Комната детей капитана

Научный подход к «начинке» для детской комнаты: самая простая формула успеха — плоскости, емкости и теплый, мягкий пол.

Комната детей капитанаФото М.Степанова.
Жизнь за городом- особый отрезок детства. Вспоминается всю жизнь. Сквозь "звездные" окна приходят закаты и рассветы. Над головой крыша своего "домика"- детское ожидание праздника останется надолго Комната детей капитанаАрхитектор В.Герасимова.
Фото В.Нефедова.
Неплохой вариант решения комнаты c двумя спальными местами. Немного тяжеловесно и старомодно Комната детей капитанаДизайнер В.Шашкова.
Фото Д.Минкина. Окно для маленькой барышни, задрапированный столик, нежное кресло и светлые обои. Здесь просто, но уютно. Извлеки что-нибудь- атмосфера неуловимо изменится Комната детей капитана VIBEL
Яркие светильники любят не только девочки. Они должны быть в комнате малыша изначально. Эволюции вкуса проявятся со временем Комната детей капитанаЕсли дитя любит машинки, а интерьер настраивает на "морской" лад, то побеждает хозяин Комната детей капитана VIBEL.
Такие яркие, «вкусные» аксессуары, что хочется лизнуть. Или откусить кусочек

Комната детей капитана
Комната детей капитанаАрхитектор Н.Елисеева.
Фото Д.Минкина. Комната детей капитана VIBEL
Такое рабочее место понравится любому взрослому, но принадлежать будет маленькому "коллеге" Комната детей капитанаАрхитектор В.Герасимова.
Фото В.Нефедова.
Ее величество двухуровневая кровать! Дети обыгрывают ее бесконечно! Правда, нужно смириться с дополнительным временем для укладывания спать Комната детей капитана VIBEL
Необычной формы полочка примет и карандаши, и кисти Комната детей капитана MISTRAL Комната детей капитанаАрхитектор Д.Федоров.
Фото М.Степанова.
Очень много воздуха и света. Очень много пространства для творчества при ограниченной площади помещения Комната детей капитанаDOIMO
Компактно и мобильно. Юный хозяин с большим удовольствием "играет" в этот трансформер Комната детей капитана VIBEL
Вариант комнаты для веселого, но делового хозяина. Самые "важные" решения будут приниматься легко и непринужденно Комната детей капитанаАрхитектор С.Ерофеев.
Фото П.Лебедева Комната детей капитана RECK'S Комната детей капитанаDOIMO
Успешно зонировать ограниченное пространство можно не только с помощью разных уровней, но и мебелью

Знаете, у кого, пожалуй, была самая интересная детская? У детей капитана Гранта. Она включала в себя океаны, острова и материки. Дети в ней выросли, возмужали, закалились. Вправильности их дальнейшего жизненного выбора не приходится сомневаться. Почему бы нам не извлечь из этого безусловно положительного примера максимальную выгоду и не попытаться создать комнату- стартовую площадку? Для всего самого лучшего, жизнестойкого, здорового. Пусть наши дети обладают этими качествами. Чтобы, если занесет нас нелегкая на необитаемый остров, они смогли нас спасти.

Глава 1. Большое плавание

Юным Мэри и Роберту (собственно, детям капитана Гранта) было весьма и весьма нелегко. Их целеустремленный отец отправился на поиски острова для создания шотландской колонии. Ипропал. Присланное им с помощью бутылочной почты письмо с координатами своего местонахождения было доставлено акулой на борт яхты «Дункан». Случайно. Но с этого-то все и началось.

Что было в яхте бесспорно полезного с точки зрения медицины, так это ее экологическая чистота. Дерево, металл, качественная отделка и комфортабельные условия. Прекрасная кухня (повар Олбинет). Идеальное проветривание и замечательная инсоляция помещений. Морской воздух. Изобилие гимнастических упражнений для мальчика-подростка обеспечивал такелаж. Девушка также не была обделена вниманием. На нее влияли положительный пример жены хозяина яхты и ежедневный ненавязчивый тренинг в области этикета, личной гигиены- обычных для юного возраста проблем. Добавьте к этому первое зарождающееся взаимное чувство, и вы получите самую идеальную формирующую среду. Таковы безусловные плюсы.

