Mr.DOORS
LONGHI Очень удобно, когда одна и та же фирма может предоставить и раздвижные и распашные двери с одинаковым декором
Mr.DOORS Полотно раздвижной системы можно украсить разными вставками
STANLEY применяет стопор для фиксации перегородки
Двери из шпонированного алюминия хорошо сочетаются с напольным покрытием из доски, паркета или ламината
Для крепления верхнего рельса к подвесным или гипсокартонным потолкам можно соорудить конструкцию из бруса, которую
впоследствии закамуфлировать наличниками
Для остановки двери с нижней опорой применяют стопоры, которые удерживают полотно за один из краев
LUMI Часто нижний рельс ставят на накладной планке (LUMI)
Раздвижные перегородки можно монтировать под углом друг к другу. Они будут плотно сходиться (Mr.DOORS)
Для высокого проема используют вставку. Entry 07 от BOSCA
ASTOR MOBILI Вместо стекла в раму может вставляться зеркало, которое с обратной стороны закрывается декоративной пленкой
RES На раздвижных дверях ставят скрытые ручки
Радиальные системы на отечественном рынке предлагают в основном российские компании. Подобную конструкцию всегда можно заказать и в Италии, но это намного дороже
Поперечный разрез радиальной створки (с уходом в пенал)
RES Сбоку от проема, куда cдвигаются полотна, нельзя ставить вплотную к стенам предметы мебели и светильники
Схемы раздвижения:
а
- две двери типа купе уходят в простенок;
б
- складная асимметричная дверь;
в
- складная симметричная дверь;
г
- четыре полотна паркуются в проеме;
д
- одна створка по стене;
е
- две створки по стене;
ж
- две створки паркуются с одной стороны проема;
з
- два стационарных и два подвижных полотна
Давно ли вы ездили в общественном транспорте? Если да, то напомним, что в метро, трамваях, автобусах, троллейбусах устроены двери, занимающие очень мало места. Вжилище подобные конструкции были применены задолго до появления первого автомобиля.
Раздвижные перегородки или двери представляют собой полотно или систему створок, которые закрывают и открывают проем за счет линейного смещения относительно его центра. Если этот проем равен по размерам общепринятой дверной коробке (90-100190-200см), перегораживающую конструкцию называют дверью. Если он шире и выше, простирается от стены до стены, от пола до потолка,- перегородкой. Основное различие между раздвижными конструкциями в том, что двери закрывают дверной проем и могут иметь притворную стойку и запираться на замок, а перегородки устанавливаются свободно в любом месте пространства. Во избежание путаницы будем двери и перегородки называть раздвижной системой. Вэтом обзоре будут рассматриваться только жесткие перегородки- складные или типа купе. Они используются, когда надо решить две задачи: экономно использовать пространство вокруг дверного проема и перегородить помещение с популярной сегодня свободной планировкой на кухню, кабинет, гостиную и гардеробную.
Это можно сделать без капитальных работ, просто с помощью раздвижной системы. Но должны подчеркнуть, что перегородки служат скорее для создания зон и их отделения друг от друга, чем для образования комнат. Створки имеют небольшую толщину и не "съедят" много места. Когда перегородки раздвинуты, создается эффект "исчезнувшей" стены, визуально увеличивается пространство. Кроме того, раздвижные системы- стильное и современное украшение интерьера.
Иногда двери- это целая проблема. Обычные распашные при открывании-закрывании отнимают часть пространства или перегораживают вход в другие комнаты или коридор. Кроме того, они требуют места, не заполненного мебелью. Мы уж не говорим о тех случаях, когда, резко открывая дверь, вы ударяете проходящего мимо человека. Решением всех этих проблем и становятся раздвижные конструкции.
Производители
Готовых раздвижных систем, идеально подходящих по размеру для конкретной квартиры, вы, скорее всего, не найдете- они изготавливаются на заказ в течение некоторого срока (от пяти дней до трехмесяцев). Вмагазинах, как правило, выставлены лишь образцы, по которым осуществляется выбор декора и схемы установки.
Раздвижные системы предлагаются двумя типами производителей. Первые известны покупателю своей корпусной мебелью, шкафами-купе и гардеробными. Это "АЛЬФ", ALDO, LUMI, Mr.DOORS, KARDINAL, ECALUM, STANLEY (Россия), NEVES (Франция). Вторые- дверные фабрики, которые производят распашные и раздвижные модели. Унас представлена продукция итальянских фирм ASTOR MOBILI, BOSCA, FOA, MOVI, RES, RIMADESIO, TRE-P TRE-PIU и др. и российской- DENI DESIGN. Причем если итальянцы присылают готовый продукт в сборе в течение 90 дней после заключения договора, то российские компании изготавливают раздвижные системы здесь, на основе импортного профиля и комплектующих, в течение 15 дней. Так, Mr.DOORS производит двери на базе профиля NOTEBORN (Голландия), ALDO собирает створку из собственных деталей, а механизм подвеса берет немецкий, от KOBLENZ. Наконец, KARDINAL делает раздвижную перегородку из комплектующих фирмы RAUMPLUS (Германия).
