Белые пятна домашнего кинотеатра
Переносной экран на штативе-треноге Архитектор Б.Крутик
Фото Е.Лучина
Одним нажатием на кнопку гостиная превращается в домашний кинотеатр
а-маскирующие шторки расположены справа и слева, высота экрана постоянна;
б-шторки расположены сверху и снизу, ширина экрана постоянна
В домашних кинотеатрах часто используются экраны с соотношением сторон 16:9 (именно в таком формате записаны фильмы на DVD)
Экран с маскирующими полосами Рулонные экраны на текстильной основе (а); виниловые (б) Эти картинки наглядно демонстрируют разницу форматов:
1,85:1 Wide Screen (а); 1,33:1 (б); и 2,35:1 Cinema Scope (в). Поэтому экраны, оснащенные системой шторок, гораздо универсальнее своих "неформа-тируемых" собратьев Фото "БИЗНЕС ВЕКТОР ИНТЕРНЕЙШНЛ"
Просветные экраны REVERSA: изображение достаточно яркое, чтобы использовать их при дневном свете
а-стандартная;
б-усиленная конструкция
Виниловое полотно легко узнать по натяжным тросам, расположенным по его бокам. Экран Artisan имеет корпус из массива дерева Портативный переносной экран Cinefold:
а-экран в сборе;
б-каркас сделан из алюминиевого профиля;
в-наклон ножек регулируется, чтобы убрать искажения картинки;
г-экран можно задрапировать комплектом штор Dress Up Kit Экран Silhouette от DRAPER Корпус экрана Ultimate Access с закрытой (а) и открытой (б) крышкой
Экраны для видеопроекторов по конструкции гораздо сложнее, чем пресловутые «белые простыни», с которыми они вольно или невольно ассоциируются. Неудивительно, что при выборе такого экрана хозяева домашних кинотеатров неожиданно для себя могут столкнуться с целым рядом проблем.
Проекционные экраны, как это ни прискорбно, до сих пор остаются самой недооцененной частью оборудования домашнего кинотеатра, и их чаще всего покупают "по остаточному принципу". Меж тем влияние этого компонента системы на качество итогового изображения очень велико. Плохо подобранный экран способен испортить впечатление от сколь угодно хорошего проектора. И
Окно в мир грез
Полотно. Основное назначение экрана любого кинотеатра
Рама. Другой важный элемент экрана
Рулонные и натяжные экраны. Настенные и переносные модели могут быть или рулонными (полотно после просмотра сворачивается), или натяжными. Натяжной экран фиксируется в алюминиевой (иногда деревянной) раме и либо полностью ее закрывает (его крепление производится кнопками), либо располагается внутри ее контура (крепится, соответственно, шнуровкой). Натяжная модель может оснащаться системой стационарного крепления к стене. В
Система натяжения. В
Также в комплектацию экранов в моторизованных моделях могут входить электродвигатель, система дистанционного управления, устройство, позволяющее управлять проекционным экраном через переключатель проектора, и подставка (для переносных модификаций).
Способ крепления. Экраны для домашних кинотеатров делятся по способу крепления на стационарные и убирающиеся рулонные. Помимо этого, они различаются по размерам полотна и материалу, из которого оно выполнено. В
Габариты. Что касается габаритов полотна, то здесь наблюдается огромное разнообразие размеров: от небольших моделей с диагональю 55-60
Форматы. Экраны отличаются друг от друга и по формату
Выбирая экран с настенным или напольным вариантом крепления, необходимо помнить, что эти устройства могут быть достаточно массивными
Значительно проще монтировать экраны серии Access (DRAPER). В
Секреты «высоких материй»
Между собой проекционные экраны различаются не только по габаритным размерам экранного полотна, но и по материалу, из которого сделаны их отражающая поверхность и подложка. Чаще всего полотна подразделяются:
Экраны на тканевой основе удобны тем, что этот материал обеспечивает абсолютно плоскую поверхность. Большие полотна могут иметь почти незаметные горизонтальные швы встык. Виниловая поверхность требует равномерного натяжения, поэтому виниловые экраны, как правило, немного (на 10
Коэффициент усиления. К
Благодаря особой фактуре, экраны с высоким (1,5-2,5) коэффициентом усиления способны фокусировать падающий на них от проектора луч света в определенном направлении
Типы покрытий. Классической поверхностью считается матовая белая (Matte White), обеспечивающая равномерное распределение яркости по всей плоскости и коэффициент усиления, равный 1. Это в каком-то смысле отраслевой промышленный стандарт: у всех производителей полотно Matte White имеет одинаковые физические свойства. Остальные покрытия являются специальными и характеризуются увеличением (а в некоторых случаях уменьшением) коэффициента усиления и увеличением угла комфортного обзора. Для самых отражающих моделей этот угол составляет примерно 30
Большинство производителей выпускают линейки экранов со всеми типами покрытий. Характеристики однотипных поверхностей у разных производителей практически не отличаются, хотя называться они могут по-разному. Некоторые поверхности приведены в нашей таблице.
