Чёрное и белое

«Умный дом» и high-tech в самом мягком выражении. Реконструкция трехкомнатной квартиры общей площадью 72 м2 в типовом панельном доме.

Чёрное и белоеЦиркульная в плане барная стойка выполнена из гипсокартона Чёрное и белоеВстроенный шкаф делает возможным сочетание в одной зоне двух разных функций Чёрное и белоеЧерные рамки фотографий, черные буквы на пледе, тонкие стулья- все это дополняет ощущение тонкой графики интерьера Чёрное и белоеЦентральный объем гостевой зоны разделен нишами и полками для многочисленных безделушек Чёрное и белоеДизайн кресла Euromobil, стоящего в углу гостиной, в прошлом веке придумал сам ЛеКорбюзье Чёрное и белоеОбщий вид гостевой зоны со стороны столовой. Удачно расположенный точечный свет создает мягкие переходы светотени на светлых поверхностях Чёрное и белоеКухня с зеркальной плиткой представлена на снимке в отражении вертикального зеркала "галереи" Чёрное и белоеДетская- единственный яркий островок во всей квартире Чёрное и белоеВ ванной комнате контраст черного и белого смягчен введением полутона и блестящих аксессуаров Чёрное и белоеВид спальни из гардеробной. Узкая полка вдоль зеркала над кроватью позволяет обогатить этот лаконичный интерьер деталями Чёрное и белоеЕстественный свет создает на гнутых белых поверхностях не менее выигрышную светотень, чем искусственный Чёрное и белоеПлан до реконструкции Чёрное и белоеПлан после реконструкции

Каллиграфы Востока считали сочетание черного и белого наилучшим средством выразительности визуального языка. Для европейца в большинстве случаев предпочтительнее цвет. Черно-белая концепция этой квартиры родилась вовсе не из желания подражать Востоку, а из оследовательной реализации осознанных потребностей заказчика.

Стиль, пришедший с самого запада Европы, из Англии, а именно high tech (высокие технологии), был объявлен заказчиком главным направлением в проектировании интерьера. Причем технологичность была избрана не как приглянувшийся стиль- заказчик хотел получить то, что называют «умным домом». Во всяком случае, настолько, насколько это отвечает его потребностям и возможностям.

В основу устройства интеллектуального жилья был положен "бюджетный" набор техники BANGOLUFSEN, позволяющий реализовать один из элементов системы "умного дома". Ведь далеко не каждому нужен весь набор возможных функций, в том числе запуск посудомоечной машины с мобильного телефона и тестирование холодильника на наличие молока. Хотя приблизиться к идеалу порой очень хочется. Поэтому в данном случае, уже на этапе строительства, в стены были заложены все необходимые кабели и провода, электроника и блоки управления, позволяющие в дальнейшем "достраивать" систему. Сейчас, пользуясь одним пультом, можно управлять домашним кинотеатром, светом (только в гостиной предлагается до 20световых комбинаций), теле- и спутниковыми каналами, выходом в Интернет, а также видео- и DVD- аппаратурой. Вбудущем планируется добавить управление системой видеонаблюдения. Еще более интересна возможность программирования. Так, обитателей квартиры каждый день будит негромкая классическая музыка, к моменту завтрака в столовой включается их любимая радиостанция, а когда приходит время кормить младшего члена семьи, «умный дом» развлекает его мультиками.

Множество кабелей и точек разводки потребовали от архитектора особенно тщательной проработки проекта, преодоления массы технических сложностей- установленная система сродни компьютерной сети. Врезультате проект был выполнен настолько скрупулезно, что никаких уточнений в процессе строительства не потребовалось. Это позволило осуществить перепланировку и отделку в течение всего двух месяцев. Так же внимательно архитектор Юлия Демерджи подошла и к проблеме тепло- и звукоизоляции. Угловое расположение квартиры, частые просмотры фильмов в модном домашнем кинотеатре и пристрастие хозяев к музыке делают эту проблему чрезвычайно важной.