Ролики и профиль для подвеса и направляющие для перегородок на основе деревянного каркаса закупаются многими российскими компаниями в Италии и Германии у тех же поставщиков (PETTITI GUISEPPE, KOBLENZ, GEZE), что снабжают вышеупомянутых итальянских производителей раздвижных конструкций. Исключение составляет питерская фирма "АЛЬФ», которая часть подвесов изготавливает сама, а часть собирает из отечественного алюминиевого профиля и импортных роликов. И она даже продает свои комплекты отдельно от дверей.
Дело принципа
По сути, существуют две принципиальные схемы действия раздвижных систем: на роликовой опоре- напольное качение (перегородка движется по нижней направляющей) и на роликовом подвесе- верхнее качение (перегородка движется над полом по верхней направляющей). Конструкция состоит из рамочных створок. Более дорогая и престижная рамка изготавливается из простого и клееного ламельного (выполненного из брусков) или листельного (выполненного из тонких клееных слоев) массива древесины. Полотно чуть проще и тяжелее (до 80кг) собирается из шпонированных, крашеных, покрытых декоративной пленкой плит MDF. Легкая и современная рамка (25-30кг) делается из экструдированного алюминиевого сплава. Внутрь рамки вставляется либо стекло, зеркало, декоративный пластик, либо глухая панель (филенка). Существуют полотна из сплошного стекла с верхним подвесом.
Любую дверь, даже щитовую, у которой на рамочную конструкцию из древесины хвойных пород наклеен шпонированный или крашеный лист MDF, не говоря о двери из ламинированной ДСП, можно подвесить. И она превратится из распашной в раздвижную.
Большинство европейских раздвижных систем представлено в деревянном или алюминиевом исполнении с верхним подвесом. Специалисты "дверных" фирм, продающие их, считают, что это единственно верная и надежная конструкция. Всвою очередь, большинство «мебельных» компаний, имеющих большой ассортимент шкафных дверец типа купе, чаще предлагают покупателям раздвижные системы на роликовой опоре, поскольку этот продукт для них более привычен. Но хотя мебельщики уверены в преимуществе напольного решения перед верхним подвесом, а «дверщики» в обратном, и та и другая конструкция имеют право на существование. Правда, при наличии у каждой своих достоинств и недостатков.
Роликовый подвес
Как уже говорилось, это более популярный в Италии вариант: створки движутся над полом, держась только на верхнем рельсе, который и служит направляющей. Между полом и перегородкой или дверью остается небольшой зазор (до 1см), поэтому полной звукоизоляции разделяемых помещений добиться сложно. Зато в них сохраняется единое напольное покрытие и практически отсутствует шум при движении створок.
Механизм подвесной раздвижной системы состоит из двух кареток с роликами, верхнего рельса в виде алюминиевого (реже стального) профиля, стопора или ограничителя (отбойника) и крепежа для рамы. Каретки представляют собой литой корпус из дюралюминия (KOBLENZ, Германия; EKU, Франция) или высокопрочной пластмассы (PETTITI GUISEPPE, GEZE, "АЛЬФ") с двумя или чаще четырьмя роликами, установленными попарно на одной оси. Для двери массой 40-70кг подойдет механизм с двумя роликами (STANLEY), а для полотна в 75-120кг нужны уже 4. Винтересах бесшумности ролики делают целиком из пластмассы ("АЛЬФ", EKU, STANLEY), если расчетная масса полотна не превышает 40-50кг, и с металлической втулкой и пластиковым ободом (KOBLENZ), если она составляет 50-80кг. Форма обода может быть разной: с выемкой у KOBLENZ, прямая у EKU и конусообразная у PETTITI GUISEPPE. Последний вариант хорош тем, что ролики самоцентрируются, но дают двери возможность более широко раскачиваться.
Для плавности хода большинство кареток оборудуются шариковыми или роликовыми подшипниками. Крупные отечественные и европейские производители используют схожие импортные механизмы, которые выдерживают нагрузку до 120кг (240кг для DENI DESIGN) и обычно не создают проблем. Однако дилеры или мелкие организации могут закупать изделия других европейских фабрик или питерской фирмы "АЛЬФ», имеющие разные конструкции (есть даже с парой скольжения без шарикоподшипника), эксплуатационные характеристики и ресурс работы. Поэтому надо уточнить у продавца, какой тип механизма вам предлагают и насколько он подходит вашей створке по максимально допустимой нагрузке.
Рельсы большинства производителей сделаны из алюминиевого профиля П-образной формы с внутренними полочками, на которые опираются ролики. Он отличается высокой прочностью и жесткостью. Но в продаже встречаются и менее жесткие и шумные изделия из гнутого листа. Поэтому обратите внимание на то, как выглядит профиль. Гнутое изделие имеет единую толщину на всем сечении и скругленные углы.
