Стекло было изобретено в Древнем Египте, причем скорее всего случайно. Первую стеклянную массу, найденную археологами, датируют бронзовым веком. Сегодня применяются три основных вида стекломассы, более пяти технологий производства изделий из нее и около двадцати техник внешней отделки.
Чего только не делают из стекла! Помните прекрасные рюмки и фужеры завода "Гусь-Хрустальный", которые еще недавно украшали все без исключения серванты? Абогемское стекло золотого, зеленого и красного цвета, предмет гордости любой хозяйки! Но стеклоделы не останавливаются на достигнутом, и наш рынок завоевывают все новые зарубежные марки стекла и хрусталя. Так как же разобраться в их разнообразии? И вообще, что это за марки? Ответ вы, возможно, найдете в этой статье.
Технология производства
Привычное нашему взгляду стекло получается путем сплавления кварца с окислами различных металлов. Главная составляющая стеклянной массы- двуокись кремния. Получают ее из кварцевого песка. Ранее в стекломассу добавляли известь или мел, что делало стекло стойким, тонким и блестящим. Сейчас эту технологию применяют редко. Добавление поташа или соды дает чистое и светлое стекло, из-за своей тугоплавкости пригодное в первую очередь для формовки. Хрусталь впервые получили в XVIIвеке в Англии. Для этого в стеклянную массу стали добавлять свинец. От обычного стекла хрусталь отличается более сильным блеском и высоким коэффициентом преломления света, благодаря чему играет всеми цветами радуги. Он прочен и поддается огранке.
Для окрашивания (тонирования) стеклянной массы в нее во время плавки добавляют окислы металлов. Например, железо сделает прозрачный материал голубовато-зеленым или желтым, марганец- желтым или коричневым, хром- травянисто-зеленым, уран- желтовато-зеленым (так называемое урановое стекло), кобальт- синим (кобальтовое стекло), коллоидное серебро- желтым, медь- красным. Есть еще и такие виды стекла, как костяное и молочное. Первое получают путем замутнения стекломассы пережженной костью, второе изготавливают с добавлением смеси полевого и плавикового шпатов. Аесли этими же шпатами замутить стекломассу в очень слабой степени, получится опаловое стекло
.
Технология изготовления стекла и хрусталя с веками практически не изменилась. Самый древний продукт- литое стекло производят, как и прежде, с помощью двух форм, внешней и внутренней. Промежуток между ними заполняют стекломассой, а затем обжигают изделие в печи.
Свободное выдувание стекла применялось в Древнем Риме уже в 75-50годах дон.э. Выдувальную трубку окунают в расплавленную в печи стеклянную массу. Затем, вынув трубку из печи, раскатывают массу на каменной или металлической поверхности, придавая ей цилиндрическую форму. Вращая изделие на стержне трубки, выдувают горлышко сосуда. По окончании процесса стержень отбивают, скол затем шлифуется.
Выдувание стекла в форму получило большое распространение в XVIII-XIX веках. По этой технологии изделию придают предварительные очертания с помощью трубки, а затем помещают его в форму из дерева или железа, охлаждают и обрабатывают. Свободно выдувное или выдувное в форму стекло легко узнать по следу от трубки.
Прессованное стекло впервые изготовили в 20-хгодах XIXвека в Америке, откуда оно и проникло в Европу. Это был принципиально новый способ обработки стекломассы, при котором ее заливали в медную или железную форму и прессовали с применением болванки. Такую технику с некоторыми индивидуальными дополнениями и усовершенствованиями использовали Рене Лалик и Гален.
Виды отделки стеклянной посуды
Известно множество техник внутренней и внешней отделки предметов из стекла. Остановимся на самых интересных и эффектных.
Техника "стеклянной пряжи": на предварительно подготовленную стеклянную форму наматывается нить из стекла другого цвета или другой прозрачности. Узоры из этой нити могут быть разными и образовывать сетку (ретичелльское стекло), прочесанные нити (эффект перьев) или опаловые спирали (филигрань). На острове Мурано в Венеции была разработана еще одна модификация этой техники- миллефиори ("тысяча цветов"). Встеклянную поверхность заплавляются мелкие стеклянные пластинки или трубочки, образующие цветы (отсюда название). При этом прозрачные пузырьки вдуваются в материал с помощью тонких полых иголок (по принципу шприца), а прозрачные сверкающие нити образует особым образом закачанный в стекломассу воздух.
