Определяя свое творческое кредо, знаменитый австрийский архитектор Хундертвассер говорит:
"Вприроде нет ничего параллельно-перпендикулярного. Вот и я строю так же". Врезультате появляются здания, дружественные человеку и органично вписывающиеся в окружающую среду. Противоположная школа архитектурной мысли считает, что человек должен бороться силами своего рационального интеллекта с аморфной, трансцендентной массой по имени Природа. Так создаются точно просчитанные, геометрически правильные объекты, часто очень красивые, но решительно неспособные к чему-либо приспосабливаться
Дом, о котором пойдет речь, построен в соответствии с установкой Хундертвассера. Сергей Пупынин, хозяин и одновременно создатель проекта дома и сада, автор дизайна мебели и декора интерьера,- профессиональный ландшафтник. Возможно, именно анализ встречавшихся ему архитектурных решений (чаще неудачных) позволил четко определиться с желаемым обликом собственного жилища. Авоплотить мечту в реальность стало возможно благодаря другой стороне деятельности Сергея- его деревообрабатывающему производству.
Здание приковывает к себе внимание издалека. За поворотом ухабистой дороги вдруг появляется сказочный замок с непривычно высокой, прихотливо изогнутой крышей, нарядным узорчатым фасадом и арочными окнами. Для глаза, привыкшего к дощатым дачным домикам и кирпичным сараям типа «особняк», зрелище невероятное. Кажется, что это видение из совсем другой жизни, другого времени. По мере приближения к дому картина насыщается деталями: гнутые подкосы под свесами крыши, тонко проработанные оконные переплеты, стильные ставни... Изящная кованая ограда отделяет здание от подъездной дороги, окаймленной ухоженным газоном. Чудесную картину, радостную и умиротворяющую, дополняют роскошные кроны столетних деревьев.
Грамотная работа с цветом, скульптурная лепка дома, тщательная прорисовка всех элементов- вот на какой основе рождалась гармония. Светло-желтая штукатурка стен не только создает ощущение постоянного присутствия солнца, но и служит прекрасным фоном для графики кованых деталей. Помимо этого, возникает эффектный контраст между стенами и темным деревом оконных рам и ставен, а также зеленоватым плиточным декором. Выбор колористических сочетаний и форм продолжает природные темы: черное кружево ветвей, темные колонны стволов, зеленую мозаику листьев.
Кажется, что зданию в стиле модерн не меньше восьми десятилетий. Однако еще семь лет назад картина была совсем другой. На участке, поделенном на грядки, возвышался типичный для Подмосковья дом с мансардой, построенный из силикатного кирпича. Опоместье, располагавшемся здесь прежде, напоминали лишь вековые липы, клены и дубы.
Готового проекта реконструкции дома не существовало. Была лишь поставлена основная задача: создать родовое гнездо, где бы вместе, но независимо друг от друга жили несколько поколений одной семьи. По поводу стиля здания не возникло никаких колебаний: ар-нуво, модерн. Именно его формы и видение мира, по мнению Сергея, позволяют органично сочетать живое и неживое, нерукотворную природу и объекты, созданные человеком.
На перепланировку дома ушло полтора сезона. Мансарду разобрали полностью. На первом этаже избавились ото всех внутренних перегородок, а также дверных и оконных коробок. Врезультате остались лишь стены в два кирпича, очерчивающие внутренний объем (710м).
Кстати, общая площадь здания после реконструкции 200м2. По наблюдениям Сергея, дома именно такой величины (200-300 м2) сегодня наиболее востребованы. Вних вполне хватает места для комфортной жизни среднестатистической семьи. Авот мода на дома площадью 400-700м2 практически миновала. Недаром сейчас в Подмосковье можно увидеть множество больших помпезных зданий, построенных на продажу, но так и не нашедших своих хозяев. Как правило, в этих необитаемых замках бесконечное число переходов, впечатляющих своими размерами холлов и т.п., а жить вроде бы и негде. Небольшие же дома основаны на совершенно ином принципе: вних не пропадает ни один квадратный метр. Здесь нет коридоров, заметно сокращающих полезную площадь, а такие вспомогательные объекты, как шкафы и санузлы, встроены в ниши, образовавшиеся под скатами крыши.