Для остановки двери служит стопор в виде зажима или резиновый отбойник. Их устанавливают внутри верхнего направляющего профиля. Стопор удобнее отбойника, но способен фиксировать дверь только в крайнем правом или крайнем левом положении. Сила зажима регулируется с помощью винта. Дверь должна входить в стопор без особого усилия. Оригинальный ножной стопор предлагает STANLEY: нажав на штырь с боковой стороны створки, можно остановить ее в любом месте проема.
Главная проблема раздвижных систем с верхним подвесом- раскачивание створки (люфт). Ведь полотно подвешено, и ничто не мешает ему колебаться на 5-10см перпендикулярно направлению движения. Все фирмы предлагают те или иные решения этой проблемы. Чаще свободный ход ограничивается пластиковым или металлическим флажком, который устанавливается на полу сбоку от проема. Флажок представляет собой маленький уголок или стержень на плоской "подошве". Он входит в несквозной паз, прорезанный в нижней пласти дверного каркаса. При открывании или закрывании дверь скользит вдоль флажка и, таким образом, не раскачивается на подвесе. Этот способ плох тем, что ход створки ограничен длиной паза и край полотна, удаленный от флажка, раскачивается. Врезультате конструкция все же имеет небольшой люфт.
Если проем широкий, можно применить многостворчатую систему (3, 4 и более створок). Принцип действия таков: вы тянете за одну створку с верхним подвесом, она зацепляет и начинает двигать следующую и так далее (количество элементов может быть любым). При этом свободного пространства между полотнами не остается. Как правило, такой принцип реализуется за счет скоб, которые находятся под нижней кромкой двери.
По мнению большинства специалистов, вообще избежать люфта при верхнем подвесе практически невозможно, здесь выигрывают только раздвижные системы на нижней опоре. Однако фирма ECALUM предлагает решение с верхним подвесом и нижними пластиковыми направляющими. Для них либо проделывается паз в готовом паркете, либо устанавливается готовая деревянная планка с пазом на стадии отделки пола. Снизу к двери крепят 2 пластиковых флажка, которые входят в направляющую. Такая конструкция дает возможность передвигать створку на любое расстояние, ограниченное лишь длиной нижней направляющей.
Монтаж рельса. Верхний рельс может крепиться к потолку, стене над проемом или специальному каркасу. Главное, чтобы основа была прочной, способной выдержать вес раздвижной системы.
В лучшем случае один или несколько рельсов крепят к оштукатуренной бетонной плите перекрытия или стене, стационарной перегородке, возведенной из штучных материалов (таких как кирпич, пазогребневые, пенобетонные и шлакоблоки). Для этого сначала на дюбелях или анкерах ставится основа- прямоугольный массивный или переклеенный брус (ALDO, ASTOR MOBILI, FOA ит.д.), панель ДСП (Mr.DOORS, ECALUM) или металлический уголок. Затем к ней саморезами прикручивается один или несколько рельсов. Основа служит переходным элементом, с помощью которого можно компенсировать непараллельность пола и потолка, снижать вибрации и привязывать несколько путей к одной системе координат. Потом к брусу или ДСП крепят декоративную панель, скрывающую механизм. Российские компании могут собрать воедино любое количество рельсов (3,4,5). Итальянцы обычно ограничиваются трехпутной сборкой. Исключение составляет компания BOSCA, предлагающая коробки с четырьмя рельсами. От основы отказываются лишь в том случае, когда потолок идеально выровнен, а профиль рельса позволяет установить его на анкеры так, что он не будет мешать передвижению каретки.
Рельс подвесной системы категорически нельзя крепить к гипсокартону- этот материал не удержит веса всей конструкции. Если других вариантов монтажа нет, специалисты предлагают несколько выходов из положения:
произвести монтаж к плите перекрытия сквозь надстроенную потолочную конструкцию на длинных подвесах. Метод позволяет укрепить рельс на расстоянии не более 20см от бетонного потолка. Установка может проводиться после ремонта, в готовом интерьере;
проложить усиливающие конструкции под потолком или в стене на стадии ремонта. Они могут представлять собой ферму или балку из металлического уголка или бруса. Самый простой путь- сделать шаг продольного профиля металлического каркаса под гипсокартон не 60, а 20см и крепить направляющую к нему;
сделать прорезь в гипсокартоне, прикрепить рельс к перекрытию и рассчитать высоту двери до «настоящего» потолка. Таким образом, верх полотна будет скрыт от глаз, и работы все равно придется производить во время ремонта, до обшивки потолка.
Европейские производители применяют для широких проемов, рассчитанных на две створки, дверную коробку. Коробку вставляют в проем и уже на нее вешают полотно. Монтаж осуществляют на предварительно установленный фальшкороб с помощью уголков (используются саморезы). Все соединения закрывают наличниками, а шляпки- заглушками.
Существуют и менее распространенные пути. DENI DESIGN предлагает установку двухпутного профиля враспор между прочными стенами. Для этого в ассортименте компании есть специальная конструкция, скрытая планками из анодированного алюминия в виде квадратной балки 1010см. Ее можно закрепить на любой высоте от пола, даже если расстояние между стенами достигает 6м. Совсем экзотическое решение принадлежит итальянской фабрике ALBED. Рельс подвешивается на цепях, подобных тем, которые держат растровые подвесные потолки, а с боков фиксируется враспор на стенах или с помощью вертикальных стоек. Максимальная длина подвеса- 5м, высота ничем не ограничена. Спомощью этой системы рельсы выставляются параллельно полу, даже если перекрытие очень неровное.
