Художественный паркет: основы выбора и укладки

Весь процесс создания напольных картин из дерева, от выбора покрытия до монтажа.
Рисуем деревом

Фото: «Паркет Холл»

На что обратить внимание при выборе паркета

Художественный паркет — напольное покрытие с оригинальным орнаментированным рисунком, которое набрано из элементов, выполненных из древесины разных, твёрдых и экзотических, пород. Существует несколько основных типов такого паркета.

  • Первый — это модули квадратной, прямоугольной или правильной многоугольной формы, состоящие из деревянных планок, склеенных между собой по периметру и закреплённых, как правило, на фанерной подложке. Обычно каждый модуль с фанерной подосновой имеет шип и паз для соединения с соседними модулями. С помощью таких элементов на полу выкладывают повторяющийся геометрический рисунок.
  • Второй, самый распространённый тип художественного паркета — розетка, штучный элемент круглой, овальной, квадратной, многоугольной или произвольной формы, который воплощает орнаментальный или тематический рисунок, выполненный из разных пород древесины.
  • Третий тип — бордюр. Как правило, это детали прямоугольной формы, позволяющие визуально обозначить границу паркетного рисунка или переход от одной композиции к другой. 
Рисуем деревом

Красота и долговечность художественного паркета в значительной степени зависят от качества его изготовления на заводе. Для производства деталей используют как лазерную, так и фрезерную резку.

  1. Главный плюс лазерной — она позволяет получить заготовки с максимально острыми углами. Однако она оставляет после себя чёрный контур (кант) по периметру детали (последствия ожога лазером), особенно заметный при соединении двух светлых планок.
  2. Фрезерная резка лишена этого недостатка: после неё у деталей остаётся чистый торец. Но она даёт слегка закруглённый угол, поскольку минимальный диаметр фрезы, применяемой для резки паркета, как правило, 6 мм.

Отметим и другой важный момент. Сегодня розетки или бордюры редко собирают из отдельных деталей непосредственно на объекте (как мозаику), ведь при этом очень сложно добиться идеального качества пола. Обычно на место привозят готовые элементы (или их фрагменты).

Важна также заводская технология соединения деталей в одно изделие (для транспортировки и хранения). Оптимальный вариант, когда они состыкованы друг с другом (с лицевой и тыльной стороны) клейкой виниловой плёнкой и установлены в фанерную матрицу. На объекте элемент вынимают из матрицы, а её используют как шаблон для фрезерования в полу внешнего контура изделия, получая в результате этого идеальное качество стыка художественной вставки с основным паркетом. С тыльной стороны изделия снимают плёнку, затем вставляют его в паркетный пол, после чего удаляют лицевую плёнку.

Кроме того, при производстве художественного паркета очень важно качественно высушить заготовки, а также правильно подобрать породы дерева и направление волокон у деталей, составляющих рисунок.

Отметим, что художественный паркет может быть разной толщины (как правило, не более 15 мм), притом обычно её делают такой же, как и у основного паркета. Иногда розетки и бордюры представляют собой инженерную конструкцию, которая состоит из подложки (чаще всего фанерной) с наклеенными на неё деталями из древесины ценных пород.

Как укладывают художественный паркет

В общих чертах процесс выглядит так. В соответствии с пожеланиями заказчика художник создаёт рисунок, который обрабатывается инженером в специальной компьютерной программе, задающей необходимые параметры станку с числовым программным управлением (ЧПУ). Изготовленные на станке детали объединяют в изделия, герметично упаковывают их и поставляют на объект.

Как и обычный паркет, художественный (в том числе «инженерного» типа) кладут на основание из листов влагостойкой фанеры.

Согласно ВСН 9–94, влажность основания под деревянное напольное покрытие не должна превышать 5%.

Чтобы вставить розетки или бордюры, в уже уложенном рядовом паркете ручным фрезерным станком и стамеской проделывают углубления на всю толщину планок. Фиксируют элементы паркетным клеем. Для приклеивания крупных вставок нежелательно применять дисперсионные составы, поскольку содержащаяся в них влага может изменить геометрию изделий. Рекомендуют использовать двухкомпонентные полиуретановые (реактивные) клеи, затвердевающие в результате химической реакции и не оказывающие влияния на древесину. 

Паркет шлифуют машиной с крупнозернистым абразивом, затем шпаклюют, после чего снова шлифуют, используя абразив с более мелким зерном. Качество заводского изготовления элементов и фрезерования основного паркета на объекте для их монтажа очень важно — стыки, имеющие зазоры, проблематично хорошо зашпаклевать. Дело в том, что в случае художественного паркета применяют только готовые шпаклёвки на акриловой основе (без использования древесной пыли). Даже если идеально подобрать цвет таких составов, со временем швы будут заметны на полу, поскольку древесина в процессе эксплуатации меняет цвет, а шпаклёвка — практически нет.

Отшлифованный пол покрывают либо маслом или воском, либо грунтовкой, а затем лаком, как правило, на вод­ной основе. Если художественные элементы состоят из древесины, в которой содержится много смолянистых веществ или минеральных солей, то в качестве грунтовки применяют лак на растворителях — он придаёт паркету более насыщенный цвет.

Рекомендуем