В данном случае высокий конек и крутой уклон крыши позволили разумно организовать трехэтажное здание с мансардой. Каждый этаж полностью автономен- здесь есть все необходимое для проживания отдельной семьи: кухня, столовая, спальня и санузел. Родителям Сергея отдан первый этаж, два следующих занимают семьи Сергея и его брата. Ав мансарде расположилась очаровательная детская. Сергей долго думал над формой окна для этого помещения: прямоугольное разрушило бы рисунок фасада, круглое казалось слишком строгим, а хотелось чего-то веселого и чуть наивного. Ивот на вершинах северного и южного фасадов появилось по три звезды. "Приятно, возвращаясь затемно домой, увидеть эти путеводные звездочки",- говорит их создатель. Так, по вдохновению, следуя представлениям о природной гармонии, кропотливо работая над каждой деталью, Сергей прямо по ходу строительства рисовал фасады и лепил образ дома. Вкотором нет навязчивой симметрии, диктата строгих геометрических форм, но при этом нет и ничего лишнего, надуманного.
Дом рос, как растет дерево, отзываясь на каждый импульс извне. Северное направление, недостаток солнца- значит, окно будет большим, во всю стену. Причем оно должно не разбить ее, а убрать вовсе, разрушив границу между домом и садом, впустив внутрь дневной свет и зелень. Так появился арочный проем с выходом на полукруглый балкон, огороженный ажурными коваными перилами (выполненными по эскизам Сергея). На балконе привлекают внимание цветочницы и уникальный по замыслу и мастерству исполнения пол, выложенный расходящимися веером досками.
Необычный балкон- украшение дома и объект восхищения всех гостей усадьбы- кажется антикварным раритетом. Снаружи он забран в кружевную розетку из металлических прутьев. Этот неожиданный прием делает фасад трехмерным. На создание объемности работает и арка, упруго поддерживающая выразительную по пластике кровлю. Благодаря слуховым окнам, двенадцатиметровые скаты крыши не выглядят однообразно. Сергей сознательно не стал ограничиваться плоскостным решением с использованием конструкций VELUX- для создания образа традиционного европейского жилища и обогащения черепичной поверхности были врезаны два слуховых окошка, украшенных нарядными цветочницами. Кслову, цветы в этой усадьбе видишь повсюду: ими украшены окна дома, бани и гаража. Очень привлекательный, запоминающийся дизайнерский ход- цветы на крыше. Теперь хочется смотреть не только по сторонам, но и, задрав голову, любоваться алой петунией на фоне черепичной чешуи.
Через некоторое время после окончания строительства стало ясно, что перед входом в дом нужен тамбур. Его сделали из гнутого поликарбоната в деревянных рамах, плавные очертания которых напоминают все о том же стиле модерн. От поликарбоната бронзового оттенка Сергей отказался, как от примелькавшегося. Ктому же хотелось избежать ассоциации с тонированными стеклами автомобилей. Современный прозрачный материал не скрывает обрамляющую вход венецианскую мозаику. Вее выпуклых зеленоватых плитках с искрами авантюрина нарядно играет солнечный свет. При этом форма и конструктивные детали тамбура ничуть не противоречат «историческому» облику здания.
Требования стиля соблюдались во всем. Когда для зубчатых фасадных фризов не удалось найти соответствующую плитку небольшого размера, резали на куски керамогранит. Врезультате получили не только пластины нужного размера (1010см), но и неожиданный эффект неравномерной окраски поверхности. Материал словно выполнен вручную, как и делалось в начале века.