Система с нижней опорой
Нижний рельс служит для полотна раздвижной системы опорой и направляющей. Сверху дверь придерживается от падения второй направляющей. Нижняя опора позволяет избежать раскачивания в принципе и передвигать створку на большее расстояние, чем ширина полотна. Вэтом основное преимущество перегородок с нижней опорой. Анедостаток в том, что рельсы располагаются на полу и несколько выступают над ним. Сточки зрения "мебельных" компаний, нижний рельс ничем не хуже верхнего подвеса. По словам противников такой модели, о рельсы можно споткнуться, а если их нерегулярно чистить, они забиваются домашней пылью, песком и со временем пачкаются, поскольку на них постоянно наступают. Но по-настоящему серьезен лишь довод, связанный с нарушением целостности внешнего вида напольного покрытия. Он справедлив, когда в разделяемых помещениях покрытие одно и то же- паркет, половая доска, плитка, ковролин ит.п. Так или иначе, рельс визуально разделит стороны проема. Система оправдана, когда паркет сменяется плиткой, ковролин паркетом и наоборот, то есть на границе между гостиной и кухней, спальней и гардеробной- там, где меняются фактура и цвет покрытия.
Напольные рельсы (треки) бывают накладными и интегральными (врезными). Накладные для относительно легких "мебельных" створок (RAUMPLUS, NOTEBORN, STANLEY) представляют собой плоский металлический профиль с низким рельефом (менее 10мм). Их крепят на существующее покрытие или планку из ДСП с помощью двухстороннего скотча (Mr.DOORS) или саморезов. Интегральные треки для легких створок больше похожи на узкую полоску металла, которая врезана в напольное покрытие или стык. "Дверные" интегральные направляющие изготавливаются в виде металлических рельсов (одного или нескольких), вставленных в закругленный сверху деревянный брус, который сделан из твердых пород дерева. Его врезают в существующее покрытие так, чтобы над полом выступала только полукруглая часть. Накладные "дверные" треки состоят из одного этого полукруга. Впрочем, рельс не всегда имеет в поперечном сечении форму полукруга- у разных производителей сечение может быть разным.
Дверь передвигается по рельсу, как правило, на двух роликах или колесах, которые прячутся в нижней планке рамы. Ролики так же, как в подвесных системах, изготавливаются из прочного пластика (Prestige от Mr.DOORS), в случае более тяжелых перегородок- с металлической втулкой (RAUMPLUS). Для исключения выхода створки из пути в более "продвинутых" системах применяют антивыпрыгивающее устройство- пружину, которая автоматически придерживает колесико на рельсе (RAUMPLUS, NOTEBORN). Минимальный выход (в нагруженном положении) колесика регулируется винтовой парой (RAUMPLUS) или редуктором (NOTEBORN). Это позволяет выравнивать дверь по высоте и горизонтали в пределах 1см.
Верхняя направляющая (траверса) раздвижной системы с нижней опорой не несет практически никакой нагрузки. Она лишь придерживает полотно, поэтому делается из тонкостенного декоративного П-образного профиля (STANLEY, RAUPLUS, NOTEBORN) или металлической пластины (ASTOR MOBILI). От люфта перегородку оберегают либо примитивные щеточки на верхней кромке, либо две встроенные каретки, включающие 2-3 ролика. Вболее совершенных системах верхние ролики тоже подпружинивают- для более плотного контакта и снижения шумности (NOTEBORN).
Художественное полотно
Внешне раздвижная перегородка состоит из рамы, вставок, которые ее заполняют, и наличников-планок или панелей, закрывающих соединения. Цена готового изделия, его эксплуатационные характеристики, ремонтопригодность напрямую зависят от этих элементов.
Рамы. Алюминиевые рамы практичны и легки, отличаются простотой конструкции и современным видом. Они воспринимаются как тонкое обрамление. Собираются обычно на саморезах (RAUMPLUS, ECALUM, STANLEY) и конферматах-саморезах под шестигранный ключ. Только в конструкции от NOTEBORN корпуса роликов являются силовыми элементами, скрепляющими раму. По сути, любую алюминиевую раму можно привезти на место установки в разобранном состоянии. Это важно, если у вас большие створки и стандартная входная дверь, через которую просто невозможно пронести собранное полотно перегородки.