Производители. Изготовлением проекционных экранов в мире занимается сравнительно немного компаний, большинство из которых находятся в США (DA-LITE, DRAPER, STEWART, VUTEC). Из европейских производителей на российском рынке представлены EUROSCREEN (Италия), MEDIUM (Германия), REVERSA (Великобритания), PROJECTA (Нидерланды).
Цена. Стоимость проекционного экрана зависит от типа покрытия и размера полотна, а также от наличия моторизованного привода и других конструктивных элементов. Надо сказать, что качественный экран
Чем шире формат, тем кино интереснее
Крупные американские кинопроизводители (PANAVISION, 20TH CENTURY FOX) и отдельные режиссеры-энтузиасты издавна вели и продолжают вести разработки своих форматов изображения, при которых картинка приобретает большую выразительность. Начало было положено в 1952
Все на выборы!
Подбор экрана для домашнего кинотеатра
Вначале принимают решение с расположением проектора в комнате, находят место для его монтажа (настольного или потолочного)
Определение расстояния до зрителя. Следует помнить, что для комфортного просмотра размеры экрана должны быть пропорциональны расстоянию от полотна до зрителей. При этом, по мнению специалистов ряда фирм, ширина экрана не должна превышать 1/2 расстояния до первого ряда зрителей, но и не должна быть меньше 1/6 расстояния до последнего ряда зрителей. Что касается высоты, то она должна составлять не менее 1/8 расстояния до последнего ряда зрителей. Специалисты компании STEWART рекомендуют другой метод. По их мнению, чтобы определить высоту полотнища, нужно разделить расстояние от него до зрительского кресла на 3,3. Полученная величина и будет искомой высотой. А
Выбор формата. Формат 16:9 используют для кинофильмов, а 4:3
Натяжной или рулонный? Настенные натяжные модели, в отличие от рулонных, характеризуются абсолютно плоской поверхностью, обеспечивающей изображение более высокого качества. Однако в этом случае хозяевам придется мириться с их постоянным присутствием. Поэтому экраны обычно монтируются в комнатах, специально предназначенных для кинопросмотров. Рулонную же модель можно расположить и в обычной гостиной.
Выбор типа покрытия. Тип экранного покрытия подбирают, исходя из геометрии зрительного зала и количества мест для просмотра (учитывается сектор обзора), условий освещения (затемнение, естественный или искусственный свет, возможное наличие боковой засветки), требований к яркости и контрастности изображения (достаточно ли яркости, нужно ли повышать контрастность), условий эксплуатации (вероятность загрязнения поверхности отпечатками пальцев, пылью и
Мы уже говорили, что матовые экраны универсальны и обладают максимальным углом обзора (это позволяет проводить кинопросмотр перед достаточно широкой аудиторией). Также матовые поверхности сглаживают дефекты картинки, полученной от недорогих видеопроекторов. Но на качественных экранах с высоким (порядка 2,5) коэффициентом усиления недостатки изображения бюджетных проекторов будут более заметны. Кроме того, подобные экраны уменьшают угол обзора, что ограничивает число удобных мест для зрителей. Зато эти полотна отражают паразитную боковую засветку обратно к источнику, зрительно улучшают детализацию, повышают контрастность изображения.