Большое внимание Сергей уделял оформлению окон. Узорчатые переплеты напоминают рамы дорогих картин, роль которых играют живописные виды сада, раскрывающегося с каждого этажа дома по-своему. Оконные рамы выполнены по эскизам Сергея на его собственном деревообрабатывающем производстве. Важно, что их причудливые очертания не мешают открывать фигурные створки с теплыми стеклопакетами.
Мебель, как и все здесь, штучная, созданная специально для этого дома, а точнее- для каждого его этажа в отдельности. Что неудивительно, ведь каждый уровень оформлен в своем духе, в соответствии со вкусами и потребностями живущих здесь людей.
На первом этаже, в столовой, где часто собирается вся семья, в декоре присутствуют русские мотивы. Например, камин украшен изображением купола, объемные полукупола завершают спинки стульев. Сами же стулья напоминают по форме колонны, разграничивающие кухонную и обеденную зоны. Сидеть на этих стульях одно удовольствие, поскольку их массивность дает ощущение устойчивости, а мягкая спинка имеет эргономичную форму. Балки и капители колонн снабжены подсвеченными витражами из зеленоватого стекла. Их рисунок продолжает растительную тему, ассоциируясь с переплетающимися ветками и бутонами.
На втором этаже уже не так много резного дерева, на стенах появляются современные постеры. Однако кладка камина и ассиметричная арка между столовой и гостиной по-прежнему строятся на плавных, текучих линиях. Внише расположился вместительный книжный шкаф округлых очертаний, которым отвечает дугообразно выгнутая столешница письменного стола. Таким образом, удалось не просто уйти от прямых линий, не соответствующих выбранному стилю, но и создать функциональное и удобное рабочее место.
Потолки сразу задумывались высокими, чтобы можно было оформить их деревянными кессонами или балками. Зато теперь массивный кессонированный потолок не давит и не выглядит излишне громоздким.
Воздуха и прозрачности добавляют интерьеру искусно подобранные женой Сергея Леной шторы из органзы и шелка. Они красиво рассеивают прямые солнечные лучи, переливаясь и меняя цвет, и при этом не скрывают линий оконных переплетов. Прекрасно вписались в интерьер держатели для штор в виде позолоченных розеток. Текстилем обыграна и столовая второго этажа: здесь стулья одеты в классические чехлы.
Радиаторы отопления закрыты экранами, сплетенными из ротанга и тонированными в соответствии с колористическим решением каждого помещения. Таким образом, даже готовые изделия доводились под конкретный интерьер и становились уникальными.
В помещениях третьего этажа звучит японская тема. Легкая раздвижная стенка с изображением символов инь-ян выполнена по образцу перегородок седзи. Дополняют картину абажуры-шары из рисовой соломки.
Площадь мансарды- около 6м2. Тем не менее здесь уместились и спальное место, и рабочий стол. За ним творит Яна, старшая дочь Сергея и Лены. Стрехлет девочка самостоятельно занялась флористикой и теперь составляет вполне профессиональные композиции. Кто знает, как бы все складывалось в менее гармоничном окружении? Ведь среда может помогать, а может и мешать творческому развитию личности.
Созданию благоприятной среды, законченного образа усадьбы очень помог окружающий здание участок. Главное его сокровище- старинные деревья. Липовая аллея, подобно зеленому щиту, заслоняет от безжалостных северных ветров растения-неженки, чувствительные к холоду, а в началелета наполняет всю округу несравненным ароматом. Под огромным кленом с непроницаемой для солнечных лучей кроной в жару хорошо качаться на качелях. Ав пасмурные осенние дни его ослепительно желтая листва словно излучает свет. Предмет особой гордости хозяев- трехсотлетний дуб, поневоле настраивающий на мысли о вечном.
