Свет в окне и в интерьере

Образ жилого помещения зависит не только от способа расстановки мебели, но и от освещения. Свет как составная часть интерьера.

Свет в окне и в интерьереАрхитекторы:

М.Заславский, ВВарганов.
Фото: КДубовец.
Солнечный свет из окна, потолочные люстры и настенные бра, открытый огонь камина- вместе или порознь- помогут хозяйке дома создать желаемую атмосферу в гостиной Свет в окне и в интерьереАрхитектор: Н.Герасимова.
Фото: ВВасильев, А.Бабаев.
Чтобы голубой вечерний свет "неубил" красный диван, его необходимо подсветить теплым светом желтой лампы Свет в окне и в интерьереАрхитектор: В.Герасимова.
Фото: В.Нефедов.
Теплая оранжевая гамма гостиной однозначно указывает на активную жизненную позицию обитателей дома. Вэтом интерьере хорошо обсуждать планы на будущее Свет в окне и в интерьереАрхитектор: В.Герасимова.
Фото: В.Нефедов.
Строгие линии, легкая цветовая гамма, изящная мебель. Но атмосфера интерьера не располагает к долгому застолью. Это зона завтрака- утро, начало дня Свет в окне и в интерьереАрхитектор: И.Бабенко.
Фото: В.Нефедов
Иллюзия невесомости, воздушности большого полукруглого дивана создается за счет контраста светлого тона его обивки и темного тона пола. Холодный "зеркальный" потолок зрительно увеличивает высоту помещения. Разделение гостевой и проходной зон осуществлено с помощью различной фактуры пола Свет в окне и в интерьереАрхитектор: Д.Брезинска.
Фото: К.Манько.
Помещение и сад, разделенные стеклянной перегородкой, по сути, являются единым целым. Удачно расположен камин, возле которого по вечерам собираются обитатели дома. Зрительный акцент смещен в сад. Ксожалению, вид из окна не заслуживает внимания. Эта фотография, наверное, была сделана на стадии, когда садовник еще не завершил свою работу Свет в окне и в интерьереФото: Д.Минкин.
Белый цвет обивки создает ощущение невесомости мягкой мебели Свет в окне и в интерьереАрхитектор: Е.Стрекалова.
Фото: В.Нефедов.
В этом интерьере предусмотрено несколько различных сценариев освещения. Витражный светильник у входа создает иллюзию того, что дверь ведет на залитую солнцем улицу Свет в окне и в интерьереАрхитектор: А.Троицкая.
Фото: А.Камачкин.
Мягкий рассеянный свет, интересное сопряжение стен и потолка. Однако светильники в стене над изголовьем носят скорее декоративный характер. Функциональным является боковое освещение в виде двух напольных торшеров Свет в окне и в интерьереАрхитектор: А.Вайсфельд.
Фото: М.Степанов.
Бесконечное разнообразие оттенков желтого и коричневого, закругленность форм интерьера однозначно воспроизводят образ пустыни Свет в окне и в интерьереАрхитектор: А.Варданян.
Фото: Г.Шабловский.
Интерьер в духе современного конструктивизма: "дом- машина для жилья" Свет в окне и в интерьере FOTObank/E.W.A.
Интерьер детской комнаты часто не соответствует архитектурному стилю остального жилья Свет в окне и в интерьереАрхитектор: Д.Михайлов.
Фото: Г.Шабловский.
Световое и цветовое решение интерьера, который можно условно назвать "дом буржуа" Свет в окне и в интерьереАрхитектор: Я.Красовская.
Фото: В.Нефедов.
Синий "космический" интерьер санузла, чем-то напоминающего сцены из фантастических кинофильмов, создает впечатление нежилого помещения. Такое неуютное освещение призвано не позволить основательно и надолго здесь расположиться Свет в окне и в интерьереАрхитектор: В.Болдинов.
Фото: З.Разутдинов.
Необычайно изящное решение коридора. Мощные зеленые балки не являются несущей конструкцией- это декоративный элемент, придающий невыразительному проходному помещению статус самостоятельного архитектурного объекта. Подсветка стены в конце коридора зрительно увеличивает ширину прохода

Если цвет не освещен- его не существует.
Н. П. Крымов

Образ жилого помещения зависит не только от способа расстановки мебели, но и от освещения. Вспомните театр с его световыми завесами и точечными выстрелами световой пушки. Впредлагаемой статье свет рассматривается как составная часть интерьера.

