Оазис, о котором мы расскажем,- это зимний сад в китайском стиле. Как и предписывает традиция создания восточных ландшафтов, образ сада складывается из гармонии трех стихий: камня, воды и растений.
Китайская тема при проектировании зимнего сада была выбрана не случайно. Хозяева долгое время жили на Дальнем Востоке, а сейчас занимаются китайской медициной в России. Для них зимний сад- это место отдыха. Обычно в центре расставляют кресла и столик: здесь устраивают чаепития. По своим климатическим условиям сад относится к так называемым субтропическим зимним садам, то есть таким, которые в зимнее время нуждаются в особой "погоде", копирующей мягкую субтропическую зиму. Температура воздуха должна понижаться до 10-12С (для некоторых растений даже до 5-7С), а полив- сокращаться. Период покоя длится с ноября по февраль, причем рост растений замедляется. Какие же это расте-ния? Все, которые в естественных условиях произрастают в зонах субтропиков: в Крыму, на Черноморском побережье Кавказа, в Юго-Восточной Азии и Южной Америке.
Субтропический сад в городской квартире- редкость, и объяснить эту закономерность легко. Создание искусственной зимы- дело хлопотное. Ктому же в этот период сад становится не слишком приветливым для хозяев: когда прохладно (10-12С), здесь особо не посидишь и не отдохнешь. Поэтому более популярны тропические сады, круглый год живущие при температуре 20С или чуть выше. Однако в последние годы и субтропические становятся для горожан все более привычными: в них есть свое очарование.
Мнение специалиста
При проектировании в первую очередь решали следующую задачу: помещение зимнего сада маленькое, однако хотелось создать ощущение большого пространства. Справа и слева есть окна, за ними- городские виды. Но хозяева, находясь в зимнем саду, предпочитают опускать жалюзи и обособляться от внешнего мира, поэтому мы придумали пейзажное панно, цель которого- зрительно увеличить объем сада, стать его продолжением. Пейзаж- точная копия китайской графики XVIв. Здесь есть передний и задний планы: картина сама создает ощущение перспективы.
Планировка продумана так, чтобы посетитель смог открывать для себя зимний сад дважды. Сначала- в тот момент, когда распахивает дверь: взгляд встречается с пейзажной зарисовкой- она манит идти вперед. Иуже совсем по-другому он осматривает сад, когда садится выпить чаю: теперь видно и заднюю стенку с журчащим водопадом и гибискусом.
Татьяна Садчикова,
директор компании Ilbosco
Дом, в одной из квартир которого создали этот сад, представляет собой две башни, на уровне 10-12-го этажей соединенные друг с другом остекленными переходами. Каждый разделили пополам гипсокартонной перегородкой- таким образом жители шести прилегающих к переходам квартир получили дополнительные помещения площадью около 14м2, остекленные с двух противоположных сторон. Одна из них ориентирована почти строго на восток, а другая- на запад. Обилие света сразу натолкнуло хозяев на мысль устроить в этой зоне зеленый уголок. Кстати, аналогичную освещенность имеют балконы, остекленные с трех сторон.
Фото 5 |
Фото 6 |
Фото 7 |
Фото 8 |
Фото 9 |
Фото 10 |
5.Сосна горная- хороший материал как для одиночных бонсаев, так и для
групповых посадок. Для нее характерны кустовые и стелющиеся формы, а также сильная ветвистость. Хвоя короткая
(до 2,5см длиной), темно-зеленого цвета, немного перекрученная
6-7.Папоротники (6) и пилеи (7) часто высаживают рядом с устремленными вверх деревьями и лианами, чтобы в прикорневой области было больше зеленой массы. Упапоротника листья продолговатые, резные,
а у пилеи- круглые, похожие на монетки
8-10.Для компактной корневой системы пилеи достаточно горшка высотой около 10см (7). Сажают пилею густо, один куст вплотную к другому, как почвопокровники (8). Уже вскоре после пересадки в горшке не станет видно земли ее скроет плотный зеленый коврик (9)
Вода, камни и...
