же лестницы, разрывающей свод, было бы крайне неудачно технологически. Кроме того, герметичный подклет оказывался более надежным хранилищем. Вкаменных домах внутренние лестницы иногда делали в толще стены (не нарушалась конструкция свода). На каждом этаже лестница отделялась от смежного помещения железной дверью (снова пожарная безопасность).
КXIXв. в богатых домах наружные лестницы как средство междуэтажной коммуникации сменяются внутренними парадными. Парадная лестница делалась светлой и достаточно пологой. Унее были широкие ступени и просторные площадки, часто с двумя параллельными маршами вверху. По сторонам она ограждалась металлической или деревянной балюстрадой из фигурных балясин.
Существовали также служебные лестницы, которые были намного уже и круче парадных. Кроме того, они намного хуже освещались. Служебные лестницы часто имели забежные ступени, расположенные веером. Иногда среди служебных встречались и винтовые конструкции. Ограждения чаще всего были лишены каких-либо украшений.
Количество служебных лестниц внутри дома порой могло достигать внушительной цифры- вплоть до десятка. Сказывалось отсутствие коридоров (еще не изобретенных). Подчас некоторые группы комнат оказывались настолько обособленными, что попасть в них можно было только по внутренней лестнице.
Свои ступени
Архитектор С.Раджабов
Фото А.Бабаева
Коридор как памятник лучшим из коридоров. Освобожден от мебели. Выкрашен в белый цвет. Подходит для всех свободных духом и необремененных вещамиЛестница образуется из двух составляющих: площадки и лестничного марша. Марш- это ступенчатый конструктивный элемент, опирающийся на две площадки и соединяющий их между собой. Несущие балки, расположенные под ступенями, называются косоурами, а боковые- тетивами. Ступени могут крепиться также на больцы (специальные болты, вмонтированные в стену). Такая лестница как бы парит в воздухе, поскольку креплений не видно. Лестничные ограждения называются перилами. По форме лестницы делятся на прямолинейные, с поворотом, круглые и винтовые.
Начнем со статистики. Лестница должна:
способствовать удобному и безопасному перемещению с уровня на уровень;
сочетать в себе рассчитанную конструкцию и правильно подобранные материалы, соответствующие нагрузкам на ее конструктивные элементы; стилистически и композиционно отвечать архитектуре здания (интерьеру помещения); обеспечивать необходимую ширину маршей для двустороннего перемещения (в частных домах- одностороннего);
иметь ширину проступи не меньше 30см, а высоту подступенка- не более 17-19см (кроме приставных и складных, для периодического использования).
Вмалоэтажном доме лестницу принято располагать в передней, в коридоре, холле или на веранде. Если же размеры дома столь скромны, что сделать это не представляется возможным, ее можно устроить и в гостиной. Однако более традиционное размещение лестницы позволяет сделать ее пологой и комфортной. Кроме того, не нарушается микроклимат гостиной и не происходит потеря тепла. Не нужно только забывать, что минимальный размер маршевой лестницы- 70см, а максимальный- 130см (с двумя несущими тетивами). Расстояние между двумя маршами (или между потолком и маршем) должно составлять не менее 2м. Количество ступеней в марше- минимум 3, максимум 18. Для постоянной ритмичности и наиболее комфортного движения по лестнице ее уклон должен равняться 27 (и не должен превышать 45). Нельзя устанавливать лестницу сразу за дверью (расстояние между дверью и лестницей должно быть не менее 1м). Важно знать глубину шага лестницы- соотношение высоты и ширины ступени (оптимально- 16-25см).
Комментарий. Перечисленных сведений вам все равно не хватит для того, чтобы самостоятельно рассчитать и построить лестницу. Поэтому настоятельно советую обратиться к профессионалам или подобрать готовый вариант.
Лестница в гостиной требует к себе очень пристального внимания, тщательности в выборе конструкции, материалов и отделки. Она может украсить или безнадежно испортить самое парадное помещение вашего дома.