Солнце и Небо

Будем последовательны и начнем "танцевать от печки", точнее, от Солнца- звезды, которая освещает нашу жизнь днем. Вастрономическом масштабе это малое, холодное и довольно тусклое светило. Ученые называют его красной карликовой звездой пятой величины. Вее недрах трудится термоядерный реактор, но продукты реакции, к счастью, поглощаются в теле самой звезды. За пределы огненного шара вырывается свет- электромагнитное волновое излучение, которое формируется в фотосфере- тонком (500-1000 км) слое поверхности Солнца, разогретом "всего-то" до 6000C.

Эта температура и определяет спектральный состав излучения (набор длин волн), под сенью которого зародилась жизнь на третьей от Солнца планете- Земле. Нет ничего удивительного, что наше зрение наилучшим образом приспособлено именно к солнечному спектру. Мы видим свет как раз в том диапазоне волн, которые наиболее интенсивно испускаются родной звездой. Помимо этого, Природа подарила нам ощущение цвета, устроив зрение человека так, что волны разной длины (или частоты излучения) мы видим окрашенными по-разному.

Из-за рассеяния коротковолновой (голубой) составляющей в земной атмосфере солнечный свет представляется нам потоком от двух источников. Первый- это точечный источник бело-желтого света, которым служит диск Солнца. Второй- протяженный источник сине-голубого света, которым служит купол Неба. Цвета Солнца и Неба при этом зависят от временигода и суток, чистоты атмосферы, географической широты местности, высоты над уровнем моря и пр. Всуществовании этих двух источников света, видимо, и кроется объяснение, почему синий и голубой цвета считаются холодными, а желтый и красный- теплыми. Поверхность предметов, нагретая лучами Солнца, сияет в его бело-желто-красных лучах, а прохлада тени, куда не проникают прямые лучи, подсвечивается сине-голубым Небом.

Цветовая температура

Источники света характеризуются множеством параметров. Один из них- цветовая температура. Цветовая температура той или иной лампы- температура так называемого абсолютно черного тела, при которой это тело имеет тот же самый цвет, что и данная лампа.

Вместо того чтобы подробно описывать, сколько синих или других лучей в спектре тела, разогретого, например, до 1000C, говорят, что его цветовая температура равна 1000С. При разогреве до "белого каления", то есть до температур более 2000С, все тела светят белым светом, но по-разному. Вдиапазоне от 2000 до 3300С испускается теплый белый свет, от 3200 до 5000С- холодный, при температуре более 5000С белый свет называют дневным. При цветовой температуре менее 2000С в спектре не хватает синей составляющей, и лампа светит слегка желтоватым светом.

Теплым светом вечернего Солнца (2000-2500С) светится вольфрамовая спираль обычной лампы накаливания. На спирали галогенной лампы развиваются более высокие температуры- 2900-3300С. Светом яркого полуденного солнца горят люминесцентные лампы. Их излучение не связано с нагревом- это свечение паров металлов в электрическом разряде, которое преобразуется в видимый свет люминофором. Свечение люминофора- «холодное», родственное северному сиянию, свету светлячков и гнилушек.

Люминесцентные лампы, как и лампы накаливания, характеризуются цветовой температурой, значение которой в данном случае достигает 6500С. Но надо отдавать себе отчет, что эта величина в немалой мере условна. Визлучении люминесцентных ламп, независимо от их типа, всегда есть избыток синих или зеленых лучей. Иэто нужно учитывать при планировании светового решения интерьера.

Яркий солнечный свет подсознательно ассоциируется с производственной деятельностью и в большей степени уместен на фабрике или в офисе. Вжилом интерьере люминесцентные лампы используются редко, да и то лишь в специальных случаях (например, для освещения растений).

Предметный цвет

Если предмет не отражает свет, а только поглощает, то он черного цвета, если отражает весь спектр, тогда он белый. Цветной предмет поглощает часть спектра, а его цвет определяется длиной волны отраженного света. Иными словами, пока предмет не освещен, он вообще не обладает такой характеристикой, как цвет.