Льдистое стекло (кракелированное, или кракле) получают путем погружения заготовки в холодную воду, отчего на поверхности образуется сеть беспорядочных трещин (кракелюр). Затем стекло заново нагревают и выдувают.
Создание многослойного стекла требует очень опытного мастера. Дутая заготовка или окунается поочередно в несколько разноцветных стеклянных масс, или покрывается цветными слоями с внутренней стороны. Затем слои прошлифовываются, протравливаются или делаются ажурными, похожими на камею.
Мозаичное стекло: форму для литья заполняют небольшими кусочками разноцветного стекла. Потом форму ставят в печь, и кусочки сплавляются.
Самый распространенный вид наружной отделки стеклянной посуды- роспись. Ее можно производить холодным способом (непрозрачные краски наносятся на поверхность без последующего обжига) и эмалью с обжигом (эмаль из цветного стекла при этом образует на поверхности изделия прозрачный слой, контрастирующий с основным фоном).
Глазурь выполняется при помощи только двух металлов- серебра (оно дает желтую глазурь) и меди (получается черная или красная глазурь).
Техника иризации придает стеклу перламутровое сияние. Цвет колеблется от белого прозрачного до красно-золотого. Вэтой технике сделаны знаменитые художественные стекла TIFFANY.
Золото- одно из наиболее популярных средств декорирования посуды. Тонкая фольга может вплавляться между слоями стекла (межстекольное золочение, популярное в Богемии) или же покрывать его снаружи. Возможна также роспись поверхности окисью золота (эта дешевле, чем фольга, поэтому пользуется особой популярностью).
Травление или сатинирование (по этой технологии обрабатывает хрусталь LALIQUE) начали использовать в 1771году с открытием плавиковой кислоты. Сама эта кислота делает стекло блестящим, а ее газы- матовым. Травить можно всю поверхность полностью (при этом она остается гладкой и шелковистой) или выборочно (только рисунок).
Поверхность целиком или только рисунок могут обрабатываться струей острозернистого песка- техника матирования. Получается такой же эффект, как при травлении кислотой, но плоскость становится шершавой, крупнозернистой.
Хрусталь поддается гравировке и огранке. Гравировка наносится на поверхность с помощью алмаза. Узоры получаются как будто процарапанными и неглубокими. Обычная огранка выполняется с использованием острых алмазных резцов и специальных шлифовальных кругов. Это дает узор, глубоко утопленный в поверхность. Бриллиантовая огранка: на плоскости выделяются ромбики-пирамидки.
Шлифовка используется для создания круглых и оливковообразных углублений в поверхности.
Техника наплавления стеклянных нитей, капелек или кружочков из прозрачного и цветного стекла делает ровную плоскость фактурной.
Итак, мы познакомились с тем, как и из чего делается стекло и как оно может быть украшено. Теперь пришла пора познакомиться с продукцией современных стеклодувов. Конечно, фирм, выпускающих стеклянную и хрустальную посуду, очень много, рассказать обо всех в одной небольшой статье невозможно. Так что ограничимся лишь самыми известными зарубежными дизайнерскими марками.
Всем и каждому
Начнем обзор с того, что доступно всем,- с массовой продукции. Технология ее производства максимально механизирована, но и тут невозможно обойтись без ручного труда. Эскизы формы и декора выполняют дизайнеры. Далее продукция изготавливается по трафарету или шаблону, что делает ее относительно дешевой, не лишая при этом эстетической ценности.
Первая марка, которой нужно уделить внимание,- IITTALA (Финляндия). Стекло IITTALA изготавливается по специальной технологии, с добавлением извести. Посуда получается прозрачной, тонкой, но очень стойкой и не подверженной механическим повреждениям. Она отлично переносит мытье в посудомоечной машине.