Для придания раме особой декоративности большинство компаний используют прямоугольный или скругленный в сечении профиль разной ширины (3-5см) с захватами (тогда не нужны ручки) или без захватов. Его красят, анодируют, так что получаются разные матовые оттенки от серебристого до бронзового (NOTEBORN, RAUMPLUS), и шпонируют (ECALUM, DENI DESIGN, RIMADESIO и др.). Последнее решение популярно среди тех, кто хочет выдержать весь интерьер, включая двери, в едином стиле и цвете. Для отделки выбирают те же сорта шпона, те же тонировки и лаки, которые идут на обычные, в том числе итальянские, двери. Шпон позволяет преодолеть единственный существенный недостаток дверей из анодированного алюминия- малые стойкость и ремонтопригодность покрытия в случае царапин и других повреждений, которые легко может нанести даже ребенок.
Деревянные рамы- это классика жанра. Если в вашем интерьере находится место для деревянной мебели, оклеенной шпоном или сделанной из массива, "деревянные" раздвижные системы- то, что вам надо. Импортные рамы собирают из клееного бруса (ламельного или листельного) или из MDF на клей и соединения типа шип-паз. Российские рамы собираются из непереклеенного бруса (ALDO, "АЛЬФ») на саморезы и конферматы, отверстия под которые закрываются деревянными заглушками. Такая практика позволяет собирать и разбирать рамы на месте, что очень важно с точки зрения ремонта и проноса негабаритных изделий в помещения через дверные проемы.
Главное требование любого изделия из массива древесины- поддержание температурно-влажностного режима в помещении. То есть мебели, паркету, дверям вреден чересчур влажный и чересчур сухой воздух, норма- 40-70%. Нагруженная на растяжение плоская рама- не исключение. Кроме того, перегородка часто выше обычной двухметровой двери и может разделять помещения с разными режимами. Как известно, в отопительный сезон, когда действуют принципы конвекции, влажность понижается по направлению снизу вверх. Мы не раз писали о том, что относительная влажность зимой способна падать до 20-30%, древесина при этом теряет до3% своего веса. Это негативно сказывается на форме дверного полотна- его может вести винтом, в отличие от мебели, где каркас имеет объем и жестко фиксирует каждую деталь.
Чтобы избежать неминуемых последствий влияния сухого воздуха, в отапливаемых помещениях следует поставить живые цветы или приборы увлажнения воздуха, а в неотапливаемых или влажных помещениях- вообще отказаться от деревянных раздвижных систем.
Вставки, филенки, перемычки, наличники... Но рама- это, конечно, еще не вся перегородка. Большую ее часть закрывают декоративные вставки. Их делают из стекла, зеркала, MDF и ДСП, пластмассы. Толщина филенки составляет 4-5мм для стекла и зеркала, 4-8мм для ДСП и MDF. Чем толще стекло, тем оно прочнее. Mr.DOORS протачивает толстый лист 16мм MDF по краю и вставляет в четырехмиллиметровый паз. ALDO делает стекло с фацетом. Как показала практика, прямоугольный паз не вредит срезанному под углом стеклу.
Стеклянные вставки бывают прозрачными, матовыми, полупрозрачными, сатинированными (обработанными раствором кислоты), витражными, окрашенными, с пескоструйной обработкой, рисунком, гравировкой (ALDO, ECALUM) и фьюзингом.
Самое дорогое украшение для раздвижной перегородки- художественный витраж. Цена двери со вставкой из стекла с простым рисунком около $100/м2. Более простой декор в виде фьюзинга-наплавления цветного стекла-дешевле. Вколлекции BOSCO недавно появилась дверь с двойным стеклопакетом, в который вставлена деревянная плетенка. Еще одно новшество, которое применили FOA и ECALUM,- двойной стеклопакет с белесой стеклотканью внутри. Этот декоративный материал не меняется со временем под действием температуры и света.
В целях безопасности обычные стекла в изделиях многих фирм покрываются специальной защитной пленкой. Но некоторые производители предлагают это как отдельную услугу, и столь немаловажный момент имеет смысл выяснить. Например, закаленное полотно вставляет лишь DENI DESIGN, и то с целью сохранить безупречный внешний вид двери с обеих сторон- пленка различима на поверхности. KARDINAL предлагает для системы Paumplus триплекс. Итальянцы скрывают свои способы упрочнения стекла. Как правило, это закалка или триплекс, хотя точно сказать сложно. Тем не менее, практически все итальянские изделия защищены.
Помимо прозрачных и матовых защитных пленок существует множество декоративных: зеленая, зеркальная, зеркальная с синевой, под обычную бронзу, под матовую бронзу. Защитная или цветная пленка наносится только на гладкую поверхность, где нет пескоструйного рисунка. Отметим, что под простые, цветные и матовые зеркала в раздвижных системах не подкладывают MDF или ДСП, а просто обклеивают заднюю стенку цветной пленкой.
Очень важно, чтобы стекло вставлялось в паз с прозрачным гибким уплотнением (Mr.DOORS, ECALUM, STANLEY) или силиконовым герметиком (ALDO, "АЛЬФ»). Это в несколько раз повышает устойчивость вставки и каркаса к ударным нагрузкам и перекосам.
Пластмасса, шпонированные и ламинированные MDF и ДСП, MDF с оклейкой гобеленом или плетенкой, ДВП- любые не очень тяжелые плитные материалы могут служить филенкой в створке раздвижной конструкции. Выбор во многом зависит от концепции дизайна в целом. Популярны комбинации стеклянных вставок с деревянными. Их расшивают (разделяют) планками, которые для отечественных изделий прибавляют к общей цене около $20 каждая.
