Один "новый русский" жалуется другому: "Купил на днях фарфоровую вазу эпохи Сун, и представляешь- Китай подсунули!»
На самом деле все знают, что фарфор придумали в Китае. Целых два столетия китайские императоры были "эксклюзивными дистрибьютерами" фарфоровой посуды в средневековом мире. Сколько шпионских страстей бушевало вокруг секрета этого хрупкого материала! Но китайцы умели хранить тайны, и европейцам ничего не оставалось, как открыть собственную рецептуру изготовления фарфора. Это произошло при дворе саксонского императора Августа в 1708году. Ивскоре по всей территории Германии, а затем и остальной Европы начали открываться многочисленные фарфоровые мануфактуры. Некоторые из ныне существующих европейских марок возникли еще тогда. Авот слава китайского фарфора осталась в прошлом- в наше время лучший фарфор производится именно в Европе.
Лидируют здесь Германия и Великобритания, причем абсолютное первенство остается за немцами. Помнению знатоков, недостатки английской кухни не могли не сказаться на английской посуде (заисключением чайной). Ивсеже не будем забывать, что именно в Великобритании был изобретен "костяной" фарфор- матово-прозрачный, тонкий и прочный. Англичане называют его bonechina. Поэтому, увидев такую маркировку на донышке, не думайте, что вам «Китай подсунули». Попутно скажем: появившаяся несколько лет назад недорогая и толстостенная, но прозрачная посуда никакого отношения к «костяному» фарфору не имеет. Она изготовлена из стекломассы и находится на нижней ступеньке качества.
Ценность фарфора определяют четыре фактора: материал, форма, декор и глазуровка. Говоря о материале, хочется заметить, что "керамика"- общее название всех изделий из обожженной глины. Это слово так и переводится. Керамика подразделяется на множество видов, среди которых на первом месте стоит фарфор, а на последнем- шамот. Качество фарфоровой массы зависит от содержания каолина (белой глины, влияющей на цвет изделия), от тонкости помола пудры, из которой глина была замешена, и еще целого ряда технологических особенностей. Цвет фарфоровой посуды должен быть нежным и теплым (цвет сливок). Если же в нем преобладают серо-голубые оттенки, это говорит о более низком качестве материала. Тонкость помола и чистоту фарфоровой массы легко проверить, вглядевшись в блик на поверхности посуды,- в нем «читаются» любые примеси, если они есть. Именно поэтому хороший фарфор никогда не покрывают росписью целиком. «Белое тело фарфора», как его называют специалисты, должно быть подчеркнуто, а не замаскировано.
Что касается формы изделия, то здесь имеется в виду в первую очередь не дизайн (онем разговор особый), а обычная геометрическая выверенность. Перевернутая вверх донышком тарелка или чашка должна прилегать к поверхности стола по всей длине ободка и не качаться.
По способу нанесения рисунка фарфор делится на расписанный вручную (или, как его еще называют, мануфактурный) и декольный. Деколь- это нечто вроде переводных картинок. Они, конечно, тоже имеют свои разновидности, но столь подробные сведения могут быть интересны разве что специалистам.
Мануфактурный фарфор всегда расписывается вручную. Он существует сXIVвека, а в наше время изготавливается исключительно на заказ. Это посуда отнюдь не для ежедневного употребления, и в нашей стране она только-только начала заново появляться. Цена подобного сервиза сравнима с ценой «роллс-ройса».
Маркой номер один в этой категории является MEISON. Некупить, так хотя бы посмотреть на подобное произведение искусства можно в знаменитом московском магазине на Мясницкой улице, бывшем Кузнецовском. Еще один производитель того же уровня- мануфактура HEREND, когда-то созданная в Австро-Венгрии как дочерняя фирма MEISON. Теперь это самостоятельное предприятие, но здесь по-прежнему выпускают коллекции, когда-то созданные на мануфактуре MEISON. Консерватизм сослужил фирме добрую службу: среди заказчиков HEREND значатся английская королева и Ротшильды.
Вообще в фарфоре, в отличие от других областей приложения дизайнерской мысли, ценится не новаторство, а традиционализм. Вышеупомянутые знатоки осуждают французских и итальянских производителей за то, что, при отличном качестве материала, они слишком увлекаются экспериментаторством, поддаются моде. Например, продукция марки TAITU (Италия) выделяется лаконичными формами и ультрасовременным декором. Впрочем, во Франции существует и марка SEVRES, представленная на рынке только репликами. Зато многочисленные фарфоровые фабрики Лиможа каждый год демонстрируют новые коллекции. Эту продукцию называют современным антиквариатом, о ее уровне говорит и тот факт, что в Лувре постоянно действует экспозиция лиможского фарфора.