Интересно, что компоновка домашнего кинотеатра повлияла и на структуру интерьера: деление квартиры на части, расположение мебели, высотные соотношения. Дело в том, что создатели этой техники (которым, как видно, не дают покоя лавры Пифагора) составили систему модулей на основании акустических требований. Автор проекта справедливо рассудила, что, если уж show-time-центру присущ гармонический строй, следует положить его в основу концепции жилища.

Итак, заказчик получил искомый high tech, но в самом мягком его выражении, что приятно. При этом был соблюден один из главных принципов стиля, а именно сведение к минимуму количества примененных материалов. Отсутствие дерева доведено почти до абсолюта. Даже паркет выбрали самого светлого оттенка, с едва заметной текстурой. Интерьер составлен из металла, стекла и кожи на фоне белой штукатурки кирпичных и гипсокартонных стен. Конечно, совсем избежать пластика не удалось, но он играет незаметную роль второго плана. Ивот это-то ограничение по материалам и дало в результате черно-белый интерьер- почти случайно, но закономерно. Ведь кожаная мебель выбранного стиля могла быть только черной. Аее лаконичные черты сделали практически невозможным применение каких-либо дополнительных цветовых акцентов.

Юлия Демерджи несколько лет прожила в Соединенных Штатах и теперь включает в свои проекты некоторые "американские" черты. Например, это проступает в планировочной схеме общественной части интерьера, где кухня соединяется с гостиной через обеденную зону с большим столом, и эта зона одновременно принадлежит им обеим. "По-американски" расставлено и кухонное оборудование- не по одной линии, как мы привыкли, а по обе стороны неширокого рабочего пространства. Плита расположена прямо перед окном. До его середины над ней спускается металлическая вытяжка- решение для этого интерьера чрезвычайно органичное и красивое.

При ремонте квартиры широко применялся гипсокартон. Из него возводили перегородки, им обшивали стены, чтобы скрыть электропроводку, кабели, трубы отопления и выровнять поверхности (на некоторых участках их кривизна составляла 18см). Внекоторых случаях пришлось принимать дополнительные меры для повышения несущей способности возводимых конструкций. Например, в спальне к перегородке должен был крепиться кронштейн с достаточно большим телевизором. Втаких случаях профили металлического каркаса, на который монтируются листы гипсокартона, устанавливаются вплотную друг к другу, образуя сплошную панель. Между собой профили скрепляются болтами. При возведении криволинейных стен (например, между кухней и детской) болты заменяли прутьями арматуры, которые предварительно гнули по радиусу кривизны стены.

Гостевая часть квартиры интересна горизонтальными окнами по одной стене и трапециевидным в плане пространственным объектом, каждая сторона которого обозначает отдельную функциональную зону. Воснове этого необычного элемента- банальный короб с коммуникациями (канализационный и водопроводные стояки, вентшахта). Содной стороны установлено кухонное оборудование с мойкой и рабочим столом, а с двух других короб обстроен конструкциями из гипсокартона, образующими квадратные ниши с подсветкой и шкафы для книг и хозяйственных мелочей. Таким образом, при движении по часовой стрелке мы попадаем сначала в бар, потом в гостиную, затем в столовую, оттуда на кухню, а между кухней и баром существует что-то вроде зеркальной галереи Лувра в сильно уменьшенном варианте (на торец короба, напротив коридора, повешена зеркальная панель).

Это движение рождает воспоминания о дворянско-усадебных домах, где через раскрытые двустворчатые двери можно обойти несколько комнат по кругу. Воспоминание довольно неуместное, поскольку речь идет о стиле high tech, но греющее душу, если вспомнить, что квартира находится вблизи исторического центра Москвы. Впрочем, никаких двустворчатых дверей здесь нет, все сухо и технично, как и положено в интеллектуальном доме. Вот эта-то сухость и испугала в какой-то момент автора, и она ввела в планировку кривые и дугообразные линии. Они здесь не менее органичны, чем металлические поверхности. Возникают даже свои мини-легенды о том, что линия карниза, идущая вдоль гнутой стены гардеробной в спальне, повторяет очертания виолончели, дабы иллюстрировать классику по утрам.