Финский дизайн ценится во всем мире, и IITTALA- типичный представитель этой страны. Минимализм, стиль 1950-1970-хгодов стали отличительными признаками марки IITTALA. Среди ее коллекций- предметы "классического" дизайна, разработанные в 1950-1970-е. Авот изделиями современных дизайнеров ассортимент пополняется слабо. Работают для этого производителя художники из Финляндии, Швеции, Германии. Стаканы, графины, вазы, подсвечники отличаются простотой и лаконичностью форм и минималистичным декором. Рисунков нет, изделия однотонные бесцветные или приглушенных оттенков серого, белого, черного, коричневого, синего, зеленого, красного. Цены- от $5 (маленькие рюмочки) до $100 (большие графины и вазы). Если же вы хотите сделать подарок, можно воспользоваться коллекциями IITTALA ProArte, в которые входят вазы, тарелки, скульптура, оригинальная пластика, изготовленные вручную с использованием мозаичного, многослойного, льдистого стекла и украшенные "стеклянной пряжей", глазурью и стеклянными наплавлениями. Стоят эти предметы несколько дороже, но все же доступно- от $50 (ваза).
DEMAGLASS и CHURCHILL (Великобритания)- родственные души: они созданы, чтобы помочь без чрезмерных денежных трат превратить обычную трапезу в приятную. Вколлекциях DEMAGLASS стоит обратить внимание на стаканы, которые продаются в удобных упаковках по три штуки. Стаканы для коктейля из последней коллекции украшены линейкой для измерения количества нужных ингредиентов. Есть и модная Япония- бамбуковые заросли, иероглифы, стрекозы. DEMAGLASS работает как с прозрачным стеклом, так и со стеклом, обработанным песком.
Стекло CHURCHILL- в основном матированное, с цветочным рисунком, нанесенным по трафарету. Предлагаются как отдельные цветы, так и целые цветочные поля или букеты- от герберы до ромашки, от розы до фиалки. Очень просто подобрать целый комплект посуды в одном стиле (стаканчики разного размера, графины, бутылки и т.д.). Варианты декора стаканов и графинов меняются каждыйгод. Цены на изделия этих двух марок приблизительно одинаковы: 3стакана- от $20.
Утилитарное, красивое и недорогое стекло выпускают и такие фирмы, как NEMTOI (Италия), LUMINARC и ARCOROC (Франция), DARTINGTON CRYSTAL (Великобритания).
Многие дизайнеры не боятся присутствовать в каждом доме и не стремятся быть суперэксклюзивными. Наоборот, их цель- общедоступность. Ив то же время в их силах наделить ослепительным юмором даже такой простой предмет, как, скажем, фужер для шампанского. Оригинальные формы очаровывают своей простотой или покоряют легкой безуминкой. Произведения таких мастеров недороги, покупка даже целого комплекта для стола не подорвет ваш бюджет. Ив то же время в дом проникнут особый стиль, красота, шутка. Впервую очередь эти дизайнеры рассчитывают на людей молодых, легких на подъем и не боящихся экспериментов. Но и представителям старшего поколения они умеют угодить, внеся чуть-чуть остроты в строгую классику. Мы имеем в виду прежде всего такие дизайнерские марки, как LEONARDO (Германия), RITZENHOFF (Германия) и KOSTA BODA (Швеция).
Недорогие дизайнерские предметы
Первая немецкая фирма в нашем обзоре- LEONARDO, работающая со стеклом давно и очень успешно. Главное, не путать ее с другими компаниями, так или иначе обыгрывающими в названиях имя великого Леонардо да Винчи. Немецкий производитель, о котором мы говорим, снабжает свои изделия голубой этикеткой с белыми облаками и надписью LEONARDO. Технология литого стекла, несмотря на свою простоту, не делает предметы этой марки менее ценными, а лишь позволяет выпускать достаточно крупные их партии, чтобы работа мастеров не оценивалась слишком дорого. Больше всего LEONARDO любит бесцветное стекло и игру с формами. Коллекции фирмы включают в себя предметы для стола, для подарков и просто для украшения помещения. LEONARDO предпочитает современный дизайн, авангард и минимализм и не боится стиля поп-арт. Часто, эпатируя эстетов, использует образы Санта-Клауса и Микки-Мауса. Ив то же время стремится сделать свои предметы максимально функциональными, поэтому часто одна и та же ваза или чаша может служить для разных целей. Вдизайне практически нет прямых линий, они искривляются, преломляются, изгибаются.