Кпримеру, возьмем спелый помидор, отражающий только красные лучи и поглощающий все остальные. Если его осветить синим светом, он не отразит ничего и останется черным! То есть цвет предметов зависит от цветовой характеристики осветителя, и порой радикально. Именно это свойство предметного цвета имел в виду русский художник Н.П.Крымов, высказывание которого мы использовали в качестве эпиграфа.

Физиологический аспект восприятия цвета

Выше рассматривались технические аспекты света как физического явления, они строго определены и поддаются измерению. Но стоит ли говорить, что передать словами, чем же именно красный отличается от зеленого, не показывая пальцем, невозможно? Другими словами, цвет- это субъективное ощущение человека, а вовсе не свойство природы. Можно даже утверждать, что в природе вообще не существуют цвета. Есть электромагнитные волны разной длины. Но глаз человека устроен так, что за восприятие волн различной длины отвечают нервные окончания разных типов: одни реагируют на свет в "красном" диапазоне длин волн, другие- в "зеленом", третьи- в "голубом". Люди назвали свет в области коротких волн фиолетовым, а в области длинных волн- красным. Между ними, как мы знаем, расстояние от охотника до фазана. Сфизиологическим механизмом формирования зрения науке до сих пор не все ясно. Но несомненно одно: цвет- это ощущение, и оно субъективно.

Как известно, ультрафиолетовая (УФ) и инфракрасная (ИК) области невидимы человеческим глазом. Отметим лишь, что граница видимости индивидуальна для каждого человека. Некоторые, преимущественно молодые, люди видят интенсивное УФ-излучение как слабое свечение голубоватого цвета. Таким людям лист белой бумаги кажется слегка желтоватым, если применявшийся отбеливатель бумаги не отражает УФ-составляющую спектра.

Свозрастом способность видеть в этом диапазоне ослабевает. Как следствие- впалитре стареющих мастеров живописи исчезают фиолетовые и синие краски.

С одной стороны, все нюансы цвета- "личное дело каждого". Например, давно известно, что женщины более восприимчивы к цвету, чем мужчины. Автор этих строк глубоко убежден, что голубой- не самостоятельный цвет, а разновидность синего, и не нужно его за это осуждать. Сдругой стороны, по утверждению ученых, существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Установлено, что младенцы, независимо от расы и места проживания, красный, оранжевый и желтый цвета одинаково предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Подростки выбирают голубой, зеленый и реже красный, желтый, оранжевый.

В настоящее время считается, что физиологическая реакция человека на конкретный цвет достаточно определена. Воздействие цвета можно охарактеризовать следующим образом:

  • Красный- возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, повышает кровяное давление, ускоряет частоту дыхания.
  • Оранжевый- тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет сердечный ритм.
  • Желтый (самый светлый в спектре)- тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение.
  • Зеленый (наиболее привычный для органов зрения)- физиологически оптимальный; снижает кровяное давление, успокаивает, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.
  • Голубой- успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.
  • Синий- успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.
  • Фиолетовый- соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему.
Известно также, что с возрастом любимая цветовая гамма изменяется, причем преимущественно в направлении от холодных сине-зеленых к теплым желто-коричневым тонам. Это утверждение можно проиллюстрировать на примере продукции Microsoft. Мы не беремся однозначно констатировать трансформацию цветовых пристрастий Билла Гейтса, но, в качестве забавной иллюстрации к сказанному, обращаем ваше внимание на то, как строгая синяя гамма классического Windows95 приобрела желтовато-коричневые пятна в WindowsXP.

Весь мир — иллюзион

Кроме психофизического аспекта воздействия, свет обладает также свойством чудесным образом «обманывать» человека при оценке размера и массы предмета, а также расстояния до него. Из двух одинаковых предметов, окрашенных в разные цвета, светлый кажется более крупным, чем темный. Это правило иногда формулируют иначе: «Белое платье меня полнит!»

Иллюзия уменьшения размера также прослеживается в ряду: ахроматический (белый, серый или черный)- монохромный (одноцветный)- полихромный (многоцветный). Вто же время темный предмет на вид тяжелее светлого. Из двух светлых предметов более легким кажется тот, у которого цвет холоднее. При разной насыщенности более тяжелыми кажутся предметы насыщенных цветов.