Интересно, что одна из фарфоровых фабрик Лиможа имеет изначально не французское происхождение. Ее открыл в 1842году Дэвид Хэвилэнд, американец, начавший фарфоровое производство еще у себя на родине. Переместить фабрику в Европу, и именно в Лимож, его заставила случайность: пожилая аристократка попросила изготовить копию разбитого блюдца. Так основатель производства впервые познакомился с лиможским фарфором, который полностью его покорил. Сейчас HEVILAND- одна из крупнейших лиможских фабрик, и разбитый предмет из любого сервиза, когда-либо здесь выпущенного, можно изготовить заново, для этого в музее сохраняются все образцы.
Словосочетание "лиможский фарфор" слышал каждый, равно как и выражение "метлахская плитка". Название свое она получила от небольшого городка Метлах в Германии, где с начала XIXвека находится штаб-квартира фирмы VILLEROYBOCH. Здесь мы перемещаемся из области высокого искусства мануфактурного фарфора в область фарфора декольного, то есть посуды для ежедневного использования. Что не менее интересно, поскольку изучение музейных экспонатов привлекает не всех, а вот обедать за красиво накрытым столом любит каждый.
VILLEROYBOCH вместе с WEIMAR занимает верхнюю позицию в области фарфора для ежедневного использования. Но стоит оговориться, что цена этой посуды заставит многих наших хозяек причислить ее скорее к парадной. Примерная стоимость обеденного сервиза из "костяного" фарфора на 12персо- $1000-1300, а тот же набор из витро или тонкого фарфора обойдется в$500-700. Цена, безусловно, оправдана качеством и дизайном посуды. Ни одна, даже самая незначительная деталь росписи не будет утрачена при тиражировании, ведь весь деколь на фарфор наносится исключительно вручную. Ктомуже изготавливающие эту посуду предприятия имеют не менее интересную историю, чем производители фарфора мануфактурного.
Так, Франсуа Бох основал свое производство в 1748году, всего через 40лет после получения фарфоровой массы в Европе. Третье поколение Бохов объединило предприятие с мануфактурой прежнего конкурента Николаса Виллероя. Этот деловой союз был закреплен браком внучки Николаса Октавии и Эжена Боха. В1797году Пьер Жозеф Бох изобрел особую конструкцию печи для обжига, что позволило предприятию занять лидирующие позиции в области. Конструкция печи фактически не изменилась по сей день. Ныне компанию возглавляет восьмое поколение фон Бохов. Интересно, что арт-директором производства является также представитель семьи Александр фонБох. Вообще понимание того, что именно художник закладывает основы успеха, появилось на этом предприятии еще в начале XIXвека. В1821году при фабрике была организована художественная школа, выпускники которой получали звание дизайнера. Возможно, они стали первыми дизайнерами в истории человечества. Сейчас, не прерывая традиций собственной дизайнерской школы, компания сотрудничает также с Кензо и Луиджи Коллани. Неповторимые коллекции посуды продолжает создавать для компании Палома Пикассо, дочь великого Пабло. Кроме того, лишь VILLEROYBOCH и WEDGWOOD дополняют каждую свою серию фарфоровой посуды всеми остальными предметами сервировки стола: скатертями, приборами, рюмками и бокалами, подсвечниками ит.д.
Кто хоть раз ставил перед собой задачу накрыть по-настоящему красивый стол, понимает, как непросто выдержать в этом деле стиль. Мы уже научились грамотно подбирать друг к другу детали своего костюма, уже пришли к пониманию того, что цельным и гармоничным должен быть интерьер. Но почему же на праздничных столах по-прежнему соседствуют стаканы, украшенные паровозиками, и тарелочки с невнятными виньетками? Оправилах и приемах сервировки мы еще постараемся подробно рассказать в следующих номерах журнала. Но если коротко- все предметы на столе должны составлять продуманный ансамбль. Что именно он в себя включает? Это зависит от привычек и традиций каждой семьи. Где-то привыкли начинать праздничный обед с супа, и тогда необходима супница (небегать же с каждой тарелкой на кухню, да и кастрюлю на стол не поставишь). Где-то фирменное блюдо хозяйки- лазанья, поэтому нужна специальная форма для запекания, в которой можно подать блюдо на стол, иначе оно потеряет «товарный» вид. Где-то регулярно собирается компания друзей из восемнадцати человек, а где-то празднуют в узком семейном кругу.
Все это делает покупку сервизов занятием весьма неблагодарным. Гораздо разумнее выбрать нужные предметы в необходимом количестве из общего ассортимента, исполненного в едином дизайне. Широчайшие возможности в этом плане, как уже говорилось, предоставляет VILLEROYBOCH. Каждая из многочисленных коллекций фирмы представлена полным набором фарфоровой посуды и всеми необходимыми аксессуарами.