При планировании интерьера гостиной необходимо учитывать, что подход к внутренней лестнице должен быть свободным от предметов обстановки и конструктивных элементов здания. Соблазн расположить в гостиной винтовую лестницу велик, поскольку она компактна и эстетически привлекательна. Позволю себе внести некоторые уточнения. Считается, что минимальный диаметр винтовой лестницы- 100см, но практика показывает, что не стоит делать этот размер менее 130см. Конструкция сравнительно проста в сборке. Кметаллической трубе, служащей центральной несущей опорой, через интервалы в 150-200мм консольно крепятся проступи клиновидной формы. Подступенка может не быть. Широким концом проступи присоединяются к ограждению или стойкам перил. Винтовая лестница не очень удобна для частого использования, и, кроме того, по ней не может перемещаться более одного человека. Такая конструкция сложна для пожилых и инвалидов. Поэтому лестницу такого типа лучше всего иметь в качестве дополнительной.
Архитектурное бюро AVOTITP UN PARTNERI
Фото М.Степанова
Правильно подсвеченной лестницей удобно
и безопасно пользоваться в вечернее и ночное время сутокЕсли принято решение установить лестницу в углу комнаты, оптимальный вариант- конструкция с поворотом на 90 и промежуточной площадкой или забежными ступенями. На внутреннем участке поворота ширина ступени не должна быть меньше 100мм.
Легкие лестницы, ведущие на мансарду или на чердак, могут быть стационарными или трансформируемыми. Они уже и круче основных и в некоторых случаях не имеют перил. Ступени опираются на тетивы или косоуры.
Клестницам типа стремянок относится одна любопытная разновидность- так называемый утиный шаг. Проступи подразделяются на левые и правые и крепятся в порядке чередования. Они имеют трапециевидную форму и заходят одна на другую. Таким образом, ритм подъема по лестнице задается ее собственными конструктивными особенностями.
Несущие элементы внутренних лестниц могут изготавливаться из дерева, металла, бетона, а проступи и подступенки- из дерева, пластика, камня, плитки. Наиболее подходящая древесина- дуб, сосна, бук, ясень, лиственница. Проступи должны иметь шероховатую поверхность для предотвращения соскальзывания (или специальные накладки из резины, пластика, металла, дерева).
Освещая лестницу, можно преследовать две цели: первая- удобство и безопасность, вторая- создание дополнительных световых эффектов. Первая цель достигается сравнительно несложно: достаточно просто обеспечить нормальный уровень освещенности конструкции и подходов к ней. Для создания же дополнительных эффектов прежде всего нужно определить, хотите вы визуально соединить лестницу с пространством дома или, наоборот, обособить. По вашему желанию либо лестница заливается более ярким светом при приглушенном основном, либо создается световой коридор с контрастной темной лестницей. Не забудьте, что при отсутствии верхнего света очень важна подсветка ступеней в ночное время суток. Освещение длинных лестничных маршей не должно быть слишком резким, чтобы не утомлять зрение.
Если имеется возможность осветить внутреннюю лестницу естественным светом из окна, это только добавит ей выразительности. Вы получите возможность любоваться солнечными бликами на ступеньках и сэкономите на искусственном освещении в светлое время суток.
Ипоследнее о свете: ориентируйтесь на теплую гамму, приближенную к дневной. Внимательно отнеситесь к душевному комфорту на вашей лестнице.
Заботы коридорных
Архитектор И.Фирсов
Фото П.Лебедева
Лестница с забежными ступенями. Эффектные, но неудобные перилаДо коридора средством межкомнатной коммуникации служили, как известно, галереи, вестибюли и тамбуры. Галереи (от итальянского galleria- крытый проход) могли быть наружными или внутренними, крытыми и нет. Спервой половины XVIв. галереей называется обширный зал с рядом окон в одной из продольных стен. Как правило, в таком помещении располагалась художественная коллекция. Внутренние тамбуры (от французского tambour- барабан) группировали вокруг себя две-три комнаты. Дверь из тамбура (или сеней) вела в проходную комнату, которая, в свою очередь, соединялась с другой, изолированной. Большее количество комнат выходило в вестибюли. Таким образом, структура большого дома была дробной и крайне запутанной.