Когда решили, что образцом будут служить китайские ландшафты, сразу стало понятно, какие элементы должны обязательно присутствовать в саду: вода, камни и растения. Стихия воды воплощена как в маленьком водопаде, падающем с невысокой скалы, так и- символически- в сухом ручье. Русло его выложено морской галькой мелкого и среднего размера, рассыпанной вдоль трех стен- дальней сплошной и двух боковых с окнами. Камней здесь тоже много: есть и настоящие, и искусственные. Песчаники нарочно выбирали неправильной формы, ноздреватые, с про-моинами и кремниевыми натеками, а валуны- поросшие мхом. Ложе водопада сделано из пенобетона под песчаник. Внешне похожа на камень и кремово-бежевая плитка с иероглифами, которой облицевали стены ниже окон и часть стены у двери.
Центральную часть этого почти квадратного помещения занимает деревянный настил (его площадь- около 4м2). Он имитирует мостки, сооруженные над сухим ручьем. Кнастилу ведет горбатый мостик.
Взимний сад можно попасть из гостиной. Открыв входную дверь, мы видим декоративное панно размером во всю торцевую стену. Оно напечатано на шелке и спрятано за деревянной решеткой- тоже типично китайской. Круглое "окно" в центре решетки помогает привлечь внимание посетителей, фокусируя их взоры на центральной части сюжета панно- дворике, утопающем в зелени. Благодаря такой конструкции решетки плоское изображение вызывает ощущение перспективы.
Шелковое полотно растягивали на гипсокартонной стене, используя для крепежа степлер. Решетку фиксировали при помощи саморезов.
Мнение специалиста
Палитра сада- традиционная для ландшафтов, "обрамляющих" китайские храмы. Цвет дикого камня- бежевый. Поэтому плитку для стен тоже выбрали светло-бежевую. Галька в ручье также светлая: белая, розоватая. Светлые тона- хороший фон для зелени. Почти все растения здесь имеют сочные листья насыщенных оттенков зеленого цвета. Пожалуй, только у бамбука листва более светлая, бледноватая. Все деревянные конструкции- темно-коричневые, в тон оконным рамам. Мы следовали национальной традиции: в китайских садах много коричневого, красновато-коричневого, вишневого цветов. Колористическая гамма живописи- пастельная, ненавязчивая: серовато-голубой, мягкие оттенки зеленого. Цветовой акцент в саду- красные соцветия антуриума и гибискуса. Красные бумажные фонарики решили не вешать, чтобы не переключать внимание с растений на вещи. Однако время чаепития можно разложить на столе красные салфетки- это будет вполне уместно.
Светлана Рудая, дизайнер
Зеленые соседи
Чтобы не было дополнительных хлопот с устройством дренажной системы, все растения решили сажать в переносные контейнеры с поддонами. Разместили их по периметру помещения, группами, среди камней. Апоскольку камни символически изображают воду, группы растений можно ассоциировать с островами в ручье.
При подборе растений важно было поселить рядом виды разной высоты: и вырастающие под потолок, и стелющиеся по земле, и среднерослые культуры. Такой принцип подбора позволил сделать сад многоярусным. Большая часть поселившихся здесь растений в естественных условиях произрастает в Юго-Восточной Азии: географическая достоверность имела значение и для дизайнеров, и для хозяев. Бонсаи- пожалуй, главные действующие лица в этом саду. Они привносят в него восточный колорит: традиция выращивания миниатюрных деревьев характерна и для Китая, и для Японии.
Центральное место возле торцевой стены с панно отведено сосне горной, вписанной в "оконный" проем. Всоседстве с ней живопись кажется более рельефной. Этот бонсай сформирован в стиле моеги, для которого характерен ствол, изгибающийся в разные стороны. Общее же направление роста дерева- вертикальное. Хвоя, словно облака, окружает каждую ветку. Второй крупный бонсай- фикус, выращенный в стиле нэагари (это означает "дерево на корнях"). Ствол опирается на мощные, выступающие над землей корни, словно на ходули. Всаду есть еще и третий, небольшой бонсай- эреция самшитолистная, а в будущем появятся и другие растения.