Но и минусов предостаточно. Сравнительно невысокое ограждение (можно упасть в воду), отсутствие системы безопасности (легко навернуться с мачты). Плюс проблемы акклиматизации, риск обнаружить у себя морскую болезнь, аллергию на какое-нибудь тропическое растение. Не стоит забывать и отрицательный антропогенный фактор. Усугублялось все это постоянным нервным напряжением, тревогой и неопределенностью. Современный ребенок в такой обстановке наверняка обзавелся бы целым букетом заболеваний. Но простодушный народ далекой эпохи об этом не думал. Иммунитет юных спасателей был на высоте, экологическая обстановка тоже. Ачто до нелепостей, то их достойно представлял г-н Паганель, который, собственно говоря, способствовал росту адреналина на протяжении всего путешествия.

Но оторвемся на некоторое время от литературы и перейдем к безусловным вещам. Мои собеседники- врач-педиатр Маргарита Мархолия и детский психолог Елена Ефимова.

С точки зрения медицины

  • Желательно, чтобы детская была сориентирована окнами на восток или юго-восток.
  • Ребенку лучше спать головой к окну, на жестком матрасе.
  • Что касается занавешивания окна, то жалюзи все-таки монтировать не стоит. "Согласитесь,- говорит Маргарита Геннадиевна,- сложно хорошо промыть жалюзи, состоящие из маленьких пластин. От штор требуется, чтобы при необходимости они хорошо затеняли помещение».
  • Относительно запирания и закрывания окон рекомендации предельно ясны. Окна могут запираться как угодно, главное- чтобы механизм был достаточно надежен и недоступен для «маленьких, но уже любопытных».
  • Еще о запирании. На мой вопрос о внутреннем дверном замке доктор не дала однозначного ответа. Подростковый возраст эмоционально сложен. Ребенок может захотеть более четко разграничить свой мир и мир взрослых и потребовать установки внутреннего замка (именно потребовать, поскольку ультимативность заявлений очень характерна для переходного периода). Тут взрослые оказываются на перепутье: учесть требование дитяти- значит, утратить физический и психологический контроль над его "автономной территорией", отказать- значит, пойти на конфликт. Затяжные военные действия ничего хорошего не сулят. Остается третье: переговоры и частичные уступки. Но путь этот тернист. Вообще вопрос внутреннего замка- это скорее вопрос доверия ребенка к родителям и наоборот. Точка зрения психолога более категорична: «Замок нужен (как признание личных границ ребенка), но его конструкция должна позволять открывать дверь и снаружи».
  • Материалы- гипоаллергенные. Что касается напольных покрытий, то лучше все же предпочесть ковер, поскольку "уполностью застеленных полов всегда найдутся труднодоступные для уборки места».
  • Оконное стекло неплохо укрепить ударобезопасной пленкой, дабы избежать противных мелких осколков при попадании в него мячом.
  • Наверняка вы не раз читали об ужасах острых углов, захлопывающихся дверей, легкомысленных выключателей и доверчивой проводки. Влюбом колясочно-кроваточно-ползунковом магазине вам с удовольствием покажут богатый набор средств для защиты беспомощных предметов быта от юных экспериментаторов. Потратьте на это некоторое время, хотя практика показывает, что пытливый юный ум с легкостью одолевает все преграды.
  • Еще кое-что об автономии. Очень соблазнительно "отселить" крикуна в отдельную комнату, снабдив его baby-рацией. По этому поводу педиатр говорит следующее: "Сейчас модна точка зрения, что младенцы спокойнее спят вместе с мамой. Это дает детям ощущение защищенности и любви. Мне кажется, что к двум годам уже можно пробовать" (предоставлять ребенку отдельную спальню.- Авт.). Психолог придерживается иного мнения: "Основным критерием для решения этого вопроса является физическое здоровье новорожденного и матери. Если состояние обоих позволяет, лучше сразу отвести ребенку обособленное место в квартире, сохранив неприкосновенной спальню родителей, их личное супружеское пространство. Уродителей- своя территория, свои интересы и отношения, у ребенка- свои, и каждый переход этих границ создает проблемы для всех членов семьи. Если же возможности для раздельного проживания матери и ребенка нет (малыш объективно, то есть с точки зрения детского врача, нуждается в дополнительном внимании или же женщина не в силах противостоять традициям семьи), тогда нужно оставаться вместе с ребенком».
  • Об освещении. Рискуя показаться назойливой, повторю общеизвестное: освещение должно быть разнообразным и соответствовать зонированию пространства (рабочая, игровая зона, спальное место). Удобен диммер, позволяющий регулировать яркость. Что касается ночников для грудных детей, то предпочтительнее желтый рассеянный свет. Обязательное требование- безопасность всех электроприборов. Кстати, не надо думать, что грудничок все время нуждается в свете. Скорее это делается для родителей. Вот позже, когда ребенок подрастет и будет самостоятельно ходить в туалет ночью, потребуется постоянное освещение. Но нужно объяснить малышу, что это сделано для удобства, чтобы он видел дорогу, а не для того, чтобы «не дай бог, что-нибудь не случилось».