Часто предлагаются накладные декоративные планки на стеклянное или зеркальное полотно- они задают ритм скучной однотонной поверхности. Этот удачный ход применен компанией NOTEBORN и для декорирования самого профиля. Вместе с ним поставляются разноцветные наладки (с ручками и без), которые нащелкиваются на каркас и легко снимаются, так что их можно заменять в случае порчи или переоформления интерьера- ничто не вечно.
Размеры. Габаритные размеры рамы из любого материала определяются весом и материалом вставок. Для алюминиевых дверей вес менее критичен, чем для деревянных. Производители точно указывают, с какой вставкой (стекло, ДСП, пластик и др.) максимальный размер полотна получится. Расшивка поперечными планками задачу упрощает.
Наличники у раздвижных, как и у обычных, дверей могут быть разными. Для анодированных алюминиевых перегородок их часто вообще не ставят. Ак стоимости деревянной раздвижной системы наличники прибавят 300-600.
Щеточки и компенсаторы. Многие производители снижают силу удара между створками при их схождении по одному рельсу с помощью торцевого компенсатора, который имеет вид мягкой вставки. Расстояние от стены до перегородки и между двумя створками составляет не более 1см. Этот зазор иногда уплотняют с помощью специальных щеточек шириной 0,5-1см, которые повышают звукоизоляционные свойства конструкции.
Варианты движения створок
Типы раздвижных систем различаются по тому, каким образом «убирается» полотно и где оно установлено.
Раздвижная система типа купе с уходом полотна в стену организуется двумя способами: с пеналом и без него. Впервом случае в стене делается выемка для установки пенала, в который при открывании въезжает полотно. Убранную дверь или перегородку гораздо сложнее покорежить, выбить при случайном ударе или разбить (если она стеклянная). Пенал представляет собой деревянный каркас, обшитый оцинкованным листом железа. Внутрь уже вмонтирован рельс, обычно для подвесного полотна. Пенал можно установить как с одной стороны проема (для одностворчатой двери), так и с двух (для двустворчатой). Крепят его в проеме на монтажную пену. Существуют варианты внешней отделки короба: сетка под штукатурку и площадка с отверстиями под гипсокартон. Это дает возможность, не утолщая стену дополнительным металлическим профилем или еще одним рядом кирпича (блоков), производить отделку прямо по коробу. По краям проема и короба, как правило, устанавливаются уплотнительные щетки и обрамление (в тон полотну).
Монтаж раздвижной системы без пенала возможен только во вновь возводимых или обшиваемых стенах. Ведь выемка формируется сразу, и потом доступ внутрь будет невозможен, а нужно закрепить профиль подвеса или нижние рельсы. Вэтом случае перед заделкой стены приезжает специалист по установке раздвижной системы и крепит профиль к плите перекрытия или стене, если она сделана из кирпича, газобетонных пазогребневых блоков или бетонных панелей.
Проблема любого, с пеналом или без, монтажа в стену- ее толщина. Тонкие 80-миллиметровые перегородки не позволят сделать выемку даже под одну дверь, а толстые несущие железобетонные конструкции потребуют от вас согласования проекта и больших затрат на алмазную резку. Единственно возможное решение- соорудить гипсокартонную фальшстену, которая спрячет дверь в пенале (или без него). Таким образом, с одной стороны профиль или короб крепится к существующей стене, а с другой зашивается гипсокартоном по металлокаркасу или пеналу. Всю стену заделывать не обязательно, достаточно закрыть тот участок, куда будет отъезжать по профилю дверь. Получится выступ в 8-10см для одного полотна толщиной 4,5-5см, учитывая отделку.
Если толщина стен и дизайн интерьера позволяют, можно установить один короб или соорудить нишу для двух и даже трех дверей, убирающихся в одну стену и закрывающих один или два проема. При этом надо учесть, что они будут выезжать по разным профилям и, как следствие, на разных уровнях. Также есть варианты радиусных раздвижных конструкций: если проем находится на закругленной стене, то радиусная (закругленная) дверь будет неизбитым и удобным решением.
Главное преимущество купе- возможность установки мебели около проема, главный недостаток- повышенная трудоемкость монтажа и его невозможность без проведения строительных работ. Этих нюансов лишен следующий, более простой вариант раздвижной системы.
Раздвижная система типа купе с перемещением полотна вдоль стены. Подвижная створка при открывании перемещается снаружи вдоль стены в сторону от проема. Никаких дополнительных ухищрений при таком типе установки не требуется. Крепятся только направляющий рельс и декоративные наличники, закрывающие, если надо, ролики. Содной или двух сторон путь выходит за пределы проема (в зависимости от количества движущихся створок и того, хотите ли вы, чтобы они могли открываться как вправо, так и влево).