Всередине XVIIIв. начинает применяться анфиладный принцип сообщения. Вбольших домах дворцового типа могло быть несколько видов анфилад: линейная, круговая, Г-, П-, Е-образная. Сложные виды анфилад позволяли разделять помещения по группам (парадные, приватные, служебные) и не допускать пересечения межкомнатных коммуникаций.
Коридоры возникли лишь во второй половине XVIIIв. на жилых и служебных этажах. Парадные помещения по-прежнему соединялись анфиладно. Только в девяностые годы XVIII столетия коридор перешел из разряда тесных и темных помещений в разряд парадных. Но, несмотря на это, продолжал оставаться узким и плохо освещенным. Наличие коридора позволяло значительно сократить количество междуэтажных лестниц.
Коридор эволюционировал в гостиницах, офисах, больницах- словом, везде, где было необходимо обустроить ряд изолированных помещений с отдельными входами. Естественный свет проникал в коридор через частичное остекление дверей комнат или через торцевые окна.
Середина XXв. превратила коридор в своеобразный символ новой жизни. Роскошные квартиры и усадьбы с парадными анфиладами «перекраивались» в цепочки комнат, соединенных длинными и темными коридорами. Коридор играл роль коллективной кладовой, игровой, гостиной и становился узким и неудобным.
Вдомах-коммунах эпохи конструктивизма он приобрел едва ли не доминирующую роль. Одинаковые жилые ячейки (около 8м2) связывались друг с другом длинными коридорами. Коридоры объединяли жилые помещения с прачечными, детскими садами, библиотеками.
Дальнейшее существование коридора ничем не омрачалось. Он стал как никогда парадным и занял в квартирах партийной элиты значительное место. Огромные коридоры сохранившихся номенклатурных санаториев поражают своими размерами, лепниной в стиле классицизма и неизменными красными ковровыми дорожками.
Но уже в конце XXв. с коридорами начали бороться. Идея единого пространства с условным зонированием захватила воображение не только архитекторов и декораторов, но и заказчиков квартир и частных домов. Одна из навязчивых идей- уничтожение коридора. Внекоторых случаях это действительно оправданно. Но не во всех.
Емкости для сквозняка
С коридорами, как уже было сказано выше, сражаются. Их считают пустой тратой полезного пространства, пережитком старины, больничными трубами и емкостями для сквозняка.
Типов борьбы с ним всего два. Либо тотальное уничтожение путем перепланировки (если возможно), либо декоративные методы, в которых первую скрипку играет освещение. Можно просто залить коридор светом. При условии, что его стены будут окрашены в светлые тона, он буквально растворится в пространстве. Спомощью освещения можно визуально поднять потолок, осветив его из нескольких точек. Если направить световые конусы вниз, то коридор можно превратить в галерею со стенкой в виде аркады.
Зеркало в конце коридора зрительно удлинит его, но превращать и без того немаленький коридор в бесконечный смысла не имеет.
Коридор можно использовать как выставочную галерею. Живописные или графические миниатюры, повешенные через равные промежутки и с соответствующей подсветкой, сделают его элегантнее. Стены могут быть темнее.
Если же ваше желание уничтожить коридор устойчиво и, чего доброго, осуществимо, то по крайней мере подумайте, что в коридор могут выходить двери подсобных помещений, санузла, спальни. Идалеко не всегда оправданно их «обнажение».
Заключение
Наши деды и прадеды спокойно и величественно одолевали лестничные марши и гулко шли по длинным коридорам. Амы, покинув лифт, вбегаем в холл, бросаем одежду на вешалку и с размаху опускаемся на диван. Забывая лестницу. Не принимая коридора.
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!