Глава 2. Случайность и нелепость

Что вообще должно быть в детской? Речь не идет о каких-то общих, одинаковых для всех нормах. Вкаждой семье устанавливаются свои правила, которым по доброй воле следуют ее члены. И все же как сориентировать ребенка в быту, чтобы он усвоил эти домашние правила легко и беспроблемно? Психолог Елена Ефимова определяет круг тем, требующих проработки, так:

  • Вещи должны находиться в порядке, пусть в том, какой установит сам ребенок. Помимо этого должны соблюдаться правила безопасности: не жечь свечи без взрослых, не хранить огнеопасные вещества и т.д.
  • Один из основных критериев развития ребенка до трех лет- формирование сенсорного восприятия (опыт постижения и осознания цвета, вкуса, формы, размера, запаха окружающих предметов). Таким образом, личное пространство малыша должно быть наполнено этим разнообразием. Колючее и мягкое, светлое и темное, шуршащее и бесшумное, кислое и т.д. должно окружать ребенка в младшем возрасте. Внешне это может быть выражено в определенном родителями стиле, но материалы желательно выбирать с учетом потребности младшего члена семьи в сенсорном развитии.
    Игрушки малыш, естественно, тоже приобретает не сам. Он покорно воспринимает то, что расставляют и развешивают вокруг взрослые. Единственное, чего он хочет,- брызжущей в глаза яркости. И как только начинает (как ему кажется) внятно отображать на бумаге окружающую реальность, это желание вмешаться в процесс декорирования собственного пространства. Подростковый период чреват плакатами на стенах. Эстетическое чувство родителей может подвергнуться нешуточному испытанию: футболисты, поп-рок-идолы и эльфы вперемешку... Всякий родитель знает, что борьба ни к чему не приведет. Вконце концов, научится чадо искусству коллажа или нет- неважно. Главное- ребенок развивается, круг его интересов становится шире.
  • О нелепостях. Нет ничего нелепее и бессмысленнее, чем мягкие игрушки. Это замечательные пылесборники, идеальные заниматели мест, яркие и нефункциональные пятна, спасительные варианты подарка, когда непонятно, что дарить. Больше у них нет достоинств. Поэтому не занимайте ими священное место обитания вашего ребенка. Ибо материалы, из которых изготовлены эти монстры, далеко не всегда соответствуют санитарным нормам. Такие игрушки трудно чистить. Вдобавок они неустойчивы и легко могут стать причиной падения начинающего ходить малыша на угловатый предмет. Да и, между нами говоря, вообще непонятно, как в них играть. Есть только один вид милых друзей, которые должны быть у каждого,- это медведи, которые охраняют детские сны. Так что лучше Жак Паганель, чем плюшевый динозавр в натуральную величину. Примечание: речь идет о банальных «околокитайских» игрушках из придорожных магазинчиков.