Основная проблема купе по стене состоит в том, что в зоне движения створки не должно быть никаких препятствий типа выпуклого плинтуса ("европлинтус" толщиной 15мм проходит), электроустановочных изделий (накладных розеток, выключателей), светильников и, наконец, мебели. То есть вы, при экономии места и простоте установки по сравнению с распашной дверью, все равно не сможете ничего поставить вплотную к стене в зоне движения двери.
Поскольку существуют радиальные (выпуклые) и сходящиеся под углом стены, есть и перегородки, которые можно вдоль них устанавливать. Радиальные конструкции на верхнем подвесе (они почти вдвое дороже прямых) предлагают в основном российские производители ECALUM, ALDO, "АЛЬФ" и итальянская фирма COMAS (примерно 3500 за 1м2). Угловые модификации на нижнем рельсе с угловой стойкой выпускает RAUMPLUS, со схождением створок- STANLEY и Mr.DOORS. Стоят они не сильно дороже простых раздвижных систем.
Известно множество вариантов компоновки подвижных и стационарных створок- посередине может находиться стационарная, а две крайние ездить вдоль стен. Возможны варианты дверей, состоящих исключительно из подвижных створок (в этом случае используется несколько напольных направляющих рельсов), перемещающихся в разных направлениях. Большинство производителей предлагают компоновать неподвижные секции с мобильными, выстраивая всю стенку. Если высота потолков велика и дверь до них дойти не может, верх надстраивают стеночкой на базе той же рамы и вставок, из которых сделана раздвижная створка.
Если дверной проем настолько узок, что для раздвигающейся двери не хватает места, а пространство рядом слишком мало, чтобы распашная конструкция не мешалась (например, не перекрывала коридор), и нет возможности или просто не хочется ломать или возводить заново стену, чтобы дверь убиралась в нее, как вариант можем предложить складную дверь- «книжку» (или «гармошку»).
«Гармошка». Перегородка, которая открывает проем, складываясь в гармошку, отличается от конструкций типа купе тем, что состоит из нескольких довольно узких полотен. Каждое из них крепится в центре верхней планки на роликовом подвесе к рельсу. Соседние полотна объединены в перегородку скрытыми петлями, которые не видны в закрытом состоянии. Эта конструкция хороша тем, что может перекрывать проем, даже если справа и слева от него нет пространства для ухода створки. Такая дверь остается в проеме, сужая его на сумму толщин полотен, то есть, как минимум, на 8-10см (для двойной «гармошки»).
Межкомнатные перегородки. Для того чтобы выгородить часть помещения, не обязательно нужна стена, по которой будет двигаться полотно. Направляющие можно прикрепить прямо к потолку и полу, а движение двери ограничить стойками или стационарными элементами, сделанными на базе того же алюминиевого профиля или деревянного каркаса. Более того, свободное расположение раздвижной системы дает возможность зонировать любые объемы, в том числе углы комнат (например, под гардеробные). Если интерьер наполнен скругленными элементами, применяют радиальную подвесную раздвижную систему. Но если дизайн интерьера основан на доминировании прямоугольных объемов, лучше использовать угловую систему из алюминиевого профиля, в которой двери будут сходиться под прямым углом по напольным направляющим.
В сухом остатке
Разные фирмы ведут расчет стоимости раздвижной системы по разным методикам. Одни отдельно оценивают раму, отдельно вставку. Другие дают стоимость квадратного метра конструкции и погонного метра рельса с механизмами. Так что сравнить цены очень сложно. Поэтому мы попросили крупнейших продавцов и производителей рассчитать одну створку шириной 90см в проеме высотой 270см со вставкой из матового стекла и одним наличником, прикрывающим механизм. Расшивка планками, модель и цвет профиля, отделка древесины не фиксировались. Но подразумевалось, что предъявлена минимальная стоимость из возможных. Внее не входят монтаж, который оценивается большинством организаций в 10-15% от стоимости конструкции, и доставка. Витоге выяснилось, что наиболее дешевые системы предлагают Mr.DOORS, KARDINAL, STANLEY, вслед за ними идут "АЛЬФ", LUMI, NEVES, ECALUM, ALDO, и замыкают цепочку итальянские фирмы. Разрыв в цене между импортными и отечественными конструкциями небольшой. Это связано с тем, что борьба за покупателя идет не за счет ценовых конкурентных преимуществ, а за счет коротких сроков поставки, удовлетворения требований заказчика прямо на месте, низкой вероятности ошибки и задержек.
Нижний рельс оправдан, когда: вас не смущает анодированная полоска металла на полу (интегральный трек не так бросается в глаза); у вас нет домашних животных, шерсть которых постоянно засоряла бы направляющие и забивала ролики (достать ее оттуда практически невозможно); дверь получается очень тяжелой (крайне редко); вы хотите, чтобы конструкция ни в коем случае не болталась.
Верхний подвес оправдан, когда: вас не смущает, что один из нижних углов створки не закреплен и болтается (за исключением ECALUM); требуется универсальная раздвижная система, под которой напольное покрытие оставалось бы нетронутым.