Спальня с гардеробной, расположенная в изначально самом большом помещении квартиры, решена радикально. Во-первых, гардеробной щедро отдана треть (если не больше) пространства. Во-вторых, вход в нее устроен через сложной формы гладильную, благодаря чему отпала необходимость в дверях. Кстати, то, что автор не экономит площадь на подсобных помещениях (это видно на примере гардеробной и санузла), снова демонстрирует непривычный подход к обустройству жилища. Иодновременно создает ощущение простора в этой в общем-то небольшой квартире. То есть главное- найти разумное соотношение объемов.

Умный дом

Чем сложнее техника, используемая в "умном доме", тем больше подготовительных мероприятий должны провести архитектор, инженеры и другие специалисты для ее успешного функционирования. "Умная" электроника требует подачи тока без перепадов напряжения, иначе она сгорит. Для предотвращения этого в общеподъездный щиток вмонтировали специальный компенсатор напряжения фирмы ABB. Вквартире, помимо обычного отдельного щитка с предохранителями на каждый бытовой прибор, были предусмотрены дополнительные компенсаторы напряжения, преобразователь резервной мощности и предохранители от короткого замыкания на каждый из компонентов системы. Качественная телетехника потребовала качественного сигнала (условие заказчика). Пришлось в общедомовом стояке с электричеством устанавливать дополнительно пять усилителей сигнала на каждый вид волн- дециметровые, метровые и спутниковые. Узлы соединения нескольких кабелей, «крабы», снабдили усилителями. Но все эти меры были подготовкой к главному этапу. Помимо соблюдения акустических, звукоизоляционных и эстетических требований, архитектору и специалистам по домашним кинотеатрам предстояло объединить все компоненты в общую систему, позволяющую управлять DVD, видео-, спутниковым телевидением, включать свет и осуществлять наблюдение за домом с помощью одного пульта управления. Для этого применялся кабель Master-Link, передающий команды с центрального блока (находящегося в большом телевизоре со встроенным STP-контроллером) на периферийные устройства.

Вычтя из спальни площадь гардеробной, архитектор частично компенсирует потерю, создав уютнейшую террасу (за счет остекления лоджии, идущей вдоль всего фасада). Аналогичная терраса дополняет гостевую часть квартиры. Остекление без переплетов, садовая мебель, зеленые растения и великолепный вид, открывающийся с высокого этажа, делают этот зимний сад одним из самых привлекательных помещений квартиры.

Вообще весь интерьер носит открытый и светлый характер. И, видимо, для усиления этого впечатления в пространство введено большое количество зеркальных поверхностей. Зеркальная плитка над рабочими столами кухни отражает свет расположенного напротив окна. Зеркальные створки шкафа в прихожей являются необходимым акцентом в этом месте стены. Да и повсюду в квартире ловишь отражения увеличенных вдвое комнат. Так и широкое горизонтальное зеркало в спальне зрительно увеличивает пространство, но в то же время создает несколько холодноватый, напоминающий об отеле образ.

В квартире сделана лишь одна уступка красочности- конечно же, в детской. Эта комната насыщена цветом, разноцветным светом, яркими картинками и игрушками. Непохожесть на остальные помещения квартиры делает детскую волшебной шкатулкой, но не вызывает ощущения ее чужеродности в общем интерьере. Очень красивый насыщенный синий на стенах этой комнаты кажется сильно сгущенным оттенком белых стен окружающего пространства при дневном освещении.