Еще о нелепостях. На сей раз о нелепостях иного рода- о шаблонах. Когда готовят ребенку "приданое" для выписки из роддома, начинает работать кондовая схема: голубое- мальчик, розовое- девочка. Для роддома- ничего, но беда в том, что все это розово-голубое рюшечно-помпончиковое проецируется на детскую. Или клеточки. Или бантики. Или чудовищное количество тряпочных мишек по углам. Грудничку не до этого, честное слово! Вот цвет потолка или полога над кроваткой- другое дело. Что до цветовой ориентации, то она тоже не безусловна. Мальчики часто любят красные футболки и оранжевые диваны. Адевочки иногда не прочь обжить комнату небесного цвета и поиграть в автомобильчики.

И абсолютно всем по душе яркие и контрастные цвета. Вам нужны доказательства- смотрите иллюстрации, любезно предоставленные мне милой девочкой Настей. Яркие цвета нужны ей и днем, и ночью (ввиде флуоресцентных пластиковых фигурок). Аеще девочка в проекте интерьера своей комнаты выделила оранжевый шкаф, оранжевый стол и чудную кровать цвета кубинского карнавала. И ни одного бантика не нарисовала. Вто же время синий-морской далеко не всегда нравится мальчикам, потому что они не так часто читают Стивенсона и Жюля Верна. Ипорой не хотят выставлять напоказ модели танков, самолетов и автомобилей.

В общем, родители, соблюдайте нейтралитет! Пусть стены будут светлыми и немаркими, пусть фриз из осликов, цветочков, жирафов и бог знает чего не превращается в навязчивую идею. Разноцветная геометрия куда лучше подстегивает фантазию, чем все мультяшные сюжеты в мире. Не делайте детскую аккуратно уменьшенной копией кабинета в стиле ампир или будуара в стиле рококо. Приятно и комфортно в такой комнате будет вам. Аему- вашему милому непоседе и спорщику? Впрочем, если вы уже все решили, то я со своими советами опоздала.

Глава 3. План и маршрут

Жюль Верн отправил своих героев в плавание по 38-й параллели, поскольку записка капитана Гранта была повреждена и второй координаты у наших героев не оказалось... Стоя на пороге пустой и гулкой комнаты, которая должна превратиться в детскую, родитель первым делом вспоминает собственное детство и мыслит в двух направлениях: пусть будет так же уютно, как у меня; пусть он получит то, чего мне недоставало. Апотом начинает думать о функциональном наполнении пространства. Ивот, складывая эту мозаику из воспоминаний, благих пожеланий и практических соображений, заботливый взрослый выбирает места для поиска начинки. То есть для мебели.

В принципе мебель детям не нужна. Втом смысле, что выбирать ее они не любят и не умеют. Всегда приятно, когда взрослый спрашивает у ребенка, что ему нравится, и предоставляет ему определенную свободу действий. Но малыш, как правило, отвлекается на мелочи, смотрит на аксессуары, играет и норовит залезть туда, куда ему обычно не разрешают. Вмебельном салоне "Колибри" детям позволено делать что угодно, и они с наслаждением играют, безобразничают и не мешают родителям предаваться ответственному и долгому делу- выбору и планировке.

А знаете, какой предмет мебели дети любят больше всего? Двухъярусную кровать. Иногда они ее называют двухэтажной, иногда двойной, но всегда- любят. Впрочем, двухэтажная кровать- это не кровать, а сооружение, на которое можно залезть, с которого можно спрыгнуть и т.д. Адевочка Настя, изобразившая детскую своей мечты, второй этаж предназначила для двоюродного брата. Он часто приходит в гости, поэтому для него совершенно необходимо спальное место. Моему сыну такая кровать кажется домиком, а кто-то снабжает ее занавесками. Вней можно играть в поезд. И даже если в вашей квартире нет отдельной детской, а есть просто территория ребенка, двухъярусная кровать создаст комнату в комнате. Добавлю, что не обязательно использовать оба спальных места. Нижний ярус может быть с успехом трансформирован в мини-кабинет- сомасштабный своему хозяину, удобный для уборки.