Декору своих изделий LEONARDO придает огромное значение. Довольно широко используются чистые гладкие поверхности. Если же предмет все же украшен, то самые распространенные мотивы- дзеновские иероглифы, геометрические формы, а также джунгли с хищниками и змеями. Цветные изделия "пугают" своим диким окрасом. Цвет необузданный, яркий, далекий от обыденности- травяной, угольный, мышиный, алый, лазоревый, фиалковый, молочный, даже металлический. Порядок цен следующий: бокалы и стаканы- $12, тарелки- $20, вазы- $38.
И все же в области декора фирма LEONARDO просто ребенок по сравнению с RITZENHOFF. Этот производитель выпускает бокалы, стаканы, рюмки, пепельницы, чашки классических, привычных форм, а вот их рисунок обычным не назовешь никак. Компания каждый год проводит конкурс среди дизайнеров и художников и отбирает тех, кто будет "делать погоду" в ближайшее время. Стекло RITZENHOFF абсолютно обычное, получаемое путем литья. Но вот рисунок наносится вручную, причем часто самими художниками, делавшими эскизы. Стиль рисунков разнообразный: карикатура, поп-арт, примитивизм, авангард. Главная отличительная особенность декора RITZENHOFF- юмор и оригинальная идея. Коллекция каждого дизайнера насчитывает от100 до500 предметов и выпускается одноразово, без повторения. Все предметы продаются в упаковке, сделанной тем же автором, с сертификатом подлинности, автографом создателя и рассказом о том, что же означает этот рисунок. Некоторые коллекции снабжаются уникальной салфеткой или подставкой. Но, несмотря на то что стекло RITZENHOFF- объект коллекционирования и идеальный подарок, цены на него невысоки. Например, стакан для молока в индивидуальной дизайнерской коробке стоит около $30.
Шведская фирма KOSTA BODA, как и все северяне, отличается темпераментом скрытым. Применяет довольно сложное в изготовлении стекло: есть предметы и кобальтовые, и хрустальные, и кракле (сэффектом льда). Технология изготовления- литье, количество экземпляров одного вида- до1000. Коллекции выпускаются одноразово, но в течение несколькихлет можно заказать понравившуюся вещь на заводе. Один из вариантов внешней отделки- покрытие настоящим листовым серебром с эффектом затертости, патины. Это фирменный прием компании. KOSTA BODA предлагает коллекции ваз, предметов сервировки стола, подарки и часы. Для подарков используется уникальная технология проклеенного стекла: изделие на срезе окрашивается, затем наплавляется слой бесцветного стекла, затем снова цвет и так до бесконечности. Врезультате получается фронтально прозрачный предмет, а когда смотришь на него под углом, внутри обнаруживается цвет, да еще какой. Иконечно, неизменный примитивизм- роспись стекла в стиле Матисса. На каждом изделии подписи дизайнеров и художников. Цены приятно доступные: стаканы с серебром- от $35 за штуку, большие кобальтовые вазы- от $60.
В этой категории хочется упомянуть также марки ORREFORS (Швеция) и EGIZIA (Италия).
Торжество эстетов
А теперь поговорим о коллекциях именитых производителей, выпускающих в основном предметы для стола. Конечно, это не просто сервировка, а классический стиль и неизменное качество, символ достатка и респектабельности. Ивсе же к этой категории относятся не только исключительные вещи, которые используют лишь на свадьбах или юбилеях, но и более скромные и доступные по цене.
Рассказ о стекле для эстетов начнем с французской марки CHRISTOFLE. Вообще-то, она в первую очередь известна своим столовым серебром, но не обходится и без хрусталя (именно хрусталя, а не стекла). УCHRISTOFLE вы найдете все для того, чтобы "красиво выпивать". Предмет особой гордости- разнообразные бокалы, рюмки, стаканы, графины, созданные специально для разных видов напитков (отвина допива). Хрусталь CHRISTOFLE изготавливается вручную и очень приятен на ощупь. На поверхность наносится гравировка, которая затем протравливается, что придает гравированному узору матовость. Ноу-хау фирмы- особое серебро и серебрение, рецепт которого держится в секрете. Серебро присутствует в эффектных хрустальных предметах для особо торжественных случаев (ножки бокалов, ручки графинов, роспись). Несмотря на то что марке присущ классический дизайн без экстравагантности, французские стеклоделы постоянно придумывают что-то новое. Вготовящейся коллекции серебро и золото будут присутствовать в оформлении стопочек для водки. Причем это не простая фольга или роспись, а специальная технология внутреннего напыления. Стоимость хрустальных бокалов без серебра- от $50.