В этом саду нашли свое место многие современные приемы организации ландшафтного пространства. На изумрудном фоне газона эффектно выделяется альпийская горка с низкорослыми хвойными кустарниками и различными почвопокровными растениями. Ажурные, увитые зеленью шпалеры отделяют лужайку перед домом от регулярного мини-парка. Посыпанные мелким гравием дорожки обрамлены стриженой изгородью из бирючины. Гравий приятно шуршит под ногами, и к этой тихой мелодии добавляется плеск струй небольшого фонтана посреди восьмиугольного водоема, заросшего розовыми кувшинками и желтыми ирисами. Стиль дворцового парка выдержан полностью: тут есть и классическая скульптура из белого камня, и скамья для уединенных раздумий в нише, увитой плетистыми розами и диким виноградом, и уютная, хотя и довольно большая беседка.
Сергей считает, что садовая архитектура позволяет решать многие проблемы, возникающие при организации участка. Шпалеры и перголы добавляют вертикаль, поднимают сад вверх. Особенно это важно там, где нет возможности сажать высокие деревья. Легкие постройки, служащие опорой для вьющихся растений, работают на сад весь год. Зимой густой снег плотно ложится на перекладины, замыкая арочные своды и создавая зимнюю скульптуру. Спомощью пергол и шпалер с арочными проходами можно зонировать участок. Например, отделяя зону отдыха от огорода. Хотя и огород не обязательно прятать. УСергея он превращен в подобие средиземноморского дворика с клумбами. Прием достаточно прост: грядки разных оттенков, имеющие форму ромбов и параллелепипедов, складываются в живописную мозаику. Дорожки между фигурными грядками выложены плиткой, поэтому по такому огороду удобно ходить, а самое главное- за ним проще ухаживать.
Правильный подбор растений позволяет саду постоянно меняться, оставаясь нарядным в любое время года, дня и даже ночи, чему способствует продуманно организованное освещение. Вообще постановка света- весьма важная и непростая задача, возникающая при создании образа сада. Сергей решил ее с блеском. Он противник оформления личного сада на манер городских улиц, когда фонари, регулярно расставленные вдоль дорожек, выполняют лишь утилитарную функцию. Свет должен подчеркивать естественность ландшафта, а не убивать ее своей запрограммированностью. Светильники следует располагать незаметно, в наиболее выигрышных точках. Это позволит сделать сад, такой знакомый днем, загадочным и неузнаваемым в ночное время.
Сергей считает необходимым подсвечивать не только участок, но и фасад здания: "Мы проводим в темноте слишком много времени. Темнота на улице загоняет нас в дом, особенно зимой и осенью. Освещение фасада способно продлить пребывание человека на свежем воздухе- всаду, в окружении любимых растений. Интересен эффект "огороженного" светом уличного пространства, создание своего рода "уличного интерьера". Анаходящимся внутри дома кажется, что в окно заглядывает луна».
Помимо жилого дома, на участке имеются хозяйственные постройки. Очень часто такие объекты делают похожими на главное здание, что приводит к унылому однообразию. Здесь же каждая постройка обладает своим неповторимым обликом, а все вместе складывается в живую, насыщенную цветом и эмоциями картину: интенсивно окрашенный одноэтажный сруб бани- исветлое, в тон дому, здание гаража с маленькими средневековыми окошками и объемной крышей. Вданном случае под крышей расположилась просторная бильярдная с барной стойкой, выполненной по эскизам Сергея. "Выселение" бильярда из жилого дома, где кому-то может не понравиться шум,- очень гуманная идея. Ачтобы не помешать растущему бок о бок с гаражом древнему клену, в стене и кровле пришлось сделать выемки. Не в таких ли взаимных уступках природы и человека секрет счастья и долголетия? Для Сергея ответ на этот вопрос однозначен: лишь в поисках компромисса с окружающей средой может родиться дом, способный простоять века.