Фарфор высокого качества (втом числе "костяной") выпускает немецкий концерн HUTSCHENREUTHER, основанный еще в1814году в Баварии молодым художником Карлом Магнусом Хученройтером. На нашем рынке этот производитель представлен под торговой маркой "Лев". Концерн HUTSCHENREUTHER включает несколько заводов, выпускающих, кроме всего прочего, посуду для отелей и ресторанов (тоесть с индивидуальным декором) и фарфоровую скульптуру.
Более доступен по ценам фарфор немецких фирм "ВИНТЕРЛИНК" и KHALA. Но здесь подбором не фарфоровых деталей убранства стола придется заняться самостоятельно. Правда, в Москве есть одно уникальное место- галерея фарфора «СЛАВЯНСКИЙ ДОМ», где можно найти посуду очень многих европейских марок, а заодно подобрать к ней с помощью специалистов все требующиеся вам дополнения.
Сравнительно недорогим при хорошем качестве остается чешский фарфор. ВЧехии существуют два основных вида дизайна фарфоровой посуды. Это "бернадот" (не путать с дорогой и роскошной французской маркой BERNARDAUD)- белая посуда без рисунка, украшенная рельефным барочным орнаментом, и "цвибель"- бело-синяя.
Вообще белый фарфор с синим рисунком- безусловная классика жанра. Этот декор пришел из Китая. Но если в Китае в основе орнамента был плод граната, то европейцы, не зная такого растения, приняли его за лук, чем и стали украшать свою посуду. Отсюда и название. Ксожалению, в огромном море фарфора, поступающего к нам из Чехии, "цвибель" встречается крайне редко. Ажаль, ведь его ассортимент насчитывает более четырехсот предметов.
Кроме чехов, бело-синий фарфор выпускает английская фирма SPODE, но эту посуду уже вряд ли кто-нибудь решится отнести к разряду ежедневной. Правда, фарфор SPODE является декольным, а не мануфактурным, но деколь наносится на него особым способом, напоминающим гравюру, и делается это только вручную. Поэтому неудивительно, что цена сервиза на двенадцать персон приближается к$50тыс. Технология подглазурного нанесения декора остается такой же, какой ее придумал более двухсот лет назад основатель компании Жозайа Споуд. Разносторонний талант этого человека, бывшего одновременно бизнесменом и художником, обеспечил фирме процветание на столетия вперед. Созданные им коллекции- "Синяя итальянская", "Голубая башня" и "Ива"- выпускаются по сей день и продолжают пользоваться неизменным успехом. Иесли попытаться представить себе самый классический из всех обеденных столов, то стоять на нем будет именно сервиз Blue Italian. Наверное, благодаря чисто английской приверженности традициям и особому духу благородства, SPODE остается самой коллекционируемой маркой фарфора в мире.
К категории парадной декольной посуды классического дизайна относится также фарфор марок REICHENBACH и WEDGWOOD. Цены- $3-10 тыс. за среднестатистическое количество предметов. Примерно в этой же ценовой категории находится ROSETHAL, для которого работали знаменитые дизайнеры Версаче и Булгари. Среди коллекций этой марки можно подобрать посуду для лаконичных современных интерьеров.
Особую нишу занимает HERMES. Основной продукцией этой фирмы всегда были платки, поэтому фарфор здесь не производят самостоятельно, а заказывают в Лиможе. Причем декор первой серии этой марки был также скопирован с платка (цветение пиона от бутона до последних опавших лепестков). HERMES не стремится создавать полные коллекции столовой посуды, а выпускает отдельные предметы, идеально подходящие для подарков.
В заключение нельзя не упомянуть и наш российский фарфор. Первый фарфоровый завод в России был построен под Петербургом при императрице Елизавете в 1744году и назван Императорским. Российские мастера, как незадолго до того западноевропейские, секрет фарфоровой массы разгадали самостоятельно. Первооткрывателем отечественного фарфора был Дмитрий Иванович Виноградов. В1750году специально для императрицы на заводе изготовили сервиз «Собственный» с невероятным количеством предметов. Все они были расписаны пурпурной сеткой с мелкими цветами. Отголоски этого декора заметны в чайном сервизе «Кобальтовая сетка», выпущенном после войны. Пожалуй, ныне это наиболее широко растиражированное изделие Ломоносовского завода.
Из трех главных производителей фарфора в России два- Дмитровский завод в Вербилках под Москвой (бывший Гарднера) и завод в Дулево (бывший Кузнецовский)- с момента своего возникновения ориентировались на массового покупателя. Также позиционирует себя, начиная сXVIIIвека, и VILLEROYBOCH. Но результаты, к которым пришли эти фирмы к настоящему моменту, нельзя даже сравнивать. Впрочем, все мы знаем, что тому были объективные причины. Остается лишь надеяться, что расцвет, какой пережил российский фарфор в последней четверти XVIIIвека, когда-нибудь повторится. Изделия Ломоносовского фарфорового завода, выпускаемые в последнее время, позволяют на это надеяться.
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!