Марка WATERFORD из Ирландии более демократична. Предлагается как полный набор для питья-еды, так и предметы для украшения дома (вазы, рамки для фотографий, статуэтки), плюс коллекции для особых случаев (свадебные, юбилейные, новогодние). Отличительной особенностью WATERFORD является технология добавления в стеклянную массу оксида кремния, который делает хрусталь мягким и податливым. Это позволило создать знаменитую бриллиантовую огранку (не путать с гравировкой). Поверхность хрусталя фактурна, как будто покрыта выступающими ромбиками. Свои коллекции фирма делит скорее по возрастному, чем по имущественному принципу: людям взрослым предлагается дорогой, тяжелый, толстостенный хрусталь с огранкой, молодежи- легкий и тонкий с гравировкой. Изделия "для взрослых" изготавливаются исключительно вручную- от выдувания до огранки, хрусталь "для молодых" технологически более простой, литой. Формы и украшения "взрослой" коллекции консервативны и классичны (глубокая и бриллиантовая огранка), "молодая" же коллекция по форме и декору более авангардна и лаконична- применяются шлифовка, гравировка, огранка отдельных элементов (ножек, ручек).
WATERFORD- любимая марка президентов США, инаугурационные застолья проходят только с этим хрусталем. Его можно увидеть в кино, из него изготавливают спортивные кубки и награды. Несмотря на это, стоимость бокалов из "взрослой" коллекции- от $40, а из "молодой"- от $15.
Для людей, желающих оформить не только стол, но и весь дом в классическом стиле, можно посоветовать VILLEROYBOCH. Изначальная специализация компании- столовый фарфор. Фирма эта возникла в XIXвеке и являлась непременным спутником самых богатых и знатных людей Европы, в том числе членов королевских семей. Но время требует перемен. Чтобы завоевать умы окончательно, компания начала выпускать еще и хрусталь, а также разнообразные предметы для стола (отколец для салфеток до самих салфеток), а в последнее время- предметы для спальни и ванной комнаты. Хрусталь VILLEROYBOCH облегченный, с минимальным содержанием свинца, но с добавлением (для усиления блеска) серебра и соды. Вкачестве украшения используется узор, протравленный кислотой. Формы бокалов- классические, именитая марка предпочитает консерватизм, придерживается строгого вкуса и следит за безупречным качеством своей продукции. Отличить изделия VILLEROYBOCH можно по плавному переходу от ножки к бокалу и алмазной огранке предбокального шарика. Несмотря на такие пугающие слова, как "консерватизм" и "королевский двор", хрусталь VILLEROYBOCH вовсе не пугает своими ценами- бокал стоит от $40.
Также нельзя не обратить внимание на марку BACCARAT (Франция) и, конечно, на индивидуальные изделия из стекла и хрусталя различных дизайнеров (авторское стекло), все активнее появляющиеся в последнее время на российском рынке.
На острове Мурано в Венеции немало заводов, выпускающих недорогие сувенирные вещицы, которые часто привозятся к нам под видом эксклюзивного муранского стекла и продаются по сумасшедшим ценам. Чтобы не стать жертвой мошенничества, необходимо знать, что эксклюзивное стекло изготавливают лишь несколько заводов острова. Муранское стекло невозможно перепутать ни с каким другим, оно чистое, тяжелое, окрашено окислами металла с применением сложных техник нитей, мозаики, миллефиори или золочения.