Второй в рейтинге мебельных пристрастий- платяной шкаф. Тоже сооружение. На внутренней улице детского города он становится то банком, то чем-нибудь вроде ратуши. Молодые люди хранят в нем свой беспорядок, юные леди- наряды. И те и другие одинаково неравнодушны к игре в прятки- естественно, с участием этого шкафа. Современные шкафы-купе не так романтичны, как бегемотообразные монстры сталинской и постсталинской эпох. И на дверцах не повисишь. Но зато практичны донельзя, поскольку с комфортом размещают в себе как носильные вещи, так и емкости с великим разнообразием упоительной дребедени. Вдобавок современные конструкции нейтральны, как Швейцария. Ну, разве что вызывают беспокойство двери на роликах, но о травматизме- см.выше. Практичный родитель постарается снабдить комнату именно таким шкафом. Но выросшее до десятилетнего возраста чадо может пожелать упомянутого бегемота, причем совершенно неописуемой расцветки. Однако и вы к тому моменту будете решать вопросы в поступательном порядке и, возможно, согласитесь на компромисс. Кпримеру, разрешите ребенку самостоятельно расписать дверцы.

На третьем месте по популярности- рабочий стол. Прежде всего, потому, что в царящем на нем хаосе очень легко найти нужную вещь. Попробуйте предложить чаду навести порядок- оно тут же потеряет половину своих ценностей. Ивы же будете виноваты. Многие любят располагать детский стол у окна. Есть много доводов за и против, но моя личная позиция такова: не стоит. Во-первых, вид за окном мешает сосредоточиться. Во-вторых, от окна может дуть. Наконец, в-третьих, отсутствует стена, на которую удобно вешать картинки, расписание уроков, записки с напоминаниями и шуточные открытки, фотографии и прочее, и прочее. Так что дайте ребенку кусочек стены. Ипозаботьтесь о том, чтобы дневной свет падал слева. Впрочем, искусственный тоже. Удобно еще иметь подкатную тумбочку для компьютера и тумбу с ящиками (тоже на колесиках). Ивообще, чем мобильнее, тем веселее и динамичнее.

На четвертом месте- диван. Со мной могут поспорить, но я буду упорно отстаивать свою точку зрения. Диван может служить то продолжением стола или пола, то частью шкафа (это зависит от предметного наполнения комнаты). Иногда он предательски путается под ногами, иногда на него плюхается некоторое количество смеющегося народу, но предпочитают все равно пол. Там вольготнее. Да и элемент протеста налицо. Взрослые ведь любят, когда на диванчике и ручки на коленки. Аюные создания- на пол норовят. И все же диван нужен. На нем хорошо отдыхать, размышлять, оплакивать свои неудачи и просто дремать. Наконец, он может служить кроватью. Но то ли в силу этой своей угодливости, то ли из-за того, что он воспринимается как замаскировавшийся пришелец из мира взрослых, диван настораживает.

И уж совсем относительная вещь- книжный шкаф. Повесьте полки, благо повсеместная тенденция такова, что они лидируют, оставляя консервативные шкафы далеко позади. Но, опять же, если вас покорила стилизация и не дает покоя ампир в гостиной, пусть будет шкаф, конечно.

Кстати, о стилях. Начиная с этих слов, мы переходим к "заключительной части Мерлезонского балета". Последний наш разговор будет с архитектором. Ипосвящен он будет такому непростому вопросу, как...

Глава 4. Камни преткновения

Один из самых безотказных писательских изысков- описание погонь и кораблекрушений. Так вот, чтобы обойти подводные камни и достичь спокойных вод бухты, хорошо бы иметь опытного лоцмана. Этим лоцманом может стать архитектор, дизайнер, декоратор, а лоцией- план комнаты с координатами выступов, ниш, оконных проемов и, конечно же, ориентацией помещения по сторонам света.

Выдержать экзамен на звание дизайн-лоцмана вполне способна архитектор Вера Герасимова из дизайн-студии "АРНАТ". По ее глубокому убеждению, детская должна отличаться от прочих комнат- быть легче, ярче, контрастнее. Вней нужна простая по форме и гуманная по отношению к ребенку мебель. Скажем, прямые углы конструктивистских предметов могут травмировать малыша. Да и вообще, этот стиль, равно как и японский, не очень хорош для детей. Испрос на такую детскую мебель невелик. Отдельно хочу поговорить о морской теме. Она стабильно востребована. Почему?