Алюминиевую раму стоит предпочесть деревянной, если вы не уверены в том, что сможете обеспечить для деревянного каркаса нормальную температуру (20С) и влажность (40-70%).
В остальном действуют только общие принципы эстетики. Надеемся, что сообщенные нами сведения вам пригодятся.
Редакция благодарит компании "АКАДЕМИЯ ИНТЕРЬЕРА", "АЛЬФ", "НОВЫЙ ИНТЕРЬЕР", "МБТМ", "ЛЕНДОР-МИР ДВЕРЕЙ», «ТРИУМФАЛЬНАЯ МАРКА», ALDO, ECALUM, KARDINAL, Mr.DOORS за помощь в подготовке материала.
Таблица цен и технические характеристики раздвижных систем
Фирма-производитель cистемы |
Схема движения и производитель механизм |
Максимальные габариты, ширинавысота, cм |
Материал каркаса |
Стоимость конструкции 27090см с матовым застеклением* |
"АЛЬФ» |
Верхнее качение "АЛЬФ» (Россия), GEZE (Германия) |
210340 |
Дерево твердых пород, клееный брус, шпонирование |
$650 («Альф 55», бук) |
ALDO |
KOBLENZ (Италия) |
120300 |
Массив бука, дуба и др., возможны радиусные перегородки |
$1188 |
DENI DESIGN |
Верхнее качение (Италия) |
200600 |
Анодированный профиль (Италия), планируется шпонирование |
1100 |
ECALUM |
Верхний подвес GEZE (Германия) |
240350 |
Шпонированный и анодированный алюминий, возможны радиусные и угловые перегородки |
942 (с двумя планками) |
KARDINAL |
Напольное качение RAUPLUS (Германия) |
120330 |
Ламинированный и анодированный алюминий RAUMPLUS (3 вида) |
$376 |
LUMI |
Напольное качение от LUMINATOR AB (Швеция) |
120290 |
Анодированный алюминий, серия Optima |
638 |
Подвес JUISEPPE PETTITI (Италия) |
120300 |
Шпонированная MDF, серия Nova (Норвегия) |
831 |
Mr.DOORS |
Напольное качение |
95270 |
Алюминиевый анодированный алюминий** Prestige, Prestige TAU |
$386 (Prestige) $443 (Prestige TAU) |
Напольное качение NOTEBORN (Голландия) и подвес EKU (Франция) |
140275 |
Анодированный алюминий, NOTEBORN (Нидерланды) |
$466 (NOTEBORN) $551 (EKU) |
NEVES |
Напольное качение |
100259 |
Алюминиевый профиль Duo от NEVES (Франция) разных оттенков |
$780 |
STANLEY |
Верхнее и напольное качение |
120320 |
Анодированный профиль (Норвегия) |
396 |
ASTOR MOBILI |
Верхнее качение (Италия) |
120275 |
Шпонированный клееный каркас хвойных пород дерева и MDF, есть новая модель с напольным качением |
1182 (модель Plaza, крашеный массив) |
ALBED |
Верхнее качение (Италия) |
320150 |
Анодированный или шпонированный алюминиевый каркас |
1050 |
BOSCA |
Верхнее качение (Италия) |
150300 |
Серия Exit- клееное дерево (клен, вишня, венге, орех конолетте); Exit 08-09- овальная модель из массива; Entry- шпонированная MDF; Light- алюминиевый профиль |
1270 (модель Entry 07) |
COMAS |
Верхнее качение (Италия) |
- |
Клееный деревянный каркас, радиальные перегородки |
6000 |
FOA |
Верхнее качение (Италия) |
130300 |
Клееное дерево твердых пород, шпон ореха, вишни и др. |
1321 (модель Appiana) |
GAROFOLI |
Верхнее качение (Италия) |
140280 |
Клееный массив дерева твердых пород |
2355 (модель Supra 5/V с коробкой) |
GEZZI BENATTI |
Верхнее качение (Италия) |
120240 |
Клееный массив, оригинальные конструкции, стеклышки |
1000 |
HENRY GLASS |
Верхнее качение (Италия) |
126280 |
Стеклянное полотно с торцевой планкой или без нее |
870 |
LONGHI |
Верхнее качение (Италия) |
158320 |
C алюминиевыми вставками- модели 300,305, 306, деревянные- 240, 230 |
1300 (модели 300, 240) |
MOVI |
Верхнее качение (Италия) |
130300 |
Анодированный и шпонированный алюминий, цельностеклянное полотно |
1840 |
RES |
Верхнее качение (Италия) |
150320 |
Алюминиевый каркас анодированный или покрытый шпоном: венге, выбеленного дуба, ореха или покраска по образцу клиента |
921 |
RIMADESIO |
Верхнее качение (Италия) |
175314 |
Шпонированный (венге, выбеленный дуб, орех, вишня) и анодированный алюминий |
1500 (модель Siparium) |
TRE-P TRE-PIU
|
Верхнее качение (Италия) |
120300 |
Анодированный и шпонированный алюминий |
1331 |
*- указана усредненная стоимость или за модель; **- сплав алюминия |
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!