Освещение, как сейчас модно, продумано так, чтобы существовать в самых разных вариациях. Достигается это благодаря нескольким типам источников. Например, уже упомянутое "круговое движение" общественной зоны, подчеркнутое двойным карнизом на потолке, проакцентировано светом дважды- скрытой под карнизом люминесцентной лампой и идущими вдоль него строгими металлическими светильниками. Каждая зона имеет собственное локальное освещение в виде галогенных ламп на потолке. Стенам задается ритм с помощью металлических бра со скрытыми лампами. Вполки также вмонтированы галогенные лампы. И все это может быть включено по отдельности и в любых сочетаниях, что создает разную освещенность и полностью меняет интерьер, затеняя или высвечивая отдельные его части. Таким образом, поток света создает необходимое настроение в любое время суток.

В копилку идей

Чёрное и белое
Зеркальная облицовка, или Продолжение в отражении

Несколько номеров тому назад мы рассказывали о преимуществах мытья посуды перед окном. Трудно было предположить, что представится случай снова обратиться к этой теме. Но хорошие идеи, как говорят, носятся в воздухе. Вот еще один вариант оригинальной компоновки кухонного оборудования. Насколько он соответствует традициям американских домов, судить трудно, но можно с уверенностью сказать, что архитектор Юлия Демерджи не слепо копировала иностранный опыт, а сумела в наших непростых жилищных условиях создать удобное для приготовления пищи пространство и дополнить его несколькими интересными деталями.

Прежде всего, бросается в глаза переходящая в подоконник широкая столешница, в которую на этот раз вмонтирована газовая плита. Приличное расстояние до окна (интересный момент: шторы здесь заменены практичными горизонтальными жалюзи) гарантирует от грязи и брызг, традиционно «украшающих» кусок стены возле плиты.

О подвешенной над плитой вытяжке говорилось в статье, поэтому ограничимся лишь констатацией удачного выбора модели. Серебристый металл и четкие, не лишенные изящества формы вытяжки особенно выигрышно смотрятся на фоне окна.

Особого внимания заслуживает отделка стены над столешницей. Вместо обычной керамической использована зеркальная плитка. Иею облицевали не только поверхность стены, но и часть оконного откоса. Преломляющиеся в зеркалах отражения окна и интерьера уничтожают жесткую геометрию стены. Рабочая плоскость продолжается и в зазеркалье, то же самое происходит с окном. Врезультате трудно оценить реальные размеры помещения. Использование зеркал, наряду с окраской стен в светлые тона, лучше всего подходит для решения проблемы тесного маленького помещения. Эксперименты с отражениями выглядят очень эффектно, но для создания комфортного жилого интерьера нужно очень точно определить место для них. Вданном случае зеркальная полоса четко ограничена по высоте: 60см над столешницей- этого вполне достаточно, чтобы защитить стену от загрязнения.

И все же самая загадочная часть этого интерьера- прихожая, она же бар. Когда заходишь в квартиру, в первый момент кажется, что перед тобой стойка-"ресепшн". Но нет, это барная стойка- не офис все-таки. Замысел автора проекта заключался в том, чтобы максимально использовать небольшую гостевую зону. Конечно, это решение снова напоминает об американском доме, где входная дверь ведет прямо в гостиную. Но здесь все придумано более тонко. Унас всегда было принято выделять прихожую. Вданном же случае прихожая и обозначена, и не сводится к сугубо функциональной темной клетушке. Практика подтвердила, что, спрятав верхнюю одежду гостей во вместительные стенные шкафы с зеркальными дверцами, можно спокойно использовать этот пятачок как мини-бар.

И еще раз о белых стенах как благодатном фоне для самого разного рода явлений. Мы уже видели, как они осветляют и раздвигают пространство, как они могут быть теплыми или холодными в зависимости от освещения, они хороши своей традиционностью, и именно в исполнении белых стен лучше всего смотрится план с лекальными линиями. Ведь светотень видна на них во всей своей первозданно-классической красоте. Ав этом доме белые стены служат фоном для черной мебели в стиле Миса ван дер Рое и ЛеКорбюзье. Отсюда и то ощущение каллиграфичности, о котором говорилось вначале. Но хозяйка квартиры не может до конца смириться с полным отсутствием цвета, поэтому в ее доме всегда стоят живые цветы- без ограничений.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.
Рекомендуем