Чаще всего экраны с высоким коэффициентом усиления используются либо в условиях неполного затемнения зала, либо в комплекте с проекторами с невысокой мощностью светового потока. Так, например, покрытие М2500 (DRAPER) не рекомендуется применять в паре с проекторами со световым потоком более 1000 ANSI лм. И
Акустика. Современные модели позволяют располагать центральный громкоговоритель непосредственно за экранным полотном. Это очень комфортно для зрителей: речь и звуковое сопровождение идут не снизу или сверху, а непосредственно из "центра событий". Для реализации такой возможности полотно перфорируется (получается так называемое акустически прозрачное покрытие), причем число отверстий может доходить до 350
Необходимо лишь помнить, что громкоговорители нельзя ставить слишком близко к полотну, иначе оно (вместе с изображением) будет в самые драматичные моменты колыхаться. Кроме того, экран с микропорами хоть и пропускает звук, но все-таки частично поглощает (высокочастотную часть спектра). Поэтому при подобной установке требуется соответствующим образом отстроить звук.
На темной стороне экрана. Если особенности помещения позволяют, то видеопроектор иногда устанавливают не перед экраном, а позади него. Для этого используются просветные экраны со специальным полупрозрачным акриловым полотном.
У
В
Курс- на чистоту
Современные экраны достаточно неприхотливы в быту: почти все они снабжены моющимися полотнами, стойкими к огню и образованию плесени. Это значительно упрощает уход за ними. Матовые экраны можно протирать мягкой губкой с мылом или другими моющими средствами, неагрессивными к винилу. Нельзя чистить только изделия Glass Beaded: существует опасность повредить бисерины, нанесенные на их поверхность.
Экраны предназначены для использования в помещении (indoor), поэтому надо соблюдать температурный режим их эксплуатации (от 10 до 35
Экраны постоянного натяжения нуждаются в более тщательном уходе. В
Большое внимание следует уделять защите экранов от механических воздействий, которые могут повредить поверхность. Автоматические модели с электроприводом требуют выполнения эксплуатационных норм для электроприборов (влажность, температурный режим и
Типы покрытий проекционных экранов для домашних кинотеатров
Тип покрытия | Производитель | Описание | Коэффициент усиления | Угол обзора, |
---|---|---|---|---|
AT1200 | DRAPER | Акустически прозрачная (перфорированная) поверхность | 1,0 | Нет данных |
Eclipse II | REVERSA | Просветный акриловый экран. Толщина полотна |
5 | 45 |
FireHawk | STEWART | Полотно разработано специально для DLP-проекторов. Увеличивает глубину черного цвета и общую цветовую насыщенность | 1,35 | 24 |
Glass Beaded (GB) | DA-LITE, DRAPER | Бисерные вкрапления на матово-белой тканевой основе. Специальное покрытие с узконаправленным потоком отражения изображения вдоль оси проекции. Отличное воспроизведение цвета при небольшой потере четкости. Покрытие устойчиво к огню и образованию плесени. Не подлежит чистке моющими средствами | 2,5 | 20 |
GrayHawk | STEWART | Полотно серого цвета. Увеличивает уровни черного цвета, детализацию оттенков серого и суммарную цветовую насыщенность. Используется с LCD-, DLP- и D-ILA |
0,95 | 40 |
High Contrast Matte White |
DA-LITE | Виниловая матовая поверхность на тканевой основе. Увеличивает контрастность изображения | 1,1 | 45 |
High Contrast S | PROJECTA | Виниловое покрытие. Разработано для применения в домашних кинотеатрах в умеренно освещенных помещениях. Серый цвет поверхности обеспечивает лучшую передачу темных цветов, четкое и контрастное воспроизведение деталей изображения | 1 | 45 |
High Gain White | REVERSA | Акриловый экран для систем обратной проекции. Толщина полотна |
6,8 | 38 |
Matte White (MW) | DA-LITE, PROJECTA | Универсальное покрытие, иногда называемое диффузным матовым. Виниловая матово-белая поверхность на текстильной основе с высокой равномерностью распределения цвета. Подходит для всех подпружиненных экранов | 1 | 50 |
Pearlescent | DA-LITE | Очень гладкое перламутровое виниловое покрытие. Обладает высокой отражательной способностью и яркостью без потери разрешения картинки | 1,5 | 35 |
Video Spectra | DA-LITE | Перламутровая поверхность, разработанная для демонстрации видео и изображений от LCD-проекторов в случаях, когда требуется большой угол обзора и высокое качество картинки | 1,5 | 35 |
* |
Редакция благодарит компании «БИЗНЕС ВЕКТОР ИНТЕРНЕЙШНЛ», «РТА-ИНЖИНИРИНГ», «РУССКАЯ ИГРА», СТС CAPITAL, DELIGHT 2000 за помощь в подготовке материала.
- Источник: Журнал «Идеи вашего дома»№80
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!