Перед пересадкой растение поливать не рекомендуется- так легче вынуть земляной ком
из горшка без повреждений (27). Спатифиллум не следует сажать в слишком большие контейнеры: когда этому растению тесно, оно цветет лучше (28, 29)
Правее сосны горной, тоже рядом с панно, поставили контейнер с бамбуком, который "перешептывается" с зарослями того же бамбука на картине, сближая тем самым растения живые и нарисованные. Сдругой стороны по решетке вьется лиана тетрастигма. Вней нет ничего яркого, броского; крупные листья не украшены никаким причудливым орнаментом. Но зато эта лиана способна быстро образовать огромную массу зелени: пройдет еще немного времени- и она сплетет пышную арку над "окном" решетки и поможет сделать образ "тающего" в перспективе сада живым. Рядом с тетрастигмой- ярко-зеленый шар из распадающихся в разные стороны листьев антуриума хрустального, привлекающего декоративной окраской листьев с серебристыми прожилками.
Более теплолюбивые культуры разместили ближе к теплой стене, примыкающей к квартире. Слева от входной двери поселили гибискус (китайскую розу). Период его цветения очень долгий: в течение несколькихмесяцев на фоне темно-зеленых листьев то здесь, то там вспыхивают крупные красные цветки воронкообразной формы, в центре которых вытягиваются золотистые нити тычинок. Справа от входной двери, рядом с водопадом с замкнутой системой циркуляции воды, расположились антуриум Андре и спатифиллум, радующий белыми хрупкими цветками экзотической формы: тонкий початок на фоне покрывала в форме эллипса. Уантуриума цветки красные.
Мнение специалиста
Грунт можно подбирать индивидуально для каждого растения, мы же использовали универсальный. Его состав: 1/4 песка, 1/4 чернозема и 1/2 темного торфа. Именно темного, поскольку рыжий окисляет землю, долго распадается и длительное время держит влагу. Поливать растения нужно тогда, когда просыхает земляной ком. Летом, конечно, поливают чаще, чем зимой. Азалия и бамбук- влаголюбивые растения- не выносят пересыхания, поэтому их поливают почти ежедневно. Авот гибискус лоялен к засухе: ему достаточно одного-двух поливов в неделю. Кроме того, почти все культуры нуждаются и в опрыскивании. Иконечно, в подкормках: удобрения вносят в жидком виде (1-2 раза вмесяц) или в виде гранул (примерно 2 раза в год- они долго растворяются).
Обитателями субтропического зимнего сада становятся также субтропические пальмы, азалии и камелии, бугенвиллея, бокарнея, из хвойных- араукария. Можно создать сад из плодовых деревьев, населив его цитрусовыми (апельсины, мандарины, лимоны), гранатами, инжиром и фейхоа. Большую часть культур экспортируют из Нидерландов- своеобразного перевалочного пункта, куда привозят экземпляры со всего мира. Некоторые растения выращивают и в наших питомниках. Советуем покупать их в проверенных фирмах, не один год работающих на рынке и заботящихся о здоровье товара,- таких, как «Грин Лайн», «Красная Нива», «Стар Лайт».
Вячеслав Демченко, садовник
Дирижируем погодой
Зимой и в начале весны температуру в саду поддерживают на верхней допустимой границе- около 12С. Летом растениям комфортно при 20-22С. Какое же оборудование помогает управлять погодой? Приток свежего воздуха в помещение, а также его нагрев (во влажную погоду) обеспечивает система приточно-вытяжной вентиляции. Все ее каналы расположены за подвесным потолком. Всухую погоду помещение нагревают с помощью настенного электроконвектора мощностью 1,5 кВт. Большую часть зимнего периода покоя воздух в помещении греет именно конвектор (над ним не рекомендуется размещать растения). Если у хозяев появляется желание посидеть в саду, на время температуру поднимают до 18С. Влажность воздуха даже зимой должна быть достаточно высокой- более 50 %. Летом же ее поддерживают на уровне 60-70 %. Существенную помощь в этом оказывает диффузор, которым оборудован водопад.
Основа конструкции подвесного потолка- решетка из дерева с ячейками 6060см. Они по бокам закрыты оргстеклом, внешне напоминающим полупрозрачную рисовую бумагу. Аячейки, расположенные по осевой линии, зашиты гипсокартоном: здесь разместили воздухораспределители. Освещают комнату лампы дневного света, которые, как и вентиляционное оборудование, спрятаны за подвесным потолком.
Пока комментариев нет. Начните обсуждение!