Настоящее искусство
Изделий из стекла и хрусталя, которые можно возвести в ранг искусства, в мире мало. Это эксклюзивные вещи, выполненные вручную, штучно, снабженные сертификатами, подписями и номерами. Цены на такие предметы не имеют предела, но небольшую вещицу можно приобрести и человеку со средним достатком. Стеклянные и хрустальные произведения искусства сделают интерьер бесподобным, обязательно окажутся в центре внимания. Марки, которые будут описаны дальше, представлены и в нашей стране, но за границей покупка будет дешевле, а выбор больше. Ктому же изысканная вещица станет приятным напоминанием о поездке.
Муранскому стеклу, как совершенно особому, ни на какое другое не похожему, надо посвятить отдельную статью. Здесь же мы рассмотрим лишь несколько его марок, которые, по нашему мнению, заслуживают самого пристального внимания.
Начнем с фирмы FORMIA. Вы встретите ее изделия практически во всех салонах подарков России, но- берегитесь подделок. Цена стекла FORMIA невысока (хотя у нас ее порой взвинчивают до неприличия), а уровень мастерства стеклодувов просто исключителен. Вэтих предметах можно найти все виды внутренней и внешней отделки, упоминавшиеся в этой статье. Аесли к изыскам муранского стекла добавить полет фантазии дизайнеров, то получится произведение искусства, которое не стыдно подарить или привезти в качестве сувенира. Конек фирмы- разнообразные статуэтки: рыбы, лошади, забавные человечки.
А теперь о знаменитых муранских художниках. Фирма SEGUSO VIRO декорирует изделия цветом, нитями, великолепным межстекольным золочением. Причем тончайшая фольга рассыпается в сосудах на мельчайшие крупинки, создавая эффект золотистого марева. Дизайнер Джанпаоло Сегузо, представитель династии стеклодувов Сегузо, основавших свое дело в 1397году, любит сочетать разные виды стекла- кобальтовое, золоченое, прозрачное, мозаичное. Все работы мастера подписаны, пронумерованы и снабжены сертификатом. Вколлекции SEGUSO VIRO входят вазы, декоративные тарелки, скульптура, мелкая пластика.
Две последние компании не занимаются предметами для стола, их работы- это украшения и подарки.
Закончить статью о дизайнерском стекле и хрустале хочется небольшим рассказом о марке LALIQUE (Франция). Художник Рене Лалик основал ювелирную фирму, носящую его имя, в 1885году. Позже маэстро увлекся стеклом. Для изготовления своего хрусталя компания разработала специальную стеклянную массу с содержанием серебра. Вотличие от других марок, LALIQUE выдувает и обрабатывает стекло только в горячем виде, а процесс остывания может длиться более 200часов. Все предметы делаются вручную на заводе и проходят через 30рук мастеров-стеклодувов, стеклорезов и т.д., прежде чем оказаться в витрине магазина. Весь хрусталь подвергается тщательнейшему отбору, в продажу поступает только 20% изготовленной продукции. Хрусталь обрабатывается в технике сатинирования (воздействия плавиковой кислотой). Эта техника придает ему неповторимое глубинное свечение. Коллекции LALIQUE включают в себя статуэтки, вазы, тарелки, бокалы и графины для вина. Предметом восхищения давно стали флаконы для духов, выпускаемые в ограниченном количестве и практически никогда не повторяющиеся. Абсолютно уникальна коллекция хрустальных украшений- колье, колец, серег. Но все же основное направление фирмы- вазы и мелкая пластика.
LALIQUE использует эскизы современных художников, а также эскизы начала века- самого Рене Лалика и его мастеров. Типичные мотивы- животный и растительный мир, женские фигуры и ангелочки, стилизованные под модерн и ар-деко. Фирменные салоны LALIQUE, в которых представлены новые коллекции и классика марки, можно найти по всему миру. Обладатели предметов от LALIQUE могут быть уверены в том, что у них в руках истинные сокровища, которые никогда не утратят своей ценности.
Цветной художественный хрусталь производят также DAUM (Франция) и фабрики острова Мурано ZANETTI и GAMBAROPOGGI.
Редакция благодарит компании HERMITAGES.A., "ГЕН-ЛЕКС АССОЦИАЦИЯ", IITALA FINLAND, SIEGER DESIGN, салон VENEZIA, Торговый дом "ДВЕНАДЦАТЬ", "МБТМ» за помощь в подготовке материала.
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!