Архитектурный стиль и световой тип жилища

Комфортнее всего человек чувствует себя в среде, которая в известной степени повторяет его собственные качества. При проектировании жилища следует учитывать цветовые предпочтения всех домочадцев.

Классическая постановка света предполагает распределение уровней освещенности, выстроенное по образу природного освещения: относительно темная нижняя зона, средняя по освещенности середина и самая светлая верхняя часть, напоминающая небо.

Среди множества типов жилища, которые предлагают теоретики от дизайна, мы, не претендуя на полноту, выделим всего три: природно-естественный "дом- сад", "дом буржуа" и функционально-конструктивистский "дом- машина для жилья». Эти примеры приведены для иллюстрации того, что световое и цветовое решение жилья не может выбираться произвольным образом, оно должно быть увязано с общей архитектурной концепцией.

"Дом- сад". Винтерьере жилища первого типа господствует дух естественности, предполагается использование натуральных материалов и природных цветовых решений. Для плоскости пола выбираются краски земли, камня, глины, гравия, песка. Синие и зеленые тона, вызывающие ассоциации с водой или травой, для основания применяются редко. Несущие элементы конструкции и крыши подаются в темных (черных и коричневых) тонах стволов и ветвей деревьев, а стены и потолок могут быть решены в светлой зеленой гамме листвы и мягкой серо-голубой гамме облачного неба. Такой дом является продолжением сада и распространен, например, в Японии. "Дом буржуа". Вэтой схеме все подчинено созданию комфорта и уюта. Вжилище множество предметов и деталей, интерьер располагает к отдыху и веселью. Как правило, убранство жилья этого типа подчеркивает благополучие и благосостояние хозяина. Здесь пространство отдается в жертву вещам, причем вещи эти- преимущественно массивные, прочные, с большим количеством позолоты, лака, хрусталя. Условно, это интерьер городской квартиры зажиточного буржуа. Здесь нет определенного стиля, вернее, можно выбрать любой архитектурный стиль, от классицизма до модерна, или предпочесть смешение стилей. Мебель в основном темная, тяжелая. Освещение неяркое, тона теплые, допустим полусумрак.

"Дом- машина для жилья". Втретьей схеме, которая связывается с идеями конструктивизма, дом рассматривается как "машина для жилья". Этот стиль, идеологические принципы которого были заложены ЛеКорбюзье, оформился в 20-е годы ХХвека. "Функциональное жилище"- полная противоположность "дому буржуа". Краски жилища светлые и чистые. Винтерьере легкая мебель, большие окна, белые стены. Цветовые пятна, которыми могут стать картины, цветные скульптуры или мебель, призваны подчеркивать белизну стен, чистоту линий.

Кое-что о режиссуре света

Вся эта огромная масса информации о физико-технических, психофизиологических и магических свойствах света может быть использована при проектировании среды обитания человека. Конструирование дизайна жилища всегда сталкивается с задачей поиска компромисса между функциональностью помещения и его эстетикой. Ниже мы приведем некоторые правила, которые, как нам кажется, помогут избежать ошибок и сделать интерьер уютнее. Многое зависит от того, считаете ли вы, что живете на залитой светом арене, или, наоборот, полагаете, что мир погружен во мрак, а видно лишь то, что подсвечено фонарем. Ответ на этот вопрос и может послужить ключом к решению. Освещение бывает общим и местным. Возвращаясь к выбору светильников- это определит, будете ли вы пользоваться в основном настенными бра, напольным торшером или предпочтете включать общую люстру. Впринципе никто не запрещает запланировать несколько световых сценариев для одного помещения. Одно из последних достижений светотехники- токоведущие шины. Их конструкция позволяет на одном рельсе, закрепленном на стене или потолке, расположить множество подвижных галогенных ламп, свет которых можно направить в нужную сторону.

Цветность источника света обусловлена не только характеристиками лампы, но и цветом абажура. Теплый желтый свет напольного торшера сможет подчеркнуть яркость рисунка ковра или дивана, выполненного в коричневой гамме, но в то же время способен исказить до неузнаваемости холодный небесно-голубой тон атласного покрывала. Причем заранее трудно бывает предсказать результат взаимодействия цветов осветителя и предмета. Выход из положения можно найти только экспериментальным путем. По возможности проверьте образцы коврового покрытия, шторы или мебельной обивки в магазине на «совместимость» с осветительным прибором перед его приобретением.