Гараж, дом и баню связывают площадка и дорожка, выложенные брусчаткой. Родные сначала протестовали против такого грубого покрытия, предлагая заменить его плиткой, по которой удобнее ходить. Но, во-первых, ходить по неровной поверхности полезно для ног, а во-вторых, это, безусловно, красиво и органично. Возникает картина средневекового дворика, дополненная мастерски сложенным из дикого камня очагом в виде заброшенного колодца. Ккрылечку бани ведет полукруглая каменная ступенька, напоминающая остатки мельничного жернова. Она продолжает начатую колодцем тему старых вещей, за которыми тянется шлейф легенд и преданий. Южный колорит каменных деталей подхватывает обвивающий крыльцо настоящий виноград сорта "Изабелла". Вконце сентября золотистые плети украшаются черно-фиолетовыми гроздьями.
Сад и дом неразделимы и равноправны. Многие семейные праздники проходят на природе. Всеобщую любимицу- пушистую голубую ель, выросшую из маленького саженца в четырехметровую красавицу, каждый год наряжают к Рождеству. Так сложилась семейная традиция собираться в эту волшебную ночь в загородном доме.
Очень хочется назвать это место, как раньше, имением. Недаром у дома и семьи есть свой герб, созданный художником по описанию Сергея. Изразцы с изображением герба врезаны в арочные ниши столбов ограды. По мнению Сергея, залог покоя и радости- вуникальности вещей, которые нас окружают. "Людям нравится то, что сделано специально для них. Самоутверждаться, покупая безумно дорогие вещи, неинтересно, никого этим уже не удивишь. Аокружив себя авторскими вещами, которые отвечают твоим желаниям, можно достичь счастья технически несложным способом. Споявлением штучных изделий возвращаются истинные ценности, привязанные к конкретному человеку, месту. Например, такое понятие, как "родовое гнездо". Дом, жилье- это центр семьи. Но в городе мы поддаемся центробежному движению и теряем семейные и дружеские связи. Загородные же дома, в которых проживают несколько поколений со своими традициями и укладами, задают обществу центростремительное движение. Можно продолжить эту тему и создать свой семейный герб. Для этого не обязательно иметь дворянское происхождение, просто нужно сформулировать важнейшие для семьи принципы и воплотить их в художественных образах».
К таким выводам Сергея подтолкнули частые встречи с людьми, которые, затратив немалые средства, построили долгожданный дом, но чувствуют себя в нем нестерпимо дискомфортно. Ксожалению, еще мало специалистов, которые могли бы разобраться в этом конфликте желаемого и действительного и найти причины несоответствия жилища его хозяину. Сергей ищет и находит формулы успеха индивидуального строительства: "ВЕвропе дома примерно одинаковые, почти одной архитектуры, там нет такого разнообразия, как у нас, бесконечного ряда моделей загородных домов. Имы с умилением и восторгом смотрим на европейское жилье, потому что этот стиль, его формы и пропорции вырабатывались десятилетиями, столетиями. Никто не мудрит, какой дом ему построить. Анаши эксперименты никому не нужны. Дом- не квартира, которую можно часто менять. Он должен стоять сто лет. Асколько простоит строение, созданное по проекту "сзавихрениями"?! Ну и, конечно, еще один секрет успеха- гармония с природой». Третьей составляющей удачного строительства наш собеседник считает законченный образ дома.
О своем родовом гнезде Сергей говорит: "Хотелось, чтобы дом выглядел так, словно ему сто лет. Не люблю ощущения новодела, как будто строители только что ушли. Для меня насыщенность временем, историей- очень важное свойство. При этом существует немало объектов, которые всегда будут смотреться так, словно они только вчера построены. Иэто неприятное зрелище».
Уже многое в доме и на участке сделано. Друзья, соседи и знакомые берут на вооружение накопленный хозяевами опыт и применяют его в своих квартирах, домах и на участках. Но сегодня перед Сергеем и его семьей, в которой все люди творческие, стоит новая интересная задача: освоить недавно приобретенные два гектара земли, прилегающие к участку. Не сомневаемся, что у Сергея появится множество новых идей, открытий, наблюдений и советов, полезных как для профессионалов, так и для любителей. Уверены, нам будет что рассказать вам о следующем этапе создания нового родового поместья.