Многим я задавала этот вопрос, и ответы получала примерно одинаковые. Идизайнеры, и продавцы феномен популярности "морской" мебели объясняли неизбывным романтизмом поколения родителей. Детские книжки с мальчиками в матросках, детские впечатления от приключенческой литературы, материализованные в мебельном гарнитуре. Кругленькие иллюминаторы, медные вставки, имитация благородного тика- что может быть лучше? Икажется, что среди этих декораций чадо будет расти милым и мечтательным. Благо украсить комнату сундуками, гравюрами с изображением фрегатов, картами полушарий и светильниками в виде парусников так легко. Образ закончен, но до чего трудно будет ребенку встраивать свое "я" в придуманный взрослыми образ! А если ваше чадо- прагматик? Если круг его интересов не охватывает акватории всех морей? Если он- коллекционер автомобильчиков, авиамоделист, собиратель паззлов или «компьютерный червь»? Впрочем, в любом случае, не стоит рассчитывать на благодарность ребенка. Все равно окажется, что он хотел чего-то другого.

Следующий могучий мебельный пласт- большие игрушки. Я имею в виду ту мебель, которая что-то изображает. Кпримеру, кровать-автомобиль, кровать-кораблик, диван-медведь (цветок, телепузик и т.п.). Все это балансирует на грани китча. Кроме того, предмет может не "вписаться" в обстановку по габаритам или остаться в гордом одиночестве, поскольку к нему сложно подобрать гармоничного соседа. Да и вырастет ребенок, в конце концов, из этого кораблика. Иначнутся мучительные раздумья, куда ненужное «богатство» сплавить.

Только не думайте, что я против разнообразия. Я- против диктата. Нужны плоскости, емкости и теплый, мягкий пол- вот самая простая формула успеха детской комнаты.

  • О растениях. Юное и подвижное создание не уживется с напольными горшками. Если не уронит, то землю повыбрасывает. Ауж оборванные листья- само собой разумеется. Подросшее дитя может заинтересоваться зелеными оконными друзьями с познавательной точки зрения. Тут наибольшую опасность представляют растения с млечным соком, колючками, плотными режущими листьями. Не рекомендуются, конечно, цветы с резким запахом, выявленные как аллергены, а также нежные растения, нуждающиеся в постоянном внимании. Подростки к цветам относятся по-разному. Кому-то доставляет удовольствие возня с растениями, кто-то плодит кактусы у монитора, кто-то хочет пальму в горшке. Совет один: ищите неприхотливые виды.
  • О спорте. Вмальчишечьих и девчачьих комнатах часто появляются спортивные аксессуары (коньки, шлемы, наколенники, налокотники, лыжные ботинки, самокаты, боксерские перчатки...). Хорошо, если у вас железная воля и твердое намерение развивать себя и ребенка гармонически. Тогда и стенка, и эспандеры, и беговая дорожка будут с успехом служить вам и вашему отпрыску, окупая затраченные на них средства. Но если вы не готовы своим примером вдохновлять чадо на спортивные подвиги, лучше не загромождайте помещение. Иначе ребенок будет изредка висеть на кольцах или стенке, норовя врезаться во что-нибудь небезопасное. Ау вас постепенно начнут шалить нервы.

Финал

У детей капитана Гранта все закончилось как нельзя лучше. Гарри Грант нашелся. Мэри вышла замуж. Сын, естественно, стал моряком и продолжил дело отца. Даже Паганель, в конце концов, женился. Так что огромная детская сделала много хорошего. Но это почти сказка, а наши дети могут не быть такими идеальными. Или быть далеко не идеальными. Но, тем не менее, они самые любимые дети. Главное, чтобы родители при этом были капитанами. Итогда вероятность хэппи-энда окажется очень большой.

Редакция благодарит мебельный салон "КОЛИБРИ», дизайн-студию «АРНАТ» и лично Маргариту Мархалию, Елену Ефимову за помощь в подготовке материала.

Рекомендуем