Добавка синего цвета в освещении подчеркивает контуры предметов, выявляет белизну кафеля, но пользоваться этим приемом мы рекомендуем с осторожностью. Синий уместен в ванной и туалете, если вам по душе атмосфера стерильности и блеск никелированных деталей. Но постройте освещение так, чтобы ваше отражение в зеркале формировалось лампой, не имеющей синей составляющей. Иначе вы всегда будете недовольны собой. Избыток синего категорически противопоказан на кухне и в столовой. Синеватый отсвет на продуктах питания наверняка не улучшит аппетита, да и синюшность собеседника к задушевному разговору вряд ли расположит.

С помощью правильного выбора системы освещения можно зрительно подкорректировать пропорции помещения. Например, продольное освещение одной из стен визуально увеличивает короткое помещение, а ярко освещенный потолок кажется более высоким. Чтобы уменьшить высоту потолка, применяют освещение стен потолочными светильниками, направленными на стены. Освещение стены в конце коридора сделает его шире. Стену с окнами следует оформить в светлых тонах, чтобы простенок не контрастировал с окном. Потолок также должен быть светлым, чуть голубоватым, являя собой протяженный источник отраженного рассеянного света.

Выбором цвета мебели удается уравновесить композицию интерьера. Кпримеру, при необходимости можно визуально уменьшить размеры огромного шкафа, выбрав для него темный и ненасыщенный тон.

Для кабинета или спальни общее освещение не обязательно. Достаточно настольной лампы, бра или потолочного светильника, которые, высветив необходимый объект, оставят окружающее его пространство в полумраке. Вспальне обычно используется спокойная светлая гамма, рассеянный приглушенный свет, молочно-белые матовые светильники, а кабинет, который предполагает уединение, традиционно выполняется в темных тонах. Рабочее место, разумеется, должно быть оборудовано грамотно с точки зрения удобства освещения. Стол необходимо снабдить достаточно яркой лампой направленного света, а для уменьшения контраста послужат дополнительные источники рассеянного света, которые можно расположить на стене.

Туалетный столик, перед зеркалом которого совершается таинство макияжа, лучше оборудовать лампами с различной цветовой температурой- холодной дневной и теплой вечерней. Это поможет правильно подобрать косметику перед предстоящим выходом в свет. Вгостиной уместно яркое общее освещение, здесь будет кстати доля красного. Красный цвет мобилизует, создает торжественную обстановку.

Для детской лучше всего подходит самая светлая комната в квартире- чем больше естественного света, тем лучше. Не стоит навязывать ребенку свою любимую цветовую гамму. Цветовые и световые решения интерьера активно воздействуют на развитие, состояние, самочувствие растущего человека. Что касается цветовых предпочтений, то дети выбирают яркие чистые краски или их контрастные сочетания, например комбинации красного и зеленого, желтого и фиолетового, синего и оранжевого. Цветовые пятна создаются с помощью игрушек или яркой мебели, а для окраски стен специалисты рекомендуют светлые теплые тона.

И наконец, последнее. Люди часто испытывают непреодолимое желание сменить обстановку, переклеить обои, перекрасить кухню, но это удовольствие не дешевое, оно требует сил и времени. Вэтом отношении переустановка освещения может оказаться не менее эффективным, но более доступным средством.

Вместо заключения

В качестве совета предлагаем внимательно отнестись к выбору кандидатуры вашего дизайнера или архитектора. Его задача вовсе не в реализации своих представлений о том, какой должна быть современная квартира. Он обязан быть хорошим психологом, должен понять характер, пристрастия и привычки заказчиков. Адальше- смотреть на квартиру глазами людей, которых он оставит жить в изобретенном им интерьере. Жилой интерьер всегда эклектичен. Ине всегда то, что хорошо смотрится со страниц журналов, удобно в быту. Тепло и уют порой трудно сочетаются с выдержанным стилем, но ведь Интерьер- для Человека, а не наоборот.

Редакция благодарит архитектора Сергея Чуракова и художника Сергея Бессараба за помощь в подготовке материала.

Рекомендуем